Мой открытый урок на конкурсе "Учитель года - 2016"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Марина Заурбиевна Шеуджен

тема урока "Трудные времена на Русской земле"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_uchitel_goda.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

Ход  ТОГИС - урока

1. Оргмомент. Приветствие. Создание ситуации успеха в классе. Учитель показывает «Жетоны», которые в течение урока будут вручаться за каждый правильный ответ, а в конце урока они суммируются и ученик, набравший большее количество жетонов выигрывает экскурсию в одну из лучших школ нашей республики - в мою родную школу.

2. Рекурсия – повторение пройденного.

- На протяжении нескольких уроков вы изучали историю Руси. А что такое Русь? (это название нашей страны в древности) Новый материал понять нам будет трудно без событий, которые вы изучали на прошлом уроке. Именно они облегчат нам восприятие нового материала.  Воспользуемся моей «Корзиной идей», ребята! Здесь вопросы, которые заставят нас вспомнить некоторые события и людей, живших в Древней Руси.

  1. От каких славян произошли русские, украинцы и белорусы? (от восточных)
  2. Как звали языческого бога грома и молнии у древних славян? (Перун)
  3. Как называлась первая столица Древней Руси? (Киев)
  4. Кто был главой Руси? (Великий князь киевский)
  5. Как называлось войско князя? (дружина)
  6. Как звали князя, который первым принял крещение на Руси? (Владимир)
  7. Какой древнерусский город славился своим богатством, которое приумножал за счёт торговли? (Новгород)
  8. Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

3.Введение в тему. Мотивация учащихся. 

  Сейчас мы совершим виртуальное путешествие на несколько веков в прошлое. В лето 1223 года в небе появилась комета. Она настолько близко пролетала от Земли, что хвост её, озаряя небо, хорошо был виден даже днём. Поскольку в те времена научного объяснения этого явления не существовало, люди приняли комету за дурной знак, предвещающий беду и горе. И многие люди связывали появление кометы с трагическими событиями на Руси. И действительно, вскоре на Руси настали трудные времена. Итак, мы сейчас на первой стадии нашего путешествия, я бросаю вам вызов (побуждение) - догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке!

Итак, тема урока “Трудные времена на русской земле» 1 слайд- 1 щелчок

-А теперь, ребята «мозговой штурм» - какой  проблемный вопрос на уроке можем поставить?  Какие испытания обрушились на Русь в 13 веке? Почему люди воевали?

Давайте с вами поставим задачи урока. Для этого воспользуемся методом «ЗХУ», то есть - знаю, хочу узнать,  узнал. Вам необходимо дополнить предложения в таблицах на ваших столах:

- По данной теме я знаю…      -  хочу узнать…        - узнал…

Для того чтобы приступить ко второй стадии урока – осмыслению (поиску ответов), мы будем  работать по такому плану: слайд 2 -1 щелчок

  1. Нашествие Батыя на Русь.
  2. Александр Невский. Битва на реке Неве.
  3. Ледовое побоище.

    Эти знания пригодятся вам при изучении истории  в старших классах. Каждый гражданин России должен знать историю своего Отечества. Очень тяжёлыми были эти войны. Народ хранит память о героях. Не забывайте заносить факты в таблицу на ваших партах.

4.Изучение нового материала (По ходу рассказа по щелчку открываются стрелки).

- С востока, из Азии, напали степные кочевники – монголо-татары. Давайте вспомним, кого называют кочевниками? (Посмотрите, ребята, на стр. 60 Рисунок 1)

- У монгольских племён только начинало зарождаться государство. Племена постоянно воевали между собой из-за пастбища и скота. Они были превосходные наездники и стрелки из лука. В их войске царила железная дисциплина. Если 1 из 10 воинов бежал с поля боя, то уничтожалась вся его семья. Поход на Русь возглавил хан Батый. (Рисунок 2).

Слайд 3-1 щелчок Первым русским городом оказалась Рязань. Шёл 1237 год, когда полчища Батыя нападали на Рязань. Город был разгромлен, а все его жители погибли.

В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Город пал. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара.

2 щелчка - Захват городов продолжался. Батыю открылась дорога на богатый город Новгород. Однако он повернул назад. На его пути стоял город-крепость Козельск. Семь недель продолжалась осада и штурмы. Под стенами Козельска погибли тысячи воинов. Когда же были истреблены все горожане, монголы прозвали Козельск «злым городом».

2 щелчка -  В 1240 году был захвачен и разрушен город Киев. После этого закончилось завоевание Руси. Батый повернул назад и в низовьях Волги основал свое государство, которое называлось Золотая Орда со столицей Сарай - Бату. Большинство русских земель попало в зависимость от Золотой Орды. Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде. От какого слова образовалось слово «дань»? (дать, дар)

- Как вы думаете, почему наша Русь не смогла дать достойный отпор полчищам Батыя? (Не было согласованности в действиях русских князей: они не имели общего командования, постоянно спорили между собой, некоторые князья вообще не принимали участия в битвах)

Слайд 4 -2 щелчка. Но на этом всё не закончилось. Угроза для Руси возникла на северо-западе. Какой город ближе всего находится к северо-западным границам? (Новгород) Слайд 5.

- Вспомните, что я говорила о Новгороде, когда рассказывала о нашествии Батыя? (Батый не пошёл на Новгород. Новгородская земля до 12 века не имела внешних врагов, поэтому она сохранила свое единство, вела торговлю, была богата хлебными запасами.)

Слайд 6. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.  Какие цели преследовали шведы и немцы? (захват территории и обогащение) Почему именно это время они выбрали для наступления? (Русь была ослаблена нашествием монголо - татар)

 Слайд 7.  Подумайте, почему рыцарей называли крестоносцами? (На одежде и вооружении был изображён крест) Просмотр фрагмента о крестоносцах(1)- 33 сек. Какие слова сказал предводитель рыцарей? (Приглашаю вас на травлю русского зверя) Что он имел в виду? (нападение на сильного, смелого русского воина). А об этом воине мы посмотрим мультфильм, ребята.

На экране появляется мультрассказ о Невском (2) – 59 сек. Обсуждение увиденного. Кто знает, что обозначает имя Александр? (защитник людей).

Слайд 8. Первыми удар нанесли шведы. Навстречу шведам выступил молодой и решительный новгородский князь Александр с дружиной.

Демонстрируется фрагмент из кинофильма (3)-1 мин.22 сек.

Тогда ему было всего лишь 19 лет. Это была его первая битва. Сражение состоялось на Неве 15 июля 1240 года и получило название Невская битва. Рисунок 3. Сейчас мы попробуем разыграть, как это было. Учитель выбирает 3 мальчиков. Одевает в доспехи.

"С БОГОМ, БРАТЬЯ!"  ( сценка под тематическую музыку)

Участники сценки:  Александр Невский,   Воин 1 из дружины,    Воин 2 из дружины.

Учитель   Ночью новгородские рати неслышно приблизились к неприятельскому стану. Разведчики донесли, что продрогшие шведы спят в шатрах. Сидя на коне едва можно было увидеть наконечник собственного копья. Но Александр знал, что вскоре рассветет, и туман начнет рассеиваться. Выстроив свое небольшое войско Александр обратился к нему:

Александр Коли разбойные люди ворвутся в дом ваш и станут поругать седины отца вашего, унижать жену, пленить детей станете ли вы считать сколько или броситесь на врага и будете биться?

Воин 1  Не станем мы считать врагов, князь! Ударим на них хоть дубиной, хоть сножом подсапожным….

Воин 2  Веди нас, Ярославич! Лучше нам лечь костьми, чем видеть позор земли нашей!

Учитель  Наконец туман стал рассеиваться. Александр перекрестился и надел шлем.

Александр: Да помогут нам святые мученики! С Богом, братья, сообща ударим на врага!

Учитель  Могучий голос Ярославича далеко разнесся над неспокойными водами Невы, над спящим шведским лагерем. Хлестнув застоявшегося жеребца, выставив вперед копье, князь Александр первым ворвался во вражеский стан. За ним, не отставая, скакала его верная дружина.

Александр   Встанем братья за Русь! За Новгород! За матерей наших, за детей! «Не в силе бог, а в правде»

Учитель  Не прошло и минуты, а в шведском лагере уже кипел ожесточенный бой. Русские витязи бились не щадя живота своего: кололи, рубили, бросались с коней врукопашную. А вел их в бой великий полководец Александр  Ярославич. Шведы были разгромлены. Русское войско потеряло всего 20 человек. За победу на Неве князь Александр получил прозвание Невский. Ему было всего 20 лет.

Релаксация под презентацию и тематическую  песню -2 мин.

Слайд 10. Давайте мы мысленно перенесёмся в 1242 год. Сколько лет прошло после Невской битвы? (2 года)

- Внимательно послушайте, о чём говорит Александр Невский с новгородцами.

Демонстрируется фрагмент из кинофильма (4)-25 сек.

- Какая новая беда пришла на русскую землю? (немцы)

- К чему призывал новгородцев Александр? (бить врага за обиду земли русской)

- Собрав достаточно сил, Александр решает дать главное сражение 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера, часть льда на озере слегка подтаяла. В историю эта битва вошла под названием Ледового побоища.

- Давайте посмотрим на доспехи рыцаря. Что вы можете сказать о них? (Слайд 11)

- Почему Александр Невский заманил рыцарей на Чудское озеро? Какую цель он преследовал? (доспехи крестоносцев тяжёлые, они будут тонуть)

- Действительно, так и случилось. Сейчас мы посмотрим анимацию «Ледовое побоище» (5) 46 сек. Будьте внимательны, будете отвечать на вопросы:

  1. Как построили свои войска крестоносцы? (клином, впереди и по бокам, били в центр)
  2. Как построил свои войска Александр? (конница строем по бокам)
  3. Как проходила битва и чем закончилась? (немцы паниковали, бежали, а русские перешли в контратаку и тонули в своих тяжелых доспехах)

5. Закрепление пройденного материала Мы с вами, ребята,  на последней стадии урока – рефлексии, то есть размышлении.

Детям предлагается карта самостоятельного мышления «Кластер» - гроздь винограда. На обороте доски прикреплены картинки. Ученики должны доставать из «Корзины идей» выражения, соответствующие именно той или иной картинке по порядку, называемую учителем.

6. Итог. - Александр Невский – великий человек. Он был возведён в лик святых (Слайд 12). Во многих городах ему были поставлены памятники (Слайд 13). Не так давно на первом канале проходил проект «Имя России». Именем России был выбран Александр Невский. Роль Александра в истории нашей страны трудно переоценить. Не зря после его смерти митрополит Кирилл сказал: «Зашло Солнце Земли русской».

Защита Родины – святая обязанность каждого гражданина.  Я думаю, что и вы всегда будете следовать этому примеру. 5 апреля исполняется 770 лет со дня Ледового побоища, славной битвы, в которой возглавлял русское войско великий князь Александр Невский. Ребята, а теперь давайте завершим наш урок составлением «Синквейна» - это будет интересно.

На доске тема

Назовите:

- 2 прилагательных описывающих тему

- 3 глагола, характеризующих действие

-фраза из 4 слов, содержащих основную мысль

- синоним к теме

Давайте вы сдадите мне таблицы, которые заполнялись в течение урока и я вам дам ваше Д\З (на листочках) Мне очень интересно, что вы знали, хотели узнать и узнали к концу урока.

А теперь давайте подсчитаем, сколько, у кого жетончиков и объявим ученика, которого я приглашу в свою школу! Самым активным ученикам вручаются Дипломы, а всем остальным на память о нашем уроке я вручаю сертификаты участников сегодняшнего праздника. Вам понравилось наше виртуальное путешествие в прошлое, ребята?

"С БОГОМ, БРАТЬЯ!"  ( сценка под тематическую музыку)

Участники сценки:  Александр Невский,   Воин 1 из дружины,    Воин 2 из дружины.

Учитель   Ночью новгородские рати неслышно приблизились к неприятельскому стану. Разведчики донесли, что продрогшие шведы спят в шатрах. Сидя на коне едва можно было увидеть наконечник собственного копья. Но Александр знал, что вскоре рассветет, и туман начнет рассеиваться. Выстроив свое небольшое войско Александр обратился к нему:

Учитель  Наконец туман стал рассеиваться. Александр перекрестился и надел шлем.

Учитель  Могучий голос Ярославича далеко разнесся над неспокойными водами Невы, над спящим шведским лагерем. Хлестнув застоявшегося жеребца, выставив вперед копье, князь Александр первым ворвался во вражеский стан. За ним, не отставая, скакала его верная дружина.

  Учитель  Не прошло и минуты, а в шведском лагере уже кипел ожесточенный бой. Русские витязи бились не щадя живота своего: кололи, рубили, бросались с коней врукопашную. А вел их в бой великий полководец Александр  Ярославич. Шведы были разгромлены. Русское войско потеряло всего 20 человек. За победу на Неве князь Александр получил прозвание Невский. Ему было всего 20 лет.

Александр

  1. Коли разбойные люди ворвутся в дом ваш и станут поругать седины отца вашего, унижать жену, пленить детей станете ли вы считать, сколько или броситесь на врага и будете биться?

  1. Да помогут нам святые мученики! С Богом, братья, сообща ударим на врага!

  1. Встанем братья за Русь! За Новгород! За матерей наших, за детей! «Не в силе бог, а в правде»

Воин 1  

Не станем мы считать врагов, князь! Ударим на них хоть дубиной, хоть ножом подсапожным

Воин 2  

Веди нас, Ярославич! Лучше нам лечь костьми, чем видеть позор земли нашей!

Александр    Невский              Новгород    

за победу на реке Неве в 1240 году

от шведов           Чудское озеро                 Ледовое побоище

от немецких рыцарей-крестоносцев            

тонкий апрельский лед в 1242 год

Кластер

1 битва

  1. Кто изображен на этой картинке? (Александр Невский)
  2. Где он княжил? (Новгород)
  3. За какую битву князя Александра прозвали Невским? (за победу на реке Неве в 1240 году)
  4. От кого исходила опасность в его первой битве? (от шведов)

2 битва

  1. На каком озере произошла 2-ая битва Александра Невского? (Чудское озеро)
  2. Как назвали эту битву? (Ледовое побоище)
  3. А от кого в этом бою исходила опасность? (от немецких рыцарей-крестоносцев)
  4. Что помогло Александру Невскому заполучить долгожданную победу во второй битве? (тонкий апрельский лед в 1242 году)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Гроза двенадцатого года".

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа 2100". Посвящён Отечественной войне 1812 года....

Открытый урок по русскому языку 3 класс "Дательный падеж имени существительного" для конкурса "Учитель года - 2016."

В данном материале представлен конспект урока, самоанализ по ФГОС, дополнительный материал и презентация....

Текст визитной карточки "Я педагог, я личность" на открытие конкурса "Учитель года 2016"

Данный текст раскрывает путь становления учителя, как личность через значение каждой буквы моего имени "Светлана"....

Ссылка для просмотра видео "Учитель года 2016" (открытие конкурса)

Ссылка для просмотра видео "Учитель года 2016" (открытие конкурса)...

Материалы к конкурсу "Учитель года-2016" (урок по окружающему миру во 2 классе)

Материалы к конкурсу "Учитель года-2016" (урок по окружающему миру во 2 классе)...

Открытый урок по русскому языку по теме «Имена существительные мужского, женского и среднего рода» в рамках конкурса «Учитель года – 2016»

Я считаю усвоение данной темы очень важно, так как в дальнейшем идёт изучение прилагательного. А прилагательное очень тесно связано и менем существительным. На каждый этап урока и даже на каждый вид д...

Итоги года 2016-2017 учебного года

Итоги года 2016-2017 учебного года...