В поисках подземных кладовых 4 кл
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Резанова Татьяна Анатольевна

Урок постпроен с использованием приемов ТРКМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_poiska_podz_kladovyh_4_kl.doc86.5 КБ
Microsoft Office document icon tehnol_karta_podzem_kladovye.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Класс 4

Учитель Резанова Т.А.

Программа Перспектива

Тема: В поисках подземных кладовых

Цель: Расширять знания  учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.

Задачи:

Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач.
Познавательные:   выявить свойства известняка,  гранита, каменного угля  и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу.
Личностные:  формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.

Оборудование: 

Компьютер.

Зрительный ряд: презентация, инструктивная карточка для каждой группы «План изучения полезных ископаемых» (раздаточный материал), дополнительная информация – информационные тексты «Полезные ископаемые» (раздаточный материал), тест по теме «По равнинам и горам».

Материалы для учащихся: атлас – определитель «От Земли до неба», образцы полезных ископаемых: каменный уголь, гранит,  известняк, песок, глина, физическая карта России.

Ход урока

I. Организационный момент

- Проверьте наличие необходимых к уроку принадлежностей.

- Я всем нам желаю интересного урока.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания. Пересказ.

2. Верные и неверные утверждения (Данетка).

- Если утверждение верное ставите «+», неверное – «-»

1) Формы земной поверхности – это равнины и горы.

2) Возвышенность более 200 м называется холм.

3) Уральские горы называют «Каменный пояс земли Русской».

4) В горах Алтая самой высокой точкой является Эльбрус.

5) В Список Всемирного наследия внесены горы Алтай.

6) От западных границ России до Уральских гор раскинулась Западно - Сибирская равнина.

7) Равнина, где преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью, называются низменностью.

8) Чтобы предотвратить увеличение оврага, надо укрепить его склоны растительностью.

9)Углубления на земной поверхности с крутыми осыпающимися склонами называются балка.

10) Овраги и балки украшают поверхность родного края.

III. Самоопределение к деятельности.

1. Стадия Вызова.

- Вспомните, какой раздел сейчас мы изучаем на уроках окружающего мира?

(По родным просторам)

- Сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного.

- Тему урока определим, отгадав кроссворд.

                      1.

                       2. к   а     в

и

л

ь

м

е

н

с

к

и

й

к

а

з

с

к

и

е

              3.

и

с

т

о

к

                                         4.

о

в

р

а

г

 

 

               5.

        6.

п

л

о

с

к

о

горье

У

р

а

л

                    7.        

н

и

з

м

е

н

н

о

с

т  ь

9. м а г ни

8.

х

о

л

м

т

о

г

о

р

ц

ы

                  10.

е

в

р

а

з

и

я

1. Заповедник в Челябинской области.

2. Самые высокие горы России.

3. Место, где река берет начало.

4. Форма поверхности,  имеющая крутой осыпающийся склон.

5. Равнина, где преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью.

6. Река в Магнитогорске, по которой проходит граница между Азией и Европой.

7. Как называется равнина с ровной поверхностью, обозначенные на карте зелёным цветом.

8. Участок земной поверхности, который возвышается ниже 200 м.

9. Жители Магнитогорска.

10. Материк, на котором расположена Россия

IV. Работа по теме урока

- Прочитайте ключевое слово и определите тему урока.

1. Заполните в своем «Бортовом журнале» только 1 –ю колонку

«Бортовой журнал»

Что я знаю по теме

Что нового узнал

Что не понял

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

- Что такое подземные кладовые?

- В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?                                    слайд

- Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать  понятия «полезные ископаемые», «месторождение».

2. Работа с разными словарями

1 группа - Что называют полезными ископаемыми?

2 группа – Что такое месторождения?

3. – Что бы вы хотели узнать про полезные ископаемые сегодня на уроке?

Составление кластера со слов учащихся.

4. Прочитайте материал учебника с. 58-59.

Инсерт, или условные значки.

- При чтении делайте пометки: «V»  уже знал; «+»  новое; «»  думал иначе; «?»  не понял, есть вопросы.

- Итак, что нового узнали?

- Что было непонятно?

- Рассмотрите карту учебника. Какие полезные ископаемые добывают на Урале?

5. «Мудрые совы». Практическая работа. Исследование.

- По плану составьте и запишите характеристику полезного ископаемого. Используйте информацию учебника.

- Представьте классу.

- 1 группа   Железная руда                                        Способы добычи           слайд

- 2 группа   Каменный уголь                                     Способы добычи           слайд

- 3 группа   Гранит                                                     Способы добычи           слайд

- 4 группа   Песок и глина                                         Способы добычи           слайд

- 5 группа   Торф                                                        Способы добычи           слайд

План исследования:

  1. Рассмотрите полезное ископаемое. Пользуясь иллюстрациями учебника или атласом определителем, запишите его название.

__________________________________________________________________________

  1. Нарисуйте условное обозначение.

__________________________________________________________________________

  1. опишите его свойства:
  • твёрдое или жидкое __________________________________________________
  • цвет ________________________________________________________________
  • прозрачное или непрозрачное __________________________________________
  • плотное или рыхлое __________________________________________________
  • блеск, запах, другое… _________________________________________________
  • горючее или нет ______________________________________________________
  1. Способы добычи_________________________________________________________
  2. Способы транспортировки ________________________________________________
  3. Значение и применение ___________________________________________________
  4. Есть ли месторождения на Урале ___________________________________________
  5. Бережное отношение _____________________________________________________

- Дома вы точно также поработаете в ТПО, с. 35 № 3

5. Рефлексия.

- Посмотрите на наш кластер.

- Скажите, удалось ли нам решить поставленные задачи?

6. Дополнение кластера.

- Все полезные ископаемые мы можем разделить на …

Рудные

Нерудные

Строительные6

Горючие

- Какую руду добывали в горе Магнитной?      (железную руду)

- Какие предприятия используют полезные ископаемые для получения своих продуктов производства?

- Чьи родители работают на этих производствах?

- Какие изделия выпускают эти предприятия?

- Посмотрите, вот предметы, которые изготовлены из полезных ископаемых. Определите, что из чего?

7. Экологические и экономические проблемы

- Если запасы полезных ископаемых в нашей стране так велики, почему же их нужно использовать бережно?

- Да, верно, они могут иссякнуть. А для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно.

 -Какой сделаете вывод?

- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатствах? (Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь, воду. Существуют предприятия по вторичной переработке сырья: перерабатывают пластмассу, бумагу, железо, очищают воду).

- Человек добывает полезные ископаемые, использует их, а какие экологические проблемы возникают при добыче полезных ископаемых?

- сокращаются запасы полезных ископаемых

- изымаются тысячи гектаров земли

- понижается уровень грунтовых вод

- засоряется почва, воздух

- нарушаются места привычного обитания растений и животных

- при транспортировке разливаются нефть

- происходит выбросы метана при добыче угля и природного газа

- радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение, что ведет за собой экологическую катастрофу.

8. Подведение итогов

- Заполните оставшиеся колонки «Бортового журнала».

- Что нового узнали?

- Что осталось непонятным?

9. Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Блок Б. Подземные кладовые

Цели:

 Стимулировать:

— интерес к изучению полезных ископаемых разных регионов России;

— бережное отношение к природным ресурсам.

 Актуализировать знания о полезных ископаемых: о их месторождении, свойствах, использовании человеком в хозяйственной деятельности.

 Актуализировать умения:

— выполнять учебное задание, используя план;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

 Ввести понятия «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ».

 Научить:

— определять полезные ископаемые по их описанию и обосновывать своё мнение;

— определять свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о полезном ископаемом и его свойствах;

— рассказывать о месторождении и способах добычи полезных ископаемых;

— проводить исследование полезного ископаемого и оформлять результат в таблице;

— определять для каждого полезного ископаемого соответствующий условный знак и его месторождение на физической карте России;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.

Задание 1 (З) 

Объясните значение выражений «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение».

См. ТК № 3 для 3-го класса.

Назовите твёрдые полезные ископаемые. (Каменная соль, железная руда, каменный уголь.)

Назовите жидкие и газообразные полезные ископаемые. (Нефть, природный газ.)

Расскажите кратко об известных вам полезных ископаемых.

Расскажите об использовании полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека.

Расскажите о полезных ископаемых, которые добывают в вашем крае.

Задание 2 (З) Учебник, с. 58—59.

Расскажите о крупнейших месторождениях полезных ископаемых в европейской части России, в Западной Сибири.

Расскажите о месторождениях минералов на Урале.

Задание 3 (З) Учебник, с. 132—136.

Расскажите о полезных ископаемых, используя план:

1. Название.

2. Условное обозначение.

3. Месторождение.

4. Свойства.

5. Способы добычи.

6. Значение и применение.

Задание 4 (П) Учебник, с. 58—59.

Верно ли, что в железной руде содержится только железо? Обоснуйте своё мнение. (В железной руде, кроме железа, содержатся другие ценные металлы: титан, ванадий, кобальт.)

Верно ли, что все разновидности угля одинакового цвета? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что гранит не является прочным? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что известняк, песок и глина имеют одинаковые свойства? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что торф используют только в качестве удобрения? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что каждый регион России имеет залежи разнообразных полезных ископаемых? Обоснуйте своё мнение.

Задание 5 (У) Учебник, с. 58—59, с взаимопроверкой.

Определите для каждого полезного ископаемого соответствующий условный знак и его месторождение на физической карте России.

Задание 6 (У) Рабочая тетрадь, с. 34, № 1, с взаимооценкой.

Отметьте месторождения полезных ископаемых России условными знаками на контурной карте.

Задание 7 (З) Учебник, с. 60—61.

Объясните значение выражений «нефть», «природный газ».

Расскажите о нефти и природном газе, используя план.

Задание 8 (П) Учебник, с. 60—61.

Верно ли, что нефть и природный газ являются горючей жидкостью с резким запахом? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что нефть и природный газ добывают только для продажи за границей? Обоснуйте своё мнение.

Задание 9 (У) Учебник, с. 60—61, Рабочая тетрадь, с. 35, № 3, с взаимооценкой.

Сравните данные о происхождении, свойствах, добыче, использовании и т. д. нефти и природного газа и оформите результаты в таблице.

Задание 10 (У) Рабочая тетрадь, с. 34, № 2, атлас-определитель с взаимооценкой.

Практическая работа «Изучение полезных ископаемых»

Проведите исследование полезного ископаемого, определив его название, свойства и оформите результаты в тетради.

Представьте результаты своей работы одноклассникам и оцените друг друга.

Диагностические задания:

1. Допишите предложения:

Полезные ископаемые — это… (природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве).

Месторождение — это… (места, где залегают полезные ископаемые).

Горные породы — это… (природное соединение одного или нескольких минералов).

2. Определите отгадку и напишите её:

а) В находке геолога много железа,
И тем она людям, конечно, полезна.
Среди ископаемых ценной всегда
Считалась добытая в шахте… .
(Руда.)

б) Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Чёрным золотом» его
Люди величают.
(Нефть.)

в) Окаменевшая смола
Доисторических растений,
Что пригодиться нам смогла
Для всяких дивных украшений.
(Янтарь.)

3. Определите полезные ископаемые, которые добывают в России, и подчеркните их названия: медная руда, апатиты, бамбук, бурый уголь, золото, жемчуг, торф, водоросли, гранит, калийные соли, поваренная соль, песок.

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению полезных ископаемых разных регионов России;

— проявлять бережное отношение к природным ресурсам.

Познавательные умения: 

— раскрывать значение понятий «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ» и использовать их в активном словаре;

— определять полезные ископаемые по его описанию и обосновывать своё мнение;

— определять свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

 выполнять учебное задание, используя план;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

 конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.

Предметные умения:

 рассказывать:

— о полезном ископаемом и его свойствах;

— о месторождении и способах добычи полезных ископаемых;

 проводить исследование полезного ископаемого и оформлять результат в таблице;

 определять для каждого полезного ископаемого соответствующий условный знак и его месторождение на физической карте России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...

Конспект урока по окружающему миру "В поисках подземных кладовых"

Данный материал предназначен для проведения урока по окружающему миру в 4 классе....

Тест по окружающему миру "В поисках подземных кладовых" 4 класс

Тест по окружающему миру "В поисках подземных кладовых" 4 класс...

Урок по окружающему миру "В поисках подземных кладовых" 4 класс

Покажи мне и я увижу, расскажи мне и я услышу, вовлеки меня и я научусь....

Технологическая карта урока окружающего мира "В поисках подземных кладовых" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: расширение знаний обучающихся о полезных ископаемых.Задачи урока:Дидактические:1. расширить знания обучающихся о ПИ;2. познакомить обучающихся с историей добычи и использования ПИ в своём ...

Открытый урок окружающего мира в 4 классе "В поисках подземных кладовых"

Урок проводился в рамках практического семинара учителей начальных классов учителей города Курчатова....