Урок окружающего мира в 1-м классе. Тема: «Где зимуют птицы?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок окружающего мира в 1-м классе. Тема: «Где зимуют птицы?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1-м классе.

Тема: «Где зимуют птицы?»

Цели:

расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелётными птицами; учить находить взаимосвязи в природе и на этой     основе объяснять природные явления; сформировать представления о  научном поиске,  методах работы орнитологов;

 развитие познавательных способностей учащихся, самостоятельности  мышления, творческих способностей;

 воспитание бережного отношения к птицам.

Оборудование: две ёлочки, кормушка, птички на ёлочки высаживать, таблицы с названием групп птиц (зимующие, осёдлые, кочующие, перелётные); фотографии  синицы, скворца, воробья, ласточки, цапли, снегиря; 13 конвертов маски птиц «Скворец», «Цапля»; презентация «Где зимуют птицы?». учебник, музыка П.И. Чайковского «Времена года» - «Январь», голоса птиц, иллюстрации различных видов кормушек, иллюстрации зимующих и перелётных птиц.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд №1

Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу.

Тот, кто любит кошек, скажет мяу.

Тот, кто пьет чай с сахаром, пусть заглянет под свой стул.

Кто, рад, что ходит на уроки окружающего мира, пусть 3 раза подмигнет левым глазом.

Молодцы!

  1. Постановка темы, цели урока.

- Урок у нас сегодня необычный. Не покидая класса, мы отправимся в зимний лес. А по дороге я вам расскажу сказку.

Слайд № 2  (Музыка П.И.Чайковского «Январь».)

-Сошлись как-то вместе четыре художника: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, поля, луга. Первой взялась за свою волшебную кисть ЗИМА.

Слайд № 3 (Картина зимнего леса.)

- Посмотрите, какую чудесную картину нарисовала Зима. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и леса как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги.

Слайд № 4

И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется «Здесь был такой-то». Днём идёт снег. Опять страницы чистые.

Слайд № 5

Утром пройдёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали.

-Чьи же следы можно увидеть в лесу?

Слайд № 6

-Догадались, о ком и о чём будем говорить на уроке? (О птицах.)

Слайд № 7

-Правильно. Сегодня мы поговорим о птицах, которых встречаем в природе, где они зимуют, и вспомним, как им помочь.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Слайд № 8

- ё

  1. Работа над темой урока. Зимующие птицы.

- Ребята, давайте вспомним, на какие две группы делятся птицы. (две ёлочки: Зимующие и перелётные).

                      Птицы

Зимующие          Перелётные

(Осёдлые)            (Кочующие)

- А знаете ли вы, что зимующих птиц ещё называют осёдлыми. Запомните это.

-Ребята, а для чего нам нужны птицы в природе? (Они создают красоту природы, являются санитарами леса.)  

- Как вы считаете, что для птиц страшнее голод или холод? Почему?

- Действительно, для птиц зимой страшнее голод.  За короткий зимний день птицы едва успевают удалить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна.

- А что нужно сделать, чтобы птицы легко перенесли голод? (Подкармливать птиц.)

-Посмотрите на эту ёлочку, на ней есть кормушка, к ней слетелись птички, чтобы поклевать крошки и зёрнышки.  Её мы после уроков повесим на дереве школьного двора.

- Вот такие кормушки мы с вами сделали и вы должны были повесить возле дома.

Слайд № 9 (Фото кормушек).

-Расскажите, какие птицы прилетают на эту кормушку?

-Угадайте, кто прилетает к моей кормушке?

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый……(воробей.)

Слайд № 10

Ученик:

Птица эта – пестровата:

За ворону бы сошла,-

С тем отличием, ребята,

Что с боков она бела.

И трещит с самого утра:

«Пора! Пора!» А что пора?

Такая с ней морока, когда трещит…(сорока).

Слайд № 11

Ученик:

Что за птица

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник? (Дятел.)

Слайд № 12

(После прочтения каждой загадки прикрепляем картинку птички к ёлочке).

-Его называют лесным доктором в Красной шапочке. У него длинный язык, им он достает насекомых из глубины деревьев. Гнезда дятлы устраивают в дуплах, которые выдалбливают сами. Долбят по очереди самец и самка. Высиживают птенцов тоже по очереди. Дупла дятлы выдалбливают в деревьях с подгнившей серединой. Здоровым деревьям дятлы никакого вреда таким строительством не наносят. После дятла этим дуплом пользуются другие птицы, так как дятел не селится два раза в одном и том же гнезде.         

        Суровые времена для дятлов — осень и зима. Так как насекомых нет или они очень глубоко спрятались, то дятлы переходят на растительный корм. Они лущат шишки, едят семена других растений, которые можно найти.

5. Опережающее обучение:

-Я покажу фотографии ещё осёдлых птиц, а вы расскажите, что знаете о их жизни.

Слайд 13. Синица

-Назвали её так за песенку: «Сии-сии». Летом птицы живут в лесу стайками по 25 птичек, питаются насекомыми. Зимой прилетают к нашим домам за помощью, ведь насекомые спрятались. В морозные ночи синицы прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись и согревая друг друга.

Слайд № 14 Поползень.

-Получил название за умение лазать по стволам деревьев вниз головой. Но самое интересное другое: запасает поползень на зиму корм! Жёлуди, орехи, крылатки клёна – всё запихивает в трещины, щели на стволах. Трудится до самого декабря. Конечно же, зимой он не все найдёт кладовые, но зато припрятанными семенами будут кормиться другие птицы.

 

Слайд № 15 Клёст.

- Хотите верьте, хотите нет, но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой в лютые морозы. Эта птичка – клёст. Птица выводит птенцов зимой, когда на хвойных деревьях много шишек со зрелыми семенами. Появляются птенцы обычно в конце зимы, в феврале.

- Почему у клестов птенцы зимой выводятся?

- Помните, что для птиц страшен не холод, а -  голод!

Слайд № 16 Галка

- Гнезда галки размещают в самых разнообразных местах: под карнизами домов, в щелях и пустотах зданий, в печных трубах, за вывесками магазинов, в дуплах деревьев, в норах и расщелинах берегов и скал, в пустотах между камнями и т. д. Одно и то же гнездо используется несколько лет подряд. Гнезда располагаются небольшими группами по 2—3 или десятками. В постройке нового и ремонте старого гнезда принимают участие как самец, так и самочка. Кладка бывает обычно из 4—6, иногда 7, голубовато-зеленых яиц с буроватыми пятнами.

Слайд № 17 Сова

- Самки крупнее самцов. Ушки короткие. Оба пола окрашены одинаково. Гнездится в лесах, обычно в старых гнездах, реже в дуплах, еще реже на земле. Число яиц 4—5, а в благоприятные по кормовым условиям годы и до 7—9 (иногда при массовом «урожае» грызунов бывает осеннее размножение). Насиживает самка в течение 27—28 дней. Примерно в четырехнедельном возрасте молодые становятся на крыло и покидают гнездо.

-Теперь эти и другие птицы будут прилетать на наши кормушки.

- Мы кормушку смастерили

Мы столовую открыли

Пригласили птичек к нам.

- Как же называют этих птиц? (Зимующими, осёдлыми).

Слайд № 18

У них с осени образуется толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить холод и голод.

  1. Физкультминутка.
  2. Работа с карточками

- Посмотрите на зимующих птиц.

- Возьмём голубой карандаш и закрасим кружки возле тех птиц, которые вы видели в природе.

8. Работа в парах. Задание «Мозаика».

Слайд № 19

Давайте познакомимся с птицами, которые улетают на зиму в тёплые края. Весной они вновь возвращаются к нам. Это перелётные птицы.

- Проверим, хорошо ли вы знаете птиц? Перед вами конверт с разрезанными картинками. Вам необходимо собрать изображения двух птиц, отгадать их названия.

(1 ряд: жаворонок, скворец; 2 ряд: ласточка, зяблик; 3 ряд: соловей, журавль)

Слайд № 20

жаворонок - небольшие птицы, размерами с домового воробья или немного крупнее. Гнезда устраивают на земле в небольшом естественном углублении или в ямке, которую выкапывают сами. Жаворонки — наземные птицы. Они питаются, подбирая корм с земли и склевывая его с низких растений, куда можно дотянуться клювом. Добытая жаворонками пища состоит почти исключительно из насекомых, а также семян сорняков и то, что упало с культурных растений. 

Слайд № 21

Скворец - некрупные птицы, размером от воробья до галки. Оперение у скворцов густое, жесткое; его окраска весьма различна у разных видов, но часто бывает с примесью металлических оттенков. Гнезда скворцы устраивают в закрытых местах — дуплах, трещинах скал, в населенных пунктах — в нишах под балконами, под крышами. Охотно заселяют искусственные гнездовья. Питаются они главным образом насекомыми и их личинками, дождевыми червями, улитками; осенью охотно поедают ягоды и плоды, а также семена. Крупные виды иногда ловят мелких ящериц, таскают яйца и птенцов из гнезд других видов птиц.

Слайд № 22

Ласточка - их можно спутать со стрижами, на которых ласточки внешне очень похожи. Оперение у ласточек плотное, обычно с металлическим отливом на спине. Ласточки — прекрасные летуны, значительную часть жизни они проводят в воздухе. Даже пьют они на лету, стремительно проносясь с поднятыми крыльями и вытянутой вниз шеей над самой поверхностью воды и черпая ее подклювьем. На землю они спускаются неохотно, предпочитая садиться на ветви деревьев, крыши строении, провода. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету (мелкие мухи, комары, мошки, маленькие жучки и т. п.). Все эти насекомые, увлекаемые токами теплого воздуха в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, заняты охотой, летают высоко в небе. Когда же, особенно перед грозой, воздух бывает насыщен водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает к земле, ласточки перемещаются ближе к водоемам.

Слайд № 23

А это зяблик. Его окраска яркая, нарядная. Спинка буроватая, грудка красноватая, голова серо-голубая, черные крылышки с белыми полосками, клюв весной и летом синий, а зимой — красный. В лесу еще зябко, а птичка громко напевает свою песенку. Гнездо зяблик вьет из прутиков-травинок, внутри выстилает пухом и перьями, снаружи опутывает волосками и кусочками коры. Получается шарик с открытым верхом, замаскированный среди ветвей дерева.

Огромное количество насекомых-вредителей уничтожает зяблик за лето! Бывает в разгар лета сядет зяблик, нахохлится, будто озяб. Странно... А оказывается, тучка надвигается. Зяблик угадывает, когда дождь пойдет.

        А вот почему птицу назвали зябликом — непонятно. Может потому, что прилетает он одним из первых, когда на улице еще слякоть и нередки морозы. Может быть, потому и дали этой птичке имя зяблик, что прилетает она в зябкое время.

Слайд № 24

Соловей — знаменитый певец наших лесов. Окрашена эта птичка скромно. Она коричневато-буро-сероватого цвета с рыжинками, большими темными глазами и длинными тонкими ножками. Соловей прилетает к нам поздно — в середине мая и начинает петь. Поет соловей месяца полтора, пока у него не появятся птенцы. Еще раз можно услышать соловьев осенью, когда они собираются в стаи. Но это уже не песни, а птичьи разговоры перед отлетом. Улетают соловьи всегда вечером, а прилетают весной всегда ночью.

Слайд № 25

Журавль - крупные длинноногие птицы с длинной шеей и прямым копьевидным клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Пары постоянны. Все виды в той или иной мере связаны с водоемами или заболоченными участками. Пища их корневища и клубни водных и околоводных растений, которые птицы выкапывают из грунта, часто с довольно большой глубины. Не пропускают они случая схватить и водных животных — мелких рыб, земноводных, жуков, рачков, моллюсков.

Учащиеся называют, а учитель прикрепляет фотографии этих птиц на второй ёлочке.

-Таких птиц называют перелетными, так как они летом живут у нас, а осенью, улетают в тёплые края. А ещё их называют кочующими.

Слайд № 26

- Издавна спрашивал себя человек, куда это птицы улетают каждую осень? В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество невероятных вымыслов. 300 лет назад считали, что птицы улетают на Луну, добираясь за 60 дней и погружаются в спячку, так как не находят еды. Другие считали, что птицы летят в дальние страны, но летят самостоятельно только большие и сильные, а маленькие и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают тысячи километров.

Видео «Полёт птиц».

- Куда же летят птицы? Учёные выяснили, что ласточки улетают в Африку. Грачи – во Францию. А утки зимуют в Северной Америке.

10. Работа по учебнику с. 77. Исследовательская работа.

Слайд № 27-28

-На с.77 рассмотрите карту. На ней показаны места обитания ласточки и журавля в летний и зимний период.

- Об этом учёные узнали с помощью маленьких колец, которые они надевали на лапки птицам.

Слайд № 29-31

На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал такую птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так учёным удалось узнать, где зимуют птицы.

Слайд № 32

В тёплых краях птицы не строят гнёзд, не выводят птенцов.

Слайд № 33

- Кто из вас знает, как называют учёных, которые изучают птиц? Орнитолог. Слайд.

Физминутка (для глаз).

Слайд № 34

- Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают в тёплые края?

-Что помогает птицам определить, что пора улетать? (Долгота дня).

  1. Работа с карточками

-На карточках мы видим перелётных птиц.

-Возьмем зелёный карандаши закрасим кружки возле тех птиц, которых видели в природе.

(Скворец, соловей, ласточка, жаворонок, зяблик, журавль.)

12. Закрепление.

Слайд № 35

- Каких птиц называем зимующими? Приведите примеры осёдлых.

- Каких птиц называем перелётными? Приведите примеры кочующих.

- А куда же птицы улетают? (в страны где тепло и много пищи)

12.1  Работа со светофорчиками.

- Я прочитаю текст, если заметили ошибку, просигнальте.

   Я иду по зимнему лесу. Раздаётся барабанная дробь дятла. Весело поёт соловей. С ветки на ветку прыгает синичка. Слышится громкое: «Ку-ку». Трещат сороки.

12.2. Игра «Третий лишний». Слайд 8.

- Наш урок подходит к концу, я думаю, что каждый из вас открыл для себя, что-то новое, а главное, вы усвоили, что птицы - наши маленькие друзья и мы должны их беречь и охранять.

Улетают птицы не из-за холодов, а из-за чего?

 Слайд № 36

 (нехватки пищи, так как осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян растений.)

Слайд № 37

Об этом мы должны помнить всегда! И после урока обязательно повесим кормушку в нашем школьном дворе. А вы будете следить за тем, чтобы в ней всегда была еда и вода.

-Ребята, вы молодцы! Хорошо потрудились и за это получаете на память раскраску «Птицы», а наши гости трафареты птиц.

- Спасибо всем. (звучит песня птички, птички)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 – м классе. Тема « Петр Великий».

                Урок был проведён в 4 классах. Подготовлен   с коллегой из параллельного класса. Мы стараемся работать, помогая друг другу.   ...

Урок познания мира для 1 коасса на тему "Как зимуют птицы". Учитель журавлева Л. А.

Урок познания мира для 1 класса на тему "Как зимуют птицы". Цель: познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой; расширить кругозор,  раскрыть важность заботы о птицах зимо...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 – м классе. Тема « Петр Великий».

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 – м классе.Тема « Петр Великий».Форма проведения: урок – исследованиеЦель: Сформировать у учащихся образ Петра Ι, как царя – реформатора, разносторон...

Урок окружающего мира в 3-м классе Тема занятия: «Символы государства»

Уровень образования: среднее общее образованиеЦелевая аудитория: учащиесяКласс: _____Тип урока: знакомство с новым материаломЦель урока:Образовательная: формирование у детей представления об истории...

Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"

Необходимо организовать  и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...