Урок окружающего мира по теме "Наш главный помощник память"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок по окружающему миру  1 класс с самоанализом 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka_okruzhayushchiy_mir.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока окружающий мир в 1 «А» классе по теме: «Наш главный помощник - память»

Цели урока:

Учащиеся должны:

-знать органы чувств

- познакомиться с понятием память, как главным помощником человека в изучении и познании окружающего мира

- вырабатывать умение наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы

- учиться отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом, с учителем.

1. Характеристика класса.

В классе 30 учащихся: 13 девочек и 17 мальчиков. На уроке присутствовали все. До поступления в 1 класс дети посещали разные детские сады города, есть дети, которые не были охвачены дошкольным обучением.

Входная диагностика и диагностика психолога в период подготовительных весенних курсов показали, что класс среднего уровня развития: 1 учащийся показал высокий уровень, 24 – средний, 3 – ниже среднего, 2 –низкий. В цело  все дети обучаемы и на сегодняшний день в данном классе период адаптации закончен.

2. Место урока в учебном предмете.

Урок окружающего мира по программе Вахрушева «Школа 2100» по теме «Наш главный помощник - память» - 14 в разделе «Я» и мир вокруг и 2 из 4 часов по теме «Мои помощники органы чувств».

3. Анализ урока.

Урок введения нового знания включая следующие этапы:

1) мотивация (самоопределение к деятельности),

2) актуализация знаний,

3) постановка проблемы,

4) «открытие» нового знания

5) первичное закрепление

6) самостоятельное работа с самопроверкой

7) рефлексия.

В ходе урока все этапы были реализованы имели логическую связь между собой, урок длился 35 минут.

  1. На первом этапе с детей были сняты напряженность и тревожность. С помощью небольшого стихотворения провелось наблюдение готовности учащихся к учебной деятельности.
  2. На этапе актуализации знаний учащимся были предложены загадки. Работа была организована фронтально со знаковой фиксацией ответов на доске в колонке «знаем». Практически все дети  были включены в работу, свободно владели повторяемым материалом. Загадки, как игровой  материал, создали ситуацию успеха, активизировали деятельность учащихся.
  3. Используя подводящий к теме диалог, систему посильных для учащихся вопросов и заданий, опора на изученный материал, шаг за шагом привело учащихся к осознанию темы урока. Работа была организована в группах. Это первые шаги по обучению учащихся взаимодействию.
  4. «Открытие» нового знания было зафиксировано на доске, при этом действия детей были активны, все внимательно следили за работой учащихся у доски (взаимопроверка).
  5. Первичное закрепление было организовано с помощью практических заданий. Дети успешно справились с заданиями, сами отвечали и комментировали свой выбор. Работа была организована: фронтально, индивидуально, в группах.
  6. Самостоятельно проверяя свою зрительную память с помощью предложенного на доске эталона большинство учащихся работали спокойно, уверено и верно выполнили свою работу, при самопроверке оценив ее положительно. Были учащиеся которые на справились с заданием.
  7. На этапе рефлексии прозвучали разные ответы учащихся, среди которых были и такие, которые прозвучали четко, уверенно, правильно зафиксировали полученное на уроке новое знание.

Каждый учащийся был вовлечен в учебную деятельность, на протяжении всего урока старалась поддерживать ситуацию успеха для каждого учащегося и класса в целом.

Личностные результаты:

Были предложены варианты тренировки памяти всех органов чувств. Постоянно акцентировалось внимание на необходимости таких упражнений в целях самосовершенствования.

Метапредметные результаты:

  1. Регулятивные универсальные учебные действия:

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

- учились высказывать свое предположение на основе проделанной работы,

- учились работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служил подводящий диалог на этапе изучения нового материала.

- учились отличать верно выполненное задание от не верного.

2) Познавательные УУД:

- учились ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,

- использовали новый источник информации (толковый словарь),

- кодировать информацию в знаково-символической форме.

3)  Коммуникативные УУД:

- Учились слушать и понимать речь других,

- учились доносить свою позицию до других, позицию работы группы,

- учились совместно договариваться о правилах общения и поведения,

- учились выполнять различные роли в группе.

Предметными результатами является формирование следующих умений:

1 – ая линия развития «Уметь объяснять мир» - называть все органы чувств в их взаимосвязи и их роли в жизни человека и роли памяти в познании окружающего мира.

2 – ая линия развития «Уметь определять свое отношение  к миру» - охрана здоровья всех органов чувств, тренировка и развитие собственной памяти.

Конспект урока по теме: «Наш главный помощник - память»

Цели урока:

Образовательные:

- закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание),

- уточнить какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира,

-  понять роль памяти в познании окружающего мира.

Развивающие:

- развивать  тактильные, зрительные слуховые, вкусовые ощущения,

- развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные  умения,

- развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Методы и  приемы:

-наглядные (показ, демонстрации),

- словесные (диалог, художественное слово, беседа)

- практические (эксперимент).

Педагогические технологии:

- личностно-ориентированная,

- здоровьесберегающая: дыхательная гимнастика, динамическая пауза.

- исследовательская.

Средства обучения:

- баночки с продуктами, различными на вкус,

-Игра «Узнай чей голосок»

- контейнеры с разными запахами

- карточки, таблички, магнитные буквы,

- демонтстрационная таблица, индивидуальные листы – задания для учащихся.

Ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

1.Организационный момент

А сейчас, проверь, дружок!

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

 Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Проверка рабочего места.

2. Актуализация знаний

А) Знания не даются человеку от рождения. В течении всей жизни он познает мир. Мы с вами уже знаем , что всякое познание начинается с органов чувств. Хотите вспомнить что мы о них узнали на прошлом уроке?

-Хорошо, я с удовольствием вам в этом помогу. Для начала отгадайте загадки.

Б)на ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются….. (глаза)

Твои помощники, взгляни

Десяток дружных пальцев,

Как славно жить когда они

Работы не боятся ……. (руки)

Маша слушает в лесу.

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Маше …… (ушки)

Всегда во рту, а не проглотишь ….(язык)

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы

В этих норах воздух бродит

То заходит, то выходит….. (нос)

В) Дыхательная гимнастика

- а чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику (руки медленно поднимаем, ладони сводим вместе – делаем через нос глубокий вдох), (поднимаемся на носочки, тянемся вверх, дыхание задерживаем), (тихонечко отпускаемся с носочек, опускаем руки – делаем глубокий выдох со звуком ААААА)

Ответы детей. Демонстрация соответствующих символов-знаков.

Выполняют упражнения.

3. Создание проблемной ситуации

А)и так, мы вспомнили те органы чувств которые помогают нам познавать окружающий мир. Все органы чувств, ребята, действуют совместно. Они помогают друг другу и дополняют друг друга.

- А хотите узнать, почему мы точно определяем с помощью различных органов чувств всевозможные предметы

- я предлагаю вам провести эксперимент.

Б) Эксперимент: у каждой группы на столах баночки с разными веществами. С помощью органов чувств определите название вашего продукта. В табличке знаком «+» отметьте те органы чувств, которые вам помогли в этом.

Но для начала давайте определим свою работу в группе.

1.Вам нужен будет выступающий. Посовещайтесь и определитесь, кого вы выберите –хорошо

2.вам нужно заполнить табличку. Кто в группе будет этим заниматься? –Так, определились?

3.Теперь возьмите баночку и по-очереди изучите ее содержимое.

4.Посоветуйтесь, что за продукт у вас на столах. Определите его название.

5.Заполните таблицу

6.Пожалуйста, выступающие от групп выйдите к доске и сделайте отчет о работе группы

- Как вы думаете, почему дети легко определили….., а в определении ….. затруднились?

- Да, соль, сахар используются в нашей жизни постоянно. Вы с этими продуктами сталкиваетесь ежедневно и ваши органы чувств запомнили их, вы уже отлично помните названия этих веществ. А вот…… для вас оказались неизвестными. Ваши органы чувств их еще не помнят. А чтобы они их узнавали они должны их запомнить,  т.е. им должна помочь… (память).

Лабораторная работа в малых гр

уппах.

Распределение  ролей.

Представление результатов работы групп.

-Память.

4.Работа над темой урока

Итак, теперь вы убедились, что органы чувств имеют память.

- а что такое память? Где мы можем узнать значение этого слова?...

У меня в руках школьный толковый словарь . Нам нужно найти значение слова «память» - на какую букву начинается слово?

- Значит в словаре нам нужно найти стр.на букву «п» (открываю, читаю).

Итак, память хранит наши ощущения и знания.

Предположения детей.

Работа с толковым словарём.

5.Физминутка

-А теперь я предлагаю вам отдохнуть. Сегодняшнюю физминутку посвятим развитию памяти.

-Какую память мы сейчас тренировали?

Выполнение упражнений на развитие зрительной памяти.

6.Тренировочные упражнения

Разные виды памяти у разных людей развиты по-разному. Но мы можем свою память развивать и тренировать. И это можно делать с помощью нехитрых упражнений.

-поиграем? Потренируем свою память?

1)угадай , кто так издает звуки? (слуховая память)

2)у меня в пакете предметы, угадайте их на ощупь

3)А теперь откройте белые колбочки: -Вспомните запах спрятанный там. (чеснок), - оранжевую колбочку (апельсин), - желтую (ананас).

-Почему затруднились?

-посмотрите на доску. Запомните фигуры. Закройте глаза. Откройте.

-что изменилось? –память, какого органа чувств тренировали?

Слушание и угадывание звуковых сигналов.

Угадывание предметов на ощупь.

Угадывание запахов.

Предположения детей.

7.Самостоятельная работа

- а хотите проверить каждый свою зрительную память?

- взгляните на доску. Запомните все фигуры, - возьмите листочки и крестиком зачеркните те фигуры, которые были нарисованы у меня на доске,

-проверьте. Сделайте выводы относительно своей зрительной памяти.

Индивидуальная работа на тренировку зрительной памяти.

Самопроверка по образцу-эталону.

8.Итог урока

Итак, наш урок подходит к концу. Закройте пожалуйста глаза. Представьте, что перед вами возник большой экран цветного телевизора. По телевизору показывают фильм о нашем сегодняшнем уроке от начала до конца. Просмотрите передачу. Откройте глаза.

-Скажите, что вам удалось увидеть на экране вашего воображаемого телевизора?

А я видела как мы говорили о важности органов чувств. Мы узнали, что у них есть память. Память нужно развивать и тренировать.

Рефлексия.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс "Твои помощники-органы чувств"

Урок по Образовательной  системе "Школа 2100"Данный урок поможет познакомить учащихся с нашими органами чувств, их значением и защитой, формирует общую культуру учащихся, воспитывает бережное отн...

Разработка урока окружающего мира по теме"Наши помощники - органы чувств"

Разработка урока  окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", 2 класс....

Урок окружающего мира 1 класс "Наши помощники - память и ум"

Проект (конспект урока)Предмет – окружающий мирКласс -1-йОсобенности данного урока: Данный урок проводится в I полугодии 1 класса (1-4) по программе «Школа 2100» по учебнику Вахрушева А.А. « Я и...

Урок окружающего мира. Тема: «Москва – главный город нашей страны» (Начальная школа 21 век)

данный урок разработан и проведён по учебнику «Окружающий мир» (авторы Н.Ф.Виноградова), входящему в состав учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века».Форма проведения урока – урок путеш...

Проблемно-диалоговый урок окружающего мира "Наши помощники - память и ум"

Проблемно-диалоговый урок, который знакомит детей с "органами чувств"  человека. Способствует умению применять качества своего ума, формирует у учащихся позицию признания ценности здоровья....

Конспект урока окружающего мира по теме "Наши помощники - органы чувств"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются ИКТ, групповая и парная работа....

Урок окружающего мира на тему "Наши помощники - органы чувств".

Цель урока: 1) познакомить  учащихся с органами чувств, показать ученикам роль и специфику разных органов чувств.3) воспитывать чувство  бережного  отношения к своему  организму.Пл...