рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по системе Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_okr_mir_zankov_novoe.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Согласовано»

Руководитель  МО

_________ /Е.Р. Иващенко/

Протокол  №1    

от   «28» августа  2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9» ЭМР

____________    /Н.В. Николаева/

«02»  сентября    2015г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №9» ЭМР

____________  /С.Ф. Родионова/

Приказ  № ______

от  «___» сентября 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

                

по учебному предмету «окружающий мир»

для учащихся 3 класса «А»

на 2015-2016 учебный год

Составитель:

Ольшанская Ирина Викторовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

            Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова.

            Программа предназначена для учащихся 3 класса образовательной школы.

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные  задачи:

• на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерное окружающего мира, его противоречивости;

• в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность;

• формировать умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;

• воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.

  Учебный предмет «Окружающий мир» является составляющей обязательной части учебного плана начального общего образования МБОУ «СОШ № 9» ЭМР на 2015-2016 учебный год.

        Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» рассчитана на 2 часа в неделю.

       Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое сознание и  мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения. С учетом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:

-принцип обучения в условиях окружающей среды;

-принцип краеведческой направленности;

-принцип интеграции;

-принцип системного подхода;

-принцип экологической направленности;

-принцип наглядности.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

       ▪Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

       ▪Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

       ▪Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

       ▪Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

       ▪Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

       ▪Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

- «Человек и природа»,

-«Человек и общество»,

-«Правила безопасной жизни».

Основные составляющие учебно-воспитательного процесса

            Широкий спектр педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

1.Технология личностно-ориентированного обучения.

2.Технология проблемного обучения.

3.Технология проектной деятельности.

4.Технология исследовательской деятельности.

5.Игровая технология.

6.Технология дифференцированного обучения.

7.Здоровьесберегающие технологии.

8.Информационные технологии.

Формы организации учебного процесса

      Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.

  1. уроки:  комбинированные, получения новых знаний, контроль знаний,  экскурсия, путешествие, викторина, исследование, интегрированные;
  2. проекты: информационные, исследовательские, социальные.

Внедрение в образовательный процесс активных форм и методов обучения позволяет создать благоприятную почву для инновационной познавательной деятельности учащихся, при этом получают развитие коммуникативные умения детей. Учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, учатся делать выводы и умозаключения, грамотно обосновывать свои ответы.

         К учебнику разработаны рабочие тетради с печатной основой (Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир ), в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.

                  Ожидаемые образовательные результаты в рамках ФГОС

Личностными результатами обучения учащихся являются:

- интерес к познанию окружающего мира;

- понимание причин успеха в учебе;

- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

- понимание чувств одноклассников и учителей;

- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;

- представление о своей гражданской идентичности в форме сознания «Я» как гражданина России;

- представление о своей этнической принадлежности;

- этические чувства  (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и учителей.   

Метапредметными результатами обучения учащихся являются:

иметь представление:

- о государстве, его функциях;

- о ленте времени, о делении  истории человечества на крупные периоды;

-об особенностях климата природных зон Африки, растительном и животном мире;

- о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе, о распространении семян и плодов;

- об истории родного края;

устанавливать связи:

- между климатом, почвой и живой природой;

- между живыми организмами, природными условиями и состоянием почвы;

- между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи;

- причинно-следственные связи о раздробленности государства и их последствий;

- причинно-следственные связи недовольства народа, знати и т.д.;

владеть универсальными учебными действиями :

- принимать и сохранять учебную задачу;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Предметными результатами обучения учащихся являются умения:

- ориентироваться в учебнике;

- обобщать полученные сведения о явлении, предмете, объекте;

- знать основные и промежуточные географические направления;

- проводить наблюдения за погодой и природой родного края;

- сравнивать явления и понятия (климат и погода);

- понимать причины разнообразия климатических поясов на Земле;

-устанавливать причины и следствия появления новых изобретений, открытий в жизни древнего человека;

- извлекать информацию из карты, читать условные обозначения;

- обозначать географические объекты на контурной карте;

- определять последовательность событий в истории России;

- соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком;

- находить место изученных событий на ленте времени;

- проявлять уважительное отношение к России, родному краю, культуре;

- уметь оценивать роль личности в истории с разных сторон;

- находить и показывать на карте пути великих путешественников, открывателей новых земель.

         В основе реализации образовательной программы по окружающему миру лежит системно-деятельностный подход, который предполагает компетентностный подход, направленный на формирование и развитие компетентностей: коммуникативных, социальных, культурологических, общекультурных, бытовых, экономических, политических, информационных, познавательных, рефлексивных.

                           

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

(2 часа в неделю)

УМК Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков «Окружающий мир»

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Разделы

1.

Природные условия Земли 

11 ч

2.

Человек в далеком прошлом

10 ч

3.

Земли восточных славян

22 ч

4.

Объединение русских земель вокруг Москвы

12 ч

5.

Путь от Руси к России

12 ч

Всего:

67 ч

Практическая часть

Практические работы

8 ч

Тестирование

4 ч

Контрольные работы

2 ч

Экскурсии

4 ч

Количество уроков с использованием ИКТ

30 %

Количество проектов

5

Количество исследовательских работ

1

Темы проектов,  исследовательских работ учащихся

№ п/п

Тема проектов,  исследовательских работ, социальных/учебных практик

Сроки реализации

1.

Информационно-исследовательский проект «Состав почвы» по  теме «Образование почв. Плодородие»

24.09-01.10.2015

2.

Информационный проект « Жизнь древних людей» по  теме « Древние государства»

26.10-29.10.2015

3.

Социальный проект « Растительный и животный мир.» по  теме «Степи»

03.12 - 10.12.2015

4.

Исследовательская работа « Путь из варяг в греки» по  теме «Расселение славян»

11.01.2016

5.

Информационный проект «Великий князь» по  теме «Первые русские князья»

25.01-28.01.2016

6.

Прикладной проект «Искусство и архитектура» по  теме «Древнерусская культура»

04.02-11.02.2016

Тематическое планирование

по окружающему миру (2 ч в неделю)

УМК Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков «Окружающий мир»

урока

Наименование тем  уроков

Вид учебной деятельности учащихся

Дата проведения

План

Коррек

тировка

I  триместр

1

Приглашение к путешествию.

Ориентироваться в учебнике:

– различать (форзац, титульный лист, оглавление);

– делать предположение по обложке и текстовой информации на ней

о содержании предстоящей в учебном году работы;

– понимать систему знаков, условных обозначений.

Обобщать полученные сведения о явлении, предмете, объекте.

03.09

2

Карты.

Практическая работа.

Получить информацию об окружающем  мире с помощью условных знаков.

Знать основные и промежуточные географические направления

07.09

3

Что такое погода.

Практическая работа.

 Наблюдения за погодой и природой родного края. Выделять основные показатели погоды.  Запись информации об окружающем мире.

Использовать знаки, символы, таблицы, приведенные в учебной

литературе. Фиксировать с помощью знаков основные показатели погоды. Выделять характерные признаки сезонов года на примере родного края.

10.09

4

Народные приметы.

Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках информации.

Составлять устную характеристику погоды.

14.09

5

Климат.

Сравнивать явления и понятия (климат и погода).

Понимать структуру построения рассуждений об объектах. Кодировать информацию из текстовой в знаковую и наоборот.

17.09

6

Представление о климатических поясах.

Устанавливать причины следственной связи между климатом и количеством тепла и влаги.

Высказывать  свою точку зрения. Коллективно обсуждать результаты наблюдений по рисунку.

21.09

7

Почва. Состав почвы.

Практическая работа (опыты).

Проект «Состав почвы» по теме «Образование почв. Плодородие»

Запись информации, полученной в ходе исследования. Планировать контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава и свойств почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

24.09

8

Образование почв. Плодородие.

Составлять небольшое сообщение в устной форме.

Выделять главное в тексте.

Круговорот  вещ-в в природе. Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний.

28.09

9

Защита почв.

Практическая работа. Защита проекта «Состав почвы»

Оформлять результат исследовательской работы в виде кратких выводов.

Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях.

Представлять свою работу одноклассникам.

Высказывать свою точку зрения.

01.10

10

Природные зоны суши Земли.

Тестирование по теме «Почва»

Читать и понимать условные обозначения на карте природных зон. Сравнивать климатическую карту и карту природных зон. Объяснять закономерности Земли в неравномерном распределении тепла и влаги и широтной смены природных зон.

05.10

11

 Природные зоны.

Практическая работа.

Иметь общее представление об особенностях природных зон Земли.

08.10

12

Где зародилось человечество.

Получать информацию при чтении карты. Определять географическое положение материка. Анализировать различные источники информации (текст, рисунок, графика).

12.10

13

Климат и природные зоны Африки.

Иметь представление об особенностях климата природных зон Африки.

Строить сообщения по плану. Воспринимать смысл познавательных текстов.

15.10

14

Творческая работа по теме: «Природные зоны Африки».

Выделять главную информацию из текста в соответствии с учебной задачей.  Поиск нужного иллюстрированного и текстового материала в учебнике  и дополнительных источниках информации.

19.10

15

Родина человечества. Как появился человек.

Понимать взаимосвязь климата, рельефа и природных зон одной

местности. Обобщать имеющиеся знания.

Расширять представления об исторических источниках знаний (материальные, устные, письменные). Иметь представление о теориях появления человека на Земле.

22.10

16

Жизнь древних людей.

Проект «Жизнь древних людей» по теме «Древние государства»

Понимать развитие социальной природы человека.

Выделять особенные события древнего человека: обретение огня, одомашнивание животных, начало земледелия.

Устанавливать причины и следствия появления новых изобретений, открытий в жизни древнего человека.

Проводить сравнение уклада жизни, сельскохозяйственной деятельности древнего и современного человека.

26.10

17

Самые древние государства.

Защита проекта по теме «Древние государства»

Иметь представление о государстве, его функциях.

Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи.

Проводить аналогии между событиями, изобретениями Древнего мира и Нового времени. Моделировать ситуации и оценивать их последствия.

29.10

18

 Лента времени .Материки и части света.

Практическая работа.

Иметь представление о ленте времени, о делении истории человечества на крупные периоды. Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные

исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на ленте времени.

09.11

19

Расширение знаний о мире.

Извлекать и анализировать информацию из различных источников(историческая и географическая карта, рисунок, схема маршрута, текст учебника). Наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности в интересах страны (на примере Питея, А. Македонского)

12.11

20

Первые шаги в изучении природы.

Тестирование по теме «Материки».

Понимать значение наблюдения в природе для науки: как появляются открытия, изобретения.

Проводить аналогии между использованием изобретений в древнем мире и современном.

Находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям  предков;  отличать исторические факты от вымысла.

16.11

21

Духовная жизнь древнего человека.

Выделять информацию из сообщений одноклассников в соответствии с учебной задачей. Сообщения в устной и письменной форме. Распределение функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

19.11

22

Географическое положение Европы.

Информация из карты. Читать условные обозначения. Составлять характеристики географических объектов, природы, климата на основе логических рассуждений и чтения карты. Находить и показывать на карте географические объекты Европы, описывать их географическое положение. Называть и находить на карте материки и части света.

23.11

23

Первые люди на нашей Земле.

Понимать общечеловеческий  характер перехода от первобытной стадий жизни к цивилизованной, происхождения многих народов на территории Восточно-Европейской равнины. Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках.

26.11

II триместр

24

Восточно-Европейская равнина.

Практическая работа.

Обобщать материал о природе Восточно-Европейской равнины, полученный из разных источников информации (карты, текст). Обозначать географические объекты на контурной карте.

30.11

25

Степи. Растительный мир.

Проект «Растительный и животный мир» по теме «Степи»

Выделять существенные признаки степной зоны и растительности степи.

Приводить примеры растений степи.

Выделять особенности раннецветущих растений и приспособленность растений к засушливому климату степи.

03.12

26

Степи. Животный мир.

Извлекать информацию из текста, сообщений в соответствии с учебной задачей. Устанавливать взаимосвязь в живой природе и между живой и неживой природой. Примеры животных степной зоны. Приспособленность

животных к жизни в степи.

07.12

27

Люди в степи.

Защита проекта по теме «Степи»

Осознавать и оценивать последствия, к которым приводит влияние человека на природные сообщества.

10.12

28

Лесостепь.

Различать природные условия основных и переходных природных

зон (климат, почвы, растительность).

Выделять существенные признаки лесостепной зоны. Сравнивать изучаемые природные

зоны (степь, лесостепь).

14.12

29

Лесная зона.

Тестирование по теме «Степь, лесостепь»

Использовать таблицы, схемы, рисунки. Находить в сотрудничестве с разнообразные способы решения учебной задачи.

Классифицировать растения и животных по природным зонам, ярусам леса.  Собственные наблюдения в природе.

17.12

30

 Сезонные изменения в лесу.

Иметь представление о приспособлении живых организмов к сезонным изменениям в неживой

природе, о распространении семян и плодов. Составлять таблицы, схемы, используя приведенные в учебнике

текст и рисунки.

21.12

31

Экскурсия по теме: «Сезонные изменения в лесу».

Вести наблюдения в природе. Фиксировать изменения, происходящие в разные времена года, в растительном и животном мире. Выделять характерные признаки

сезонов года на примере природы родного края.

24.12

32

Как жили наши далёкие предки.

Сообщения в устной форме, используя  различные источники информации. Устанавливать причинно-следственные связи (воздействие особенностей природных условий на жизнь и жилище славян) Хозяйственная деятельность человека в разных природных зонах.

28.12

33

Расселение славян.

«Путь из варяг в греки».

Исследовательская работа по теме «Расселение славян»

Особенности расселения славян по территории Восточно-Европейской равнины.

Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи,

в разных природных зонах.

11.01

34

Обожествление природы.

Устанавливать связь между деятельностью древних славян и условиями их жизни и быта. Понимать понятие «язычество».

Проводить аналогии между языческими праздниками и праздниками нашего времени.

14.01

35

Контрольная работа по теме: «Народные праздники и обычаи древних славян».

Отличать исторические факты от вымысла.

18.01

36

Работа над ошибками. Родной край в далёком прошлом.

Экскурсия в краеведческий музей.

Наблюдать за жизнью, обычаями и верования предков.

21.01

37

Первые русские князья.

Проект «Великий князь» по теме «Первые русские князья»

Понятие «государство».

Определять признаки и значение государства.Иметь представление об образовании Древнерусского гос-ва,

о первых русских князьях.

25.01

38

Принятие Русью христианства.

Защита проекта по теме «Первые русские князья»

Значение принятия христианства для Руси. Выдающийся государственный деятель– князь Владимир.

Выделять информацию из сообщений разных видов (текст, фильма, иллюстрации).

28.01

39

Расцвет Древнерусского государства.

Экскурсия в Краеведческий музей.

Характеристики Древнерусского государства. Выдающиеся российские  государственные деятели в изучаемый период(князь Владимир, Ярослав Мудрый), История  выдающихся людей родного края.

01.02

40

Древнерусская культура.

Проект «Искусство и архитектура» по теме «Древнерусская культура»

Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, культуре.

Анализировать иллюстрации и сопоставлять их со словесным описанием в тексте. Приводить примеры культурных

и общественных событий, оценивать их значимость в жизни людей, государства.

04.02

41

Ослабление Древнерусского государства.

Устанавливать причинно-следственные связи раздробленности гос-ва и их последствий.

Определять понятие «натуральное хозяйство».

08.02

42

Контрольная  работа по теме: «Древнерусское государство». Защита проекта «Искусство и архитектура»

11.02

43

Работа над ошибками. Ордынское нашествие. Угроза с Запада.

Соотносить исторические события с датами,  дату с веком.

Находить место изученных событий на ленте времени.

Определять последовательность

исторических событий России. Называть исторических деятелей (Чингисхан, Батый). Проводить сравнения по рисункам учебника. Пересказывать изученные события по плану.

15.02

44

Залесская земля.

Примеры событий, фактов, характеризующих личность, оценивать их значимость для людей и государств.

18.02

45

 Что такое природное сообщество.

Экскурсия в природу.

Понятие «природное сообщество». Способы изучения природы (наблюдение, сравнение).

Правила поведения в природе и социальной среде.

22.02

46

Законы лесной жизни.

Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Правила поведения человека на природе (лесу). Значение леса для древнерусского и для современного человека.

25.02

III триместр

47

Природное сообщество луг.

Использовать рисунки, наблюдать текст  для изучения природного сообщества, объяснения взаимосвязей

растений и животных луга.

29.02

48

Природное сообщество озеро.

Находить на карте и знать названия крупных озер России. Рисунки, наблюдения, текст для изучения природного сообщества озеро. Положительное и отрицательное влияние человека на природное сообщество  озеро. Примеры растительности и животных озера, приспособление

к разным средам обитания.

03.03

49

Природное сообщество поле.

Рисунки, наблюдения, текст для изучения природного сообщества поле. Положительное и отрицательное влияние человека на природное сообщество  поле.

07.03

50

Возвышение Москвы.

Последовательность

исторических событий.

Находить в тексте учебника информацию об условиях, которые способствовали возвышению Москвы.

Знакомиться с обликом столицы и его изменением в ходе исторического времени (к концу XIII века).

10.03

51

Куликовская битва.

Портрет исторического  деятеля (Дмитрий Донской). Примеры фактов и событий, характерных личности. Соотносить исторические события с датами.

Составлять план сражения и описывать его, используя текстовую и графическую информацию (рис., схема).

Знать дату и значение Куликовской битвы для России, народа.

14.03

52

Стояние на реке Угре.

Анализировать иллюстрации , сопоставлять их со словесным описанием в тексте. Реконструировать исторические события по отражающим  картинам. Соотносить исторические события с датами, дату с веком.  Называть причины победы русских войск над захватчиками. Знать дату освобождения Руси от ордынского ига.

17.03

53

Создание Московского государства.

Ориентироваться в важнейших событиях в изучении периода. Представление об истории Московского государства. Различать разные периоды прошлого (Древняя Русь и Московское княжество).

21.03

54

Грозный царь. Тестирование по теме «Московское государство»

Портрет исторического деятеля Ивана Грозного. Факты и события с позиции их значимости для истории

Русского народа. Роль личности в истории с разных сторон.

24.03

55

 Развитие русской культуры. Сообщения.

Понимать особую роль России в мировой истории.

Испытывать чувство гордости за национальное свершения, открытия, победы.

Анализировать развитие культуры, зодчества, искусства России. Сопровождать сообщения демонстрацией фотографий, репродукций картин, открыт.

04.04

56

Русские первопроходцы.

Находить на карте географические объекты (Белое, Азовское моря, Тихий океан, Балтийское море, острова Северного Ледовитого океана).Качества личности путешественник.

07.04

57

  Географическое положение Азии. Сибирь

Находить и называть географические объекты, заданные учителем. Разделять материк на две части света: Европу, Азию. Называть и показывать географические объекты, по которым проходит условная граница.

11.04

58

Тайга.

Сравнивать изучаемые природные зоны России. Классифицировать животных зоны лесов на группы по самостоятельным признак.Примеры жив-х и растений зоны тайги. Правила поведения в лесу. Оценка своего  поведение и поведение других людей в природе.

14.04

59

Природное сообщество болото.

Находить на карте болота.

Причины образования болот, описывать их особенности как природного сообщества. Примеры представителей растительного и животного мира, характерных для этого сообщества.

Правила поведения на болоте.

 Сравнивать изучаемые природные

сообщества  как единство живой и неживой природы.

18.04

60

Хождение за три моря.

Находить, демонстрировать

на карте путь путешественника

А. Никитина. Использовать карты, доп. источники информации , рисунки, картинки для подготовки и представления сообщений о природе Индии.

21.04

61

Смутное время.

Устанавливать причинно-следственные связи недовольства народа, знати и т.д.

25.04

62

Спасители земли Русской.

Роль Минина и Пожарского в истории России.

Знать историю появления государственного праздника Дня народного единства.

28.04

63

Расширение пределов страны. Практическая работа.

Использовать карты, схемы маршрутов, рисунки  для объяснения природных явлений, нахождения географических объектов.  На карте показывать путь великого путешественника С.Дежнева. Значение экспедиции команды С. Дежнева для страны.

05.05

64

Природа тундры.

Изучение природной зоны. Воспринимать окружающий мир

целостно в единстве природы.

12.05

65

Арктическая пустыня.

Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в природе.

16.05

66

Народы Сибири.

Устанавливать взаимосвязи между человеком и природой, зависимость деятельности человека от жизни в определённых природных условиях.

Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках, рекомендуемых учителем.

19.05

67

Рудознатцы. Послы.

Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках, рекомендуемых учителем.

23.05

Информационно-методическое обеспечение

УМК Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков «Окружающий мир»

Литература для учителя

1. Дмитриева Н.Я. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 3класс - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013

2.Трофимова Г.В. Тайны далёкие и близкие. Книга для чтения– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009

Литература для учащихся

1.Дмитриева Н.Я., Казаков А. Окружающий мир 3кл. Рабочая тетрадь– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013

2.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013

Адреса электронных ресурсов.

 http://www.openworld.ru/school/m.cgi

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://nsc.1september.ru/

http://dic.academic.ru

http://www.km.ru

http://www.kinder.ru

http://www.ug.ru

http://www.solnyshko.ru

Техническое обеспечение

  1. Интерактивная доска.

2.   Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 

3.   Компьютер.

4.   Мультимедийный проектор.

5.   Многофункциональное устройство (МФУ). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...