На что похожа наша планета? Земля - наш дом родной.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Асланян. Анжела Ованесовна

Открытый урок в 1 -а классе на тему "На что похожа наша планета? Земля - наш дом родной." прошел интресно и поучительно.Ребята  активно отвечали на вопросы,загадки,читали  стихи про нашу родную Землю. Урок провела учитель начальных классов ФГОУ- СОШ №21 МО РФ г.Еревана Асланян Анжела Ованесовна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_okrmir.docx38 КБ

Предварительный просмотр:

         « На что похожа наша планета? Земля – наш дом родной.»

      Цели урока.

  • Познакомить детей с формой и движением Земли, с глобусом как моделью Земли.
  • Учить выдвигать предположения и доказывать их.
  • Воспитывать самостоятельность.
  • Развивать воображение, мышление, речь.

       Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать глобус для объяснения шарообразной формы Земли; объяснять особенности движения Земли.

       Оборудование: карта России, глобус, тарелка, мяч, учебник, рабочая тетрадь, рисунок с изображением земного шара (для раскраски), цветные карандаши, мяч,

пластилин, принадлежности для лепки, фигурки игрушек, блюдце, глобус, презентация.

ХОД УРОКА

Оргмомент.

Урок ознакомления с окружающим миром.

Выявление знаний о прошлом материале.

Работа в тетради на с. 16,17.

Сообщение темы. Постановка цели.

УЧИТЕЛЬ:-Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки, говорят они на разных языках. А все мы вместе живём на одной большой планете.А как называется наша планета?

(Ответы детей) (Слайд 2)

УЧИТЕЛЬ:-Давайте послушаем разговор Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи. (Слайд 3)

-На какой вопрос мы должны сегодня ответить? На что похожа наша планета?)

-Что бы вы хотели сегодня узнать о нашей планете Земля?

Работа над новым материалом.

(Слайд 4) 

УЧИТЕЛЬ:--Черепаха демонстрирует нам два рисунка. Нужно выбрать тот предмет, который напоминает по форме нашу планету. (Высказывания детей)

Ход урока.

Орг.момент

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок

Актуализация знаний

Ребята, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке?

Какие предметы в доме могут быть опасными?

Как нужно с ними обращаться, чтобы они стали для нас друзьями?

Самоопределение к деятельности

  1. (На доске карта мира, у учителя на столе глобус)

            Повторение. Дом .зад.

             Стих-е про светофор.

           -Посмотрите, ребята, какие предметы для нас принесли Муравьишка и   Мудрая Черепаха.

Послушайте загадки и подумайте о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

-Она богаче всех на свете.

По ней бегут, несутся дети

А по весне стоит вся в цвете

И так красива на рассвете

И кормит всех людей на свете

Ни начала, ни конца,

Ни затылка , ни лица.

Знают все - и млад и стар,

Что она большущий шар.  

          ЗЕМЛЯ.(дети)   Слайд 2

УЧИТЕЛЬ:- Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете. Кто знает, как она называется?

-Наша планета называется Земля.  

УЧИТЕЛЬ:-Ребята, а кто знает пословицы о Земле?  

Ученики:-

1.-Нет Земли краше, чем планета наша.  

2.-Земля кормит людей, как мать родных детей.)

3.-Нет плохой Земли –есть плохие хоэяева .

4.-Без хозяева Земля круглая сирота. 

5.-Земля черненька,а белый хлеб родит.  

6.-Какова Земля –таков и хлеб. 

7.- Землю уважай, она дает урожай.

8.-Земля заботу любит. 

9.-Рыбам- вода, птицам –воздух, а человеку- Земля. 

       (Выходят)

 Муравей Вопросик: - Иду, иду… Конца и края нет.

- Где же конец нашей Земли?

- Можно ли дойти до ее края, Мудрая Черепаха?

Мудрая Черепаха: - Еще ни кому это не удавалось! (Анжелина)

Муравей Вопросик – Но почему? Интересно, на что похожа наша планета?

Учитель: - Ребята, помогите Вопросику ответить на его трудный вопрос

Ответы детей:

УЧИТЕЛЬ. Кто из вас уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить с вами на уроке?

Откройте учебник на с. 48 и прочитайте тему урока

4.Работа по теме урока.

Что вы знаете о нашей планете?

Слайд 3.

Ребята, Муравьишка задался вопросом: На что похожа наша планета? А вы, ребята, как думаете?

Слайд 4,5

Ученица:  - на тарелку Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как это блюдо. Учитель показывает Блюдо и Мяч.

 Учитель. Представьте, ребята, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.

Слайды 6, 7

УЧИТЕЛЬ.- А еще на что похожа Земля?

Ученик:- Земля похожа на мяч, т.е. имеет форму большого шара.    (показывает мяч)

(Прикрепить фигурки к мячу, в том числе и “вверх ногами”).

 Муравьишка:--Так кто же прав?

  Так какую же форму имеет наша планета: форму тарелки или форму шара.

УЧИТЕЛЬ -Давайте, поразмышляем.

Если Земля плоская, то  …продолжите мою мысль…

Ученица:  -  Если Земля плоская, значит, можно идти - идти по ней и в конце концов дойти до края Земли…

Мудрая Черепаха: - Напомню, что пока никому из людей это не удалось

Муравей Вопросик  - А если Земля – шар, можно ли дойти до края?

Слайд 8.

Учитель –Давайте представим, если Земля имеет форму шара ,то как ходят  по ней люди?

Ученик:- - Если Земля имеет форму шара, то люди ходят по ней вверх ногами…

УЧИТЕЛЬ.-Давайте проведем исследование движения кораблика на разных предметах. Расскажите, как виден уплывающий кораблик на каждом предмете.

Мы принесли на урок тарелку и мяч. Что ещё нужно для вашего эксперимента?

 Ученица: - Кораблик. 

УЧИТЕЛЬ– Как виден уплывающий кораблик на блюде?  Расскажите нам.

Ученик:- Всегда виден одинаково хорошо,  он  одного размера)

УЧИТЕЛЬ– Как виден уплывающий кораблик на шаре?

Ученик: – Кораблик постепенно уменьшается, сначала исчезает из поля зрения нос корабля, а потом и весь корабль)

– Так на что похожа наша планета?

 УЧИТЕЛЬ:  -На  шар.  

Физминутка

Слайд 9

Работа по теме урока.

Работа по учебнику, с.48.

Учитель: - Покажите, на каком из рисунков Земля показана плоская, а на каком шарообразная. - Какое изображение Земли правильное?

Ученик:-Шарообразное.

Приложение, слайд №4

Правильно говорите, ребята. Это наблюдение люди сделали еще в древности. Путешествуя по морю, наши предки стали замечать, что, подплывая к берегу, сначала можно видеть вершины гор, потом – возвышенности и лишь затем низкие берега. И, наоборот, для наблюдателей с берега казалось, что в дали сначала появляются паруса и лишь за тем – нижняя часть корабля. Эти наблюдения подтолкнули древних к мысли, что Земля имеет выпуклую форму. Точно так мы с вами наблюдаем за движением машин по дороге: сначала мы видим всю машину, а потом только очертания и скоро она совсем исчезает, или вдалеке мы видим только маленькую точку и с приближением её мы можем разглядеть этот предмет.

 

Слайд 10.

Ученица:-Сегодня известно, что Земля имеет форму шара.    

 Но в  древности представления о Земле были разными.

Слайд 11.

Ученик:-В Вавилоне считали, что Земля высокая и круглая как гора, а сверху ее накрывает небесный свод с воротами для восхода и захода солнца. За ним помещается небесный океан, а еще выше живут боги.    

Слайд 12

Ученица:-Древние греки думали, что все небеса населены богами, а людям досталась Земля-Огромный остров.    

Ученик:-В давние времена люди считали, что Земля плоская и имеет форму круга, который держит на спинах огромных сильных животных. Н-р: китов или слонов.

Слайды 13,14

Ученица:-древние люди думали, что Земля плоская. Она лежит на трёх слонах, а те стоят на спине Большой Черепахи, которая плавает в космосе .

Слайд 15.

Ученик:-Другие представляли нашу Землю , но лежит она на трёх китах, которые плавают в океане.   

УЧИТЕЛЬ: -Но ученый по имени Аристотель, долгое время наблюдал за звездами и планетами. Он и предположил, что Земля имеет форму шара.

-Ребята, а кто доказал, что Земля круглая?

Слайд 16, 17, 18

  Ученик:-И вот португальский ученый  путешественник Фернанд Магеллан решил обойти вокруг Земли на корабле. Магеллан снарядил пять судов.

Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном  

и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт.  

Ученица:-.  Три года корабли плыли все вперед и вперед не меняя направления. Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан. И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось в порт с другой, противоположной стороны. Магелан  доказал, что Земля круглая.

Слайд 20, 21.

 Учитель :-Хорошо, мои помощники .Так завершилось первое в мире кругосветное путешествие, доказавшее ,что Земля-шар.

        Спустя много веков в космос был запущен искусственный спутник, который сфотографировал нашу Землю. Эти снимки явились абсолютным доказательством  правоты ученых в том,что Земля имеет форму шара.,но не совсем такого, как  мячик, а похожего на грушу: немного сплющенного в Северном полушарии и вытянутого в Южном.

 Муравей-вопросик: - А почему наша земля из космоса видна в голубом цвете?

 Учитель . -Ребята, кто ответит на этот вопрос?

Ученица:-Так как на Земле есть огромные моря и океаны, на нашей планете воды больше, чем суши.

Слайд 22.  

Ученик:-Земля имеет форму шара. Но мы этого не замечаем, потому что шар очень – очень велик.

Ученица:-Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень.

- А как вы думаете, почему наша земля из космоса видна в голубом цвете? 

Ученица:-  Так как на Земле есть огромные моря и океаны

УЧИТЕЛЬ- Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого. Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение.

Слайд 30,31.

 УЧИТЕЛЬ: -Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершать кругосветные путешествия: обогнув Землю, возвращаться в то же место.

Рассмотрите рисунки-схемы на с.49. Порассуждайте с товарищем по парте о том, как движется наша Земля.

УЧИТЕЛЬ: -А кто знает названия планет?

Ученик называет планеты.

Слайд 32.

Учитель --Какая по счету планета Земля?

Ученик:-Земля- третья планета Солнечной системы.  

Учитель:-У нас есть ученики, которые очень интересуются страничками для любознательных и могут рассказать нам интересное. Послушаем их:  

Слайд 33.

Ученица:-Как и все планеты, Земля  движется вокруг Солнца. Когда космонавты глядят на нашу планету из космоса, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета. Наша планета не просто движется, а мчится в космическом пространстве быстрее любой ракеты.

Слайд 34, 35

Ученик:-Польский ученый Николай Коперник впервые установил, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. И хотя летит Земля очень быстро, за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз.

Слайд 36.

- Ученик:- Земля вращается не только вокруг Солнца. Она вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает оборот вокруг своей оси, проходят 24 часа, т.е. сутки – день и ночь.

Учитель:-– Но космонавты увидели не только форму Земли, а также цвет нашей планеты..На нашей планете есть огромное количество морей и океанов. Они дают нам…. голубой цвет, суша – …зеленым, коричневым и желтым цветом.

–Ребята, а вы знаете, как расположены суша и океаны? Люди это давно изучили и создали  — модель Земли, где расположены суша и океаны.

-А как  называется эта модель узнаем, отгадав загадку .

Ученица:-На ноге стоит одной,  

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

 Дети:- Глобус.

Учитель:- Первый глобус изготовил в 1492 году германский астроном М.Бехайм. Он назывался «Erdapfel» или «Земное яблоко».

(Показ глобуса) посмотрите еще раз внимательно на глобус. Он, как и наша планета с космоса, показан голубым, зеленым, желтым и коричневым цветами. Но, оказывается, эти цвета, они не постоянны. Из года в год, зеленого цвета становится все меньше и меньше.

Учитель: -Как вы думаете, кто вина тому?  

Ученик:- Вина тому - человек.Мы должны сохранить нашу голубую планету. бережно относиться к ней.

Учитель: -А что значит бережно относиться к ней?

Ученица:- Т.е. не разбрасываться мусором.

Ученица:- не рвать цветы.  

Ученик:- -Не вырубать деревья  и т.д.  

Учитель :-Ведь Земля   -  наш дом родной.,место где мы с вами живем…

Учитель:-Замечательно, друзья,  

Что наш дом родной Земля.

Никаких сомнений нету –

Эта лучшая планета!

Ученица:-Наша планета,  

 Как  шар голубой.

Для радости и света

Живем на ней с тобой!

Ученик:-На планете чудеса  

Океаны и леса.

Кислород есть в атмосфере

Дышат люди им и звери!

Ученица:-Есть одна планета-сад  
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой, 
И стрекозы только тут 
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету – 
Ведь другой, похожей, нету!

Учитель. Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Направили космические ракеты на Луну и другие планеты, построили обсерватории, оснащенные современной техникой – все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам.

7. Работа в тетради  стр.

8. Рефлексия

Слайд 37, 38

- Какую форму имеет наша планета?

- Как это можно доказать?

- Как движется Земля?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "На что похожа наша планета?"

  ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕАвтор:  Козырева Наталья АлександровнаМесто работы, должность:  МБОУ СОШ№9МО Староминский район, учитель начальных классов Регион:  Краснодарский край ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОКА Уровень об...

На что похожа наша планета? ООМ Конспект урока в 1 классе ФГОС

Конспект урока в 1 классе по теме: " На что похожа наша планета?"...

Конспект урока по окружающему миру "На что похожа наша планета"

Конспект составлен к учебнику А.А.Плешакова. К конспекту прилагается презентация. viki.rdf.ru...

На что похожа наша планета

Презентация к уроку окружающего мира "На что похожа наша планета" по программе Плешакова А.А....

на что похожа наша планета

Материал содержит презентацию и конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "На что похожа наша планета". Материал разработан к учебнику А.А.Плешаков...

Консект урока окружающего мира для 1 класса "На что похожа наша планета"

Урок окружающего мира по теме «На что похожа наша планета» составлен на основании авторской программы «Окружающий мир » ( автор А.А.Плешаков - М.  : Просвещение,2011 г.)   по программе...