Растения. Группы растений. Водоросли, лишайники, мхи, папоротники
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Система Занкова. 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НЕПЕЦИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КОЛОМЕСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Тел.: 617-76-11, 617-74-10                                                       140473, Московская область, Коломенский район,                   E-mail: http://nepschool2.ucoz.ru/                                                                       село Непецино, дом 6-а

Урок

по окружающему миру

во 2 классе

на тему:

«Растения. Группы растений. Водоросли, лишайники, мхи, папоротники»

Подготовила:

Ферчева Виктория Викторовна

учитель начальных классов

2013г.

Тема урока: « Растения. Группы растений. Водоросли, лишайники, мхи, папоротники».

Цели урока:

создать условия для усвоения знаний по теме: «Растения. Группы растений»;

 способствовать развитию навыков и умений наблюдать, обобщать, делать выводы;

● содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с основной классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений;

- воспитывать чувства  бережного  отношения  к природе, её значимости в жизни человека;

- развивать познавательный интерес;  умение наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать.

Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский.

Оборудование:  учебник: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. , рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир» для 2 класса 2012., карточки « Настроение», карточки для составления схемы « Части растений», мультимедийная презентация.

                     Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

С каким настроением вы начинаете наш урок сегодня? «Просигнальте» мне, пожалуйста, (дети поднимают карточку «настроение» в виде личика)

Я рада. Спасибо.

Учитель:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

    II. Актуализация знаний

- Скажите ребята, что нас окружает?

- Как всё это называется? ( Окружающий мир, природа)       

- Что можно сказать о природе? ( Живая и неживая)

       

 - По каким признакам мы относим предметы к живой природе? ( Рождение, дыхание, питание, движение, размножение, старение, умирание).

- Что необходимо для существования живой природы? ( свет, тепло, вода, воздух, почва).

- Учёные делят всю живую природу на царства. Назовите их. ( Растения, животные, грибы, бактерии).

- С представителями, какого царства мы начали знакомство? ( С растениями)

- Почему именно с них? ( Только растения могут вырабатывать вещества для собственного питания)

- Давайте вспомним, что вы знаете о растениях и в группах поработаем с карточками ( Приложение 1)

- Распределите объекты по ярусам ( деревья, кустарники, травы)

Ученики распределяют  объекты по ярусам. Один ученик  за доской выстраивает схему « Части растений» ( Приложение 2)

У нескольких учеников возникает вопрос:  лишняя карточка ( лишайник)

- У кого не оказалось лишней карточки?

-  Посмотрим на доску и с помощью схемы « Части растений» обоснуйте  свои ответы, свою точку зрения.

Дети приходят к выводу, что карточка действительно лишняя, так как у  изображённого объекта   нет признаков, которые есть у других  объектов.

- Кого заинтересовал этот вопрос?

III. Сообщение темы и целей урока.

- Какова тема урока? ( Растения)

 -  В роли, каких ученых мы сегодня будем выступать? Биологов или ботаников?

( Ботаников)

- Что изучает биология? ( Биос- жизнь, логос – наука, учение) слайд1

- Что изучает ботаника? ( изучает растения) слайд2

Вывод? Мы ботаники!

- На прошлом занятии мы составляли схему. Что заметили нового? ( Замечают новые пустые окошки) слайд3

- Какова цель урока? ( Узнать какие существуют группы растений )

 Сегодня на  уроке мы познакомимся с особенными  группами растений : водоросли, мхи, лишайники и папоротники. слайд4

Физкультминутка

Во дворе растёт подсолнух

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Руки в спину упираем,

Поясницу прогибаем.

А теперь давай, дружок,

Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

IV. Работа на новым материалом.

 Предлагаю вам продолжить знакомство с текстом учебника в группах. Внимательно прочитайте задания на карточках и выполните его

Группа ботаников №1

Найдите в тексте учебника на с. 47-48 информацию о водорослях,

подготовьте рассказ. Начните, например, так: Из текста учебника мы

узнали, что водоросли – это…

Группа ботаников № 2

Найдите в тексте учебника на с. 49 информацию о лишайниках,

подготовьте рассказ. Начните, например, так: Из текста учебника мы

узнали, что лишайники – это…

Группа ботаников №3

Найдите в тексте учебника на с. 49-50 информацию о мхах, подготовьте рассказ. Начните, например, так: Из текста учебника мы узнали, что мхи – это…

Группа ботаников №4 (Вместе разбираем – Папоротники)

Найдите в тексте учебника на с. 50-51 информацию о папоротниках,

подготовьте рассказ. Начните, например, так: Из текста учебника мы

узнали, что папоротники – это…

-Вы узнали признаки различных групп и видов растений и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания.

Работа в рабочих тетрадях с.32 № 80

Опираясь на учебник и полученные знания на уроке, заполняем таблицу. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы?

 

корень

стебель

литья

цветки

водоросли

 

 

 

 

мхи

 

 

 

 

папоротники

 

 

 

 

лишайники

 

 

 

 

- Проверка.

V.  Закрепление изученного материала.

-На какие группы делится царство растений? (Водоросли, папоротники, лишайники, мхи)

 -  Где растут водоросли? (Жители воды)

 - Водоросли используют в пищу (да )

Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)

- У мхов есть корни (нет)

- Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перья.)

- Как называется наука о растениях? (Ботаника.)

VI. Рефлексия

Заканчивая разговор о разнообразии растений, я предлагаю вам написать об этой части природы синквейн.

- Вспомним, что такое синквейн, как он строится:

Пример синквейна:

Растения.

Разнообразные, прекрасные.

Украшают, радуют, восхищают.

Зелёный наряд Земли.

Красота!

 1 группа – Водоросли

 2 группа  - Лишайники

 3 группа – Мхи

 Ребята в начале урока вы «просигналили» своё настроение. Я вас попрошу это сделать  и в конце урока. Просигнальте карточками с каким настроением вы заканчиваете урок ( поднимают карточки – сигналы)

VII. Домашнее задание

Подготовить небольшое сообщение  по  группам, с которыми мы познакомились на уроке.

Дополнительный материал:

        У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья,

       Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, косметики,  а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий.

Мхи. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней.

    Большую роль играют мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков мхов образуются залежи торфа. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.

      Мох применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах.

Папоротники

Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники — влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни .Листья папоротников похожи на перья птиц.

Мхи

Маленькие, необычные

Растут, удивляют, размножаются спорами.

Мхи – показатели экологии.

Первопроходцы суши.

Лишайники

Необыкновенные, странные

Растут, очищают воздух, размножаются спорами

Лишайники - корм северных оленей

Долгожители.

Папоротники

Высокие, красивые

Не цветут, растут в лесу, удивляют

Папоротники  ищут на Ивана Купала

Современники динозавров

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Название группы растений

             Органы ( части) растения

корень

стебель

листья

цветки

1.

Водоросли

2.

Лишайники

3.

Мхи

4.

Папоротники

Группа ботаников №1

Найдите в тексте учебника на с. 47-48 информацию о водорослях,

подготовьте рассказ по вопросам. Начните, например, так: Из текста учебника мы узнали, что водоросли – это…

Вопросы:

  1. Название растения.
  2. Где обитают?
  3. Величина и форма.
  4. Из каких частей состоит?
  5. Особенности.

Группа ботаников № 2

Найдите в тексте учебника на с. 49 информацию о лишайниках,

подготовьте рассказ по вопросам. Начните, например, так: Из текста учебника мы узнали, что лишайники – это…

Вопросы:

  1. Название растения.
  2. Где обитают?
  3. Величина и форма.
  4. Из каких частей состоит?
  5. Особенности.

Группа ботаников №3

Найдите в тексте учебника на с. 49-50 информацию о мхах, подготовьте рассказ по вопросам. Начните, например, так: Из текста учебника мы узнали, что мхи – это…

Вопросы:

  1. Название растения.
  2. Где обитают?
  3. Величина и форма.
  4. Из каких частей состоит?
  5. Особенности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

части растения

корень

стебель

лист

цветок

плод

семена

ствол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме: "Растения. Группы растений".

Урок окружающего мира разработан в соответствие с ФГОС. (Завершенная линия «Система Л.В.Занкова»)Тип урока: открытие новых знанийМетоды урока: деятельностный, исследовательский Разработка включа...

Урок окружающего мира по теме: "Группы растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Папоротники.", 2 класс. Система Занкова.

Урок окружающего мира  по теме: "Группы растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Папоротники.", 2  класс. Система Занкова....

Тема урока: Группы растений, органы растений и их функции.

урок познания мира в 1 классе по теме "Группы растений, органы растений и их функции "...

"Разнообразие растений. Группы растений."

Урок -исследование по окружающему миру "Разнообразие растений" по развивающей системе Л.В.Занкова...

Растения. Группы растений. Водоросли, мхи, папоротники.

Урок составлен учителем начальных классов МОУ СОШ с УИОП № 16: Хузиной Г.Х.Предмет: Окружающий мирКласс: 2классТип урока: Открытие новых знаний...

"Растения. Группы растений."

Конспект урока по окружающему миру "Растения. Группы растений." 2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Занкова...

Растения. Группы растений (Начальная школа 21 века)

Цели урока:познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.Планируемые результаты:Предметные:...