Конспект урока по окружающему миру «Как образуется почва»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Комсолева Валерия Дмитриевна

Дата: 01.03.
Класс: 3-7
Тема:  «Как образуется почва»

Цель:  сформировать представление об образовании почвы

Планируемые результаты:
предметные:
-  
повторение материала о горных пародах;
- формирование понятий: почва как единство живой и неживой природы, цепи питания.

личностные: 
- осознание учащихся с процессом почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов);
Оборудование:  учебники, хрестоматии, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_obrazuetsya_pochva.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 01.03.
Класс: 3-7
Тема:
  «Как образуется почва»

Цель:  сформировать представление об образовании почвы

Планируемые результаты:
предметные:
-  
повторение материала о горных пародах;
- формирование понятий: почва как единство живой и неживой природы, цепи питания.

личностные:  
- осознание учащихся с процессом почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов);
Оборудование:  учебники, хрестоматии, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

Орг.момент

Словесный

2 мин

Встали, подравнялись, настроились на урок. Проверьте свою готовность к окружающему миру. Учебник, тетрадь, ручка.

Начинаем урок окружающего мира с минутки синоптика. Именины 1 марта празднуют: Илья, Антонина, Даниил (Данила), Евдокия, Павел, Самуил.
Если 1 марта тепло и солнечно, значит, и вся весна будет такой. Если же в этот день идет снег, значит, будет хороший урожай, если дует теплый ветер — ждите дождливое лето, а дует северный ветер, зна¬чит, лето будет холодным.

Приветствовать учителя.

Принимать и сохранять учебную задачу. (П)

Этап первичной проверки понимания изученного

Практический

Работа с утверждениями

7 мин

У вас на столах лежат листочки. Возьмите их, подпишите. Сейчас мы проверим ваши знания по изученному материалу. Я буду читать вам вопросы, а вы должны на них ответить, если утверждение верное, то ставьте «+», а если утверждение не верное – « - «

Правда ли, что

   1) не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород? (+); То есть в почве равнин и дна водоемов имеются полезные ископаемые.

2) горные породы не всегда твердые, бывают жидкие и газообразные? (+);

3) гранит—  осадочная горная порода?(-); То есть состоит из осадков.

4) каменный уголь — осадочная горная порода?(+);

5) в состав гранита входит три  минерала?(+);

6) торф образовался из раковин морских животных?(-);

7) нефть, каменный уголь, природный газ — это горючие полезные ископаемые? (+); А как вы понимаете значение слова «горючие»? (то, что горит)

8) мрамор, песок, гранит относятся к строительным полезным ископаемым? (+);А что значит строительные полезные ископаемые?( те полезные ископаемые, из которых можно что-то построить)

9) запасы полезных ископаемых на Земле неограниченны? (-). А может ли быть такое, что запасы ПИ бесконечны?
А чтобы проверить, правильно ли вы ответили на эти вопросы, поменяйтесь листочками в парах, и сейчас проверим по слайду (ответы на слайде). Передаем на первую парту.

Отвечать на вопросы. (дежурный)

Отвечать на вопросы самостоятельно.

Приводить свои примеры.

Принимать и сохранять учебную задачу. (П)

Умение самостоятельно давать ответ в мире мыслей, чувств.(Л)

Мотивационный этап

Словесный прием

Работа с учебником.

Работа с текстом.

10 мин

Скажите мне, ребята, где находятся полезные ископаемые? В воде? В воздухе? В почве? (В почве) Что такое почва и как она образуется? (нет) Тогда какую цель поставим  на сегодняшний урок? (Узнать, как образуется почва)
и кто уже догадался, какая будет тема урока? (Как образуется почва)
Итак, откроем с вами учебники на странице 31.  Дано задание. Кто прочитает его всему классу? Остальные внимательно слушают.  Теперь по цепочке прочитаем  сам текст по абзацу, только читаем внимательно, там для нас новые сведения.
Какие новые сведения можно выделить из этого текста?  Давайте разбираться по порядку с каждым абзацем.   (1) Горные породы разрушались под воздействием ветра;  2 )В трещины скал попадают даже семена растений, там и прорастают, то есть почва образуется в результате разрушения горных пород; 3) У подножия скал почва образуется через 1000 лет, а на мягком вулканическом пепле образуется за 50-60 лет, то есть почва образуется очень долго; 4)  в образовании почвы участвуют и животные ). Тогда подведем итог. Что такое почва? (ПОЧВА- это самый верхний слой земли, на котором растут растения). А что служит основой образования почвы? Как она образуется? ( образуется за счет горных пород Земли. Нет горных пород -  нет почвы.

Отвечать на вопросы.

Читать вслух.

Читать по цепочке.

Выделять новые для себя сведения.

Строить логическое рассуждение , включающее установление причинно-следственных связей. (П)

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации. (Р)

Постановка учебной задачи и ее решение.

Физ. минутка

Практический метод

5 мин

Почему почву нельзя относить только к живой или только к неживой природе? Об этом давайте прочитаем в учебнике на странице 32.

Хорошо. Какой мы можем сделать вывод?  (Живая и неживая природа в почве очень тесно связаны.

Читать текст.

Отвечать на вопрос.

Строить логическое рассуждения (П)

Решение частных задач

Практический метод.
Работа с рисунком.

Работа с определением.

 12 мин

На странице 33 найдите рисунок. Внимательно рассмотрите его. Соседу по парте назовите животных, которых можно увидеть в почве. А он пусть расскажет, каких из этих животных он видел в природе.
Ребята, кто может рассказать по рисунку, чем питаются животные, изображенные на нем? (Животные почвы питаются остатками живых организмов, корнями растений или другими животными.)
Например, личинки майских жуков грызут корни одуванчиков. А вот кроты любят лакомиться теми самыми личинками.
Не будет одуванчиков – погибнут личинки. Не будет личинок – крот будет голодать. Вот ученые и считают, что живые существа связаны между собой ЦЕПЯМИ ПИТАНИЯ. Пищевая цепь показывает, кто кого ест.

Давайте прочитаем, что такое ЦЕПЬ ПИТАНИЯ.
Первое звено в этой цепи – всегда растения, поскольку они способны производить питательные вещества
. Остановись, пожалуйста. А питательные вещества происходят из углекислого газа, воды и растворенных в ней минеральных солей. Продолжаем читать дальше.   Второе – растительноядные животные. Третье звено – хищные животные. Остановись, пожалуйста. Я сюда еще добавила бы всеядные животные. Это животные, которые едят и растения и других мелких животных. Продолжаем. Если хищное животное погибнет, его останки станут добычей бактерий и мелких животных.

Рассматривать рисунок.

Работать в парах.

Читать определение.

Преобразовывать практическую задачу в самостоятельную.  (Р)
Строить предложения в устной форме.  (П)
Принимать и сохранять учебную задачу. (Р)
Умение самостоятельно дать ответ.  (Л)

Этап закрепления изученного

Практический метод.

7 мин

Теперь откроем  П.т., найдем задание 11. Выполним его самостоятельно в тетрадях для самостоятельных работ. После выполнения задания проверяем по слайду самостоятельно. Передаем тетради на первую парту.

Выполнять задание в тетради.

Принимать и сохранять учебную задачу. (Р)

Подведение итогов

Словесный
Запись домашнего задания.

2 мин

Домашним заданием у вас будет стр 31-34 – учить, а в тетрадях -  № 12 и № 13.
Ребята, у вас на партах лежат квадратики: желтый и зеленый. Если на уроке вам было все понятно, покажите мне зеленый карандаш, а если что-то было непонятно, покажите желтый карандаш. Выставление оценок за урок.
Всем спасибо за урок, до свидания!

Показывать карточки.

Принимать и сохранять учебную задачу. (Р)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме "Почва. Состав почвы".

Класс: 3УМК: Развивающая система Л.В. Занкова.Тема: Почва. Состав почвы.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной со...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Почва и ее состав»

Предмет: Окружающий мирКласс: 3-2Тема:  «Почва и ее состав»Цель:  сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предметные: - формирование понятий: почва как единство...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почва"

На урока изучается образование, состав, свойства, охрана почвы....

Конспект урока по окружающему миру "Что такое почва"

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Что такое почва"УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почва"

Тип урока: урок изучения и первичного применения новых знанийФорма урока: лабораторияОбразовательная система: «Начальная школа 21 века»Класс: 4Цель: формирование образовательных компетенци...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Почва"

Тип урока: урок изучения и первичного применения новых знанийФорма урока: лабораторияОбразовательная система: «Начальная школа 21 века»Класс: 4Цель: формирование образовательных компетенци...