Главные вкладки

    Урок окружающего мира по теме "Наша Родина - Россия" - 4 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    Иванова Ольга Юрьевна

    Конспект урока в 4 классе ("Школа 21 века") по окружающему миру по теме "Наша Родина - Россия" (Карта России)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_karta.doc154 КБ

    Предварительный просмотр:

    Окружающий мир

    4 класс

    Тема урока: Наша Родина – Россия

    Тип урока: изучение новых знаний

    Главная дидактическая цель урока:

    Сформировать умение ориентироваться по карте

    Обучающие цели:

    - сформировать умение читать «легенду» карты;

    - сформировать умение находить и показывать на физической карте России границы государства, крупные географические объекты.

    Воспитывающие цели:

    - воспитывать у учащихся патриотические чувства;

    - разбудить интерес к «расшифровке» карт;

    - воспитывать культуру общения;

    Развивающие цели:

    - помочь развить речь учащихся;

    - расширять кругозор детей.

    Оборудование:

    - физическая карта РФ

    - таблица «Озёра» на каждого ученика

    - таблица «Площадь РФ»

    - картинки - ребусы

    Ход урока

    Орг.момент

    - Считается, что  каждый гражданин должен знать свою Родину – её историю и географию.

    - Почему, как вы считаете?

    - Прочитайте вступительную статью учебника (стр.6)

    Постановка учебной задачи

    - Предлагаем совершить путешествие от края и до края нашей необъятной Родины.

    - Где, как мы сможем увидеть нашу страну целиком?

    (на карте)

    - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (читать карту)

    Работа с картой

    - тип карты

    - легенда карты: условные обозначения, масштаб

    - направление сторон света на карте

    - Нарисуйте в тетради «розу ветров»

    - Покажите на карте контуры нашей страны, её границы.

    - Рассмотрите таблицу «площадь РФ»

    - Сравните площадь России с площадью других государств (с помощью приема наложения карт).

    - Назовите и покажите, в каком направлении протяженность России больше – с севера на юг или с запада на восток?

    - Покажите на Физической карте России Уральские горы и реку Урал – условную границу между Европой и Азией.

    - Покажите на карте г.Москву.

    В европейской части нашей страны находится ее столица Москва, поэтому этот район называется Центральной Россией.

    Огромная территория, которая находится к востоку от Уральских гор, составляет азиатскую часть нашей страны. Это Сибирь, которая, в свою очередь, разделяется на отдельные территории.

    - Покажите европейскую и азиатскую части страны. Какая из них больше по площади?

    - Покажите на карте г.Санкт-Петербург.

    - Расскажите, в какой части нашей страны – европейской или азиатской – мы живём.

    - В какой части страны по направлению сторон света находится Санкт-Петербург и Ленинградская область?

    Моря

    -Найдите и укажите моря нашей страны.

    - Запишите в тетрадь.

    Чудское озеро

    По озеру проходила Дорога жизни в дни блокады Ленинграда.

    Первое по величине озеро Европы.

    Озеро Байкал

    Второе по величине озеро Европы расположено на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей. На его берегу раскинулся город Петрозаводск.

    Ладожское озеро

    Самое глубокое и самое большое озеро страны. Одно из самых чистых озёр мира.

    Онежское озеро

    На льду озера 5 апреля 1242 года произошло Ледовое побоище. Дружина Александра Невского разгромила немецких рыцарей.

    Посередине озера проходит граница России и Эстонии.

    Озёра

    - Найдите и покажите на карте крупные озёра нашей страны.

    - Рассмотрите таблицу (детям выданы листы)

    Соедините название озера с его описанием.

    - Что вызвало трудность? Что нового узнали об озёрах?

    - Какое озеро рядом с г.Новгородом?

    Реки.

    Реки европейской части России

    - Отгадайте ребус, выслушайте описание, назовите реку, покажите её на карте.

    - Запишите на звания в тетрадь.

    1. Великая русская река – символ отечества. (Волга)

    2. На берегу этой реки произошла знаменитая Куликовская битва. Река дала прозвище московскому князю Дмитрию, разгромившему татаро - монгол. (Дон)

              М=Н

    3. Название этой реки происходит от слов «ДВойная река»; река эта протекает через Архангельск. (Северная Двина)

    Реки Сибири

    1. Название этой реки происходит от слов «большая река», «крупная река». (Обь)

                                                + Ь

    Обь с Иртышом – самая длинная река в России.

    2. Назовите реки с «женскими именами». (Лена, Яна)

    3. Самая многоводная река России (Енисей)

                 В имени королевича из сказки Пушкина

                 «Сказка о мёртвой царевне...»

                 поменяйте букву Л на букву Н.

    Горы

    - Покажите на карте горы.

    - Запишите в тетрадь: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

    - Какие из них протянулись с севера на юг более чем на 2тыс.км?

    Итак, Уральские горы знамениты тем, что разделяют Европу и Азию. А ещё эти горы хранят в себе несметные количества драгоценных металлов, камней и самоцветов.

    - Узнайте, как в старину называли Уральские горы. Прочитайте по ломаной линии лабиринта с буквами, которая не должна пресекаться и заходить в какой-либо квадрат дважды.

    У Р М Е Я О           (Каменный пояс земли русской)

    С И Л З С П
    С К К Е Н Й

    Й ОА М НЫ

    Самое большое???

    - Какой самый большой остров в России? (Сахалин)

    - Какой самый большой полуостров в России?  (Таймыр)

    - Какое самое большое море-озеро в России? (Каспийское)

    -Решите занимательные задачи.

    1. В озеро Байкал впадает 544 реки, а вытекает из него на 543 реки меньше. Во сколько раз больше рек впадает в озеро, чем вытекает?

    544 : (544-543) = 544 (раза)

    2. Узнайте протяженность реки Невы в км, вычислив значение выражения:

    100 – (19 + 8) + (60 – 42) – (41 – 24) =

    Первичное закрепление

    - Задавайте вопросы друг другу по новой теме.

    - Кто больше?

    Кто больше вспомнит названий географических объектов России – рек, гор, озёр, морей?

    Итог урока

    - Над какой темой работали?

    - Какую учебную задачу ставили?

    - Удалось её решить?

    - Где могут пригодиться полученные знания?

    Домашнее задание: нарисовать карту волшебной страны.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира "Что такое Родина?"

    Урок окружающего мира во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века" под ред. Н.Ф.Виноградовой....

    Конспект урока окружающего мира на тему "Родина"

    Конспект предназначен для использования про реализации УМК "ПНШ"...

    Урок окружающего мира "Что такое родина?" 2 класс

    Урок окружающего мира "Что такое родина?" 2 класс. Программа "Начальная школа 21 века"...

    презентация к уроку окружающего мира "моя малая Родина"

    Презентация к уроку окружающего мира 1 класс "Школа России"...

    Урок окружающего мира по теме "Родина – что это значит?". 2-й класс

    Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.Оборудование и материалы:Для учителя: компьютер, проектор, фонограммы песен, през...

    Текст по окружающему миру к разделу "Родина.Россия"

    Текст по окружающему миру к разделу "Родина.Россия" ( с использование регионального компонента)...