Главные вкладки

    Урок окружающего мира во 2 классе на тему "Звери" по программе Перспективная начальная школа
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Погодина Светлана Васильевна

    Цель: ввести понятие «млекопитающие», ознакомить с главной отличительными признаками млекопитающих; ознакомить детей с растительноядными, насекомоядными, хищниками и всеядными млекопитающими; развивать у учащихся доброе чувство по отношению к зверям; воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе и родному краю.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Класс: 2

    Предмет: окружающий мир

    Тип урока: открытие нового знания

    Учебник: «Окружающий мир» 2 класс
    Тема урока: «Звери»
    Цель:
     ввести понятие «млекопитающие», ознакомить с главной отличительными признаками млекопитающих; ознакомить детей с растительноядными, насекомоядными, хищниками и всеядными млекопитающими; развивать у учащихся доброе чувство по отношению к зверям; воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе и родному краю.

     ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    Предметные результаты:

    Научиться определять млекопитающих среди других животных.

    УУД:

    Личностные:

    -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

    Регулятивные:

    -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

    -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

    Познавательные:

    -осуществлять запись об окружающем мире;

    -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

    Коммуникативные:

    -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

    Оборудование:  презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки для групповой работы, иллюстрации зверей.

                                                     

                                               

                                            Ход урока.

    1.Самоопределение(мотивация) к учебной деятельности.

    Мы урок начнём с разминки.

    Выпрямляем свои спинки.

    Вправо, влево потянитесь,

    И друг другу улыбнитесь.

    Утром солнышко проснулось,

    Всем ребятам улыбнулось.

    Лучик тёплый, золотой, на урок возьмём с собой.

    Будет нас он согревать, на уроке помогать.

    (На ватмане появляется солнышко)

    Учитель. Ребята, мы обязательно вернёмся к нашему солнышку, но позже. Вы спросите : А зачем?  «Это будет нашим маленьким секретом» нашей темы урока. Нет ничего увлекательнее, загадочней, интереснее окружающего нас мира.  Я уверена, что и на этом уроке каждый из вас откроет для себя новое знание и что-то отложится в памяти ярким пятном. Будьте внимательны, запоминайте и поделитесь своими впечатлениями с родителями. Им будет приятно убедиться, что вы уверенно поднимаетесь по лесенке новых знаний.

    2.Актуализация знаний.

    –Вы все знаете русскую народную сказку «Теремок». Вспомним героев.

    «Стоит в поле теремок… Кто, в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?»

    Учитель. Ребята, найдите ошибку, допущенную художником. Кто здесь лишний? Кого не было в этой сказке? (Петушка и Мухи-цокотухи.

    -К какой группе животных мы отнесем петушка?(К птицам)
    -А муху? (К насекомым)

    -Перечислите мне оставшихся животных. Как можно назвать оставшуюся группу животных? (  Звери.)

    -Молодцы.

    3.Формулирование темы урока. Построение выхода из затруднения.

    Кто-то уже догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Звери)
    -Что бы вы хотели сегодня узнать о зверях? (Ответы детей)

    -Я обобщила ваши вопросы и предлагаю вам план нашего урока.
    (открывается на доске)

    1.Чем покрыто тело млекопитающих?

    2.Как передвигаются и где обитают?

    3.Чем питаются?

    4. Открытие нового знания. Реализация построенного проекта.

    Учитель. Учёные, чтобы сделать открытие, проводят исследования, работая в группах сообща и находят общее решение. И мы с вами сейчас превратимся в юных исследователей.  Повторим правила работы в группе. (Не говорить всем сразу, говорить вполголоса, выбрать лидера, прийти к одному мнению)

    Задание № 1. Конверт зелёного  цвета. Откройте конверт, прочитайте внимательно вопрос, рассмотрите картинки и приготовьтесь отвечать. Как только команда готова к ответу, просигнальте мне вот таким сигналом. Выберите одного выступающего.

    Не забывайте правильно говорить: -«Мы обсудили и пришли к мнению…»

    Учитель фиксирует версии на доске, ученики в таблице.

    Задание первой команде исследователей. «Сколько у зверей пар ног и где они обитают?»

    Задание второй команде исследователей. «Есть ли у зверей зубы?»

    Задание третьей команде исследователей. «Чем кормят малышей?»

    Задание четвёртой команде исследователей. «Чем покрыто тело млекопитающих?»

    (Из ответов обучающихся  на доске составляется схема)

    Проверка: У зверей 2 пары ног. Одни живут на суше, другие в воде.
                      У них есть зубы, и они разные.

                       Мать кормит их молоком.

                       Тело млекопитающих покрыто  шерстью.

    Учитель. Дети, как вы думаете, а зачем нужна шерсть зверям? (Ответы детей)

    Вывод: Количество шерсти у зверей может быть разным. Например, у кого её много: медведя, волка. А мало? У слона, жирафа. Как вы думаете, почему? Количество шерсти зависит от того, в какой местности живёт зверь, и какой образ жизни он ведёт.

    Учитель. -Ребята, на наш адрес пришло 4 письма, угадайте, кто их писал? (выдаются  конверты)

    Прочитайте и отгадайте.
    1 письмо
    Летом и зимой выходит она  в поле «мышковать», то есть мышей ловить. По запаху на снегу она выслеживает  мышей, полёвок, быстро роет снег, хватает добычу. Она хитрая и ловкая. Зимой её спасает теплая густая шубка. Её еще называют Патрикеевна. (Лиса)

    -Покажите, как лиса передвигается. (Дети в группе показывают).

    - А как называют детёнышей лисы? (Лисята)

    -Какой корм требуется лисе? (Другие животные)
    -Значит по способу питания лиса относится к кому ? (Хищникам).

    2 письмо
    Я не умею прятаться от хищных зверей. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются. Осенью я линяю:  вместо серой вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее - ветками деревьев, корой с их стеблей. Догадались кто я? (Заяц)

    -Покажите, как заяц передвигается?
    -Как называют детёнышей зайчихи? (Зайчата)

    -Какой корм требуется зайцу? (Растительный)
    -Значит по способу питания зайца мы отнесём к растительноядным.

    3 письмо

    Дупло у неё  не очень большое, но сухое, выстлано мхом, сухими листьями. В отдельном месте лежат  припасы. Но мы знаем, что много грибов развесила она по лесу, много орехов закопала в разные места под деревьями. Часто её запасами кормятся и другие лесные звери. (Белка)

    -Как передвигается белка? (Прыгает с ветки на ветку)
    -Как называют детёнышей белки? (Бельчата)

    -Какой корм требуется белке?

    -Значит по способу питания белку мы отнесем к всеядным.

    4 письмо

    Это очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам. У самок нет рогов. Этот зверь  любит полакомиться молодыми ветками, щиплет  траву, а также ест грибы, ягоды. Они  много времени проводят у водоемов. Они отлично плавают .

    -Покажите, как передвигается лоси. (Дети показывают)
    -Как называют детёнышей лосихи ? (Лосята)

    Игра «Дикие и домашние звери» (дикие - хлопок, домашние – присесть)

    Кошка, рысь, тигр, собака, овечка, слон, жираф, волк, кролик, заяц, белка, коза, лось, корова, лиса, сом, мышь.

    5. Работа по учебнику.

    Откройте учебники на с.24.

    - Ребята, вы знаете, как рождаются рыбки? (Из икринок) А как рождаются птички? (Из яйца).

    - Рассмотрите рисунки зверей на с.24. Кто может рассказать, как у них рождаются детёныши? (Они рождают живых детёнышей). А чем они их кормят? (Молоком)

            Вывод. Звери выкармливают детёнышей молоком. Их называют млекопитающие.

    Рассмотрите рисунки в учебнике. Назовите только зверей. (Гепард, морж, кит.)    (Мнения детей могут разойтись).

    Какое животное вы не назвали? (Пингвина).

    Почему? (Пингвин – это птица. Есть крылья. Тело покрыто перьями. Детёныши пингвина вылупляются из яиц).

    Подумайте и скажите, есть ли летающие звери? (Да. Например, летучая мышь.)

    6. Закрепление во внешней речи.

    - А теперь поработаем в группах.

    Задание № 1. Подчеркните в карточке только те  слова, которые относятся к млекопитающим.   (Зверь, яйцо, гнездо, лёгкие, шерсть, крылья, молоко, лапы, детеныш, чешуя). 

    Задание № 2. Вам нужно собрать животное из кусочков (по типу пазлов), обсудить в группе является ли оно млекопитающим или нет, к какой группе по способу питания оно относится и доказать свою позицию.

    Учитель проводит фронтальную проверку заданий.

    7.Самостоятельная работа с самопроверкой.

    - А теперь будете работать самостоятельно. Откройте РТ с.20 № 27.

    Фронтальная проверка работы.

    - Оцените свою работу. Если вы не допустили ошибок, поставьте себе «+», если у вас 1-2 ошибки «!», если более двух ошибок, то знак «?».

    Какую цель мы ставили?  (Выяснить, как отличить зверей от других групп животных).

    Назовите признаки млекопитающих.

    (Тела покрыты шерстью. Выкармливают своих детёнышей молоком. Имеют постоянную температуру тела, которая не зависит от температуры окружающей среды).

    Перечислите группы млекопитающих по способу питания (Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные). Дети заполняют животными ватман нашей природы по домикам.

    8. Рефлексия деятельности на уроке.

    - Итак, подведем итог. Какую группу животных называют млекопитающими и почему? (Зверей. Они выкармливают своих детенышей молоком).

    -Попробуйте сейчас составить послание от имени млекопитающих. Как бы они описали себя? (Мы  вдыхаем воздух лёгкими, рождаем живых детенышей и кормим их молоком, имеем волосяной покров, если обитаем на суше, то имеем 4 лапы. Передвигаемся мы разными способами.  Способ передвижения зависит от того, где мы живём, чем питаемся и есть ли у нас враги.  Среди нас есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные звери.)

    Мне было с вами интересно и увлекательно. Спасибо за приятное путешествие»

    Учитель вручает детям дипломы участников исследовательских команд и календари на 2016 г с иллюстрацией зверей.

                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока окружающего мира по теме «Классификация растений» УМК "Перспективная начальная школа"

    План-конспект урока окружающего мира  по теме «Классификация растений» УМК "Перспективная начальная школа"...

    Разработка урока окружающего мира "Как помочь птицам зимой" УМК " ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"

    Разработка урока  окружающего мира "Как помочь птицам зимой" УМК " ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"состоит из презентации , конспекта,теста...

    план-конспект урока по окружающему миру 4 класс "Зона степей" УМК "Перспективная начальная школа"

    Цель урока :Ø  Создать условия для формирования у учащихся представлений о степи, её растительном мире, животном мире.Предметные задачи:Ø  Способствовать развитию умений у учащихся наблюдать...

    Конспект урока окружающего мира «Болото и его обитатели» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс).

    Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «...

    Конспект урока окружающего мира "Лес и его обитатели"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

    Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о природном сообществе – лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного об...

    Конспект урока окружающего мира «Вода и ее свойства» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

    Цели деятельности учителя: создание условий для выяснения основных свойств воды, а также ее значение в природе; заполнение «Исследовательского листа» Планируемые результатыПредметные:...

    Конспект урока окружающего мира + презентация «Твоя безопасность дома» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

    Цели деятельности учителя: обсуждение проблемы, связанные с безопасностью в своем доме; составление правила безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками, правилами общения чер...