Открытый урок окружающего мира в 4 классе "В поисках подземных кладовых"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Цуканова Оксана Анатольевна

Урок проводился в рамках практического семинара учителей начальных классов учителей города Курчатова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир. 4 класс.

Тема урока: "В поисках подземных кладовых".

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Предметные:

  • расширить знания о полезных ископаемых и их месторождениях, уметь показывать их на карте;
  • изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведенному в учебнике плану.

Метапредметные:

  • формулировать тему урока;
  • составлять устное описание изученных полезных ископаемых по плану, предложенному в учебнике;
  • извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа-определителя;
  • высказывать обоснованное суждение о необходимости бережного использования полезных ископаемых;
  • готовить и проводить презентацию своего исследования.

Личностные:

  • понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной жизни страны;
  • понимать важность и необходимость бережного отношения к полезным ископаемым нашей страны.

Тип урока:

              урок формирования новых знаний с использованием презентации.

Форма работы учащихся: фронтальная, групповая.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых, слайды мультимедийной презентации, физическая карта России, изделия из полезных ископаемых.

Структура и ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Целеполагание.
  4. Изучение нового материала. Постановка проблемы. Открытие нового.
  5. Физкультминутка.
  6. Первичное закрепление.
  7. Итог. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Орг. момент.

(слайд 1) Добрый день , уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на уроке.

Ребята, поприветствуйте улыбкой гостей, друг друга.

Начинаем наш урок

Мы будем вместе грызть

Гранит науки, в добрый час. Садитесь.

2. Актуализация знаний.

(слайд 2 Проверим себя )

- На прошлом уроке мы изучали формы земной поверхности .  Перечислите их? (равнины, горы низменности ,  возвышенности, холмы , балки , овраги. )

-Какая равнина раскинулась от западных границ до Уральских гор ?

( Восточно-европейская равнина) покажи на карте  

-Какие  самые высокие горы в  России? (Кавказские)

И самая высокая гора ? Эльбрус

-Какая равнина расположена к востоку от Уральских гор?

( Западно- Сибирская равнина) покажи на карте 

-Как обозначают на физической карте низменности и возвышенности?

- Как называется возвышенность высотой до 200 метров? Холм ,

- а более 200 метров? гора

-Какие горы внесены в Список Всемирного наследия?(Алтай)

-Как называется углубление на земной поверхности. Склоны которого поросло растительностью?(Балка)

-Как называются углубления на земной поверхности с крутыми осыпающимися склонами?(Овраги)

-Какие горы называли « Каменный пояс земли Русской»? (Уральские горы.)

 покажи на карте  

3.Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы.  

А сейчас послушайте стихотворение и подумайте

 -Героиня какого произведения говорит эти слова?

Край наш горный, заповедный.

Я горой владею Медной,

И тому, кто любит труд,

Помогаю сразу:

Пусть находит изумруд,

Золото, алмазы!  (Хозяйке Медной горы  из сказа Павла  Бажова Каменный цветок) СЛАЙД 3

Что вы узнали о ней, прочитав сказку Павла Бажова? (хранила подземные богатства)

Ребята, а что подарила она Степану на свадьбу для его невесты ? шкатулку  показ 

Из чего она сделана ?  из малахита

-Что это малахит ,изумруд, золото, алмазы ?  драгоценные камни

- где их можно найти? под землей , в горах

4. Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего урока.

(слайд 4)- -Какие цели мы поставим перед собой?

    Работа по учебнику

-Откройте учебник на ст.60. Прочитайте тему урока.

-Правильно ли мы определили тему урока?

5 . Выявление места и причин затруднения. Построение плана выхода из затруднения.

-Поработаем по рубрике «Вспомним»

 -  Что такое полезное ископаемые? (Горные породы и минералы, которые человек использует  в хозяйстве, называются  полезными ископаемыми.   Асеева

2.Какие полезные ископаемые вы уже  знаете? каменный уголь, каменная соль , железная руда, нефть , газ  

3.Как называются места, где залегают полезные ископаемые? (называются месторождениями)

6. Изучение нового материала. Открытие нового. Работа по теме урока

(слайд 5)- Отправимся на поиски подземных кладовых России.

      Путешествие будет интересным . Ведь природа щедро наделила нашу страну подземными богатствами : по запасам полезных ископаемых Россия занимает первое место в мире!  

(слайд 6)- Общее количество месторождений – больше 200 тыс, и это число постоянно увеличивается, так как сейчас поиск новых месторождений ведется с помощью приборов , установленных на космических аппаратах. Посмотрите на карту России, как много на ней специальных значков .ПОКАЗ на экране !!!Они указывают где и какое сокровище зарыто природой .

 (слайд 7)-Откроем учебник  страница 58, рассмотрите  образцы наиболее распространенных полезных ископаемых и их условные обозначения на карте. Прочитайте их названия.

    РАБОТА С КАРТОЙ

- Откроем  стр 52-53Перед вами Физическая карта  

  -С помощью условных знаков определите какие полезные ископаемые добывают на восточно-европейской равнине?

(каменный уголь, железная руда , нефть ,газ,  поваренная соль, торф ) Показ на карте

(слайд 8)- -  В европейской части России , в Курской области , добывают строительные полезные ископаемые (мел , известняк, песок, глина ) и крупнейшие на планете залежи железной руды

(слайд 9, 10) Сообщение о Курской магнитной аномалии подготовила

- Какие еще полезные ископаемые  добывают в районе Уральских гор ? Каменный уголь , мед руды, железные руды) показ на карте 


(слайд 11)- Уральские горы кладовая ценнейших минералов. Здесь издавна добывали чудесный поделочный камень малахит и драгоценный камень изумруд. Изумруды используют в ювелирных изделиях , а малахит для производства предметов интерьера: настольных ламп, часов, письменных приборов. Их дарят в качестве подарков бизнесменам и чиновникам, чей статус подчеркивают дорогие сувениры.
Поделочный минерал малахит считается камнем — исполнителем желаний, поэтому волшебство этого самоцвета поможет в осуществлении заветных желаний

ВЫСТАВКА  ИЗДЕЛИЙ

Ребята , а сейчас посмотрите на выставку  поделочных камней. Эту коллекцию мне принесли бывшие ученики , которые увлекались изучение этих минералов. Также здесь представлены украшения из них. На перемене можно подойти и поближе всё рассмотреть.

(слайд 12)-Ребята , а месторождения каких полезных ископаемых находятся на Западно – Сибирской равнине? (Нефть и газ)Это ценнейшие полезные ископаемые ,  по добыче которых наша страна занимает первое место в мире и экспортирует в разные  страны.       Наибольшие их скопления на севере Западной Сибири, в Ямало-Ненецком округе, а также частично в дельте Волги и на Сахалине.

(слайд 13)-  В подземных кладовых немало золота и алмазов .  Алмаз –это твердый минерал .Его поиск в России велся полтора века  и только 1950 году было открыто богатейшее месторождение алмазов в Якутии. В республике Саха (Якутия ) добывают золото, олово , слюду, сурьму, а также нефть и газ.  Их применяют в ювелирных изделиях, медицине  показ 

( Слайд черный)

Работа в паре

- Ребята , поработаем в паре. Откройте рабочую тетрадь стр 28. С помощью карты учебника  нанесите на контурную карту месторождения каменного угля 1 вариант ,

а 2 вариант нефти и газа.

 -Проверим  (одна парта перечисляет куда нанесли , остальные с помощью сигнальных знаков показывают да , нет)

- Если согласны показываем зеленый кружок, нет - красный

Учитель: Кто  изучают Землю, ее содержимое, где и как образуются полезные ископаемые и как их добывать?     Геологи

-Давайте отдохнём и станем геологами.

(слайд 15)- Физкультминутка «Геологи»

Мы геологами станем (шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами(шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показываем руками),
Бурная река (показываем руками),
Её не обойдешь (топаем ногами),
Её не проплывешь (плывём),
Её не пролетишь (крылья),
Надо напрямик (показываем руками) .
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели (шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).

Работа в группах .

-А сейчас поработаем в группах

(Слайд 16 – правила)   - Прежде чем начинать работать в группе давайте вспомним правила .  София читает с экрана

- Сейчас мы с вами проведем мини-исследование,

Давайте разделимся на группы по 4 человека

(Передние парты поворачиваются к задним)

 - Откройте РТ стр 34 . №2

- Выполните практическую работу«Изучение полезных ископаемых». 

Цель работы : определить название , свойства полезного ископаемого, условное обозначение, способ добычи , бережное отношение .

Для каждой группы я даю образец полезного ископаемого, карточку - помощницу, вы в ней пишите , а потом с ней будете выступать . Пользуйтесь материалом учебника с. 58—59, материал на «Страничках Умного Совенка» на с. 133—135, атлас- определитель «От земли до неба»,  карточки с условными обозначениями.

Задание для 1-й группы. Познакомится с песком и глиной

Задание для 2-й группы. Изучить свойства и применение угля  

Задание для 3-й группы. Познакомиться с торфом

Задание для 4-й группы. Изучить свойства и применение Железной руды                                                      

5 группа Изучить свойства и применение нефти и газа  

Карточка-помощница (для каждой группы)

1.Название полезного ископаемого.________________________________

2.Условное обозначение._________________________________________

3.Свойства_____________________________________________________

4. Применение__________________________________________________

5. Способы добычи______________________________________________

6.Бережное отношение ____________________________________________

 ( После работы в группах проводится обсуждении изученного материала. Рассказы учеников сопровождаются показом образцов «Изучение полезных ископаемых» Слайд) Давайте проверим, как вы выполнили работу. 

( Слайд 18) Мини – конференция

( УЧИТЕЛЬ ПОКАЗЫВАЕТ ОБРАЗЦЫ ИЗДЕЛИЙ СЛАЙДы)

- Итак , проведем мини - конференцию ,  чья группа готова к выступлению

( Слайд 19) Песок и глина

( Слайд 20, 21 )Каменный уголь-  Бурый уголь  Бирюков образовались  из зарослей папоротника превратился в пласты ….. каменный уголь расположен относительно равномерно , но большая часть находится за Уралом;

( Слайд 22) торф это горючее полезное ископаемое . Торфяных болот в России много. В Подмосковье в 1920 году была построена Шатурская электростанция, которая до сих  пор работает на торфе.

(Слайд 25, 26 ) Железная руда еще есть разновидности руд Медная Алюминиевая

(Слайд 26 )Нефть В разные районы страны нефть и за границу нефть поступает по нефтепроводам (магистрали из труб), еще ее перевозят по железным дорогам в цистерне и на особых морских судах в нефтеналивных танкерах.

(Слайд 27 ) Газ  месторождения положены газопроводы, по которым газ поступает за границу. Часть газа сжижают и перевозят в танкерах -газовозах

(Слайд 28) Калийная и каменная соль –

Калийная соль является сырьем для химической промышленности  и применяется для производства калийных удобрений.  Каменная соль – пищевой продукт.

Добывают Соль-Илецком месторождении Урала, Усолье-Сибирском бассейне, расположенном в окрестностях Иркутска

ЧЕРНЫЙ СЛАЙД

Коллективная работа

 -   А сейчас обратите внимание на доску. Вы видите 3 группы полезных ископаемых .Догадайтесь по какому принципу я их составила? 1 грумма - железная руда, медная руда, алюминиевая руда (РУДНЫЕ ) все остальные будут какие? (НЕРУДНЫЕ)

Нерудные полезные ископаемые делятся на какие ? строительные и горючие.

VI. Закрепление изученного материала

1.Работа по учебнику

(Учащиеся работают по рубрике» Обсудим» на с.61

-Какую роль играют полезные ископаемые в хозяйстве России, нашего родного края?

Ответ: Полезные ископаемые используют в производстве, строительстве, энергетике, быту, транспорте и т.д. Они превращаются в необходимые для нас вещи, создают уют, кормят, обогревают, обеспечивают безопасность и перевозят нас из одного места в другое.

(Слайд 24) Игра «Что из чего?»

-А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Что из чего?».    В мешке товары, которые необходимы в быту. Определите из каких полезных ископаемых они  сделаны?  ножницы, глиняная свистулька, набор школьных мелков, мыло, торфяной горшочек, кирпич, таблетки активированного угля, стакан, игрушечная газовая плита. Что объединяет эти товары?

 Затем проводится работа по рубрике»Подумаем»!

-Человек получил в дар подземные богатства и использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые?

(Если относиться к добыче полезных ископаемых не по- хозяйски, то они могут совсем исчезнуть.)

Конечно, такое может случиться. Ведь для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно.

-Какой сделаете вывод? Что нужно бережно относиться к полезным ископаемым

 -А как вы, ребята , можете помочь в охране подземных богатствах?

(Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь,воду.

-Существуют предприятия по вторичной переработке сырья: перерабатывают пластмассу, бумагу, железо,

8. Этап включения в систему знаний и повторение.

Проверочная работа с электронным приложением .

- Давайте ребята ,закрепим еще больше знаний и выполним проверочную работу

работа с электронным приложением

VIII. Подведение итогов урока

- Подведем итог урока.

-Какая тема была у нас сегодня?

 -Какие задачи были поставлены?( СЛАЙД)

-Что такое полезное ископаемое?(слайд)

-По запасам полезных ископаемых какое место в мире занимает Россия?

-Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

-Как нужно относиться к использованию этих природных ресурсов?

9. Рефлексия

А теперь оцените свою работу на уроке . Предлагаю вам речевые «теги» или речевые облачка . Необходимо дополнить предложение. Кто желает ?

10Отметки

11. Д ом. Задание

 Учебник с.60-63,Р.Т. №3 С.З5

Наш урок окончен .Вы очень хорошо потрудились. Спасибо вам за работу, а гостям за внимание.!

Приложение.

Рудные

Нерудные

Строительные

Горючие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"

Открытый урок  окружающего мира в  доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...

Открытый урок окружающего мира 4 класс Природная зона. Пустыня.

Открытый урок окружающего мира 4 класс по программе Школа России....

Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Тема: "Разнообразие животных".

Целью данного урока является: создание условий для формирования представлений о классах животных «пресмыкающихся» и «земноводных».Были определены задачи педагога: систематизировать материал об известн...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс

Технологическая карта открытого урока окружающего мира в начальной школе (1 класс)...

Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...

Открытый урок окружающего мира, 3 класс "Круговорот воды в природе"

Тема: «Круговорот воды в природе»Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока:Закрепить знания детей о разных состояниях воды.Сформировать представление о круговороте воды в природе.Развить...