Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
    рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

    Заварзина Елена Анатольевна

    Программа соответствует ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okr.mir_.docx33.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    Новотроицкая средняя общеобразовательная школа

    Р а б о ч а я   п р о г р а м м а

    по окружающему миру

    для 2 класса

    (1 ступень)

    Учитель: Заварзина Елена Анатольевна

    2015-2016 учебный год

               

     Рассмотрено на МО:                   Согласовано:                          Утверждено:

       _____________                       _____________                        ___________

          Максатова И.А.                Зам. директора по УВР.              Директор школы                                      

                                                              Муравлева Ж.А                            Акимова Е.Н.

    Нормативно-правовая база

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (п.7)

    Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357,  от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643)

    С учетом Примерной основной образовательной программы  начального общего образования

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2883-11 «Изменения № 1 к СанПиН 2.4.2.2821-10» Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

    Приказ от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к  использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576)

    Устав МКОУ Новотроицкая СОШ

    Образовательная программа начального общего образования  МКОУ Новотроицкой СОШ на 2015-2016 учебный год

    Учебный план МКОУ Новотроицкая СОШ на 2015-2016 учебный год

    .

    Пояснительная   записка.

    Данная программа составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова  «Окружающий мир. 1-4 классы» в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования

    Цели  и  задачи  изучения  учебного  предмета.

    Цели изучения курса:

    — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

    — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

    Программа направлена на реализацию основных задач образовательной области "Естествознание и обществознание" средствами предмета "Окружающий мир".

    Основными задачами реализации содержания курса являются:

    1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

    2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

    3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

    4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

    Общая  характеристика  учебного  предмета.

    Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

    1) идея многообразия мира;

    2) идея целостности мира;

    3) идея уважения к миру.

    Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

    Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

    Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

    В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

    В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

    1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

    2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

    3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

    Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

    Ценностные ориентиры содержания курса

    • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

    • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

    • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

    • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

    • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

    • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

    • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

    • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

    • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

    1.3.  Место курса в учебном плане.

    На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).

    Содержание предмета

    Где мы живем (4 ч)

    Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

    Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

    Экскурсия: что нас окружает?

    Природа (20 ч)

    Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

    Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

    Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

    Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

    от загрязнения.

    Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

    Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

    Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

    Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

    Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

    Экскурсии: живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

    Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

    Жизнь города и села (10 ч)

    Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

    Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

    Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

    Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

    Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

    Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

    Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

    Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

    Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

    Экскурсии: зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

    Здоровье и безопасность (9ч)

    Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

    Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

    Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

    Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

    Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

    Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

    Общение (7 ч)

    Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

    Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

    Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

    Практическая работа: отработка основных правил этикета.

    Путешествия (18 ч)

    Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

    Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

    Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

    Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

    Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

    Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

    Экскурсии: весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

    Практические работы: определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

    Планируемые результаты изучения  программы по  курсу "Окружающий  мир"

     к   концу 2 класса.

    Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

    • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
    • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
    • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
    • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

    Регулятивные УУД:

    • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
    • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
    • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
    • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
    • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

    Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
    • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
    • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
    • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
    • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

    Коммуникативные УУД:

    • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
    • Слушать и понимать речь других.
    • Выразительно читать и пересказывать текст.
    • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
    • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

    • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
    • наблюдать за погодой и описывать её;
    • уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
    • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
    • различать изученные группы растений и животных;
    • приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
    • оценивать правильность поведения людей в природе;
    • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение  образовательного процесса.

    Учебно-методическое обеспечение  образовательного процесса.

    1.        Окружающий мир: учебник для 2 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013.

    2.        Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013.

    3.        Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас.- М.: Просвещение 2013.

    4        Окружающий мир. Рабочие программы А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

    5.        Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 2 класс» / О.В.Казакова, Н.А. Сбоева. – М.: Вако, 2013.

    Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

    Средства обучения:

    • наглядные пособия:
    • натуральные живые пособия – комнатные растения;
    • гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
    • коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
    • изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
    • географические и исторические карты;
    • предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
    • мультимедийное оборудование
    • Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)
    •  сантиметровые линейки


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру по УМК"Планета знаний" 2 класс

    Рабочая программа для 2 класса по окружающему миру...

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школаXXI века" 3 класс

    Программа составлена  на основе  программы « Окружающий мир» образовательной системы «Начальная школа ХХ I века» . Автор: Н.Ф.Виноградова .М. «Вентана-Граф» 2008 г....

    Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.Вахрушева. 1 класс. ФГОС.

    Данная программа создана на основе авторской программы Вахрушева А.А....

    Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (УМК Л.В.Занкова). 3 класс.

    Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (УМК Л.В.Занкова). 2 класс.

    Рабочая пролграмма содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (УМК Л.В.Занкова). 1 класс.

    Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

    Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...