Урок окружающего мира в 3 классе "В царстве грибов".УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Сехина Елена Станиславовна

Урок открытия новых знаний окружающего мира  в 3 классеВ царстве грибов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchego_mira_v_3_klasse_v_tsarstve_gribov.rar1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку окружающий мир в 3 классе

Тема урока

«В царстве грибов»

Тип урока

Изучение нового материала

Цели

сформировать представления о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с особенностями строения и разновидностями грибов; дать понятие микроскопические грибы; формировать представление о роли грибов в жизни растений, животных и человека; воспитывать бережное отношение к природе и к своему здоровью

Планируемый результат

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные:

Формировать уважительное, доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формировать способность вести диалог на основе взаимного уважения, находить выходы из проблемных ситуаций. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Предметные:

Выделять грибы в особое царство,знать строение грибов; уметь различать съедобные и несъедобные грибы; уметь объяснять значение грибов в природе и жизни людей; уметь правильно собирать грибы.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие  в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; Формировать умения строить доказательства, планировать  свое высказывание по заданной ситуации, выбирать из нескольких предложенных решений одно и обосновать его.  (Регулятивные УУД)

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД)

Формировать умения строить рассуждения, выделять существенные признаки понятий; устанавливать причинно-следственные связи; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать предлагаемые критерии для сравнения, типологии, классификации; формировать умение извлекать информацию из текстов; преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Познавательные УУД)

Основные понятия

Грибница, съедобные грибы, несъедобные грибы

Ресурсы:

-основные;

-дополнительные

Доска, компьютер, мультимедийный проектор, учебник, карточки.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в группах.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Фиксация результатов

Планируемые

результаты   УУД

1.Орг.момент, мотивация

к учебной деятельности.

-Добрый день, ребята. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».Подарите тепло своей души всем, кто присутствует сегодня у нас на уроке. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся.

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

А проведу этот урок у Вас я . Меня зовут Елена Станиславовна.

Залог нашего с вами успеха на уроке- это активность, внимательность, умение слушать друг друга, чётко выражать свои мысли.

Положительный обоюдный настрой на работу.

   Слайд 2

Личностные УУД: социальные компетенции, личностные качества.

2.Мотива-ция к учеб-ной дея-тельнос-

ти, актуа-лизация знаний.

-Сегодня на уроке мы отправимся в небольшое путешествие.

   -А куда мы с вами отправимся, вы узнаете, послушав музыку (фрагмент «Звуки леса»). И так куда мы отправляемся?

  -Верно, мы отправляемся в лес. Как вы догадались?

Лес - это часть живой природы.

- На какие группы можно разделить  объекты живой природы?( растения и животные)

- Какое название дали учёные–биологи этим группам?( царство растений, царство животных)


- Назовите признаки живых организмов. (Питание, движение, дыхание, рост, развитие и размножение.) 

Слушают звукозапись, представляют, строят предположения

Вступают в диалог, доказывают свои высказывания.

Вспоминают прошлые знания, отвечают на вопросы.

   

Слайд 2

«Звуки леса»

Слайд 3

Коммуникативные УУД:

умение вступать в диалог, излагать своё мнение, аргументировать его.

Личностные УУД:

мотивация  к  учебной деятельности.

3. Постанов-ка учебной задачи, формулировка темы урока.

- Послушайте текст и определите, о чём идёт речь: Эти живые существа любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл.

 

- О чём идёт речь? ( о грибах)

- Вы правы, это будет тема нашего урока.

-Какова наша с вами учебная задача? ( познакомиться с миром грибов)

Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным миром грибов.

-Зачем нам знакомиться с грибами?

У Вас на столах лежит таблица вопросов , на которые нам с вами в ходе урока предстоит ответить.

Выскажите свои предположения до изучения темы, поставив в 1 колонке ответ в виде слов «да», «нет».

-Какова цель урока?                                                                      -Что мы сегодня узнаем о грибах?

- Отложите листы с таблицей, к ней мы вернёмся в конце урока.

Слушают , проводят ассоциации, делают умозаключение.

Самостоятельно формулируют тему урока.

(Отвечают на вопросы таблицы до изучения темы)

до изучения

после изучения

Грибы – это часть живой природы?

У гриба есть грибница?

Грибы сами могут производить для себя питательные вещества, как растения?

Грибы могут передвигаться также как животные?

Грибы нуждаются в охране?

Грибы нужны животным?

Слайд 4

Слайд 5

Заполнение 1 колонки таблицы.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель и задачи урока  с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

слушать мнения других, высказывать своё собственное.

Регулятивные УУД:

прогнозирование , самоконтроль.

Познавательные УУД:

Умение анализировать и сравнивать информацию, работать с таблицей.

Личностные УУД:

готовность к саморазвитию.

4.Решение учебных задач, изучение нового

Работа в группах.

- Грибы- это часть живой или неживой природы?

Если это часть живой природы, то к какой группе мы его отнесем к растениям или к животным?  У Вас на столах опорные сигналы. Если вы считаете, что к растениям, то поднимите зеленый жетон, если это животное, то красный жетон, а если сомневаетесь, то знак «?».

- Я вижу разные варианты.

-Есть дети, которые сомневаются  к какой группе их отнести?

Наука, которая изучает грибы, называется микология. Сегодня вы побудите в роли микологов.

-Чтобы ответить на вопрос к какому царству отнести грибы я предлагаю поработать в группах и провести исследование. Вспомним правила работы в группе

Вам предлагается план нашей исследовательской работы. Мы разделимся на 4 группы, соответствующие пунктам плана.

   На электронной доске слайд:

 План исследования:

  1. Внешний вид, строение.
  2. Чем питаются?
  3. Могут ли самостоятельно передвигаться?
  4. Условия для  роста и развития?

У вас на столах карта исследования с заданием. Один член группы читает задание путем обсуждения, выбираете правильный ответ и формулируйте вывод. Выбираете одного человека, который бы озвучил этот вывод.

Как только работа будет выполнена, покажите свою готовность.

1 группа: Приложение №1.

Вывод: Наша группа решила, что гриб  по строению (похож, не похож) на растение и животное. Подчеркни нужное слово.

Организация диалога с уч-ся, основанного на предположениях детей.

Ребята показывают свое мнение с помощью карточек.

Правила работы в группе:

1.Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.

2.Четко высказывай предлагаемый способ решения.

3.Умей слушать других.

4. Если не согласен с мнением других: не кричи, не перебивай. Пользуйся вежливыми фразами.

Учащиеся осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; распределяют роли в группе; планируют свою деятельность; выбирают отвечающего.

Сигнальные карточки.

Слайд 6

Поставить проектор в ждущий режим.

Карточки у каждой группы

Заполнение учителем таблицы на доске.

Личностные УУД:

умение определять границы собственного знания и незнания.

Коммуникативные УУД:

взаимодействовать в группе, слушать других, высказывать своё собственное мнение.

Регулятивные УУД:

умение планировать своё высказывание по заданной ситуации, выбирать из нескольких предложенных решений одно и обосновывать его.

Познавательные УУД:

умение строить рассуждения, выделять существенные признаки понятий, устанавливать причинно- следственные связи.

2 группа: Приложение №2.

Вывод: А наша группа сделала вывод, что грибы питаются так же, как (растения, животные). Подчеркни нужное слово.

3 группа: Приложение №3.

Вывод: Наша группа пришла к выводу, что грибы (передвигаются, не передвигаются) и (похожи, не похожи)  на (животных, растения). Подчеркни нужное слово.

4 группа: Приложение №4.

Вывод: Наша группа считает, что грибам необходимы (назовите картинки, которые обвели), как и (растениям, животным). Подчеркни нужное слово.

Посмотрите на таблицу. Какой вывод мы можем сделать?

(Грибы не похожи ни на растения, ни на животные).

(Грибы – это отдельная группа.)

Учёные несколько веков не могли решить: что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным и, наконец, в XIX веке предложили выделить их в особое царство. ( Царство грибов)

Грибы – удивительные создания, ведь их нельзя назвать ни растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельное царство.

Учащиеся осуществляют защиту своего исследования. Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности результата.

Делают вывод.

Заполнение учителем таблицы на доске.

Включить проектор.

Слайд  7

Познавательные УУД:

умение делать выводы, используя предлагаемые критерии для сравнения, свой жизненный опыт, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

5.Изучение новой темы в сотворчестве с учащимися

через работу с учебником

 Строение гриба

-Русские леса славятся грибами. Кто из Вас с родителями ходил в лес за грибами?

-Из каких частей состоит видимая часть гриба? ( шляпка и ножка)

Что находится под землёй? ( грибница).

Проверим верность наших знаний , прочитав с. 112 в учебнике.

-Что нового вы узнали?

-Какая часть самая главная? Без чего гриб погибнет?

- Что такое грибница,  какую роль она выполняет?

- Уточним ответ. Найдите информацию в учебнике на с. 112

Повторим строение гриба ( по слайду)

Вывод: - У гриба различают подземную часть – грибница. Она располагается в почве, образована из ветвящихся трубчатых нитей. Очень похожа на паутину. Чтобы грибница росла, необходимы тепло, воздух и влага. Грибница растёт более 100 лет, а гриб появляется только на 3-7 день. Наземная часть у грибов называется плодовым телом. В плодовом теле различают шляпку и ножку (пенёк).

Учащиеся осуществляют действия , ищут информацию в учебнике на с. 112 , соотносят их со своими знаниями.

Называют части гриба.

Слайд 8

( 1 часть)

Слайд 8

( 2 часть)

Поставить проектор в ждущий режим.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД:

умение извлекать информацию из текста, преобразовывать из одной формы в другую.

Предметные УУД:

знать строение грибов.

6.Физкульт-минутка

Поработали ребятки,

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо, повернитесь.

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки в бок,

И на месте прыг, да скок,

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, вы ребятишки.

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

Выполняют комплекс упражнений за учителем.

Регулятивные УУД:

осуществление самоконтроля за своими действиями.

7. Изучение новой темы Связь грибов и растений.

Какие названия грибов вы знаете? Почему в названия грибов включены названия деревьев? ( некоторые грибы растут под определённым видом деревьев).

Одни грибы дружат с разными деревьями, другие – с какими-то определёнными. Подберёзовик мы обычно находим под берёзой. Подосиновик – под осиной, рыжик – под сосной и елью. Маслёнок – под сосной, а белый гриб – под берёзой, елью, сосной и дубом.)

-Сейчас мы узнаем существует ли взаимосвязь между грибами и растениями? Прочитаем об этом в тексте учебника с. 112-113.

- Есть ли взаимосвязь между грибами и деревьями?

- Расскажите, почему гриб лучше растёт там, где есть деревья ?  (Деревья и грибы, оказывается,  дружат. Тонкие, белые, похожие на паутину нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница становится как бы продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворёнными в ней минеральными солями. А дерево отдаёт грибу питательные вещества, которые образуются в зелёных листьях.

- Какой же вывод можно сделать об отношениях грибов и деревьев?

Грибы дружат с деревьями.

Рассуждают, устанавливают связи.

Учащиеся осуществляют действия , ищут информацию в учебнике на с. 112- 113 , соотносят их со своими знаниями.

Рассказывают о взаимосвязи между грибами и растениями.

Делают вывод.

Включить проектор.

Слайд 9

( 1 часть)

Слайд 9

( 2 часть)

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД:

умение извлекать информацию из текста, преобразовывать из одной формы в другую.

Предметные УУД:

Устанавливать взаимосвязь между грибами и деревьями.

8. Знакомст-во с разно-образием грибов, правилами сбора грибов.

- Как понимаете поговорку «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»?

К царству грибов относится около 100 000 известных видов. 

- Назовите грибы.

- На какие группы вы бы их могли разделить?

-Оказывается, существуют грибы- двойники. Чтобы их отличить, нужно знать их отличительные признаки.

- Сейчас каждая группа поработает с парой грибов –двойников и назовёт их отличия. В этом вам поможет учебник . На странице114 найдите описания этих грибов. Сравните грибы по следующим параметрам: шляпка, ножка, мякоть и после сравнения сделать вывод съедобный или несъедобный гриб. Занесите свои результаты в таблицы ( у каждой группы таблица)

Прочитайте задание:

Задание: Прочитайте текст на с. 114, рассмотрите рисунки, выделите отличительные признаки грибов-двойников.

А у четвёртой группы особое задание. Сформулировать правила сбора грибов. Результат своей работы представьте классу.

- Какие отличительные признаки грибов-двойников вы выделили?

- Встречаются ли эти грибы в нашей местности?

-Какие правила по сбору грибов нужно знать грибнику?

                                      Помни!

  • Если задумался, брать или не брать гриб, - не бери

  • Совсем никому не нужных грибов в лесу нет

Объясняют поговорку.

Делят грибы на группы.

Выполняют работу в группе по предложенному плану.

Учащиеся осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; распределяют роли в группе; планируют свою деятельность; выбирают отвечающего.

В 4 группе оставляют памятку

«Как собирать грибы»

(Примерная памятка

1.Собирай только те грибы, которые знаешь. Ведь среди грибов много ядовитых.

2.Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Так как грибница может высохнуть, оказавшись под солнечными лучами.

3. .Гриб надо срезать ножом.

4. Не бери старые грибы, в них может быть опасный для человека яд.

5. Не собирай грибы возле дорог, промышленных предприятий. В грибах могут накапливаться вредные вещества. )

Слайд 10

Слайд 11

Поставить проектор в ждущий режим.

Включить проектор.

Слайды

12-17

Слайды

18-19

Предметные УУД:

уметь различать съедобные и несъедобные грибы.

Познавательные УУД:

умение делать выводы, используя предлагаемые критерии для сравнения, свой жизненный опыт, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

взаимодействовать в группе, слушать других, высказывать своё собственное мнение.

Регулятивные УУД:

уметь планировать свои действия, работая в группе.

Предметные УУД:

уметь правильно собирать грибы.

9.Физкульт-минутка

Руки подняли и опустили.

Глазки закрыли и снова открыли:

Вверх- самолёт полетел высоко,

Вниз-с горы покачусь далеко,

Справа – солнышко светит,

Слева – птичка поёт.

Мир новых открытий нас ждёт.

Выполняют комплекс упражнений для профилактики утомляемости глаз.

Регулятивные УУД:

осуществление самоконтроля за своими действиями.

10. Беседа о пользе грибов. Грибы, занесённые в Красную книгу.

Варите, солите и жарьте грибы.

Только грибницы не трогайте.

Она словно нить глубоко под землей,

Испортишь ее – и не будет другой.

- Что может случиться, если не соблюдать эти правила?

- Так и случилось с некоторыми грибами. Они либо исчезли, либо их осталось очень мало.  

- Какие меры принимаются  по охране природы в России? ( показать Красную книгу )

Грибы- это богатство леса. Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу и нуждаются в особой охране. В 1984 году 20 видов грибов было занесено в Красную книгу России.

Среди них грифола курчавая, шишкогриб хлопьножковый, решёточник красный, паутинник фиолетовый, рогатик пестиковый.

Если не станет в лесу грибов – лес начнёт болеть.

- Грибы в природе играют очень важную роль. Какую? 
-Уничтожая растительные и животные остатки, они выполняют большую санитарную работу по очистке окружающей среды, создавая полезные вещества. Без деятельности грибов на Земле накапливались бы высохшие листья, истлевшие деревья и животные.

- Как человек использует грибы? 
- Съедобные грибы называют иногда растительным мясом. В них много необходимых организму питательных веществ и витаминов. Грибы богаты белками, содержат жиры, минеральные вещества, микроэлементы- железо, цинк, кальций, йод, фосфор.

- Некоторые несъедобные грибы употребляют в пищу животные: сороки, белки. А лоси проглатывают эти грибы целиком. Мухоморы для лосей являются лекарством.

Рассуждают, высказывают свои предположения.

Воспринимают информацию со слайда.

Рассуждают, оценивают значимость грибов в окружающем мире.

Слайд 20

Слайд 21,22

Слайд 23

Слайд 24,25

Коммуникативные УУД:

уметь слушать и понимать речь других людей.

Предметные УУД:

уметь объяснять значение грибов в природе и жизни людей.

11. Рефлексия

В начале урока мы с вами отвечали на вопросы  таблицы. Вернёмся к этим вопросам, заполним второй столбик «после изучения темы»

-На все ли вопросы вы смогли ответить сейчас?

А теперь давайте проверим новые знания.

- Проверка будет походить в виде тестов. Вам предлагается 5 вопросов. Работаем.

Написание теста.

1.Какая часть гриба является подземной?

  • Шляпка
  • Ножка
  • Грибница

2.Назови несъедобный гриб.

  • Белый гриб
  • Желчный гриб
  • Шампиньон

3.Где можно собирать грибы?

  • В лесу
  • В городских скверах
  • У шоссейных дорог

4.Где грибы берут питательные вещества?

  • Производят сами
  • Поглощают из остатков растений и животных
  • Получают от животных

5.С какими растениями тесно связаны грибы в лесу?

  • С травами
  • С кустарниками
  • С деревьями

Проверка

А теперь я предлагаю вам себя оценить. Если нет ошибок оценка 5 , одна ошибка -4, две ошибки -3.

Учитель подводит итог урока:

Что нового и интересного вы для себя узнали?

-Чему учились?

(Я узнал, открыл для себя… . Я учился …).

Как могут пригодиться в жизни, знания открытые на уроке?

Ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке, и мне бы хотелось сделать для вас подарок. Это корзина с грибами. Выберите тот грибок, который по вашему мнению подходит больше всего, если: гриб- боровик – я все понял, было интересно. Сыроежка – не все понял, возникли трудности. Мухомор – было трудно.

Многие тайны леса уже раскрыты. Другие ещё ждут своих исследователей. Главное, не забывать, что в лес ходили наши прабабушки и прадедушки, и люди, жившие сотни лет до них. Хочется сберечь лесные богатства и для будущих поколений. Для этого надо не так уж и много. Нужно просто любить лес.

Дополнительно

- Но грибы не только то, что растёт под ёлкой на поляне, и что собираем в корзинки. Гриб - чага растёт на берёзе. Им лечат язвы желудка, опухоли. Гриб - дрожжи применяют в хлебопечении, сыроделии. Все знают лекарство пенициллин, его готовят из гриба. Лечат воспаление лёгких, бронхит. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб - плесень. Есть такие грибы, которые могут разрушить дома (домовой гриб).

(Отвечают на вопросы после изучения  темы)

до изучения

после изучения

Грибы размножаются спорами?

У гриба есть грибница?

Грибы сами могут производить для себя питательные вещества, как растения?

Грибы могут передвигаться также как животные?

Грибы нуждаются в охране?

Грибы нужны животным?

Самостоятельно работают с тестом.

Осуществляют самопроверку и самооценку своих знаний.

Памятка самооценки : .

1.Сегодня я узнал…

 2. Было интересно…

 3. Было трудно…

 4. Я выполнял задания…

 5. Я понял, что…

 6. Теперь я могу…

 7. Я почувствовал, что…

 8. Я приобрел…

 9. Я научился…

 10. У меня получилось …

 11. Я смог…

 12. Я попробую…

 13. Меня удивило…

 14. Урок дал мне для жизни…

 15. Мне захотелось…

Дети высказываются одним предложением, выбирая начало фразы  на доске.

Проводят оценку комфортности с помощью условных знаков.

Слайд 26

Слайд 27

Коммуникативные УУД:

умение слушать других; высказывание своей точки зрения

Регулятивные УУД: умение сохранять цель урока; самоконтроль; самооценка; умение работать с таблицей

Личностные УУД:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

12. Домашнее задание

1. Стр. 112-117, пересказ. В тетради на с. 66-67 задания 1-4

2. Найти интересную информацию о грибах из разных источников: спросить у родителей, узнать из интернета, прочитать в книгах.

Получают домашнее задание , выполняют любое по выбору.

Слайд 28

Коммуникативные УУД:

умение слушать других



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....

Урок окружающего мира "В царстве грибов"

Узнают об особом царстве живой природы - грибыНаучатся  правилам работы в парах и группах...

Урок окружающего мира "В царстве грибов" 3 класс

Данный урок разрабртан с учетом ФГОС, с использованием проектной технологии...

Урок окружающего мира "В царстве грибов"

На этом уроке дети познакомятся с новым царством, научатся отличать съедобные грибы от несъедобных. Составят правила сбора грибов....

Урок окружающего мира "В царстве грибов"

На этом уроке дети познакомятся с новым царством, научатся отличать съедобные грибы от несъедобных. Составят правила сбора грибов....

Урок окружающего мира "В царстве грибов"

Урок окружающего мира во 2 классе...

Урок окружающего мира "В царстве грибов" 3 класс

Урок окружающего мира "В царстве грибов" 3 класс...