Открытый урок по окружающему миру 3 класс УМК Школа России на тему "Царство грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Дикая Ольга Анатольевна

Материал содержит: конспект урока на тему "Царство грибов, презентация, самоанализ урока, звуки леса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.7 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc47.5 КБ
Office presentation icon gribnaya_prezentatsiya_2016.ppt2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  окружающего мира в 3 классе

«Царство грибов»

Учитель Дикая Ольга Анатольевна

МБОУ Черкесская СОШ

27.11.2016 г.

Задача: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся.

Цели: Какое строение имеют грибы. Какие они бывают. Как правильно собирать грибы. Какое значение имеют грибы. Узнать, какие грибы нужно охранять.

Обучающие: Активизировать ранее полученные знания; изучить строение, классификацию, значение и правила сбора грибов;

Развивающие: Развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение); расширять кругозор учащихся; умение работать в парах;

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся; формировать оценочное, эмоциональное отношение к миру.

Тип урока: "открытие" нового знания.

Оборудование: презентация, тесты, карточки строение гриба.

План урока

1. Оргмомент.

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу. С хорошим настроением начинаем урок. Садитесь.

(1 слайд пустой)

- Нам предстоит сделать много новых открытий. Поэтому будьте внимательны.

(2 слайд лес, музыка)

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.

2. Актуализация опорных знаний

- Посмотрите на этот лес. Какие царства живой природы вы видите?

- Живую природу делят на царства растений, животных, бактерий и грибов.

(3 слайд) царства живой природы

3. Формулирование темы, постановка цели.

- Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством. Представителей этого царства учёные долгое время не могли отнести к ни, царству растений, ни к царству животных. Чтобы узнать о каком царстве мы будем говорить, нужно отгадать загадку.

(4 слайд Царство грибов)

Землю пробуравил
Грибницу оставил,
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся.

- О чём идёт речь? (о грибах) А почему вы считаете, что это гриб? Докажите.

А как вы думаете, какая тема нашего урока?

Тема нашего урока: Царство грибов. Сегодня мы вспомним, что нам известно о грибах и узнаем много нового.

- А что бы вы хотели узнать об этом царстве?

- Итак, ребята, вы сами поставили цели урока.

(5 слайд Цели) Какое строение имеют грибы? - Какие они бывают?

- Как правильно собирать грибы? - Какое значение имеют грибы? - Узнать, какие грибы нужно охранять)

- На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом уроке.

- Грибы это настоящее чудо. На земле насчитывают более 100 тысяч видов. Но только чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определённое место в природе. Одни грибы превращают органические вещества в минеральные, которые необходимы и доступны растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в перегной, третьи, хищники, помогают бороться с вредителями растений, четвёртые - лекарство для животных и человека. Помните об этом и не топчите, не сбивайте грибы, которые попадутся вам на глаза.

а) Строение грибов.

- Попробуйте в загадке найти части гриба. А сейчас работа в парах. В рабочей тетради на стр. 66 нарисуйте рисунок гриба и напишите название частей. А теперь проверим.

(6 слайд - строение грибов)

- А теперь давайте рассмотрим строение гриба

- В самом верху? (шляпка) В ней созревают споры - это маленькие семена.

- Что находится ниже? (Ножка)

- Шляпка и ножка называется плодовое тело.

- Как называется подземная часть гриба? (грибница)

Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые оплетают корни деревьев и срастаются с ними.

Мы рассмотрели строение шляпочных грибов. Об остальных грибах вы узнаете в 6 классе.

б) Классификация грибов

- На какие 2 группы можно разделить грибы? (съедобные, несъедобные)

(7 слайд) съедобные и несъедобные грибы

- Какие съедобные грибы вы знаете?

- Какие несъедобные грибы вы знаете?

- Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от, несъедобных. Давайте попробуем сравнить их и сделать вывод.

- Открыли учебники стр.120

(8 слайд) Грибы - двойники (белый, желчный)

1) У самого ценного гриба- белого - есть опасный двойник - желчный. (читаем)

- Чем они похожи? (формой)

- Чем отличаются? (по цвету, по срезу)

- Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.

- По каким признакам нашли отличие? (по цвету, по срезу)

(9 слайд) Грибы - двойники (опята - ложные опята)

2)У осенних опят тоже есть двойник - ложный опёнок.(читаем)

- Чем они похожи? (формой)

- Чем отличаются? ( по цвету, по запаху)

Ложный опёнок - ядовитый гриб.

- По какому признаку нашли отличие? (по запаху, по цвету, по кольцу)

(10 слайд) Грибы - двойники (шампиньон - бледная поганка)

3) Сравните шампиньон и бледную поганку. (читаем)

- Чем они похожи? (формой)

- Чем отличаются? (по цвету, по строению)

Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Каждый год в нашей стране погибают люди, случайно отведывавшие бледную поганку. Что нужно сделать, если после употребления грибов, человеку стало плохо? (вызвать скорую помощь)

- По какому признаку нашли отличие? (по строению)

- Итак, на что необходимо обратить внимание при сборе грибов?

(11 слайд) Признаки отличия съедобных и несъедобных грибов (цвет, срез, запах, форма)

В). Правила сбора грибов.

- А кто из вас знает, как собирать грибы?

- Найдите ответ в учебнике на стр. 121. Внимательно прочитайте, как правильно собирать грибы, чтобы ответить на мои вопросы.

- Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь?

- Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох?

- Почему нужно срезать грибы ножом?

- Почему нельзя собирать большие старые грибы?

- Почему нельзя собирать грибы возле дорог предприятий и скверов?

(12 слайд чистый, музыка)

Физминутка

- Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъёдобный гриб, проходим мимо.

Сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка, груздь, волнушка, ложный опёнок.

- Какое удовольствие можно получить от прогулки по лесу! А если удаётся вернуться с корзинкой грибов, то чувствуешь себя удачливым добытчиком.

Садитесь.

- Мы немножко отдохнули, побывали на прогулке в лесу. А теперь продолжим.

Г). Грибы, занесённые в Красную книгу. 

- Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я надеюсь, будете их выполнять.

Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России.

(13, 14 слайд) (Красная книга)

- Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый.)

- Эти грибы нуждаются в особой охране.

Д). Значение грибов

Сказка

- А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно, потому что только тот, кто будет внимателен, сможет сделать открытие.

(15, 16, 17. 18 слайд деревья и грибы)

Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. " -Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас" Грибы ответили: "Не у ходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по - прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.

- А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос?

Давайте все вместе проведём маленькое исследование, чтобы подтвердить наши предположения.

(19 слайд)

Тема исследования: Почему деревьям плохо без грибов?

- Как вы думаете, грибы помогают расти деревьям? Это наша гипотеза.

Гипотеза: Предположим, что грибы помогают расти деревьям.

Цели: Выяснить, что же связывает деревья и грибы друг с другом.

(20 слайд)

Результаты исследования:

- Что получают грибы от деревьев?

1. Грибы получают от дерева питательные вещества.

- А давайте теперь предположим, что же деревья получают от грибов?

- А что делают корни деревьев в земле? (всасывают воду и минеральные соли)

2. Корни деревьев всасывают воду и минеральные соли из земли.

- А как связана грибница и корни деревьев? (Срастается)

- А если грибница срастается с корнями деревьев, то какую помощь оказывает деревьям?

3. Грибница доставляет воду корням деревьев из почвы.

- Куда исчезают все засохшие листья под деревьями, старые пни, упавшие сучья? Как вы думаете? (грибы) Так, что ещё делает грибница?

4. Грибница перерабатывает остатки живых организмов.

- Грибы перерабатывают остатки живых организмов и образует перегной, очень нужный для деревьев.

- Так почему деревьям плохо без грибов? Какой сделаем вывод?

(21 слайд вывод, гриб дерево)

Вывод: Грибы помогают расти деревьям. Они доставляют воду и перерабатывают остатки живых организмов.

- Проведя исследование, мы сделали открытие, и узнали, как связаны между собой грибы и деревья.

Такая связь называется взаимной. Грибы и деревья взаимосвязаны или симбиоз.

- Нужны ли грибы животным? Зачем? Какие животные питаются грибами? (белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева).

Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами лечатся лось, сороки.

Какой можно сделать вывод?

- Нужны ли грибы человеку? Зачем? (питаются)

- В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, - необходимые человеку. Недаром грибы называют лесным мясом. Самые питательные грибы: рыжики, опята, подосиновики, белые.

(22 слайд чистый)

Физминутка

Вот он гриб - боровик,
И красив он и велик.

Давайте носиками нарисуем гриб. Начнём с грибницы, ножка, шляпка.

Е). Закрепление нового материала.

А теперь давайте ответим на интересующие вас вопросы.

(23 слайд №5 повтор)

Сегодня на уроке мы постарались ответить на все вопросы, которые вас интересовали. А теперь давайте проверим новые знания.

(24 слайд)

- Проверка будет походить в виде тестов. Вам предлагается 5 вопросов. Работаем.

1. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать?

а) оставить его на месте,

б) срезать и взять с собой,

в) сбить ногой.

- Какой правильный ответ?

(25 слайд)

2. Назовите самый ядовитый гриб.

а) желчный гриб,

б) бледная поганка,

в) ложный опёнок.

(26 слайд)

3. Что не входит в строение гриба?

а) шляпка,

б) ножка,

в) корень.

- Что же у грибов вместо корня?

(27 слайд)

4. С чем взаимосвязаны грибы?

а) с человеком,

б) с деревьями,

в) с животными.

(28 лайд)

5. Найди лишний гриб.

А) подосиновик,

Б) боровик,

В) мухомор

Проверка

А теперь я предлагаю вам себя оценить. Если нет ошибок оценка 5 , одна ошибка -4, две ошибки -3.

6. Рефлексия деятельности.

- Наш урок подошёл к концу. Подведём итог. Какие открытия вы для себя сделали?

- За активную работу на уроке получают оценки::.

Многие тайны леса уже раскрыты. Другие ещё ждут своих исследователей. Главное, не забывать, что в лес ходили наши прабабушки и прадедушки, и люди, жившие сотни лет до них. Хочется сберечь лесные богатства и для будущих поколений. Для этого надо не так уж и много. Нужно просто любить лес.

7. Включение нового в систему знаний.

(Слайд 29)

Запомни, что всё в природе взаимосвязано, уничтожая одно, ты наносишь вред другому.

Рекомендации по выполнению домашнего задания

1. Стр. 118-122, пересказ. Найти интересную информацию о грибах из разных источников: спросить у родителей, узнать из интернета, прочитать в книгах.

(Слайд 30)

9. Дополнительно (фильм рост растений).

И сегодня у нас есть уникальная возможность увидеть своими глазами, как появляется грибница и растут грибы. Фильм, который вы будете смотреть показан в ускоренном режиме.

(12 слайд) фильм о росте грибов

Сначала появляется грибница. А на них образуются маленькие клубеньки. Клубеньки увеличиваются, вылезают из земли и превращаются в грибы.

- Так почему же придя в лес нельзя вырывать грибы с грибницей? (нарушается грибница) Если запомнить урожайное место, то можно несколько раз за лето приходить сюда и уносить домой богатую добычу.

Дополнительно

- Но грибы не только то, что растёт под ёлкой на поляне, и что собираем в корзинки. Гриб - чага растёт на берёзе. Им лечат язвы желудка, опухоли. Гриб - дрожжи применяют в хлебопечении, сыроделии. Все знают лекарство пенициллин, его готовят из гриба. Лечат воспаление лёгких, бронхит. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб - плесень. Есть такие грибы, которые могут разрушить дома (домовой гриб).



Предварительный просмотр:

Урок  окружающего мира в 3 классе

«Царство грибов»

Учитель Дикая Ольга Анатольевна

МБОУ Черкесская СОШ

27.11.2016 г.

Цели урока: 

Какое строение имеют грибы.

Какие они бывают.

Как правильно собирать грибы.

Какое значение имеют грибы.

Узнать, какие грибы нужно охранять.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

         Знать

  • понятие гриб;
  • строение шляпочного гриба;
  • виды грибов;
  • значение грибов.

Метапредметные:

          Уметь

  • организовывать учебное сотрудничество;
  • самостоятельно определять цели своего обучения;
  • работать с различными источниками информации;
  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Личностные:

          Развивать

  • познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы;
  • коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстникам;
  • элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности.

Учебно-материальное обеспечение:

  • интерактивная доска, мультимедийный комплекс
  • презентация к уроку
  • картинки, муляжи грибов
  • раздаточный материал

Структура урока:

  1. Организационный момент (1мин.)
  2. Формулирование темы урока (1 мин.)
  3. Целеполагание (2 мин.)
  4. Изучение нового материала:
  • Постановка проблемной ситуации (5 мин.)
  • Решение проблемы через исследовательскую работу (10 мин.)
  1. Физкультминутка (1 мин.)
  • Выступление учащихся по результатам  работы (10 мин.)
  • Обсуждение результатов работы (4 мин.)
  1. Подведение итогов урока (3 мин.)
  2. Рефлексия (2 мин.)
  3. Постановка домашнего задания (1 мин.) 

На уроке  были использованы технологии:

  • Проблемного обучения
  • Информационно-коммуникационная
  • Исследовательская деятельность
  • Здоровьесберегающая

Формы работы

  • фронтальная работа
  • групповая работа
  • индивидуальная работа

Методы обучения

  • словесный
  • дедуктивный
  • наглядный
  • практический
  • аналитический

        Урок построен в соответствии с ФГОС в рамках системно-деятельного подхода. Для достижения цели урока использована технология развития мышления.

        Урок старалась строить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя творцом, исследователем, чтобы в нём раскрылись все его таланты и способности, данные ему от природы.

        В начале урока старалась создать условия для мотивации. На этом этапе создана проблемная ситуация. Для активации мышления учащихся использовала систему  вопросов по новой теме.

        Тему и цели урока учащиеся должны были определить самостоятельно., исходя из соответствующей проблемной ситуации.

Этапы изучения нового материала построены на основе создания проблемных ситуаций, которые стимулировали самостоятельность мышления и творческую активность учащихся.

Для эмоционального восприятия материала использована музыка, видеофрагмент, познавательный дополнительный материал.

На уроке дети почувствовали себя исследователями, именно в такой работе развиваются такие базовые качества личности как: рефлексивность, коммуникативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Знания не давались в готовом виде. Учащиеся высказывали свои предположения, а затем путем осмысленного чтения  текста проверяли свои предположения и делали соответствующие выводы. Презентация сопровождала каждый этап урока, активизируя внимание детей.

На уроке старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении и не боится высказываться.

Все содержание урока  полностью соответствовало заявленной теме и современным дидактическим требованиям. Заявленная в начале урока цель достигнута в полном объёме

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 класс

Слайд 3

Живая природа Царство животных Царство растений Царство грибов Царство бактерий

Слайд 4

шляпка грибница плодовое тело ножка Строение гриба. споры

Слайд 5

сказка о грибах и деревьях

Слайд 7

Тема исследования: Почему деревьям плохо без грибов ? Гипотеза: Предположим, что грибы помогают расти деревьям Цель: выяснить, что же связывает деревья и грибы друг с другом

Слайд 8

Результаты исследования: 1. Грибы получают от дерева питательные вещества 2. Корни деревьев всасывают воду и минеральные соли из земли 3. Грибница доставляет воду корням деревьев 4. Грибница перерабатывает остатки живых организмов

Слайд 9

Вывод: Грибы помогают расти деревьям, доставляют воду, перерабатывают остатки живых организмов симбиоз

Слайд 10

Подведение итогов урока Что нового узнали на уроке ? Из чего состоит гриб? Какие правила грибов вы выполняете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру по ФГОС "Равнины России"

Урок окружающего мира на тему "Равнины России" 4 класс...

Урок по окружающему миру по программе "Школа России".

Тема урока: Расы и народы.Цель урока: дать возможность учащимся самостоятельно выяснить, чем люди отличаются по внешним признакам и отчего это зависит.Задачи: - формировать умение делать выводы ...

Конспект урока по окружающему миру 2 кл Школа России

Урок формирования представление детей о группах животных, их отличительных признаках....

Открытый урок по окружающему миру в малокомплектной школе 1 класс -"Кто такие рыбы?", 3 класс - "Берегите воду!"

Здравствуйте, данная разработка урока может быть полезна для учителей которые работают в малокомплектных классах....