ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «В мире звука. Шум вредит здоровью».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Бочарова Анна Александровна

На уроке происходит формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 2 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «В мире звука. Шум вредит здоровью». Формирование представлений о вреде шума и громкой музыки для здоровья человека, знакомство с мерами по охране здоровья от вредного воздействия шума.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Бочарова Анна Александровна

УМК: Планета Знаний

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: Окружающий мир (автор: И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова) 2 класс

ТЕМА: «В мире звука. Шум вредит здоровью».

ТИП УРОКА: Урок «открытия» нового знания

ЦЕЛЬ: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 2 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «В мире звука. Шум вредит здоровью».

Формирование представлений о вреде шума и громкой музыки для здоровья человека, знакомство с мерами по охране здоровья от вредного воздействия шума.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, презентация к уроку.

ЭТАПЫ УРОКА

ХОД УРОКА

ФОРМИРОВАНИЕ УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цель: проверка готовности учащихся,

их настроя на работу

-Придумано кем – то (Слайд №2)

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

- Сегодня у нас гости. Но пусть Вас это не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием.

-А теперь покажем нашими карточками какое у нас настроение в начале урока. (Дети поднимают карточки со смайликами)

Давайте улыбнёмся друг другу и поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным. (Дети улыбаются друг другу)

Личностные

Формируем личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов

Коммуникативные

Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и постанов

ка учебной проб-

лемы (3 мин)

Цель: подведение детей к формулированию темы

и постановке задач урока. Составление плана работы

-Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.

– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

(о свете, музыке, природе, планетах и т.д.)

Ответить на этот вопрос нам помогут герои одной сказки. А какой, вы должны отгадать. (Слайд 3)

(Звучит музыка из мультфильма «Бременские музыканты»

Дети отгадывают сказку. Называют автора)

- Ребята представьте себе, что вы попали в книгу Якоба и Вильгельма Гримм «Бременские музыканты», где главным героям требуется помощь. Как вы считаете: Надо ли помочь музыкантам? (надо) Кто из вас хочет помочь им? (хочу). А сможете ли вы помочь героям? (могу)

(Выводится девиз урока: НАДО, ХОЧУ, МОГУ)

Может кто из вас догадался, как называется тема нашего урока? Музыканты связаны с чем? (с музыкой)

А из чего состоит музыка? (из нот, звуков и т.д.)

Познавательные

Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные

Формируем умение определять цель деятельности на уроки и планировать свою работу

Формируем умение составлять план и последовательность действий

Личностные

Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

III.Совместное открытие новых знаний (10 мин)

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу.

Физкультминутка

Правильно мои дорогие. Это звуки. (Слайд 4)

Попробуем ответить на вопросы:

Какие звуки бывают? (гласные, согласные, твердые, мягкие, тихие, шумные и т.д.)

Приносят ли они пользу или вред человеку? (Приносят вред шумные звуки, а тихие успокаивают)

Какие меры принимают для защиты окружающей среды от шумового загрязнения? (строят защиту, дороги вдали от домов и т.д.)

-Для того чтобы ответить на эти вопросы проведём с вами эксперимент и отправимся вместе с бременскими музыкантами в путешествие по просторам нашей Родины.                                (Слайд 5)

-Прежде чем мы отправимся в путешествие, вспомните, как появляются звуки? (От заведенной машины, от речи людей, от транспорта)

-Давайте проведём эксперимент. В руках у меня волшебная палочка, которая поможет проследить за звуком.

-Итак, мы отправляемся! Счастливого пути, ребята!

- На площадь какого города мы прибыли? (Слайд 6)

(Одинцово)

-Какие звуки слышны на улицах нашего города? (машин, ветра, животных, поездов, стройки))

- Едем дальше.  

- На пути нам встретилась деревня. Какие звуки мы услышали в сельской местности? (Слайд 7)

 (домашних животных, стройки, птиц, леса)

- Отличаются ли эти звуки от звуков города? Чем?

(они тише и спокойнее)

- Давайте остановимся и послушаем, какие звуки бывают в лесу. (Слайд 8) 

-Назовите их.

(птицы, сверчки, насекомые, лес)

- Что можно сказать о звуках леса? (они еще спокойнее, чем в деревне)

(Дети поочередно выходят и делают упражнения под музыку) (Слайд 9)

- Идём дальше, нам предстоит переплыть через море. (Слайд 10).

- Сделаем привал на берегу моря.

- Какие звуки вы услышали при просмотре слайда?

 (моря, чаек, кораблей)

- Шагаем вперёд и на пути у нас большой красивый город. (Слайд 11).

- Вы узнали его? (Москва). Какие звуки слышны на улицах этого большого города?

(стройки, транспорта, метро, людей)

- В большом городе звуков очень много. Если много звуков звучат одновременно, получается шум. В больших городах много шума.

Личностные

Формируем внутреннюю позицию школьника

Формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

Регулятивные

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем

Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные

Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста

Формируем способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение)

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Формируем умение представлять информацию по предложенному плану

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

 

IV. Закрепление нового (10 мин)

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

 Работа в группах (Слайд 12)

Дети получают карточки

Их надо расположить в правильном порядке – от самого тихого звука к самому громкому.

Учащиеся совместно работают с заданием, после чего к доске выходит один человек от группы и показывает свой ответ (магниты)

ЗВУК МАЛОГО ГОРОДА

ЗВУК ДЕРЕВНИ

ЗВУК МОРЯ

ЗВУК БОЛЬШОГО ГОРОДА

ЗВУК ЛЕСА

Проверяем ответы и исправляем ошибки. Правильно:

ЗВУК БОЛЬШОГО ГОРОДА

ЗВУК МАЛОГО ГОРОДА

ЗВУК ДЕРЕВНИ

ЗВУК ЛЕСА

ЗВУК МОРЯ

Действительно сильный шум вредит здоровью человека?

(болит голова, нервничают, болеют) (Слайд 13)

-Давайте докажем чтением текста учебника на странице 26 то, что шум вредит здоровью человека.

-Какой вред наносит шум людям и животным? (Слайд 14)

(животные плохо ориентируются, головные боли и др.)

-Что можно сделать, чтобы вокруг нас было меньше шума?

(строить защиту, надевать беруши)

 

Коммуникативные

Формируем умение работать в группах, учитывая позицию собеседника

Формируем умение слушать и понимать других

 

Регулятивные

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

 

Личностные

Формируем внутреннюю позицию школьника

Формируем способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Познавательные

 Формируем умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания

Формируем умение строить логические цепи рассуждений

V. Контролирющее задание (7 мин)

Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

 Работа в парах (Слайд 15)

-Дети, вы должны распределить словосочетания, обозначающие названия звуков в два столбика по силе звука: тихие звуки и громкие звуки.

(Раздаточный материал)

Ребята, а теперь проверим ваши работы.

Поменяйтесь листочками и возьмите зеленые ручки, для того, чтобы исправить ошибки (Слайд 16)

I ВАРИАНТ

ТИХИЕ ЗВУКИ

ГРОМКИЕ ЗВУКИ

1.Тихая речь

3.Шум улицы днем

2.Перелистывание книги

5.Шум поезда

4.Школьная библиотека

6.Трасса с большим движением

 7.Порхание бабочки

8.Снегоход в поле

10.Звуки леса

9.Громкая речь

II ВАРИАНТ

ТИХИЕ ЗВУКИ

ГРОМКИЕ ЗВУКИ

1.Шелест сухих листьев

2.Рок – концерт

4.Весенняя капель

3.Завывание ветра

6.Тиканье часов

5.Раскаты грома

9.Шепот в кинотеатре

7.Рёв самолёта

10.Пустая квартира

8.Лай собаки

 

Личностные

Формируем внутреннюю позицию школьника

Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника

Регулятивные

Формируем начальные формы рефлексии

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем

Познавательные

Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять)

Формировать умения структуктировать знания, выбирать необходимое

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

-Итак, как влияет шум на человека? (головные боли, звон в ушах, повышенная усталость) (Слайд 17)

-Что нам поможет?

(Государственный стандарт

Защитные экраны

Удаленность дорог от жилых кварталов

Временное ограничение шума – с 23.00

Уменьшить звук воспроизведения музыки в наушниках

Озеленение)

Для того что бы оценить, как мы работали на уроке, возьмите КАРТОЧКИ С ОТМЕТКАМИ. (Слайд 18)

Ребята, кому работа на уроке понравилась, поднимите «5», а кто плохо работал на уроке и не понял новый материал – поднимите «4».

-На этом мы свой урок заканчиваем. Вы молодцы. Мне приятно было с вами работать. Спасибо за урок.

(Слайд 19)

Личностные

Формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

Коммуникативные

Формируем умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

Регулятивные

Формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

Формируем начальные формы рефлексии

Самоанализ урока

окружающего мира во 2 «В» классе

УМК Планета знаний

Учитель: Бочарова Анна Александровна

Тема урока: «В мире звука. Шум вредит здоровью».

ТИП УРОКА: Урок «открытия» нового знания

ЦЕЛЬ: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 2 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «В мире звука. Шум вредит здоровью».

Формирование представлений о вреде шума и громкой музыки для здоровья человека, знакомство с мерами по охране здоровья от вредного воздействия шума.

В процессе обучения формировала следующие блоки УУД:

Личностные

Формируем личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов

Формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

Формируем способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

Коммуникативные

Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника

Формируем умение работать в группах, учитывая позицию собеседника

Формируем умение слушать и понимать других

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Формируем умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные

Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы

Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста

Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение)

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Формируем умение представлять информацию по предложенному плану

Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)

Формируем умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания

Формируем умение строить логические цепи рассуждений

Регулятивные

Формируем умение определять цель деятельности на уроки и планировать свою работу

Формируем умение составлять план и последовательность действий

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем

Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Формируем умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Формируем начальные формы рефлексии

Формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

 

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Ведь деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

ВЫВОД: Новый стандарт нацеливает на смену образовательной цели: вместо суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов действий.  ФГОС нацелен не только на получение предметных результатов, но и метапредметных. Метапредметные результаты ФГОС соотносятся с основной целью «Планеты Знаний», направленной на формирование функционально грамотной личности. Функционально- грамотная личность – это ЧЕЛОВЕК самостоятельный, познающий мир, умеющий жить среди людей. Все эти результаты должны формироваться с помощью универсальных учебных действий, которые отражены в ФГОС, и которые я спланировала на своем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира с презентацией "Чистота - залог здоровья" ПНШ 2 класс

технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспективная начальная школа" "Чистота - залог здоровья" (2 класс)...

Презентация урока «В мире звука. Шум вредит здоровью».

Презентация урока по окружающему миру 2 класс о звуке...

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Здоровый образ жизни"

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Здоровый образ жизни" с презентацией к уроку...

Технологическая карта урока окружающего мира "Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье»

Обобщить и повторить знания детей по темам изученного раздела «Мы и наше здоровье»; закреплять знания детей о здоровом образе жизни, мотивировать к использованию изученных правил гигиены в...

Технологическая карта урока окружающего мира "Поговорим о здоровье" ( 2 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о здоровье, о правилах здорового образа жизни, о болезни.Задачи урока: Дидактические:1.Познакомить обучающихся с понятием – здоровье;2. Проанал...

Технологическая карта урока окружающего мира "Если хочешь быть здоровым", 2 класс

Тема урока: «Если хочешь быть здоровым»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: вместе с учащимися определить условия сохранения и укрепления здоровья; Задачи урокаД...

Технологическая карта урока окружающего мира "Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель деятельности учителя:формирование у обучающихся знаний о закаливании организма, предупреждении болезни и правилах здорового образа жизни.Задачи урока:Дидактические:1. дать представление о понятия...