Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе ( УМК " Перспективная начальная школа")
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Полякова Татьяна Васильевна

Пояснительная записка. Содержание. Тематическое планирование. Требования к результату. КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr_po_okr_miru_2_klass.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

   Ростовская область Чертковский район  с. Щедровка

(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Щедровская основная общеобразовательная школа

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

                                                                   « Утверждаю»

                                                            Директор МБОУ Щедровская ООШ

                                                            Приказ от _____________ № ______

                                                           ____________________ Огула Л.А.

                                                 (подпись руководителя)

Рабочая программа

по      окружающему миру

(учебный предмет, курс)

начальное общее образование , 2  класс 

(уровень общего образования , класс)

Количество часов: 70.

Учитель: Полякова Татьяна Васильевна.

Программа разработана на основе

авторской рабочей программы 

О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой «Окружающий мир» 

УМК «Перспективная начальная школа» 2014г .

(указать примерную программу /программы, издательство, год издания при наличии)

СОГЛАСОВАНО        СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания        Заместитель директора УВР

методического совета        ____________ Мельникова Т.В.

МБОУ Щедровская ООШ № _____        подпись

от ________2015года №_______        _____ ________ 2015года

________________ Передериева Г.А.        дата

подпись руководителя МС

                                                       Пояснительная записка

 Настоящая рабочая программа по  окружающему миру разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта  начального  общего образования, Примерной программы по учебным предметам стандарты второго поколения(2014год), Примерной программы основного начального  общего образования по окружающему миру (Программы четырёхлетней начальной школы. М.: Академкнига/Учебник2014) и авторских программ –  Программы  О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой «Окружающий мир» УМК « Перспективная начальная школа» Москва  Академкнига/Учебник 2013

 Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по  окружающему миру.

При составлении программы руководствовались  Законом об Образовании РФ, письмом  Минобразования Ростовской области от 08.08.2014 №24/4.1.1.- 4851м,  письмом от 22.07.2013 №47-10635/13-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2013-2014 учебном году» ,  «Положением  об учебной рабочей программе», утверждённым приказом № 75 от 27.08.2014 по МБОУ Щедровская ООШ. В зависимости от уровня подготовки учащихся возможна корректировка часов при изучении отдельных тем.

Цели изучения курса:  

Цель интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.

Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Задачи:

1. сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;

2. последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

3. изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребёнка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе  естественно-научных и обществоведческих дисциплин;

4. воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

5. охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

Общая характеристика учебного курса

  Во втором классе учащиеся знакомятся с тем, что различия природных объектов, особенности протекания сезонных изменений обусловлены вращением Земли и ее движением вокруг Солнца. Во втором классе все знания, полученные в первом, систематизируются и углубляются на основе источников информации об окружающем мире. Способ познания расширяется за счет работы с адаптированными научными источниками информации, справочной литературой, наглядными пособиями, за счет первичных умений «собирать» информацию самостоятельно (в беседах с родителями, педагогами школы, экологами, на уроках информатики и т. д.). Важнейшая роль в развитии ребенка отводится социализации как неотъемлемой части формирования личности - усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе; воспитания любви и уважения к родной стране, ее законам и символике.

Задача первых двух лет обучения - вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности граждан». В условиях действия государственного общеобразовательного стандарта начальной школы приоритетным является формирование межпредметных по характеру умений, навыков и способов деятельности. В связи с этим предметное содержание программы данного курса рассчитано на формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Ученик обучается:

  • устно формировать цель наблюдения;
  • устно описывать объект;
  • соотносить результат с поставленной целью;
  • проводить простейшие опыты;
  • устанавливать и называть характерные признаки наблюдаемого объекта;
  • распределять объекты в группы по общему признаку;
  • использовать сравнение;
  • высказывать суждения по результатам сравнения;
  • использовать простейшие модели для изучения и описания природных явлений;
  • строить простейшие логические высказывания;
  • выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, записанные в письменном виде;
  • работать в группе;
  • осуществлять поиск информации.

          

Роль учебного курса: в программу курса включены вопросы ,позволяющие заложить прочный фундамент значительной части предметов основной школы: природоведения ,физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений.. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика.

Рабочая программа для 2 класса ориентирована на использование следующих учебников:

1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2012г.

2. Федотова, О. Н. Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. - М.: Академкнига / Учебник, 2012г.

Место учебного предмета в учебном плане

   С учётом психологической особенности школьников , согласно годовому календарному графику школы, утвержденному решением педсовета от 27.08.15. протокол № 8, образовательный процесс во 2  классе осуществляется в режиме 35 учебных недель.

Из инвариативной части учебного плана на предмет «Окружающий мир» во 2 классе отводится 70 часов в году (2 часа в неделю). Из них запланирован 1 час на проведение административной контрольной работы в конце учебного года.       Из них:

Название раздела

Количество часов

1

Письмо экологов школьникам

1

2

Где найти ответы  на вопросы

5

3

Планеты и звезды

5

4

Неживая и живая природа Земли

2

5

Свойства воздуха и воды

4

6

Солнце ,воздух вода и растения

4

7

Разнообразие растений.

4

8

Культурные растения. Продолжительность жизни растений.

8

9

Грибы.

3

10

Животные

8

11

Человек и животные.

6

12

Человек разумный – часть природы.

6

13

Как уберечь себя от беды?

5

14

В родном краю.

9

ИТОГО:

70

В 1 четверти – 18 ч ,во 2 четверти – 14ч ,в 3 четверти –22ч , в 4 четверти – 16 ч.

 

   

Содержание учебного предмета

Письмо экологов школьникам(1)

Где найти ответы  на вопросы (5)

Книга как основной источник информации об окружающем нас мире. Учебник: Оглавление, иллюстрации, система значков-пиктограмм, шрифтовые и цветовые выделения, Словарик, Толковый словарь.

Общение со старшими и сверстниками как основной источник получения новых знаний. Опыт и наблюдение.

Планеты и звезды (5)

Земля. Вид Земли из космоса. Глобус — уменьшенная модель Земли. Ось вращения. Вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи. Звезды. Полярная звезда. Север как направление на Полярную звезду. Планеты. Солнце — ближайшая к планете Земля звезда. Солнце — источник тепла и света для планеты Земля. Вращение Земли вокруг Солнца — причина смены сезонов года на нашей планете. Взаимосвязь живой и неживой природы (на конкретных примерах). Условия жизни на планете Земля: вода, воздух, свет, тепло.

Неживая и живая природа Земли (2ч)

Условия, необходимые для развития растений (вода, воздух, тепло, свет). Развитие растений из семени (фасоль или горох). Корень, стебель, лист. Дыхание и питание растений.

Свойства воздуха и воды (4)

Общие представления о воздухе как смеси газов. Свойства воздуха (прозрачность, бесцветность, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи, способность передавать звук).

Вода и ее свойства (прозрачность, бесцветность, не имеет вкуса, запаха, текучесть, вода как растворитель). Роль воды в природе и жизни человека. Необходимость бережного использования воды.

Демонстрации: вращение Земли вокруг своей оси (с помощью глобуса), движение Земли вокруг Солнца (с помощью теллурия).

Солнце ,воздух вода и растения (4). Условия , необходимые для развития растений. Корень ,стебель ,лист , питание растений.

Разнообразие растений.(4) Цветковые и хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли. Дикорастущие и культурные растения. Размножение растений (семенами, усами, луковицами, корнями, клубнями). Продолжительность жизни растений: однолетние, двулетние, многолетние. Значение растений в жизни человека. Сельское хозяйство родного края (на примере овощных, плодовых, бобовых, зерновых, декоративных растений). Охрана растений. Растения Красной книги России. Охраняемые растения своей местности.

Культурные растения. Продолжительность жизни растений. (8) Для чего люди выращивают культурные растения? Какие части растений люди используют? Огородные растения. Растения сада. Продолжительность жизни растений. Размножение растений.

Грибы. (3 ч) Строение, питание, место обитания, размножение шляпочного гриба. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Другие виды грибов (общее представление о плесневых грибах).

Животные (8 ч) Разнообразие животных, особенности внешнего вида, питания, условия жизни (насекомые, рыбы, птицы, звери). Защитные приспособления у животных как проявление тесной связи организмов с окружающей средой (иглы ежа, зеленая окраска кузнечика, предупреждающая окраска божьей коровки, сходство мухи-журчалки и пчелы). Взаимосвязи животных и растений. Значение диких и домашних животных в жизни человека. Охрана животного мира. Животные Красной книги России. Охраняемые животные своего края.

Человек и животные. (6) Домашние животные. Живой уголок. Дикие животные. Значение диких животных. Заповедники и заказники родного края. Человек в ответе за тех ,кого приручил!

 Человек разумный — часть природы (6 ч)

Человек разумный — часть природы. Условия, необходимые для жизни человека. Внешность человека, его индивидуальность (черты лица, цвет волос, кожи и пр.). Портрет твоего друга.

Понятие о здоровье: стойкость к болезням, жизнерадостность, выносливость. Режим дня школьника. Утренняя гимнастика, физические упражнения, их значение для здоровья. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена. Предупреждение простудных заболеваний.

Как уберечь себя от беды? (5ч)

Чистота- залог здоровья. Берегись простуды! Правила безопасного поведения дома , на улице. Безопасность маршрута в школу и домой.

В родном краю (9)

Я — гражданин России. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники: 9 мая — День Победы; 12 декабря — памятная дата —День Конституции. Конституция — основной закон Российской Федерации. Москва — столица России. История возникновения названия города. История Московского Кремля.

Родной город (село): название, основные достопримечательности. Человек — строитель города (села, деревни). Особенности труда людей родного города (села). Влияние практической деятельности человека на природу.

Экскурсии: по родному городу (селу, поселку), посещение краеведческого музея, встреча с ветеранами труда и Великой Отечественной войны родного края.

Результаты освоения предмета «Окружающий мир»

 и система их оценки

 

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:

  •  мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
  •  ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
  •  базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
  • любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
  • базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
  • учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

Обеспечение  обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.  

Познавательные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться:

* Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;

* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;

* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее  лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;  

* Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада,презентации;  

* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;

* Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;

* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её  сохранение);

* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить  примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);

* Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

* Работать с картой;

* Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;

* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные  исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени;

* Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);

* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;

* Воспитывать пиетет к  культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;

* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила;

Коммуникативные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе;  обеспечивать  социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

Предметными результатами  изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:

* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);

* сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;

* сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема,  интернет);

* сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;

* способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов)  и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;

* способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту. 

* умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;

* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в  учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;

* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания  школьного клуба «Мы и окружающий мир»).

 

 

Критерии оценивания

  •                    
    (на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)
    Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
    Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
    Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
    Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
    Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу второго года обучения.

К концу второго года обучения учащиеся должны знать/понимать:

-различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире;

  • название нашей планеты;
  • форму Земли;
  • глобус - модель Земли, ось Земли - воображаемая линия;
  • смена дня и ночи - следствие вращения Земли вокруг Солнца;
  • Солнце - ближайшая к Земле звезда;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
  • разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;

-группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);

-дикорастущие и культурные растения своей местности;

  • сельскохозяйственные растения своей местности;
  • названия растений Красной книги (не менее 2-3);
  • группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  • об особенностях диких и домашних животных;
  • названия животных Красной книги России (не менее 2-3);
  • о значении природы для здоровья и жизни человека;
  • об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;

-средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

  • фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
  • основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
  • названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества);
  • название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
  • государственную символику России;
  • правила безопасного поведения в природе;
    уметь:
  • работать с оглавлением и справочниками учебника;
    - различать объекты неживой и живой природы;
  • устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) и грибов своей местности;
  • раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;
  • называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3);
  • приводить примеры животных (насекомых, рыбы, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы;
  • раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;
  • называть животных своего края, занесенных в Красную книгу России;
  • называть своих ближайших родственников;
  • описать портрет своего друга;
  • приводить простейшие опыты;
  • выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;
  • работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);
  • описывать изученные события из истории Отечества (история Московского кремля, Великая Отечественная война).

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

демонстрации с помощью глобуса вращения Земли вокруг своей оси;

демонстрации с помощью глобуса и настольной лампы обращения Земли вокруг Солнца;

нахождения самостоятельно в учебнике, справочнике и книге для дополнительного чтения сведений по определенной теме урока;

ухода за комнатными растениями;

ухода за домашними животными;

соблюдения правил безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

узнавания в окружающей природе изученных растений и животных;

выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.

установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.

Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы
по курсу «Окружающий мир»

Учащиеся должны знать/понимать:

• Солнце – небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь);

• климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;

• строение тела человека, название важнейших органов организма человека;

• основы личной гигиены;

• влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;

• способы сохранения и укрепления здоровья;

• даты важнейших событий в истории в соответствии с программой;

уметь:

• соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

• устно описывать объекты природы;

• вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;

• в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;

•пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;

• устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;

• соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;

• описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни:

• для обогащения постоянного жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;

• выполнения правил поведения в природе;

• рассказа о родном крае, родной стране, столице.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

 образовательного процесса

 УМК

 

1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2012г.

2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 2  класс: 1\ Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2012г.

3.Федотова, О. Н. Окружающий мир. 4 класс: хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. - М.: Академкнига / Учебник, 2012г.

 4. Т.С.Гулуева ,Н.В. Лободина. Поурочное планирование. Система уроков по учебнику  О. Н. Федотовой. Г. В. Трафимовой. Окружающий мир.2 класс. УМК « Перспективная начальная школа». Волгоград «Учитель» 2013г.

Материально - техническое обеспечение

Кроме основных средств обучения,  регулярно применяются различные виды иллюстративного и наглядного материала:                                                                                          

1) натуральные живые пособия – комнатные или принесенные  растения; образцы полезных ископаемых и др.;

2) натуральные препарированные пособия - гербарии;

3) изобразительные наглядные пособия – таблицы по темам: «Человек и природа», «Природа и культура», «Человек среди людей», «Великие люди России»  

4) географические карты:  карта полушарий, карта природных зон,

5)складные лупы, компасы, модели глобуса, теллурий;

6)  оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер)

 7) http://school-collection.edu.ru/

8) www.pedsovet.su

9) www.ukoz.ru

10) www. festival.  1september.ru


Календарно-тематическое  планирование  уроков   окружающего  мира   во 2  классе    

Дата

№ п/п

Наименование раздела,

темы урока.

Кол-во  час.

Основные виды учебной  деятельности.

Требования к результату

Вид контроля

Литература ,оборудование

1.09

1

День Знаний и ПДД. Письмо экологов школьникам

1

Выразительное чтение. Слушание рассказа учителя.

Знакомство с учебником.

Уметь выделять отличительные признаки живой природы; распределять объекты в группы по общим признакам

Фронтальный опрос. Работа по учебнику.

Учебник ,хрестоматия ,

Где и как найти ответы на вопросы

5

2.09

2

Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы.

1

экскурсия

Уметь находить взаимосвязи живой и неживой природы; узнавать растения и животных своей местности

Задания по группам

Учебники

8.09

3

Мир живой и неживой природы. Советы старших.

1

Отвечают на вопросы в учебнике. Работа в парах. Пересказ небольших отрывков из хрестоматии. Учебная игра « Живое-неживое»

Уметь различать объекты неживой и живой природы

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Иллюстрации ,хрестоматии.

9.09

4

Осенние работы на пришкольном участке.

1

экскурсия

Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе

Фронтальный, индивидуальный опрос.

15.09

5

Ищем ответы на вопросы в учебнике.

1

Работа с книгой как с источником информации.

Знакомство с энциклопедическим словарём

Уметь работать с книгой как источником информации

Фронтальный опрос.

Энциклопедии

, словари, учебник.

16.09

6

Опыт и наблюдение.

1

Работа с учебником. Наблюдение по плану.

Опыт с водой.

Ответы на вопросы.

Знать понятия "опыт", "наблюдение"; уметь проводить опыты и наблюдения по плану

Индивидуальный опрос. Дидактическая игра

     Глобус , учебник ,  компьютер ,,презентация « Глобус – модель Земли».                                                                                                        

Планеты и звёзды

5

22.09

7

Земля. Модель Земли.

1

Просмотр презентации. Работа по предложенному учителем плану. Смысловое чтение. Работа в парах.

Знать название нашей планеты; форму Земли; уметь находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Глобус.

М/м презентация ,учебник.

23.09

8

Почему на Земле день сменяется ночью?

1

Слушание  объяснение учителя. Работа по учебнику. Наблюдение. Ответы на вопросы.

Знать особенности движения Земли вокруг своей оси

Фронтальный опрос

Учебник , глобус

29.09

9

Звёзды и созвездия

1

Просмотр и обсуждение учебного  мультфильма.

Работа в парах. Фронтальная беседа. Ответы на вопросы в учебнике.

Уметь характеризовать звёзды и планеты; находить на небе известные небесные тела

Индивидуальный опрос.

Мультфильм ,презентация « Созвездия»

учебники

30.09

10

Планеты

1

Просмотр и обсуждение презентации.

Смысловое чтение в учебнике. Ответы на вопросы. Изготовление из пластилина моделей всех планет в группах.

Иметь представление о планетах Солнечной системы

Творческая работа в группах

Презентация  ,учебники ,пластилин

6.10

11

Движение Земли вокруг Солнца.

1

Преобразование иформации ,пересказ , ответы на вопросы в учебнике ,работа с иллюстрациями в учебнике.

Знать особенности движения Земли вокруг Солнца; уметь объяснять причину смены времён года

Фронтальный опрос.

Теллурий ,учебник

Неживая  и живая природа Земли

2

7.10

12

Как связаны живая и неживая природа?

1

Работа со словарём ,смысловое чтение ,краткий пересказ в парах ,учебная игра « Живое-неживое».

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Энциклопедии , учебники.

13.10

13

Условия жизни на планете Земля

1

Выразительное чтение и пересказ. Сравнение предметов . Беседа. Слушание и понимание речи одноклассников

Уметь сравнивать предметы живой и неживой природы

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Иллюстрации  учебнике и на слайдах.

Свойства воздуха и воды

4

14.10

14

Свойства воздуха

1

Наблюдение. Работа в группах.

Беседа. Работа  по плану.

Знать основные, легко определяемые свойства воздуха; значение воздуха в природе

Работа в парах, оформление опытов в тетрадях

Учебник.

20.10

15

Кому и для чего нужна вода?

1

Повторение  и расширение представления  детей о значении воды для жизни на Земле;  обучение детей постановке опытов и формулировке их результатов.

Знать основные, легко определяемые свойства воды; значение воды в природе

Фронтальный опрос

Иллюстрации в учебнике .презентация

21.10

16

Вода и её свойства.

1

Проведение опытов  и наблюдение за свойствами воды, сравнение их со свойствами воздуха, выявление сходных свойств. Беседа.

Ответы на вопросы. Работа в группах.

Уметь выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе

Фронтальный опрос.

Вода ,стаканы ,  песок ,фильтры , земля ,  сахар ,акварельные краски .ложка, тряпочка.

27.10

17

Обобщение по теме «Свойства воздуха и  воды»

1

Работа в группах. Разгадывание кроссворда по теме урока.

Обобщить знания, умения по данной теме.

Кроссворд  ,контрольные вопросы  для фронтального опроса

Кроссворды

Солнце , воздух ,вода и …растения

4

28.10

18

Условия,  необходимые для развития растений

1

Работа  с учебником , работа с раздаточным материалом. Ответы на вопросы учебника.

Знать условия необходимые для развития растений; анализировать опыты

Самостоятельная работа.

Иллюстрации , учебник, .индивидуальные карточки ,раздаточный материал по теме урока.

10.11

19

Корень, стебель и лист

1

Работа с учебником  ,с таблицей , показ частей растений у доски. Беседа. Составление вопросов для соседа по парте по теме урока.

Уметь различать части растений

Фронтальный и индивидуальный устный опрос.

Таблица с изображением частей растений, М/м презентация

11.11

20

Питание растений

1

Смысловое чтение. Беседа по прочитанному. Работа в парах.

Уметь использовать книгу как источник информации

Устный опрос. 

Учебник

17.11

21

Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и…растения»

1

Работа в группах. Разгадывание кроссворда по теме урока

Обобщить знания, умения по данной теме.

Кроссворд  ,контрольные вопросы  для фронтального опроса

кроссворды

Разнообразие растений

4

18.11

22

Цветковые и хвойные растения

1

Просмотр и обсуждение презентации. Смысловое чтение. Беседа по прочитанному. Работа в парах

Знать группы растений по их характерным признакам

Индивидуальный опрос.

Таблица ,

 Гербарий ,презентация  по теме урока

24.11

23

Папоротники, мхи и водоросли.

1

Просмотр и обсуждение презентации. Смысловое чтение. Беседа по прочитанному. Работа в парах

Уметь группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой

Устный опрос. Практическая работа.

Гербарий ,презентация

25.11

24

Красная книга России. Правила поведения на природе

1

Просмотр и обсуждение презентации. Смысловое чтение. Беседа по прочитанному.

Знать названия растений Красной книги; правила поведения в природе

Фронтальный опрос.

М/м презентация

1.12

25

Обобщение по теме «Разнообразие растений» 

1

Работа в группах. Разгадывание загадок по теме урока.

Уметь группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Иллюстрации ,слайды-загадки

Культурные растения. Продолжительность жизни растений.

8

2.12

26

Для чего люди выращивают культурные растения?

1

Ответы на вопросы ,высказывание ,предположение, наблюдение и формулирование выводов.

Знать группы культурных растений

Индивидуальный опрос.

Учебник

8.12

27

Какие части культурных растений используют люди?

1

Ответы на вопросы ,высказывание ,предположение, наблюдение и формулирование выводов.

Уметь выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих

Дидактическая игра

Таблица М/м презентация

9.12

28

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

1

Индивидуальные рассказы учащихся  о растениях родного края. Работа  в тетради.

Знать основные растения огорода; уметь ухаживать за огородными растениями

Таблица сроков посадки огородных растений родного края

Учебник

15.12

29

От чего зависит урожай зерновых?

1

Индивидуальные рассказы учащихся  о растениях. Работа  в тетради. Просмотр презентации. Обсуждение.

Знать важность зерновых культур в жизни человека

Индивидуальный опрос  ,работа по карточкам

Учебник ,презентация

16.12

30

Растения сада

1

Беседа. Работа  в тетради и в учебнике. Загадки

Знать основные растения сада

Устный опрос.

Иллюстрации в учебнике

22.12

31

Сколько живут растения?

1

Индивидуальные рассказы учащихся  о растениях. Работа  в тетради. Смысловое чтение.

Знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений

Устный опрос.

Учебник

23.12

32

Размножение растений своими частями.

1

Индивидуальные рассказы учащихся  о растениях. Работа  в тетради. Просмотр презентации. Обсуждение.

Знать понятия "черенок", "отросток", "семя", "плод"

Индивидуальный опрос.

Таблица ,презентация ,учебник

29.12

33

Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»

1

Работа в группах. Отвечаем на проблемные вопросы , учимся формулировать выводы.

Обобщить полученные знания по изученной теме.

Фронтальный опрос.

Учебники

Грибы

3

12.12

34

Можно вырастить грибы на  кусочке хлеба? 

1

Работа в учебнике ,тетради. Ответы на вопросы учителя.

Знать свойства и признаки грибов

Фронтальный опрос

учебник

13.01

35

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.

1

Работа в учебнике ,тетради. Загадки

Знать отличительные признаки съедобных грибов

Индивидуальный опрос. Дидактическая игра

Таблица М/м презентация

19.01

36

Как правильно собирать грибы? 

1

Работа по инструкции. Смысловое чтение по учебнику Ответы на вопросы в учебнике. Работа в парах.

Знать правила сбора грибов

Фронтальный опрос

Инструкция по сбору грибов

Животные

8

20.01

37

Разнообразие животных

1

Просмотр презентации. Обсуждение. Работа в учебнике ,тетради. Загадки

Знать группы животных и их признаки

Фронтальный, индивидуальный опрос.

М/м презентация ,учебник

26.01

38

Насекомые.

1

Слушание объяснения учителя. Просмотр презентации. Обсуждение. Работа в учебнике ,тетради. Загадки

Знать отличительные признаки насекомых и деление их на группы

Взаимопроверка д/з в парах ,индивидуальный опрос

М/м презентация ,учебник

27.01

39

Рыбы. 

1

Просмотр презентации. Обсуждение. Смысловое чтение.  Работа в учебнике ,тетради.

Знать отличительные признаки рыб

Индивидуальный опрос

М/м презентация ,учебник

2.02

40

Земноводные.

1

Слушание объяснения учителя Просмотр презентации. Обсуждение. Работа в учебнике ,тетради.

Уметь высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма

Индивидуальный опрос.

М/м презентация ,учебник

3.02

41

Пресмыкающиеся.

1

Слушание объяснения учителя. Просмотр видео по теме урока. Работа по инструкции в парах.

Знать черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей

Устный опрос.

Учебник ,учебный фильм

9.02

42

Птицы.

1

Слушание объяснения учителя. Просмотр презентации по теме урока. Работа по инструкции в парах.

Знать отличительные признаки птиц, уметь определять птиц среди других животных

Самостоятельная работа.

М/м презентация ,учебник

10.02

43

Звери.

1

Знакомство с главными отличительными  признаками млекопитающих через показ презентации ,обсуждение увиденного ,ответы на вопросы ,смысловое чтение по учебнику.

Знать понятие «млекопитающие»; Уметь определять млекопитающих среди других животных

Работа в парах

М/м презентация

16.02

44

Как животные защищаются.

1

Слушание объяснения учителя. Просмотр видео по теме урока. Работа по инструкции в парах

Знать группы животных по их характерным признакам

Устный опрос, работа в парах

Учебник ,учебный фильм

Человек и животные

6

17.02

45

Домашние животные.

1

Слушание объяснения учителя. Просмотр презентации по теме урока. Работа  в парах. Смысловое чтение. Разгадывание загадок.

Знать признаки домашних животных; уметь раскрывать особенности домашних животных

Беседа по вопросам

М/м презентация, учебник

24.02

46

Живой уголок.

1

Знакомство учащихся с обитателями живого уголка и правилами ухода за ними. Просмотр учебного видео по теме. Обсуждение увиденного.

Уметь ухаживать за обитателями живого уголка

Беседа по  просмотру

Видеофильм

1.03

47

Урок-экскурсия на животноводческую ферму.

1

Виртуальная видеокскурсия.

Знать правила поведения и обращения с животными

Беседа по вопросам

видеофильм

2.03

48

Значение диких животных.

1

Слушание объяснения учителя. Просмотр презентации по теме урока. Работа по инструкции в парах

Знать диких животных края

Работа по группам

Иллюстрации ,презентация ,учебник

9.03

49

Человек в ответе не только за тех, кого приручил.

1

Работа в учебнике ,тетради. Загадки. Просмотр фотографий .рисунков с любимыми домашними животными.

Знать правила поведения в природе и правила обращения с дикими и домашними животными

Викторина. Фронтальный  опрос. Фотовыставка.

Фото домашних питомцев

15.03

50

Заповедные места родного края. Обобщение темы «Человек и животные» 

1

Просмотр презентации. Обсуждение. Работа в группах.

Знать названия животных Красной книги России; правила поведения в походах

Беседа по вопросам.

Фото  , презентация , иллюстрации в книгах.

Человек разумный – часть природы.

6

16.03

51

Про тебя.

1

Работа в учебнике ,тетради. Просмотр фотографий .Рассказы о себе.

Знать о значении природы для здоровья в жизни человека;

Устный опрос. Практическая работа.

Фото  Рисунки

22.03

52

Что умеет человек?

1

Слушание рассказа учителя ,обсуждение .смысловое чтение ,беседа. Наблюдение. Учимся делать выводы.

Уметь формировать выводы на основе своих  наблюдений

Устный опрос.

Рисунки . ,фотографии ,учебник

23.03

53

Расти здоровым

1

Слушание рассказа учителя ,обсуждение .Просмотр презентации. . Учимся делать выводы.

Знать понятие «здоровье»; причины простудных заболеваний и меры их предупреждения

Фронтальный опрос

Презентация ,учебники

5.03

54

Питание и здоровье.

1

Слушание рассказа учителя ,обсуждение .Просмотр презентации. .Работа в парах .Учимся делать выводы.

Знать понятие «полезная пища», «разнообразная пища»

Фронтальный и индивидуальный опрос

Таблица

6.04

55

От кого зависит твой режим дня?

1

Составление режима дня. Обсуждение. Учимся делать выводы и сравнивать.

Знать условия хорошего самочувствия; уметь соблюдать режим дня

Фронтальный  опрос

Таблица

12.04

56

Обобщение темы «Человек разумный – часть природы» 

1

Работа в группах. Отвечаем на проблемные вопросы , учимся формулировать выводы.

Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека

Фронтальный опрос

Учебники ,иллюстрации ,карточки с вопросами

Как уберечь себя от беды?

5

13.04

57

Чистота – залог здоровья.

1

Работа в группах. Отвечаем на проблемные вопросы , учимся формулировать выводы.

Знать основные правила личной гигиены; уметь выполнять правила личной гигиены

Фронтальный опрос

Учебники

19.04

58

Берегись простуды!

1

Смысловое чтение и обсуждение. Отвечаем на проблемные вопросы , учимся формулировать выводы.

Знать основные правила личной гигиены; уметь выполнять правила личной гигиены

Фронтальный, индивидуальный опрос.

Учебники

20.04

59

Твоя безопасность на улице.

1

Просмотр и обсуждение видеофильма. Инструктаж по ТБ. Отвечаем на вопросы , учимся формулировать выводы.

Знать знаки дорожного движения; сигналы регулировщика и светофора; правила поведения в природе

Работа в группах

Инструкции по ПТБ

Учебный фильм « Азбука безопасности»

26.04

60

Твоя безопасность дома.

1

Знать правила безопасного поведения дома; уметь вызвать помощь

Фронтальный опрос.

27.04

61

Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?» 

1

Отвечаем на вопросы , учимся формулировать выводы. Беседа.

Уметь выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы; оформление в письменном виде

Фронтальный опрос.

Учебники

В родном краю

9

3.05

62

Административная контрольная работа.

1

Ответы на вопросы теста

Уметь находить правильные ответы.

тест

Индивидуальные задания по вариантам

4.05

63

Имя города, села, посёлка

1

Смысловое чтение . Пересказ по плану. Отвечаем на вопросы , учимся формулировать выводы. Беседа

Знать название родной страны, её столицы, региона, родного посёлка

Беседа по вопросам. Фронтальный опрос.

Фотографии

10.05

63

История Московского Кремля

1

Просмотр презентации.

Смысловое чтение. Беседа

Рассказ учителя. Обсуждение ,фронтальная беседа.

Уметь описывать изученные события из истории Отечества; самостоятельно работать с книгой

Беседа по вопросам.

М/м презентация, учебник

11.05

65

Экскурсия в город

1

Просмотр и обсуждение видеофильма. Инструктаж по ТБ. Отвечаем на вопросы , учимся формулировать выводы

Уметь работать с оглавлением и справочниками учебника; анализировать полученную информацию

Фронтальный опрос.

Видеофильм ,учебники

17.05

66

Общий дедушка.

1

Знакомство с понятием «семейный праздник». Чтение по учебнику. Беседа по прочитанному. Дидактическая игра

Знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение; основные права ребёнка

Фронтальный опрос.

учебники

18.05

67

День Победы.

1

Просмотр презентации.

Смысловое чтение. Беседа

Рассказ учителя. Обсуждение ,фронтальная беседа.

Знать название государственных праздников, дни памятных дат; государственную символику; уметь приводить примеры основных государственных праздников

Фронтальный и индивидуальный опрос.

М/м презентация

24.05

68

День Конституции России.

1

Фронтальный опрос.

М/м презентация

25.05

69

Обобщение по теме «В родном краю»

1

Обобщение полученных знаний. Викторина. Ответы на вопросы. Учимся делать выводы.

Устный опрос.

31.05

70

Письмо экологам от членов клуба« Ключ и заря».

1

Составление текста письма экологам. Учимся писать письмо.

Учиться правильно оформлять текст письма.

Итого : 70 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс перспективная начальная школа

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование,требования к уровню подготовки обучающихся к концу обучения в 1 классе, список литературы...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Перспективная начальная школа.

Рабочая программа по учебному курсу составлена с учетом ФГОС ( с учетом изменений ФГОС 2015)...

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. Перспективная начальная школа (ФГОС)

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. Перспективная начальная школа составлена с учетом ФГОС ( с изменениями ФГОС 2015)...

Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс Перспективная начальная школа.

Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс Перспективная начальная школа....

Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. Перспективная начальная школа.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа" составлена с учетом ФГОС ( с учетом изменений ФГОС 2015)...