Урок окружающий мир, 3 класс "Как образуется почва"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Ариханова Анна Алексеевна

На уроке окружающий мир у обучаемых формируются новые знания об образовании почвы. Ученики знакомятся со способами образования почв, жителями почвы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока66 КБ
Файл Самоанализ урока17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Окружающий мир» в 3 классе.

Тема: «Как образуется почва».

Цель урока: сформировать новые знания у учащихся о почве, закрепить полученные знания.

Задачи: 

Образовательные задачи: 

  • Повторение материала о горных породах;
  • Формирование понятий: почва как единство живой и неживой природы, цепи питания;
  • Ознакомление учащихся с процессом почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов)
  • Познакомить детей с жителями почвы;
  • Узнать, какое участие в образовании почвы принимают растения и животные.

Развивающие задачи: 

  • Формирование универсальных учебных действий – работа с оглавлением учебника, учебными текстами, осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логических ударений) и про себя;
  • Развитие связной  речи при работе с текстом;
  • Развитие зрительных восприятий, через просмотр презентации, научного фильма;
  • Развитие слухового восприятия, через чтение текста;
  • Развитие мыслительной деятельности, через выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей;
  • Развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы, через усидчивость и выдержку;
  • Обогащать словарный запас, кругозор.

Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • Воспитывать умение работать классом;
  • Воспитывать самостоятельность.

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальный опрос.

Оборудование и наглядные пособия:

  • Компьютер;
  • Мультимедийный проектор;
  • Экран;
  • Учебник;
  • Тетрадь для самостоятельных работ;

Структура и ход  урока.

Ход урока

  1.  Организационный момент

У. Ну, ребята, чур, молчок

Начинается урок.

У. Давайте проверим вашу готовность к уроку. Я буду называть предметы, а вы поднимите и покажите мне их. Всем понятно, что нужно сделать?

Д. Да.

У. Тогда приступим: учебник, тетрадь для самостоятельных работ №2, ручка, цветные карандаши.

  1. Актуализация знаний

У. А вы помните, о чём мы говорили на прошлом уроке?

Д. Да. Мы говорили о полезных ископаемых и о том, почему их необходимо беречь.

У. Сейчас будет небольшая проверочная работа: я раздам вам листочки, на которых вам нужно будет написать развернутый ответ на вопрос: «Почему надо беречь полезные ископаемые?». На эту работу будет отведено 5 минут. По окончанию работы отложите листочки на край стола и сядьте ровно, чтобы я знала, что вы готовы. Всем понятно задание?

Д. Да.

У. Тогда приступаем, время пошло.

  1.  Введение новой темы

У. Сейчас вы, отгадав загадку, постараетесь определить тему нашего сегодняшнего урока.

Загадка: «Дождь льёт, она пьёт, всё зеленеет да растёт.

Д. Почва, земля.

У. Правильно, почва. (Если дети будут говорить о земле, то привести пример многозначности этого слова и пояснить о какой «земле» мы будем говорить: земля-планета; земля-почва; земля-материк, когда моряки видят сушу, они говорят земля). А как точно называется наша тема сегодняшнего урока, вы узнаете, когда заглянете в оглавление на странице 3.

Открыв оглавление, мы с вами видим, что уже прошли большую главу «Тайны недр земли», а какую главу будем изучать теперь?

Д. Почва.

У. И как же называется тема нашего сегодняшнего урока?

Д. Как образуется почва.

У. Правильно (Слайд 1).

Кто-нибудь может из вас уже сейчас ответить на этот вопрос?

Д. Дети высказывают своё предположение о том, как образуется почва.

У. А теперь чтобы проверить правильно ли мы ответили на вопрос или нет, нам нужно открыть нужную страницу в учебнике. Какая это страница?

Д. 31.

У. Правильно. Открываем нужную страничку.

Чтобы узнать о том, как образовалась почва нам нужно прочитать первые четыре абзаца. Напомните мне, что такое абзац?

Д. Абзац – текст, который находится между двумя красными строками.

У. Значит, до какого предложения мы будем читать?

Д.  До предложения «Они рыхлят породу, смешивают её с гниющими корнями растений, а после гибели и сами становятся её частицами».

У. Правильно, приступаем к чтению (дети читают вслух по очереди).

Правильными ли были наши предположения.

Д. Не все. Дети говорят, какие высказывания были верными, какие нет.

У. Итак, что мы узнали с вами нового? (Во время обсуждения на экране показывается презентация, для закрепления всего сказанного: Слайд 4).

Д. Процесс образования почвы очень долгий и проходит в несколько этапов.

Сначала дно водоёмов, равнины и горы, которые сложены из горных пород под воздействием ветра, воды и температуры разрушаются. Образуются трещины, в которых со временем скапливаются мелкие частицы горных пород. В трещины также попадают вода, воздух, бактерии, мелкие животные и семена растений.

В результате на камнях вырастают пучки трав, кусты и даже деревья. Корни этих растений ещё больше разрушают породу.

Через тысячи лет у подножия скал из остатков растений образуется почва.

В образовании почвы участвуют, они рыхлят породу, смешивают её с гниющими корнями растений, а после гибели сами становятся её частицами.

У. Молодцы, а теперь расскажите мне, что такое живая и неживая природа?

Д. Живая природа – это то, что имеет следующие признаки: рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, смерть. Все остальное относится к неживой природе. Например: растения, животные, грибы, бактерии – живая природа; неживая природа – Солнце, горы, Луна, вода, радуга и т.д.

У. Хорошо, а сейчас вспомните прогулку в осенний лес и докажите, что почва тесно связывает в одно целое живую и неживую природу (Слайд 3).

Д. Ребята начинают вспоминать, что под ногами в лесу можно увидеть листья, песок, глину, мелкие камушки, остатки растений, животных, что всё это переплетено корнями растений.

У. Правильно, а теперь давайте сделаем вывод – связывает ли почва живую и неживую природу. Для доказательства этого показывается Слайд 4.

Итак, вы сказали, что в почве живут животные. Давайте рассмотрим рисунок на странице 33 и поработаем в парах. Расскажите друг другу о тех животных, которых вы видите на рисунке и о тех животных, которых вы видели в природе.

После следует обобщение вслух, каждый из учеников называет жителей почвы.

Д. Крот, земляной червь, различные личинки, бактерии и др.

У. А сейчас мы узнаем о жизни одного из жителей почвы. Внимательно смотрим на экран, после просмотра я буду вам задавать вопросы.

Просмотр мультфильма «Путешествие дождевого червяка».

Понравился вам фильм?

Д. Да.

У. Что вы можете рассказать о жизни дождевого червяка?

Д. Дождевой червь живет в верхней части почвы; если он не может пролезть через почву, он пропускает её через себя; ест бактериями, которые появляются на листьях, которые долго находятся в почве; имеет способность к регенерации; разрыхляет почву; удобряет почву копролитами; является пищей для кротов, птиц и т.д.

У. Мы видим, что листьями, которые поселяются на листьях в почве, питаются микробы, микробами питаются черви, а червями питается крот или птицы. (Слайд 5). А теперь скажите мне, как можно назвать такое питание? Как связаны между собой эти живые существа? Как называется эта связь?

Д. Цепь питания.

У. А что произойдёт, если одно из звеньев этого питания исчезнет?

Д. Не будет питания другим живым существам, всё погибнет.

У. А теперь для подтверждения наших высказываний прочитаем текст в учебнике на странице 34. (Дети читают текст каждый про себя)

Всё ли мы правильно сказали?

Д. Да.

У. С чего всегда начинается цепь питания?

Д. Первое звено – растения, второе звено – растительноядные животные, третье звено – хищные животные.  А когда хищные животные погибают, ими питаются бактерии и мелкие животные.

(Если остаётся время, используются слайды 6 – 10, загадки по теме почва)

  1. Итоги урока.

У. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Д. Мы узнали, как образуется почва, что в её образовании участвуют природные условия – ветер, дождь, температура; растения (корни) и живые существа.

Также мы узнали, что почва тесно связывает живую и неживую природу.

В почве есть живые организмы, между которыми существует пищевая зависимость, цепи питания.

  1. Домашнее задание.

Учебник: страницы 31 – 34 повторить, ответить на вопросы.

Тетрадь для самостоятельных работ страницы 10 – 11, упражнения 11, 12, 13.

По желанию выбирается один ученик, чтобы на следующий урок подготовить сообщение, текст берётся из хрестоматии, страница 89-90 «Какую пользу приносит почве крот?».


Таблица УУД

Этап

Предметные

Метапредметные

1

Актуализация знаний

- овладение основами логического мышления;

- умение выполнять устно учебные действия;

- развитие связной  речи при ответе на поставленные вопросы.

Регулятивные: контроль, самопроверка

Познавательные: построение логической цепи рассуждения, контроль и оценка результата деятельности.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли.

2

Работа по теме урока

- овладение основ логического мышления;

- умение выполнять устно и учебные действия;

- развитие связной  речи.

Регулятивные: прогнозирование, коррекция, саморегуляция.

Познавательные: построение речевых высказываний, построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение с точностью выражать свои мысли.

3

Итог урока

- овладение основ логического мышления;

- умение выполнять устно и учебные действия;

- развитие связной  речи.

Регулятивные: коррекция, саморегуляция.

Познавательные: построение речевых высказываний, построение логической цепи рассуждения, анализ объектов, рефлексия.

Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока «Окружающий мир»

Урок, окружающий мир на тему «Как образуется почва» был проведён в 3 классе. Класс к уроку готов, тема для ребят хоть и новая, но отвечая на наводящие вопросы, ученики включились в учебную деятельность. Взаимоотношения между учащимися спокойные, дружественные. Дети хотят, чтобы спросили именно их, поэтому бывали моменты, когда ученики пытались говорить хором, поэтому приходилось их останавливать и напоминать о том, что когда мы хотим ответить, мы не выкрикиваем, а спокойно поднимаем руку.

Урок проводился согласно тематическому планированию. По программе на данную тему запланирован один час.

По основному способу проведения – фронтальная и индивидуальная работа через различные виды самостоятельной деятельности, личностно-ориентированный подход.

Цель работы учащихся на уроке: сформировать новые знания у учащихся о почве, закрепить полученные знания.

Образовательные задачи: 

  • Повторение материала о горных породах;
  • Формирование понятий: почва как единство живой и неживой природы, цепи питания;
  • Ознакомление учащихся с процессом почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов)
  • Познакомить детей с жителями почвы;
  • Узнать, какое участие в образовании почвы принимают растения и животные.

Развивающие задачи: 

  • Формирование универсальных учебных действий – работа с оглавлением учебника, учебными текстами, осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логических ударений) и про себя;
  • Развитие связной  речи при работе с текстом;
  • Развитие зрительных восприятий, через просмотр презентации, научного фильма;
  • Развитие слухового восприятия, через чтение текста;
  • Развитие мыслительной деятельности, через выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей;
  • Развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы, через усидчивость и выдержку;
  • Обогащать словарный запас, кругозор.

Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • Воспитывать умение работать классом;
  • Воспитывать самостоятельность.

Для достижения задач и цели урока мною использовались следующие методы:

  • Словесные;
  • Наглядные.

Использовала различные формы работы учащихся:

  • Коллективная;
  • Индивидуальная.

Использовались различные виды проверок:

  • Самопроверка;
  • Взаимопроверка.

Поставленные цели и задачи на уроке мною были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Почва-важнейшая часть экосистемы."

з классрабочая программа "Школа 2100"урок изучения нового материала...

презентация к уроку окружающего мира по теме: "Почва"

презентация к уроку в 3 классе по окружающему миру по теме "Почва - важнейшая часть экосистемы"...

урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" в 3 классе.

Урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" был проведён как открытый для учителей, работающих в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

презентация к уроку окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы"

Данная презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы" в 3 классе....

Урок окружающего мира 3 класс "Почва - важнейшая часть экосистемы", ОС "Школа 2100"

Урок мастер-классЦели:- Образовательные:1)способствовать формированию у учащегося понятия почвы2)помочь учащемуся выявить причину плодородия почв с учетом новых знаний о круговороте веществ3)продолжит...

Конспект урока по окружающему миру «Как образуется почва»

Дата: 01.03.Класс: 3-7Тема:  «Как образуется почва»Цель:  сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предметные:-  повторение материала о горных пародах;- фор...