открытое занятие на тему "Грибы- царство природы"
план-конспект занятия по окружающему миру ( класс) на тему

Лущенко Ольга Юрьевна

Данное занятие можно проводить и на 3-4 классе, как закрепление получиных знаний о царстве грибов ранее

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игра-путешествие18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема открытого занятия: «Грибы – чудо природы»

Форма проведения: Занятие-путешествие

Цели: сформировать у учащихся представление о грибах как особом царстве живой природы.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить обучающихся с царством грибов;
  • строением гриба;
  •  выделить группы съедобных и несъедобных грибов;

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • умение слушать и вступать в диалог:
  • участвовать в коллективном обсуждении;

Развивающие:

  • планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной цели;
  • осуществлять самоконтроль.
  •  выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. 

Оборудование: презентация о грибах, муляжами грибов, картинки, кусочек хлеба, грибы

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские, практические

Ход занятия.

Организационный момент.

Добрый день мои друзья,

Перед вами снова я

Очень рада видеть всех

Ждет сегодня вас успех.

Подтянитесь , улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

 Повторение

 Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая- цветная иллюстрация слайд 1)
- Что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы и др.)
- А что относится к неживой природе? (Воздух, вода, Солнце и др.)
- Назовите признаки живых организмов. (Питание, движение, дыхание, рост, развитие и др.)слайд 2
- Посмотрите на этот лес.(слайд 3) Какие царства живой природы вы видите?

- Живую природу делят на царства растений, животных, бактерий и грибов.

Живая природа – огромный мир. Обитатели этого мира живут в царствах.

 Ребята, какое время года сейчас идет? Правильно. За окном осень. А вы хотели бы на время оказаться в летнем лесу? Вот и замечательно. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в первое царство живой природы

Ой а что это за царство, вы скажете после того, как отгадаете загадку.

В этом царстве чудеса.
В нём луга, поля, леса.
В них, смотри, то там, то тут
Гномики живут, растут.
Каждый – свой имеет пост.
И у гномов разный рост.
Есть – на ножке, в шляпке красной,
В белых точках и опасный.
Здесь увидишь у опушек
Бледно-розовых подружек.
А под дубом, такой важный,
Коренастый и отважный.
Обо всех не рассказать.

Пора царство вам назвать.
– Царство грибов.

(на Доске гриб внутри знак вопроса)

-Ребята, почему в этом грибе знак вопроса?-значит мы что то должны узнать новое о грибах

Какой из вопросов мы должны рассмотреть первым и какие потом

-Какое строение имеют грибы?

-Почему иногда грибы относят к растениям?

- Почему деревьям сложно без грибов??

- Разнообразие грибов

-Как отличить съедобные грибы от ядовитых?

-Как правильно собирать грибы?

Задание 1

Вид задания: практический;

Наглядность: кусочек хлеба, трутовик, гриб, вешенка

Метод: практический, наглядный

Проблемный вопрос: обитают ли грибы в почве, в воде, в жилищах, на пищевых продуктах.

Вывод:   Грибы, обитают повсюду, где есть органические вещества. В почве, в воде, в жилищах, на пищевых продуктах. Это разнообразные организмы имеют сходное строение , связанное со способом питания.

 Сейчас поиграем в игру «Отгадай». У нас есть царство растений и царство грибов.
Внимательно слушайте названия данных представителей и определите, куда они относятся

Венерин башмачок, груздь, маслёнок, рябина, кувшинка, опёнок, черника, сыроежка. (Ответы учащихся).

Мы с вами получили такую таблицу.

Царство растений    

Царство грибов 

Венерин башмачок

груздь

рябина

маслёнок

кувшинка

опёнок

черника

сыроежка

 

        На нашей земле насчитывается около 100 тысяч видов различных грибов. Давайте поближе познакомимся с грибами – интересными и необыкновенно привлекательными представителями живой природы. Их изучением занимаются ученые-микологи. Мы с вами сегодня будем выступать в роли ученых-микологов. Грибы, обитают повсюду, где есть органические вещества. В почве, в воде, в жилищах, на пищевых продуктах. Это разнообразные организмы имеют сходное строение , связанное со способом питания. Но какое же они имеют строения сейчас вы, уважаемые ученые выясните

Задание 2 

Вид задания: наглядно-практический, наблюдения, исследование

Наглядность: цветочное растение и гриб

Метод: практический, наглядный

Проблемный вопрос: чем гриб отличается от цветковых растений

Вывод:  Ученые долго размышляли: куда их отнести Грибы не похожи на другие растения, вот и пришлось ученым выделить грибы в самостоятельное царство живого мира, отдельное от растений и животных.

Перед вами 2 картинки (цветущее растение и гриб).Определите сходство и различие. Давайте проведём маленькое исследование, чтобы подтвердить доказать что грибы это отдельное царство.

Тема исследования: Царство грибов

Как вы думаете, почему грибы выделили в отдельное царство? Это наша гипотеза.

Гипотеза: Предположим что грибы относятся к отдельному царству

Цели: Выяснить, что царство грибов существует

Результаты исследования:

 - Гриб имеет плодовое тело, которое мы видим над землёй, а под землёй находится грибница, похожее на паутинку сплетение нитей. Плодовое тело – это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе шляпку и ножку, называют шляпочными грибами. Но бывают и другие виды форм гриба.  Такие как, мохнатый гриб, гриб осьминог, коралловый гриб, панеллюс,  трюфель.

Как вы думаете какую роль выполняет грибница? Всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минералами солями, поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.)

 Вывод: Грибы не похожи на другие растения. Ученые долго размышляли: куда их отнести – к животным или растениям?

К растениям? Но ведь они не зеленые, у них нет ни цветов, ни семян. Стеблей, листьев и корней у них тоже нет.

К животным? Но они не умеют передвигаться и заглатывать пищу как большинство животных. Вот и пришлось ученым выделить грибы в самостоятельное царство живого мира, отдельное от растений и животных.

Задание 3 

Вид задания: наглядный

Наглядность: слайды презентации

Метод: наглядный

Проблемный вопрос: как связанны деревья и грибы

Вывод: Грибы помогают расти деревьям. Они доставляют воду и перерабатывают остатки живых организмов.

Почему деревьям плохо без грибов?

1. Грибы получают от дерева питательные вещества.

- А давайте теперь предположим, что же деревья получают от грибов?

- А что делают корни деревьев в земле? (всасывают воду и минеральные соли)

2. Корни деревьев всасывают воду и минеральные соли из земли.

- А как связана грибница и корни деревьев? (Срастается)

- А если грибница срастается с корнями деревьев, то какую помощь оказывает деревьям?

3. Грибница доставляет воду корням деревьев из почвы.

- Куда исчезают все засохшие листья под деревьями, старые пни, упавшие сучья? Как вы думаете? (грибы) Так, что ещё делает грибница?

4. Грибница перерабатывает остатки живых организмов.

- Грибы перерабатывают остатки живых организмов и образует перегной, очень нужный для деревьев.

- Так почему деревьям плохо без грибов? Какой сделаем вывод?

Вывод: Грибы помогают расти деревьям. Они доставляют воду и перерабатывают остатки живых организмов.

Такая связь называется взаимной. Грибы и деревья взаимосвязаны или симбиоз.

Физминутка «Грибок»

Утром гномы в лес пошли.
(шаг на месте)
По дороге гриб нашли.
(наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три -
(наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три!
(руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали,
(наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опаздали.
(руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть) 

Задание 4.

Разнообразие грибов.

Вид задания: наглядный

Наглядность: слайды презентации

Метод: наглядный

Проблемный вопрос: каково разнообразие грибов

Вывод: Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, на камнях, на растениях, в домах, на старых кострищах в лесу. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 видов опасны для человека.  Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разнообразный. Всем нам известные грибы имеют ножку и шляпку. Их так и называют шляпочные грибы (белый гриб).

Все грибы делятся на шляпочные и не шляпочные. К шляпочным грибам относятся маслята, боровики, подосиновики. К не шляпочным грибам – относятся гриб трутовик, плесень. У всех грибов шляпочных и не шляпочных имеются плодовые тела и грибницы. Плодовое тело находится на поверхности почвы, а грибница – в почве.

Шляпочные грибы имеют шляпку и ножку. Если перевернуть шляпку и посмотреть на нее, то у одних грибов можно увидеть трубочки, у других пластинки. Те грибы, у которых трубочки, называются трубчатыми грибами, а те грибы, у которых пластинки, называются пластинчатыми грибами.

Если снять шляпку и положить на поверхность темного стола, то можно увидеть через сутки белые маленькие палочки – это споры. С помощью спор гриб размножается. Споры очень легки, созревая, они высыпаются и разносятся ветром по лесу. Еще помогают  размножаться грибам и животные. Зайцы, белки съели гриб вместе со спорами. Споры не перевариваются в кишечнике животного и выходят наружу вместе с пометом.

Для прорастания споры необходимы: тепло, почва, влага. И спора начинает прорастать, образуя грибницу. Затем на грибнице появляются маленькие плодовые тела. Вот из них вырастает большой гриб.

Есть грибы похожие на бокальчики - грибы - чаши (алеврия).

Среди грибов необычной формы попадаются рогатики.

Грибы, похожие на вязаные шапочки (сморчок).

На деревьях в лесу мы часто видим трутовики, напоминающие копытца, раковины, маленькие полочки, подвешенные друг над другом.

- Однако, несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть съедобные и смертельно ядовитые, паразиты и хищники. Размеры грибов тоже самые различные. Есть грибы - великаны. Диаметр их 1,5 метра (дождевики). А у грибов - малюток всего 1 миллиметр, а некоторые из них можно разглядеть только под микроскопом (дрожжевые грибы, микроскопическая плесень).

Как вы понимаете пословицу

«Всякий гриб в руки берут,

Да не всякий в кузовок кладут»

-Ребята, а на какие 2 группы можно разделить грибы?

-съедобные и несъедобные. 

 Задание 5

Вид задания: наглядный, практический

Наглядность: слайды презентации

Метод: наглядный,практический

Проблемный вопрос: отличать  съедобные и несъедобные грибы, правила сбора и первая помощь при отравлении

Вывод: правила –законы  которые нужно выполнять:

  • Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
  • Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в сторону листву и мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца может высохнуть и погибнуть.
  • Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.
  • Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный яд для человека.
  • НЕЛЬЗЯ собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий,  в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.
  • Не порть ядовитые грибы, не срывай и не топчи их, потому что есть среди них лекарство для зверей

 Посмотрите ребята в нашей корзинке все  грибы перемешались

 (Раздать листы с грибами съедобными и не съедобными ) ребята , зачеркните те грибы, которые по вашему мнению являются не съедобными

 (учащиеся должны зачеркнуть какие по их мнению не съедобные)

-момент самопроверки.

Учащиеся обмениваются своими рабочими листами и проверяют друг другу, сделать мини-анализ.

 Признаки отличия съедобных и несъедобных грибов (цвет, срез, запах, форма)

 Правила сбора грибов.

А кто из вас знает, как собирать грибы?

Давайте сформулируем правила сбора грибов

правильно

Правила сбора грибов

Не правильно

М

собирать в лесу только те грибы, которые знаешь

Г

Е

Собирая грибы, нужно срывать их, а не срезать ножом

О

Л

нельзя раскидывать в стороны листву и мох

К

Т

Нужно собирать большие старые грибы

О

Д

нельзя собирать грибы возле дорог предприятий и скверов

Р

Е

Грибы, вызывающие у вас сомнения, лучше показать опытному грибнику

У

И

попытайтесь определить грибы на вкус

Ц

-Ребята, а как вы думаете, как вести себя при отравлении грибами?

1.Вызвать скорую помощь по телефону 03

2. Нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты,

3. Уложить человека в постель на живот, положить в ноги грелку

4. Остатки грибов,вызвавших отравления, сохранить до прихода врача, для исследования в лаборатории

5. Детям до 10 лет , есть грибы не рекомендуется.

6. Собирайте только знакомые грибы, в этом вам помогут книги и опытные грибники.

В грибном царстве есть законы – правила. Люди должны обязательно выполнять.

Сформулируйте правила –законы , которые нужно выполнять:

  • Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
  • Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в сторону листву и мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца может высохнуть и погибнуть.
  • Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.
  • Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный яд для человека.
  • НЕЛЬЗЯ собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий,  в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.
  • Не порть ядовитые грибы, не срывай и не топчи их, потому что есть среди них лекарство для зверей

Задание 4 Итог занятие: кроссворд

  1. как называется форма взаимодействия гриба и растения
  2. часть гриба находящаяся под землёй
  3.  род низших плесневых грибов 
  4. гриб который растет под березой
  5. симбиоз гриба с корнями растений. 
  6.  род грибов семейства спорыньёвых , паразитирующий на некоторых злаках 
  7. съедобный гриб рода Млечник  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Берегите природу"

Занятие в виде конкурсов...

Конспект открытого занятия«Введение в тему «Природа звука»»

Цели урока: Образовательные : Заложить у детей основы научного мышления и умения проводить собственные исследования;Научить детей выявлять основные взаимосвязи и использовать их для формулирования сво...

Открытое занятие по внеурочной деятельности "Природа - наш дом"

Открытое занятие по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа - наш дом"...

«В некотором царстве. Царства природы. Бактерии».

Урок открытия нового знания, посвященный бактериям...

Конспект открытого занятия по нетрадиционному рисованию в первой младшей группе на тему"Подводное царство"

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности на тему: "Подводное царство" в младшей группе. Цель: создание коллективных работ посредством нетрадиционного рисования. ...