Главные вкладки

    Технологическая карта по окружающему миру"Когда на Руси появилось государство?"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Суворова Ирина Дмитриевна

    Технологическая карта по окружающему миру.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Окружающий мир (3-й класс)

     

    Урок 40

    РАЗДЕЛ II. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX–XIII ВЕКА

    Тема: КОГДА НА РУСИ ПОЯВИЛОСЬ ГОСУДАРСТВО? 

    Цели:

    1. Показать разницу между понятиями «территория страны» и «страна» (в значении «государство»).
    2. Ознакомить учеников со временем образования Древнерусского государства.
    3. Ознакомить с материальной и духовной культурой восточных славян и жителей Древней Руси, показать важность языческих верований для людей того времени.

    Оборудование: проектор, презентация, моноблок, экран, карточки с заданиями

     Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД

    и технология оценивания учебных успехов

    Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

    4 1 3 4

    - Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку? Сегодня мы с вами будем в роли историков-археологов. Для этого вы разделитесь на 5 групп. Ко мне подойдут Антон, Эмиль, Артём, Саша, Женя. Возьмите списки членов своих групп и путеводные листы. Назовите членов своих групп и садитесь за столы с соответствующим номером.

    - Все готовы. Тогда мы начинаем. Откройте конверты, которые лежат на ваших столах, найдите задание под номером 1.

     -Это текст и иллюстрация с описанием находок археологических слоёв разных времён.  

    1-я группа – описание находок возрастом более 10 тыс. лет. Это каменный нож; маска из лопатки лося, в которой прорезаны дырки для глаз и для рта; деревянные лыжи, вырезанные из толстых веток, на закругляющемся конце – фигурка головы лося.

    2-я группа – книга XII века. Обложка из тонких досок, обтянутых кожей и украшенных золотыми и серебряными пластинами, драгоценными камнями. Страницы – из тонкой, специально обработанной кожи животных. Буквы написаны от руки.

    3-я группа – находки XVIII–XIX веков: печатная азбука, где каждая буква сопровождается картинками; керосиновая лампа.

    4-я группа – описание предметов середины XX века: это автоматы и патроны времён Великой Отечественной войны, большие ламповые радиоприёмники, пластинка от патефона.

    5-я группа – описание предметов конца XX – начала XXI века: это компьютерный диск, плеер, сотовый телефон.

    Перед вами описание находок археологов, сделанных на одном и том же месте, но на разной глубине. Почему археологи так внимательно отмечают, в каком слое земли, на какой глубине были найдены те или иные предметы? (Чем глубже была обнаружена находка, тем более древний слой земли открыли археологи.)

    - Я попрошу выйти представителя от групп учеников и ориентируясь по указанным датам, распределить листы с описаниями находок на доске снизу вверх «по археологическим слоям» – самые древние находки располагаются внизу.

    – Как называются свидетельства прошлого, дошедшие до наших дней? (Исторические источники.)

    – Посмотрите, какие источники самые древние? (Предметы возрастом 35–40 тыс. лет.)

    – Эти предметы сделаны людьми? (Да.)

    – Можем ли мы сказать, что люди жили на территории нашей страны 35–40 тыс. лет назад? (Да.)

    На доске появляется запись:

    На территории нашей страны 35–40 тыс. лет назад жили люди.

    Вспомните, что за памятник увидели в Новгороде Анюта и Илюша? (Памятник, возведённый в честь тысячелетия России.)

    На доске появляется запись:

    России тысяча лет.

    Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (На территории нашей страны люди живут не менее 40 тыс. лет, а России всего тысяча лет.)

    Какой возникает вопрос?

     - Сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна?

    Ребята, давайте вспомним, что такое страна. (Территория с границами, столицей, в которой находится правительство.)

    А что такое государство? (Механизм управления обществом в какой-либо стране.) (Тема 3.)

    Давайте подумаем, как на рисунке можно изобразить время? ( часы, календарь)

    - Да, верно, но это изображение коротких промежутков: час, год. Как показать бесконечность времени?

     - Чтобы вы быстрее догадались, отгадайте загадку. «Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит» (река, время).

    Работа в учебнике.

    – Посмотрите на рисунок на с. 2627 учебника. Что здесь изображено? (Река времени российской истории.)

    Вы видите, что история нашей страны протекала не гладко – иногда происходили такие события, что река истории круто меняла своё направление. Выделив такие события, учёные-историки условно разделили реку на несколько периодов (частей, отрезков), чтобы легче было ориентироваться во времени. Каждому периоду придумали своё название. Внимательно посмотрите на реку и определите, в какую сторону она течёт. (Слева направо.) Как вы догадались? (По векам: от меньшего к большему, по названиям: от древности к современности, по сопровождающим иллюстрациям.)

    Работа в группах.

    - А теперь я попрошу вновь выйти по одному представителю от групп и  около листов, прикреплённых к доске, подписывают, к какому периоду российской истории относятся предложенные археологические находки.

     У какой группы возникло затруднение? ( у 1-й группы  – к находкам возрастом 35–40 тыс. лет нет подписи. )

    -Подумайте, почему река времени российской истории начинается с IX века.

    -Что могло быть на территории России до IX века?

    (Ученики высказывают различные точки зрения, среди которых могут быть и такие:

    а) страна с названием Русь, Россия появилась именно в IX веке, а до IX века она называлась по-другому;

    б) до IX века люди на территории России жили, но единой страны ещё не было.)

     Итак, составим план урока.

    План (примерный) 3

    Учитель вместе с детьми составляет план.

    – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

    – Какое умение формировали?

    Познавательные УУД

    1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

    2. Представлять информацию в виде схемы.

    3. Выявлять сущность, особенности объектов.

    4. На основе анализа объектов делать выводы.

    5. Обобщать и классифицировать по признакам.

    6. Ориентироваться на развороте учебника.

    7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

    Коммуникативные УУД

    1. Развиваем умение слушать и понимать других.

    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    3. Оформлять свои мысли в устной форме.

    4. Умение работать в паре и в группах.

    ΙΙ. Совместное открытие знаний.

    Поиск решения проблемы.

     1 4 7 3 3

    1. Работа с картами.

    – Откройте учебник и рассмотрите карты на с. 30. Что вы заметили общего на первой и второй карте? (Изображена одна и та же территория – Восточная Европа. Есть города Киев и Новгород.)

    – Какое время изображено на картах? (Первая карта – до конца IX века, вторая карта – IX–XI века.)

    – Чем ещё отличаются карты? (На второй карте на месте расселения восточных славян появилось Древнерусское государство, оно же Русь. Город Киев стал столицей.)

     – Можно ли территорию восточных славян назвать страной, государством? (Нет, так как в стране должны быть границы, столица, а у восточных славян этого не было.)

     – Итак, что же случилось к концу IX века в Восточной Европе? (Появилось новое государство Древняя Русь.)

    Обратимся к основному вопросу урока и версиям, записанным на доске. Какая из версий подтвердилась? ( б)

    - Отметьте её знаком « +»

    Ребята, вы сделали вывод по картам, что к концу IX века в Восточной Европе появилось новое государство Древняя Русь. А что мы не узнали из карт, какие вы хотите задать вопросы?

    (1) Кто такие восточные славяне? Как жили люди на территории России до IX века, в условиях, когда единой страны ещё не было? и т.д.

    2) Как возникло государство Древняя Русь?

    3) Как стали жить люди после IX века в едином государстве? И т.д.)

    – Расскажите по рисункам на с. 29 о том, как жили древние славяне, как добывали себе пищу.

    – Хотелось бы вам оказаться на месте изображённых людей?

    – Что вас привлекает, а что нет в образе жизни восточных славян?

    – Расскажите о том, во что верили восточные славяне, сколько у них было богов (один или много), что приносили им в жертву. Есть ли среди ваших знакомых люди, поклоняющиеся древнейшим славянским богам – Перуну, Хорсу, Рожаницам и другим? (Скорее всего, ответ будет отрицательным. Можно сделать вывод, что вера в славянских богов практически утеряна, лишь некоторые праздники несут в себе отголоски славянских обрядов.)

    – Что мы сейчас делали?

    – Какие умения формировали?

    Личностные результаты

    1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

    выражать свои эмоции.

    2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

     

    ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

     

     2 1 4 4

    Работа в группах.

    Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

    Сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна?

    Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

    (Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что история страны начинается со времени возникновения государства (когда появляются границы, столица, правительство, законы). До IX века на территории современной России жили племена восточных славян, но единой страны у них не было. Значит, история нашей страны началась со времён создания Древнерусского государства – немногим более одной тысячи лет назад.)

    Работа в учебнике.

    – Прочитайте вопросы 1 и 5 после текста, выберите вопрос, на который вам хотелось бы ответить.

    (Учащиеся распределяют по группам вопросы. Обсуждают и высказывают свои предположения ответов на вопросы.

    Работа в рабочей тетради.

    Выполнение соответствующих заданий рабочей тетради.

     Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):

    – Что тебе нужно было сделать?

    – Удалось тебе выполнить задание?

    – Ты сделал всё правильно или были недочёты?

    – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

    – Какой был уровень задания?

    – Какие умения формировались при выполнении этого задания?

    Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

    Регулятивные УУД

    1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

    2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    3. Прогнозировать

    предстоящую работу (составлять план).

    4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    ТОУУ

    ΙV. Домашнее задание.

    Откройте дневники, запишите домашнее задание: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 5, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему до второго фрагмента, а также выбрать творческое задание:

    – В дополнительной литературе найди материал о славянских богах, одежде, праздниках и т.д. Оформи этот материал в виде рисунков или коротких сообщений, прими участие в выставке «Восточные славяне в древности».

    V. Итог урока.

    Рефлексия.

    – Какую работу мы сейчас выполняли?

    – Чему научились?

    – Кто с ней справлялся легко?

    – Кому пока было трудновато?

    – Кто или что вам помогло справиться?

    – Кто доволен сегодня своей работой?

    – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

    – Какую бы отметку вы себе поставили?

    – Что нового узнали?

    – Где пригодятся знания?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока окружающего мира "Когда жили динозавры"

    Технологическая карта  урока «окружающего мира» позволит увидеть учебный материал целостно и  системно, проектирован  образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения кур...

    Технологическая карта по окружающему миру "В мире звука"

    Конспект урока и презентация по окружающему миру 2 класс по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний"...

    Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс на тему : "Когда наступит лето?" Плешаков

    Целью урока по  окружающему  миру "Когда наступит лето?", проведенный в 1классе является определение  характерных признаков смены времен года, соотношение временных промежутков; воспиты...

    техкарта 3 класс по окр миру Когда на Руси появилось государство.docx

    Технологическая карта разработана по ФГОС....

    Урок окружающего мира "Когда и как появилась одежда?"

    Дети знакомятся с историей одежды, с разнообразием современной одежды, учатся  применять полученные знания в жизни. Задания урока способствуют Развитию творческих способностей и познавательный де...

    Технологическая карта по окружающему миру на тему "Когда мы станем взрослыми?" 1 класс УМК "Школа России"

    Цель деятельности учителя: Знакомство с жизнью взрослого человека и с жизнью ребёнка, с их отличиями, необходимость выбора профессии, расширение знаний о профессиях и познакомить с новыми и вызв...

    Технологическая карта по окружающему миру "Истоки Древней Руси" 4 класс УМК "Перспектива"

    Цель деятельности учителя: формирование представления о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении единой русской культуры в городах.Планируемые результаты:Пр...