урок окружающего мира "На что похожа наша планета?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

 

 

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Автор:  Козырева Наталья Александровна

Место работы, должность:  МБОУ СОШ№9МО Староминский район, учитель начальных классов

Регион:  Краснодарский край

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОКА

Уровень образования:  начальное образование

Класс:  1класс

Предмет:  Окружающий мир и Технология

Тема урока: На что похожа наша планета?

 

Цели урока:

- Научить доказывать выдвигаемые предположения шарообразности Земли. Продолжить обучение моделированию.

- Развивать наблюдательность.

- Воспитывать бережное отношение к нашей планете.

 

Тип урока:  урок комплексного применения ЗУН учащихся

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ: 

Урок построен с использованием материалов районного музея, газеты «Степная Новь», произведений поэта-земляка А.Аббова. На уроке используются элементы проектно-исследовательской деятельности учащихся.

 

ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: 

-мультимедийная презентация,

- глобус,

- мяч,

-блюдо,

- контурные карты земного шара, материков,

- клей, ножницы, бумага,

-таблицы по ТБ при работе с ножницами.

 

ХОД УРОКА

1-ая часть интегрированного урока.

 

Организационный момент.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

 

 - Сегодня на уроке мы будем перечитывать книгу Знаний, в которой много страниц и каждая рассказывает свое.

 

Самоопределение к деятельности.

 

(На доске карта мира, на столе учителя – глобус).

- Посмотрите, ребята, какие предметы принесли сегодня для нас Вопросик и Черепаха.

 

 - Послушайте загадку и подумайте, о чём мы будем говорить на уроке.

Ни начала, ни конца.

Ни затылка, ни лица.

Знают в се – и млад и стар,

Что наш дом – большущий шар.

 

-Кто понял, о чём пойдёт речь на уроке? (о нашей планете)

Приложение, слайд №1

-Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой (с.48)? (На что похожа наша планета?)

 

Работа по теме урока.

- Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете.

- Кто знает, как она называется? (Земля)

 

– Муравьишка Вопросик задумался, какую же форму имеет наша планета: форму тарелки или форму шара. И он приглашает нас отправиться в плаванье и ответить на этот вопрос.

 

Работа в парах.

- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как блюдо.

- Некоторые из ребят сказали, что Земля похожа на мяч, то есть имеет форму шара.

- Кто же прав?

 

 

 

Проведите исследования движения кораблика на разных предметах. Расскажите, как виден уплывающий кораблик на каждом предмете.

Вы принесли на урок тарелки и мячи. Что ещё нужно для вашего эксперимента?(кораблик)

 

Физминутка

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

 

Работа в парах.

Приложение, слайд №2

Изготовьте модель кораблика в стиле оригами, опираясь на свои умения и схему.

 

– Как виден уплывающий кораблик на блюде? (всегда виден одинаково хорошо, одного размера)

– Как виден уплывающий кораблик на шаре? (постепенно уменьшается, сначала исчезает из поля зрения нос корабля, а потом и весь корабль)

– Так на что похожа наша планета? (на шар)

Приложение, слайд №3

 

Физминутка

Это – море,

Это – берег,

Это – мой кораблик белый,

Это – ветер поднялся,

Крепко дует в паруса.

Но тверда рука моя –

Правлю прямо на маяк.

Мчись, кораблик, по волнам

К самым дальним берегам!

 

Работа по теме урока.

Работа по учебнику, с.48.

 -Выскажите предположение, какое изображение Земли правильное - №1 или №2. Докажите, используя рисунок №3 или №4.

 

Приложение, слайд №4

Правильно говорите, ребята. Это наблюдение люди сделали еще в древности. Путешествуя по морю, наши предки стали замечать, что, подплывая к берегу, сначала можно видеть вершины гор, потом – возвышенности и лишь затем низкие берега. И, наоборот, для наблюдателей с берега казалось, что в дали сначала появляются паруса и лишь за тем – нижняя часть корабля. Эти наблюдения подтолкнули древних к мысли, что Земля имеет выпуклую форму. Точно так мы с вами наблюдаем за движением машин по дороге: сначала мы видим всю машину, а потом только очертания и скоро она совсем исчезает, или вдалеке мы видим только маленькую точку и с приближением её мы можем разглядеть этот предмет.

 

Приложение, слайды №5-7

- В давние времена люди считали, что Земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных сильных животных, например китов или слонов.

 

- Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается небесный свод.

 

-А моряк-путешественник Магеллан, решив объехать на пяти кораблях Землю, доказал что она круглая. Его корабли три года плыли всё вперед и вперед, не меняя направления. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. В наши дни, когда космические корабли летают в космос, космонавты своими глазами увидели что Земля – шар.

 

2-ая часть интегрированного урока.

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Продолжается  урок.

 

Работа по теме урока.

Приложение, слайд №8-10

- В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара. Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень.

- А как вы думаете, почему наша земля из космоса видна в голубом цвете? ( на Земле много водоёмов)

 

Приложение, слайд №11

Работа по учебнику, с.49.

Прочитайте, что хочет сообщить вам Мудрая Черепаха.

 

Рефлексия.

Приложение, слайды №12--13

Расскажите с помощью рисунков, как движется Земля.

-На что влияет движение Земли?( 1-из-за движения вокруг оси, на Земле сменяются день и ночь;

2-из-за движения вокруг Солнца, происходит смена времён года)

 

Физминутка

Чтоб попасть куда хотели

И не тратить зря недели,

Сели мы на самолет

И отправились в полет.

 

Хоть не машем мы руками,

А летим над облаками.

С высоты смотреть в окно

Лучше, чем ходить в кино.

 

Там, внизу, поля с ладошку,

Города как понарошку.

Так и хочется их – Хвать! –

Взять себе и поиграть.

 

Актуализация знаний.

Приложение, слайд №14

- Какие стороны горизонта вы знаете?

- Покажите на глобусе стороны горизонта.

- Как получили карту полушарий? Зачем людям понадобилась карта? (глобус неудобно брать в путешествия, его «разрезали», чтобы сделать плоским изображение земли, получилась карта полушарий)

 

Работа по теме урока.

Приложение, слайды №15-17

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

 

-Покажите на карте полушарий:

ü  водоёмы,

ü  сушу,

ü  горы,

ü  леса,

ü  равнины.

- Кто может вспомнить названия материков Земли?  (Австралия, Африка, Америки Северная и Южная, Антарктида и Евразия).

-Покажите их на карте.

 

Закрепление знаний.

Приложение, слайд №18

-Какие полушария изображены? Как догадались? (сверху-северный полюс, снизу-южный, значит, землю разделили с севера – на юг)

-Какие материки находятся в западном полушарии? Покажите. (две Америки, часть Антарктиды, часть Евразии)

-В восточном? Покажите. (Евразия, Африка, часть Антарктиды)

Посмотрите, как выглядят материки, если посмотреть на карту с полюсов.

 

Разминка

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе — хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

 

Работа в группах.

-С помощью таблиц расскажите о ТБ при работе с ножницами.

Проектная задача:

-Изготовьте свою модель земли, используя пакет материалов. Назовите, какие заготовки есть в ваших пакетах?

-Вам придется вспомнить все знания, которые вы повторили, и которые вспомнили на сегодняшнем уроке. Пользуйтесь картой полушарий, глобусом.

 

Рефлексия.

Приложение, слайд №19

Проверьте, насколько правильно вы выполнили работу.

-Рассмотрите западное полушарие. Какие из 6 материков мы приклеили на модель?

Итак, в западном полушарии находятся…А в восточном полушарии находятся…

 

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ГРУППЫ:

- Удалось ли вам достичь поставленной цели?

-Что у вас не получилось?

-Как проявили себя участники проекта?

-  Что вам понравилось в работе больше всего?

 

ОЦЕНИТЕ  СВОЮ РАБОТУ

на уроке:

 

ü  Я понял и могу рассказать другим…

ü  Я понял, но не могу объяснить…

ü  Я не понял… 

 

Итог урока.                                     

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему: " Наше питание.Пищеварительная система"

Материал данного  урока познакомит учащихся с органами пищеварения и необходимыми организму питательными веществами. Воспитательная задача направлена  на привитие учащимся навыков здорового ...

Разработка урока окружающего мира по теме"Наши помощники - органы чувств"

Разработка урока  окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", 2 класс....

Урок окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 3 класс.

Материал к уроку содержит: технологическую карту, приложение к карте, презентацию. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок окружающего мира 1 класс "Наши помощники - память и ум"

Проект (конспект урока)Предмет – окружающий мирКласс -1-йОсобенности данного урока: Данный урок проводится в I полугодии 1 класса (1-4) по программе «Школа 2100» по учебнику Вахрушева А.А. « Я и...

Конспект урока окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"

Урок окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"Цели урока:- вспомнить - свойства полезных ископаемых,- узнать - какие полезные ископаемые добывают в нашем крае,- воспитать - бережное отношени...

Урок окружающего мира по теме "Наша Родина - Россия" - 4 класс

Конспект урока в 4 классе ("Школа 21 века") по окружающему миру по теме "Наша Родина - Россия" (Карта России)...