Наше питание. Пищеварительная система.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Шаблий Инна Сергеевна

Конспект открытого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_nashe_pitanie.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  окружающего мира в 3 классе «А».

Урок изучения новых знаний по теме:

«Наше питание. Пищеварительная система».

Автор учебника: А.А. Плешаков

Учителя начальных классов  МБОУ СОШ  № 32 Шаблий Инны Сергеевны

Цель: формировать первоначальное представление о правильном питании и пищеварительной системе человека.

Задачи урока:

образовательные:

- познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами;

- составить с детьми правила правильного питания;

- выявить уровень усвоения материала;

развивающие:

-развивать познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; проводить сравнение, анализ.

-развивать коммуникативные УУД: слушать и слышать собеседника, учителя, рассуждать, вести диалог; умение эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

-развивать регулятивные УУД: определять и формулировать  цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; адекватно понимать оценку взрослого, взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

воспитательные:

- воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;

- воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ;

-развивать личностные УУД:

включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

осознание ответственности ученика за общее благополучие класса.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование:

- учебник для 3 класса «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова;

- рабочая тетрадь на печатной основе;

- авторский медиапродукт: презентация Microsoft PowerPoint «Наше питание. Органы пищеварения»;

- карточки с заданиями, с тестами;

- компьютер, программа Microsoft PowerPoint, интерактивная доска.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Ресурсы: книгопечатная продукция:

-А.А.Плешаков Окружающий мир 3 класс 1 часть, М. "Просвещение" 2012;

- рабочая тетрадь на печатной основе к учебнику;

- поурочные разработки по курсу "Окружающий мир": 3 класс.

Технические средства обучения: ноутбук, интерактивная доска.

Интернет страница – Википендия - http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

Технологическая карта изучения темы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии к уроку (формируемые УУД)

1.Создание

эмоционального

фона урока

(организационный момент).

Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.

Выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Слайд № 1(пекари)

Регулятивные УУД:

2.  Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания.

1) фронтальный опрос.

2) индивидуальная работа, тестовый опрос учащихся.

3) самопроверка, оценивание, рефлексия.

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какой раздел мы с вами начали изучать?  ( Мы  и наше здоровье)

- Давайте с вами вспомним, что нового мы уже узнали из этого раздела? (Предметные результаты)

Вспомогательные вопросы:

1.Из чего состоит скелет человека? Какое значение имеют кости?

2.Какую роль выполняют мышцы? Как они работают?

3.Почему важна правильная осанка? Как выработать правильную осанку?

4.Что изучает наука анатомия, физиология?

5. Какие органы чувств знаете?

 ( Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания)

Микроитог: я вижу, вы у меня молодцы и все знаете, поэтому я думаю, что у вас не возникнет трудностей при выполнении следующего задания.

Перед вами лежат тестовые задания. (задания разноуровневые на разноцветных листах, подписанные). Ваша задача внимательно прочитать вопрос и выбрать один единственно верный ответ. Время выполнения 5 минут. Будьте внимательны!

Ребята, время вышло! (первый ученик, который справился с заданием – мастер, идёт проверять другого из его же уровня; второй – консультант, идёт проверять из своего же уровня; остальные – знатоки, проверяют свой уровень).

Кто не успел, оцените  свою работу самостоятельно. Если вы считаете, что справились с заданием, нарисуйте весёлый смайлик, если же вы справились, но  у вас возникали трудности, нарисуйте нейтральный смайлик, а если тест показался вам сложным и у вас возникли большие трудности, то нарисуйте грустный смайлик.

 А я потом проверю, как вы оценили свои знания и силы. Мастер, консультант и знаток соберите работы, каждый свой уровень.

Микроитог: Я надеюсь, что грустных смайликов у нас сегодня не будет!

Слайд № 2с вопросами

Коммуникативные УУД:1) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;2) формируем умение слушать и понимать других.

Прохожу и смотрю за выполнением работы

Познавательные УУД:

- формируем умение работать со схемами, таблицами

Регулятивные УУД:

- формируем умение осуществлять личностную рефлексию.

3. Сообщение темы и цели урока.

1) вводная беседа

2) целеполагание и мотивация

3. «Открытие» нового знания

1) беседа

2)Сообщения учащихся

3) Работа со схемой пищеварительной системы.

(работа по учебнику с. 139)

4) Работа в рабочей тетради с. 79

5) Работа с памяткой на с. 140.

 

4. Итог урока.

5. Домашнее задание

6.Проект "Школа кулинаров"

7. Итоговая рефлексия.

  Одному мудрецу задали вопрос:

    «Что для человека важнее, богатство или слава?»

    Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

    А другой мудрец предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его уже нет».

– Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можем позаботиться только мы сами.

- Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? (о здоровье).

-А знаете ли вы от чего зависит наше здоровье? (от правильного питания)

Сегодня мы проведём исследование и сделаем вывод: как правильно питаться, чтобы быть здоровым. Это и будет проблема нашего сегодняшнего урока.

- Все живые существа питаются.

- Чем питаются растения? ( Корнями всасывают из почвы воду с растворенными солями, в листьях образуются сахар и крахмал из частиц воды и углекислого газа).

- Чем питаются животные? (Растениями и другими животными)

- Чем питается человек? Что значит правильное питание? (зачитываю слова Сократа)

- Какая цель стоит перед нами? (Ответы детей) (Например: научиться правильно питаться и т.д.)

- Человеку нужна пища – как бензин машине.

- Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени? (ответы детей) Расскажите о своих ощущениях, когда вы хотите кушать, что вы чувствуете? (ответы детей)

Правильно, когда человек не ест, он испытывает чувство голода, слабость, усталость. При длительном голодании человек слабеет, через 2-3 дня начнутся «голодные»  обмороки, а через 10-15 дней он умрет.

- Сколько раз в день должен есть человек?

( 4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин)

- Какую пищу должен употреблять человек? (нужно употреблять разнообразную пищу)

- Скажите на какие 2 группы можно разделить продукты? (на пищу растительного и животного происхождения)

- Что значит животного происхождения? Почему эту пищу называют животной?

(потому что ее дают животные)

- Какую пищу называют растительной?

( Пища, которая получена из растений)

- Но как, же понять, полезен продукт или нет?

- Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержатся в них.

- Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют.

Белки- вещества, как кирпичики для строительства дома, нужные для роста и развития организма. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Человеку необходимо 100 грамм белков в сутки.

- Что такое жиры? В каких продуктах они содержатся?

Жиры- вещества, как крыша для нашего домика. Обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц и это вредно. Жиры содержатся в сливочном и растительном масле, сметане, молоке и маслянистых растениях, кукурузе, подсолнечнике.

Что такое углеводы? И в каких продуктах они содержатся?

Углеводы-  вещества и двери в нашем домике. Главные поставщики энергии. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию. Содержатся в хлебе, крупах, картофеле, макаронах.

- Ребята, посмотрите внимательно, наш организм - это дом, в котором есть и белки- кирпичики, и жиры- крыша, и углеводы – двери, а чего не хватает в нашем домике, чтобы нам в нем было уютно и комфортно. (окон)

- Чем больше окон, те наш организм сильнее и меньше подвержен различным заболеваниям.

- Что должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? (Витамины)

- Знаете ли вы, что означает слово «витамин»?

- Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо человеку. Соединив латинское слово vita «жизнь» со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамин – источник жизни.

Витамины- содержаться в овощах, фруктах и ягодах.

Витамин С – это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Содержится в лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке.

Микроитог:

Итак, мы с вами узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Но ни один продукт не даст всех  питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья, для этого нам нужны разные питательные вещества, значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной.

Физминутка.

Молодцы, ребята! Хорошо отдохнули, а теперь продолжаем.

- Но куда же делась пища, которую вы съели? Что с ней произошло?
- На самом деле она лежит в животике, как в сундучке. С нею происходят чудесные превращения. Давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи или тайну пищеварения.

- Итак, посмотрим как это происходит.

- Сначала пища попадает в ротовую полость. Мы пережевываем пищу, наши зубы превращают её в маленькие кусочки. Слюна размягчает пищу и облегчает процесс глотания. Язык проталкивает пищу в глотку. Через глотку и пищевод еда проходит в желудок. В желудке еда переваривается с помощью желудочного сока до состояния густого супа. Эта кашица проходит дальше в кишечник. Там и заканчивается её переваривание. Большую роль в пищеварении играет печень и поджелудочная железа. Печень  выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения, – желчь, а поджелудочная железа туда же выделяет поджелудочный сок, который также нужен для переваривания пищи. В тонком кишечнике частицы питательных веществ впитываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу.
Остатки «супа» попадают в толстый кишечник. Здесь полезные вещества и вода всасывается в кровь. Не переваренные остатки выносятся в прямую кишку и удаляются из организма.

- А теперь давайте посмотрим, как вы запомнили названия органов пищеварения. Укажите стрелками

части пищеварительной системы. 

Проверка: на слайде.

Рефлексия: оцените свою работу. Если вы всё запомнили и можете об этом рассказать, нарисуйте зелёный кружочек, если поняли, но рассказать не можете – жёлтый, а если не поняли и рассказать затрудняетесь – красный.

- Вот что один мальчик съел на обед: кашу с сахаром, какао со сладкой булочкой, кусок торта, шоколадку. Хороший у мальчика был обед? Почему? Какие блюда предложите вы? (ответы детей)

- Для того, чтобы быть здоровым необходимо выполнять следующие правила питания:

правила питания (дети читают)

  1. Нужно стараться есть разнообразную пишу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
  2. Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте. В этой пище очень много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей.
  3. Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.
  4. Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.
  5. Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.
  6. Утром перед школой надо обязательно завтракать. Некоторые ребят по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что- то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.
  7. Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.

- Можете ли вы добавить какие-нибудь свои правила? Ваше мнение. (Если затрудняются, говорю о вреде питания в транспорте, при чтении, в классе. Для этого есть столовая в школе, где можно помыть руки.  В транспорте нужны влажные салфетки)

-Молодцы! Итак, можем ли мы подвести итог нашему исследованию? Какая проблема стояла перед нами в начале урока?

(от чего зависит наше здоровье)

Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей)

1.Помнить правила правильного питания.

    2. Знать содержание питательных веществ в   продуктах.

1. У. с.138-141, т. с.            

2. Составить и красиво оформить меню правильного питания для человека, который занимается спортом.

- Итак, ребята, переходим к практической части нашего исследования. И с сегодняшнего дня мы запускаем проект "Школа кулинаров". Напоминаю план работы над проектом:

-выбрать рецепт или придумать свой;

- приготовить блюдо и принести;

-сфотографировать или зарисовать для книги, которую мы соберём.

Я просила несколько человек от каждого звена приготовить любое блюдо, желательно рецепт придумать самостоятельно. Главное условие - все блюда должны быть полезными для здоровья. Лучшие рецепты мы соберём в "Книгу здорового питания". Туда же поместим фотографии готовых блюд.

(презентация блюд)

Молодцы! Ребята, наш урок подходит к концу, но работа над проектом продолжается.

А сейчас мы посмотрим, как вы усвоили все то, о чем мы говорили на уроке.

На разносе лежат мандарины и конфеты.  Подойдите и возьмите тот продукт, который по вашему мнению полезен. (по рядам)

Молодцы! Я вижу, что вы все усвоили правила здорового питания.

Я благодарю Вас за урок!

Слайд №3

(слова мудреца)

Межпредметные умения: связывать и обобщать между собой предметные знания.

 

Слайд №4

Регулятивные УУД:

- формируем умение определять цель своей работы.

Надпредметные умения:ста-вить учебные задачи, проблемы.

Коммуникативные УУД

Личностные результаты

Слайды № 5-6

Познавательные УУД

Предметные результаты

Слушаем учеников с опережающим заданием Слайды № 7-8   

Слайды № 9-10

Коммуникативные УУД:1) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;2) формируем умение слушать и понимать других.

Слайды 11-12

Слайды 13- 17

Мои комментарии

Познавательные УУД

Слайд №18

(пищ.сист.)

Коммуникативные УУД

Предметные результаты

Работа в рабочей тетради.

Регулятивные УУД:

- формируем умение осуществлять личностную рефлексию.

Работа по учебнику с. 140

Познавательные УУД

Слайд № 19с правилами питания

Надпредметные умения:запоминать устный текст.

Предметные результаты

Познавательные УУД: обобщение, систематизация.

Слайды (20,21,22)

Коммуникативные УУД

Надпредметные умения: создавать проекты.

Регулятивные УУД:

- формируем умение осуществлять личностную рефлексию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему: " Наше питание.Пищеварительная система"

Материал данного  урока познакомит учащихся с органами пищеварения и необходимыми организму питательными веществами. Воспитательная задача направлена  на привитие учащимся навыков здорового ...

Окружающий мир. Наше питание. Пищеварительная система.

Урок окружающего мира в 3 классе коррекционной школы (VII вид).  Конспект урока и презентация....

урок "Наше питание. Пищеварительная система"

урок по окружающему миру 3 класс на тему "Наше питание"...

Наше питание. Пищеварительная система.

Цель:формировать представления о питании, пищеварительной системе.Задачи:Обучающая:­   Познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными ве...

Наше питание.Пищеварительная система.

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Наше питание. Пищеварительная система".УМК "Школа России", А.Плешаков....

Открытый урок по окружающему миру «Наше питание. Пищеварительная система».

Тип урока: изучение нового материала.Тема:«Наше питание. Пищеварительная система».Время проведения:         2013г.Цели: 1.)обучающие:-формирование пе...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Наше питание. Пищеварительная система"

Открытый урок по окружающему миру . 3 класс . Тема урока :" Наше питание . Пищеварительная система"...