Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Почва и ее состав»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Тиранова Татьяна Николаевна

Предмет: Окружающий мир
Класс: 3-2
Тема:  «Почва и ее состав»

Цель:  сформировать представление об образовании почвы

Планируемые результаты:
предметные:

- формирование понятий: почва как единство живой и неживой природы, цепи питания, свойства почвы, плодородие.

личностные: 
- осознание учащихся с процессом почвообразования (взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов);
Оборудование:  учебники, хрестоматии, презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_03_okr_mir.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Окружающий мир

Челябинск, 2016

Предмет: Окружающий мир
Класс: 3-2
Тема:
  «Почва и ее состав»

Цель:  сформировать представление об образовании почвы

Планируемые результаты:
предметные:

- формирование понятий: почва как единство живой и неживой природы, цепи питания, свойства почвы, плодородие.

личностные:  
- осознание учащихся с процессом почвообразования (взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов);
Оборудование:  учебники, хрестоматии, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

Орг.момент

Словесный

2 мин

Встали, подравнялись, настроились на урок. Проверьте свою готовность к уроку Учебник, тетрадь, ручка. Начинаем урок окружающего мира.

Приветствовать учителя.

Принимать и сохранять учебную задачу. (П)

Этап первичной проверки понимания изученного

Практический

 

6 мин

Начинаем урок окружающего мира с минутки синоптика. Какая погода за окном.

Проверим ваши знания по пройденному  материалу.

1) Почву можно отнести к …

а) к живой природе;

б) к неживой природе;

в) неживая и живая природа в почве соединяются;

г) только к неживой природе.

2)Почва – это …

а) верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью;

б) пучки трав, небольшие кусты;

в) слой земли;

г) полусгнившие остатки корешков и листьев растений.

3) Почва состоит …

а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве;

г) из песка, глины, солей.

4) В почве обитают живые существа: …

а) муравьи, мухи, тараканы;

б) бабочки, жуки, мыши;

в) кроты, медведи, дождевые черви;

г) дождевые черви, кроты, медведки.

5) Почва питает все живое, значит она – …

а) защитница;

б) кормилица;

в) поилица;

г) красавица.    (В а в г б)

Отвечать на вопросы. (дежурный)

Отвечать на вопросы самостоятельно.

.

Принимать и сохранять учебную задачу. (П)

Умение самостоятельно давать ответ в мире мыслей, чувств.(Л)

Постановка учебной задачи и ее решение.

Физ. минтка

Практический метод

5 мин

Послушайте стихотворение.
Сказала лопата:
Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля - чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля - чтобы жить.
(А. Тетивкин)
- О какой земле идёт речь? (о почве)
- Как вы понимаете такие слова: «Земля - чтобы жить».
Какова тема нашего урока?  (Почва и ее состав).

Сформулируйте цели на урок. (узнать из чего состоит почва; провести опыты)
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется? (Это почва, карточка на доске.)

Вспомните на прошлом уроке мы изучали почву как она образовалась?

А теперь немного отдохнем!

Читать текст.

Отвечать на вопрос.

Строить логическое рассуждения (П)

Решение частных задач

Практический метод.
Работа с рисунком.

Работа с определением.

 25 мин

На стр 35 прочитайте текст про себя и ответьте на вопросы.

Какое главное свойство почвы? (Плодородие , карточка на доске.) Что об этом сказано в учебнике? Когда говорят что почва это плодородный слой земли,  что имеют ввиду под словами «плодородный слой»? Что сказано в учебнике? Что предложила Евдокия Васильевна?

Давайте проведем 1 опыт, проводим в группах по 4 человека.

У вас на столах почва, разрыхлите ее палочкой и посмотрите под лупой.

Какого цвета почва?(черный, коричневый).

Что в почве вы еще увидели?(полусгнившие остатки корешков и листьев растений.

Также в почве можно наблюдать части тел насекомых, червей и других мелких животных.

Запишите в тетради, что вы увидели в почве в 1опыте.

Опыт 2: Опустите в стакан с водой комочек сухой почвы. Чем объясняется появление пузырьков воздуха? О чём свидетельствует опыт? (Вывод: в состав почвы входит воздух). Запишите свои наблюдения в П.т.

Найдите в учебнике опыт 3 на странице 36. Что делали в опыте?

Что наблюдается на стекле?(тонкий белый налет)

А что же такое белый налет?(минеральные соли)

Какой вывод сделаем?(что в состав почвы входят минеральные соли).

Запишите вывод в тетрадь.

Найдите в учебнике опыт 4 на странице 36.

Что говориться в опыте?(нагрели на огне баночку с почвой; над почвой поддержали холодное стекло).

Откуда появилась вода на стекле?(из почвы).

Какой вывод сделаем?(что в состав почвы входит вода)

Запишите этот вывод в тетради.

Найдите в учебнике опыт 5 на странице 37.

Что будет с почвой если продолжать ее нагревать?(появиться неприятный запах)

Почему этот запах появился?(потому что в почве сгорают перегнивающие остатки растений и мелких животных)

Как называется эта составная часть почвы?(перегной).

Что можем наблюдать когда перегной полностью сгорел?(почва стала серого цвета.

Какой вывод сделаем?(в почве находиться перегной, который предает почве определённый цвет)

Запишите свои наблюдения в тетрадке.

Найдите в учебнике опыт 6 на странице 37.

Что остаётся на дне почвы?(песок, а поверх песка глина).

Какой вывод сделаем?(что в почве есть песок и глина)

Запишите вывод в тетрадке.

Прочитайте, что у нас получилось в П. т.? Найдите  и прочитайте в учебнике, результаты, которые зачитала Маша.

Из чего состоит почва?  (вода, минеральные соли, песок, глина, перегной, воздух)На доске схема. Заполняем вместе с детьми.

 

Найдите в П. т. С. 13 № 15. Что нужно сделать? Выполняем самостоятельно. Проверяем устно.  

Отвечать на вопросы.

Проводить и наблюдать опыты вместе с учителем.

Читать определение

Оставлять сему вместе  с учителем

Преобразовывать практическую задачу в самостоятельную.  (Р)
Строить предложения в устной форме.  (П)
Принимать и сохранять учебную задачу. (Р)
Умение самостоятельно дать ответ.  (Л)

Этап закрепления изученного

Практический метод.

7 мин

Теперь откроем  П.т., найдем с. 14 №16 Выполним его самостоятельно в тетрадях для самостоятельных работ. После выполнения задания проверяем устно.

Какие горные породы входят в состав почвы?(глина, песок)

А что еще входит в состав почвы?(воздух, вода, перегной, минеральные соли)

Как называется смесь газов которые входят в состав  почвы?(воздух)

Из чего образуется перегной?(перегнивших остатков растений, мелких животных)

Какие нерастворимые минеральные вещества содержаться в почве?(глина, песок, перегной)

Какие растворимые минеральные вещества содержаться в почве?(соли)

Выполнять задание в тетради.

Принимать и сохранять учебную задачу. (Р)

Подведение итогов.

Рефлексия

Словесный
Запись домашнего задания.

3 мин

Домашним заданием у вас будет стр 39-42 – учить, а в тетрадях -  № 17 вып. Если на уроке вам было все понятно, покажите мне зеленый карандаш, а если что-то было непонятно, покажите желтый карандаш. Выставление оценок за урок. Всем спасибо за урок, до свидания!

Показывать карточки.

Принимать и сохранять учебную задачу. (Р)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России" по теме "Почва"

Использую групповые формы обучения, проблемно - поисковые методы...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Почва. Состав почвы".

Класс: 3УМК: Развивающая система Л.В. Занкова.Тема: Почва. Состав почвы.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной со...

Конспект урока по окружающему миру «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»

Предмет: Окружающий мирДата: 09.03Класс: 3-7Тема:  «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»Цель:  сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предмет...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Как образуется почва»

Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: «Как образуется почва»Цель урока: сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:ü Предметные: повторение материала о горных пародах...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Почва. Её состав и свойства».

Цель урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы.Задачи:Образовательные :познакомить с разнообразием почв,выявить основные свойства и состав почвы.Развивающие :продолжи...