Рабочая программа по окружающему миру 4 класс. УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Колиева Фарида Мулламухаметовна

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс. УМК "Перспектива" по учебнику А.А. Плешакова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.docx62.05 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематический план.

№ раздела

               Тема раздела

Кол часов по плану  

Кол часов по факту

1 .

Мы – граждане единого Отечества

10

13

2.

По родным просторам

18

20

3 .

Путешествие по реке времени

23

26

4.

Мы строим будущее России

5

9

Резерв

12

0

Итого:

68

68

                                 

Проверочные работы

           Тесты

Экскурсии

1 четверть

           1

                                     

              1              

2 четверть

           1

             

                           

3 четверть

         

              1

              1              

4 четверть

          1

              

              2                                          

Итого:

          3

              1

              4

                                                                               

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя школа №9» ЕМР РТ на 2015 – 2016 учебный год.

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородной страны и мира вокруг.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Общая характеристика курса

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания  и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:

  • природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
  • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека; 
  • мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
  • искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
  • человечество как многообразие народов, культур, религий;
  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
  • здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-  и социально-нравственное;
  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на  3 классы — 68 ч (34 учебные недели).

Содержание курса

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира.

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.

Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре.

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира.

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея.

Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.

Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к  мнению друг друга, духовная солидарность.

Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших  о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору).

Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.

Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом.

Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи. Телефоны экстренной помощи.

Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.

Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в  охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 4 КЛАСС

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

— овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

— умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном

устройстве Российской Федерации;

— проявление чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, общество посредством знакомства с вкладом соотечественников в

развитие страны; осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии», понимание себя наследником ценностей

многонационального общества;

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве природы, народов, культур и религий;

— представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

— уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи, преемственности, постоянном развитии при сохранении устойчивых

культурных особенностей;

— навыки адаптации в мире через осознание образа исторического времени как единства прошлого, настоящего и будущего;

— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, осознания и принятия образца прилежного ученика;

— мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

— понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности;

— способность действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);

— интерес к новому учебному материалу, способам решения новой частной задачи;

— способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

— осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни);

— готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям*;

— ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей*;

— личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;

— представление о морально-нравственных понятиях и нормах поведения и умение оформлять их в этическое суждение о поступке;

— знание основных моральных норм и действие в соответствии с моральными нормами*;

— чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой в исторической перспективе*;

— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения*;

— понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с отечественными святынями и художественными образами отечественной и мировой литературы и живописи*;

— навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях*;

— правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

— гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми;

— установка на здоровый образ жизни* с опорой на отечественную традицию понимания триединства здоровья физического, психического и духовно-нравственного.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

— понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

— сохранять учебную задачу в течение всего урока;

— ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

— выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

— планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

— планировать свои действия;

— фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

— самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

— контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

— использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

— понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

— осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

— выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

— использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;

— понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

— осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

— строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

— проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении Календаря памятных дат, итогов проектных работ и пр.;

— ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

— владеть общим приёмом решения учебных задач.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

— включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

— формулировать ответы на вопросы;

— слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

— формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

— аргументировать свою позицию;

— понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении;

— признавать свои ошибки, озвучивать их;

— употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

— понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

— строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

— составлять рассказ на заданную тему;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

— продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

— строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

— достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

— узнавать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);

— находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион, его главный город;

— называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ (общее историческое прошлое, общероссийская культура, государственный русский язык, общий

труд на благо Отечества);

— приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией, а также конкретные примеры прав и обязанностей граждан (в пределах нескольких статей Главы 2);

— приводить конкретные примеры прав ребёнка;

— называть элементы государственного устройства России как независимой демократической республики и высшую силу власти в ней — многонациональный народ;

— называть имя действующего Президента РФ и его полномочия как главы государственной власти;

— перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп (республики, автономные области, области, автономные округа, края, города федерального назначения);

наличие регионального герба, гимна, флага; самобытное природное и культурное наследие; выдающиеся граждане;

— показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение географических объектов, заданных в учебниках;

— показывать на карте и называть государства, сопредельные России;

— характеризовать растительный и животный мир основных

природных зон России, а также особенности хозяйственно-бытовой жизни людей на этих территориях;

— знать об экологических проблемах России и предложениях экологов по охране природы;

— приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;

— соотносить исторические события с датами, даты с веком, в котором данное событие произошло;

— располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»;

— отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;

— показывать на карте Восточно-Европейской равнины места обитания разных племён (славянских и финно-угорских), называть их в соответствии с летописными сведениями;

— определять по карте местоположение древнейших русских городов;

— называть дату (век) Крещения Руси;

— характеризовать важнейшие деяния некоторых русских князей из династии Рюриковичей, их значение в развитии древнерусской государственности (княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Ивана III, Ивана Грозного как первого

царя Московской Руси);

— называть города, положившие начало Золотому кольцу, и показывать их на карте;

— называть дату (век) Куликовской битвы;

— называть важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, исследование земель и строительство новых городов на востоке

России, преодоление последствий Смутного времени);

— показывать на карте поволжские города — ключевые точки формирования народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина;

— перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I;

— приводить примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков);

— называть важнейшие события и героев Отечественной вой ны 1812 г. (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам);

— называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 г. (по выбору, в том числе в своём крае);

— характеризовать развитие промышленности в XIX в. (в том числе и в своём крае)*;

* Указанные предметные результаты предполагают краткие характеристики.

— характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в XIX в.; называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей; перечислять названия важнейших российских театров и художественных (галерей) музеев, рассказывать о них (по выбору)*;

— называть основные исторические события начала XX в., в том числе на примерах памяти об этих событиях в своём крае (Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917 г., Гражданская война);

— характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе в своём крае*;

— называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, окончание войны, День Победы);

— характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.*;

— называть реликвии Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа;

— характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в послевоенные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства*;

— характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е гг. XX в. (наука, промышленность, исследования космоса, искусство и спорт)*;

— характеризовать особенности жизни страны в 90-е гг. XX в. и первое десятилетие XXI в.*;

— называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира;

— приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современников, проявивших себя в самых разных видах деятельности,

в том числе в своём крае (городе, селе).


Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 4 класс. УМК «Перспектива»

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности

Планируемые результаты

Информационно-методическое обеспечение

Дата проведения

План

Факт

Мы – граждане единого Отечества  (13 часов)

1.

Общество – это мы

комбинированный

Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества

Знать пословицы о силе человеческого ума и знаний.

Уметь объяснить необходимость объединения людей в сообщества; самостоятельно формулировать вопросы о природе и жизни общества.

Карта России или мира.

02.09

2.

Российский народ

комбинированный

Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе

Знать факторы, объединяющие граждан России

Уметь характеризовать методы исследования

Государственная символика России, гимн России, календарь памятных дней.

07.09

3.

Конституция России

комбинированный

Различать права и обязанности гражданина России

Знать, что Конституция России - это документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны; символику России, её значение.Уметь различать права и обязанности гражданина России.

Государственный гимн РФ, герб, флаг.

09.09

4.

Права ребенка

комбинированный

Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям

Знать права ребенка, гарантированные Федеральным законом.

Уметь применять эти знания.

Презентация

14.09

5.

Государственное устройство России

комбинированный

Устанавливать связь особенностей государственного устройства России

Знать особенности  государственного устройства.

Презентация

16.09

6.

Российский союз равных

комбинированный

Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе

Знать особенности субъектов РФ 

Уметь характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе

Политико-административная карта России.

21.09

7.

Государственная граница России

комбинированный

По карте определять с какими государствами граничит Россия

Знать отличительные особенности политической карты мира и физической карты.

Уметь находить на карте страну, показать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны; соотнести название страны с названием языка.

Политико-административная карта России.

23.09

8.

Путешествие за границу России (конференция)

комбинированный

Использовать источники дополнительной информации

Знать и соблюдать правила ответственного туризма.      

Уметь поставить цель путешествия; соотнести личные интересы с интересами своих спутников; найти необходимые сведения для определения маршрута.

Карты Европы – политическая и физическая

28.09

 9.

Сокровища России и их хранители

комбинированный

Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы

Знать, что творческое сотрудничество - это общественно значимая ценность в культуре народов

Уметь подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки

Презентация. Схема языковых семей народов России, карта России.

30.09

10.

Творческий союз

комбинированный

Презентировать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края

Знать выдающихся творческих деятелей России

Уметь рассказывать о творчестве выдающихся деятелей культуры своего края

Выставка книг на языках народов своего края.

05.10

11.

 Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества»

комбинированный

Сделать презентацию «Красота природы моего Отечества»

Знать материал по разделу  «Мы – граждане единого Отечества»

Уметь применять изученного материала на практике.

Презентация.

07.10

12.

Мы – граждане единого Отечества. Проверочная работа.

контроль

Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества

Знать материал по разделу  «Мы – граждане единого Отечества»

Уметь показать уровень усвоения изученного материала при выполнении тестовых заданий.

Контрольный материал.

12.10

13.

Наши проекты. «За страницами учебника». Работа над ошибками.

комбинированный

Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе

Знать материал по разделу  «Мы – граждане единого Отечества»

Уметь применять изученного материала на практике; анализировать типичные и индивидуальные ошибки.

Презентации и проекты учащихся.

14.10

                                                                                                   «По родным просторам» (20 часов)

14.

Карта – наш экскурсовод

комбинированный

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира

Знать  физическую  карту  России, условные обозначения.

Уметь ориентироваться по карте, сравнивать масштаб физической карты России и карты мира.

Физическая карта России.

19.10

15.

По равнинам и горам

комбинированный

Находить на физической карте равнины и горы

Знать  формы земной поверхности; понятия «равнины», «горы».

Уметь находить на физической карте равнины и горы.

Физическая карта России.

Презентация.

21.10

16.

В поисках подземных кладовых

комбинированный

Соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых

Знать полезные ископаемые России  и их обозначение на карте.

Уметь  различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека, извлекать из источников дополнительную информацию о полезных ископаемых,

Образцы минералов. Презентация.

26.10

17

Наши реки

комбинированный

Расскрывать значение рек в жизни людей; показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию

Знать реки России и их значение в жизни людей.

 Уметь раскрывать значение рек в жизни людей; показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию..

Презентация. Физическая карта России. Реки.

28.10

18

Озера – краса Земли

комбинированный

Находить по Физической карте озера России

Знать озера России и их значение в жизни людей.

Уметь раскрывать значение озера  в жизни людей; находить на карте озёра России.

Презентация. Физическая карта России. Озёра.

2 четверть

09.11

19

По морским просторам

комбинированный

Различать моря и озера по существенному признаку (море-часть океана)

Знать моря, омывающие берега России.

Уметь различать моря и озера по существенному признаку (море-часть океана)

Презентация. Физическая карта России. Моря.

11.11

20

С севера на юг

комбинированный

Сравнить карту природных зон России с физической картой

Знать природные зоны России.

Уметь сравнить карту природных зон России с физической картой.

Карта природных зон России. Презентация.

16.11

21.

В ледяной пустыне

комбинированный

Находить по карте зоны арктических пустынь; характеризовать состав почвы, извлекать из источников дополнительную информацию.

Знать зону арктической пустыни и её характеристику.

Уметь находить на карте зоны арктической пустыни; характеризовать состав почвы, извлекать из источников дополнительную информацию.

Карта природных зон России. Презентация.

Иллюстрации учебника.

18.11

22.

В холодной тундре

комбинированный

Находить по карте природных зон России тундру

Знать зону тундры и её  характеристику.

Уметь находить на карте природных зон России тундру; характеризовать зону тундры; извлекать из источников дополнительную информацию.

Карта природных зон России. Презентация.

23.11

23.

Среди лесов

комбинированный

Находить по карте лесные зоны; характеризовать лесную зону, извлекать из источников дополнительную информацию.

Знать, что лесотундра - это переходная зона между тундрой и лесами.

Уметь находить по карте лесные зоны; характеризовать лесную зону, извлекать из источников дополнительную информацию.

Карта природных зон России. Презентация.

25.11

24.

В широкой степи

комбинированный

Рассказать по карте о зоне лесостепей; характеризовать её, извлекать из источников дополнительную информацию.

Знать, что лесостепь - это переходная зона между лесами и степями.

Уметь находить по карте зону лесостепи; характеризовать её, извлекать из источников дополнительную информацию.

Карта природных зон России. Презентация.

Иллюстрации учебника.

30.11

25

В жаркой пустыне

комбинированный

Находить на карте природных зон зоны полупустынь и пустынь

Знать, что полупустыня – это переходная зона между степью и пустыней.

Уметь находить на карте природных зон зоны полупустынь и пустынь.

Иллюстрации учебника. Презентация

02.12

26.

У теплого моря

комбинированный

Находить на карте субтропики

Знать особенности черноморского побережья  Кавказа.

Уметь находить на карте субтропики.

Карта природных зон России. Презентация.

07.12

27.

Мы – дети родной земли

комбинированный

Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа

Знать особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями;

Уметь соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа

Презентация.

Политико-административная карта России.

09.12

28.

В содружестве с природой

комбинированный

По образцу учебника рассказать о древних занятиях одного из народов России

Знать особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири

Уметь по образцу учебника рассказать о древних занятиях одного из народов России.

Карта РФ. Иллюстрации учебника.

14.12

29.

Как сберечь природу России.

комбинированный

Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы

Знать о взаимосвязи всего живого и неживого в природных сообществах; осознанно выполнять правила поведения в природной среде; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли.

Презентация Карта природных зон России.

16.12

30.

По страницам Красной книги

комбинированный

Использовать подученные знания

Знать экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России;

Красная книга России. Презентация

21.12

31.

По заповедникам и национальным паркам

комбинированный

Знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги

Знать заповедники и национальные парки России; взаимосвязь всего живого и неживого в природных сообществах; осознанно выполнять правила поведения в природной среде; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли.

Карта природных зон России с обозначением заповедников.

23.12

32

Проверочная работа по разделу

«По родным просторам».

контроля

Знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги

Знать материал по разделу   «По родным просторам»

Уметь показать уровень усвоения изученного материала при выполнении тестовых заданий.

Контрольный материал.

3 четверть

11.01

33

Наши проекты. «За страницами учебника» Работа над ошибками.

комбинированный

Использовать полученные знания

Знать материал по разделу  «По родным просторам»

Уметь применять изученного материала на практике; анализировать типичные и индивидуальные ошибки.

Проекты и презентации учащихся.

13.01

                                                                                            «Путешествие по реке времени» (26 часов)

34

В путь по реке времени

комбинированный

На основе устных рассказов определять значимость сохранения народной памяти

Знать героико-эпические песни, предания, сказания, легенды как форма устной памяти

 Уметь на основе устных рассказов определять значимость сохранения народной памяти

Интерактивная доска

18.01

35

Путешествуем с археологами.

комбинированный

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике

Знать роль археологии в изучении прошлого.

Уметь  описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике; работать в парах

Иллюстрации учебника

20.01

36

По страницам летописи.

комбинированный

Показывать на исторической карте места обитания разных племен

Знать, что «Повесть временных лет»- это древнерусская летопись.

Уметь показывать на исторической карте места обитания разных племен.

Рисунки детей, дидактический материал, презентация.

25.01

37

Истоки Древней Руси.

комбинированный

Показывать на карте древние торговые пути

Знать древние торговые пути, их значение в объединении народов.

Уметь  показать  на карте древние торговые пути, их значение в объединении народов.

Презентация, иллюстрации учебника

27.01

38.

Мудрый выбор.

комбинированный

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги

Знать важнейшие деяния княгини Ольги.

 Уметь составлять схему родственных отношений княгини Ольги.

Иллюстрации учебника, презентация

01.02

39.

Наследница Киевской Руси.

комбинированный

Составлять  схему родственных отношений древнерусских князей

Знать роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого.

 Уметь составлять  схему родственных отношений древнерусских князей.

Карта России, иллюстрации городов Золотого кольца России.

03.02

40

Москва – преемница Владимира.

комбинированный

Характеризовать роль князя Александра Невского

Знать, что была  эпоха княжеских междоусобиц; роль Владимира на Руси.

Уметь характеризовать роль князя Александра Невского

Презентация.

08.02

41

Начало Московского царства.

комбинированный

Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси

Знать, что была  эпоха укрепления и расширения Московского княжества

Уметь составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси

Презентация, иллюстрации учебника.

10.02

42

Подвижники Руси и землепроходцы.

комбинированный

Презентовать рассказы об основании сибирских городов

Знать о развитии самых разных направлений творчества и деятельности людей на Руси; имена землепроходцев и видных деятелей Руси.

Фотографии землепроходцев. Презентация.

15.02

43

На пути к единству.

комбинированный

Обсуждать значимость единства в интересах граждан

Знать о событиях смутного времени.

Уметь обсуждать значимость единства в интересах граждан; работать в парах.

Презентация.

17.02

44

Начало Российской империи

комбинированный

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота

Знать о преобразованиях в жизни страны во времена первых царей.

Уметь высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественной армии и флота в России.

Иллюстрации учебника.

22.02

45.

«Жизнь – Отечеству, честь – никому»

комбинированный

Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху

Знать деятельность великих соотечественников.

Уметь характеризовать преобразования в жизни страны в после петровскую эпоху: работать в группах; работать в группах.

Карта России и мира, портреты М.В.Ломоносова, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова, фотографии памятников.

24.02

46.

Отечественная война 1812 года.

комбинированный

Обосновывать роль Кутузова как народного полководства

Знать об отечественной войне 1812 года и  её значении; полководцев Отечественной войны 1812 года.

Уметь обосновывать роль Кутузова как народного полководца.

Дидактический материал, презентация

29.02

47

Великий путь.

комбинированный

Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке

Уметь характеризовать развитие отечественной науки и промышленности в 19 веке; работать в группах.

Презентация, иллюстрации учебника.

02.03

48

Золотой век театра и музыки.

комбинированный

Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства

Знать великих артистов и музыкантов; влияние театра и музыки на воспитание личности человека.

Уметь характеризовать развитие театрального и музыкального искусства; работать в парах.

Записи музыкальных произведений, портреты отечественных композиторов, фотографии театров.

07.03

49

Расцвет изобразительного искусства и литературы.

комбинированный

Обобщить знания о великих русских художниках

Знать великих художников и писателей; влияние изобразительного искусства и литературы на воспитание личности человека.

Уметь обобщать знания о великих русских художниках

Презентация. Записи литературных произведений, репродукции произведений отечественной живописи.

09.03

50.

В поисках справедливости.

комбинированный

Характеризовать особенности развития страны

Знать разницу между Гражданской войной и Отечественной войной.

Уметь характеризовать особенности развития страны  в период до начала ВОВ; работать в парах.

Иллюстрация учебника.

14.03

51.

Век бед и побед.

комбинированный

Характеризовать особенности развития страны

Знать какие преобразования совершались в стране после революции  1917 года.

Уметь характеризовать особенности развития страны  в период до начала ВОВ; работать в парах.

Карта СССР, Презентация.

16.03

52.

«Вставай, страна огромная!»

комбинированный

Характеризовать особенности развития страны

Знать дату начала ВОВ и события первых дней войны.  

 Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории ВОВ; использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов.

Фонограмма песни, интерактивная доска, презентация.

4 четверть

30.03

53.

Трудовой фронт России

комбинированный

Характеризовать особенности развития страны

Знать вклад трудового фронта в победу над фашизмом. 

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории ВОВ; использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов.

Дидактический материал

04.04

54

«Нет в России семьи такой…»

комбинированный

Характеризовать особенности развития страны

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг., героев ВОВ; историю свое семьи.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории ВОВ; использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов.

Иллюстрации. Презентация. Фонограмма песни.

06.04

55

После великой войны.

комбинированный

Характеризовать особенности развития страны

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг., героев ВОВ.

 Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории ВОВ; использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов.

Иллюстрации, интерактивная доска. Материал о героях родного края

11.04

56

Экскурсия в музей боевой славы

Урок-экскурсия

Характеризовать созидательную деятельность страны

 Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг., героев ВОВ.

 Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории ВОВ; использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов.

Иллюстрации, дидактический материал

13.04

57

Достижения 1950–1970 г

комбинированный

Рассказать о народных преданиях происхождении сел и городов

Знать достижения страны 1950-1970 г.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, работать в группах

Видео- и аудиоматериалы, книги, игрушки, предметы 50-70-х гг. XX в.

18.04

58.

Проверочная работа. Путешествие по реке времени.

контроля

Применять полученные знания

Знать материал по разделу   «По родным просторам»

Уметь показать уровень усвоения изученного материала при выполнении тестовых заданий.

Контрольный материал

20.04

59

Наши проекты. «За страницами учебника». Работа над ошибками.

комбинированный

Применять полученные знания

Знать материал по разделу  «Путешествие по реке времени»,

Уметь применять изученного материала на практике; анализировать типичные и индивидуальные ошибки.

Презентации учащихся.

25.04

«Мы строим будущее России» (9 часов)

60

Современная Россия.

комбинированный

Характеризовать особенности страны во второй половине 80-90 гг.

Знать особенности периода перестройки

Уметь характеризовать особенности страны во второй половине 80-90 гг.

Иллюстрации учебника.

27.04

61

Хороша честь, когда есть, что есть

комбинированный

Характеризовать особенности страны во второй половине 80-90 гг.

Знать о том, что существует продовольственная безопасность страны.

Иллюстрации учебника.

02.05

62.

Умная сила России

комбинированный

Обсуждать значение понятия «социальная собственность»

Знать о сотрудничестве науки и промышленности.

Уметь рассуждать о значение понятия «социальная собственность»

Презентация.

04.05

63.

Светлая душа России

комбинированный

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России

Знать о выдающихся  явлениях  в современной культурной жизни России.

Уметь характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России; работать в группах

Презентация.  

Иллюстрации учебника.

09.05

64.

Начни с себя!

комбинированный

 Аргументировать необходимость личной ответственности

Знать свой положительный опыт развития творческих способностей.

Уметь аргументировать необходимость личной ответственности

Иллюстрации учебника.

11.05

65

Проверочная работа по теме «Мы строим будущее России»

контроль

Использовать полученные знания

 Показать уровень усвоения материала по разделам «Мы – граждане единого Отечества», «По родным просторам», «Путешествие по реке времени», «Мы строим будущее России»

Уметь показать уровень усвоения изученного материала при выполнении тестовых заданий.

Контрольный материал

16.05

66

Наши проекты. «За страницами учебника» Работа над ошибками

контроля

Обсуждать значение понятия «социальная собственность»

Знать материала по разделам «Мы – граждане единого Отечества», «По родным просторам», «Путешествие по реке времени», «Мы строим будущее России»

Уметь применять изученного материала на практике; анализировать типичные и индивидуальные ошибки.

Проекты учащихся.

18.05

67

Обобщение пройденного. Игра «Брейн-ринг»

комбинированный

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России

Знать материала по разделам «Мы – граждане единого Отечества», «По родным просторам», «Путешествие по реке времени», «Мы строим будущее России»

Уметь применять изученного материала на практике; работать в парах, группах.

Дидактический материал. Сценарий.

23.05

68

Экскурсия. Сезонные изменения в природе

«Краски лета»

урок-экскурсия

Наблюдать за растениями на пришкольном участке,  заполнять дневник наблюдений.

Знать сезонные изменения в природе;  подвижные игры.

Уметь наблюдать за растениями на пришкольном участке,  заполнять дневник наблюдений.

Дневник наблюдений.

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...