Рабочая программа Окружающий мир 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Рабочая программа разработана на основе программы «Окружающий мир» Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) 2004 года и с учетом стандарта начального общего образования по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 часов (2 ч * 34 нед.)
Используется следующий учебно-методический комплект:
1. Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-х частях. – М.: Вита-Пресс, 2010
2. Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева. Окружающий мир. 4 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2010

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру.

Рабочая программа разработана на основе программы «Окружающий мир» Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) 2004 года и с учетом стандарта начального общего образования по окружающему миру.

Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 часов (2 ч * 34 нед.)

Используется следующий учебно-методический комплект:

1. Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-х частях. – М.: Вита-Пресс, 2010

2. Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева. Окружающий мир. 4 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2010

Рабочая программа разработана  в полном соответствии с данной программой и учебно-методическим комплектом.  

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

-развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

-освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Основная цель: развить способность учащихся к построению сложных гипотез, проверке их логичности и объяснительной силы

Задачи:

  • проработать способ экспериментирования в области формулирования гипотез;
  • подготовить учащихся к работе с учебными моделями в средней школе;
  • ознакомить учащихся с широким кругом явлений и фактов из области естествознания и обществознания;
  • продолжить работу по формированию контрольно-оценочных действий школьников (рефлексивный контроль, оценка чужих и своих действий  по выработанным критериям);
  • организовать дальнейшую работу с текстами  (овладение формами письменной дискуссии как средства работы со своей и чужой точками зрения; составление простых текстов-рассуждений; составление плана текста; достраивать текст самостоятельно);
  • продолжить работу по формированию учебного сотрудничества в классе (учебный диалог, работа в малых группах и парах)

Предметно-содержательные линии в предмете «Окружающий мир»

Предметно-содержательные линии

Критерии

Описание и сравнение предметов по их свойствам и признакам

-  составлять план наблюдения – организованный набор символов (знаков), задающих направления наблюдения;

-  использовать план наблюдения для описания природных объектов и явлений с последовательной фиксацией результатов (наличие/отсутствие признаков О);

- классифицировать предметы (объекты) по признакам и свойствам (простая и иерархическая);

- относить (не относить) объекты наблюдения к определенной группе объектов по выделенному критерию (свойству, признаку,  отношению);

- сравнивать численности объектов, относящихся к разным группам;

-  выбирать для какой-то цели объект с более или менее выраженным признаком или свойством по сравнению с другим объектом помощью порядковой  шкалы (рядов);

- проводить условное сравнение (оценку) объектов между собой по признаку, допускающему сравнение, но не измерение меркой (с помощью прибора);

- относить (не относить) объекты наблюдения к определенной группе объектов по двум независимым критериям, приписывание объекту на этом основании   некоторых дополнительных свойств (не очевидных из наблюдения) с помощью таблицы;

- находить и представлять закономерности в изменении свойств объектов наблюдения по двум свойствам (критериям), обнаружение зависимости между этими двумя свойствами с помощью графика;

- сравнивать численность объектов, относящихся к разным группам, находить и

представлять закономерности в соотношении численности объектов разных групп с помощью  диаграммы;

- сравнивать численность объектов, относящихся к разным группам, находить и представлять  закономерности в соотношении численности объектов разных групп

Описание расположения предметов в пространстве

- определять пути движения от ориентира к ориентиру в пространстве с помощью маршрута;

- выбирать заданное направление движения на «реальной плоскости» поверхности Земли  с помощью сторон  горизонта;

- определять реальное расстояние между точками «реальной плоскости» поверхности Земли по плоскому изображению с помощью масштаба;

- сравнивать  две заданные точки пространства по одному параметру (фиксированному в изолинии) с помощью изолиний;

- ориентироваться  во внутреннем  пространственном устройстве объекта с точки зрения наличия подструктур и частично – их взаимного расположения  с помощью разреза;

- строить «рельеф» местности по характеристикам движения отображенным в графике;

- нахождение и описание объектов на карте и с помощью карты.

Экспериментирование

- планировать и проводить несложные опыты;

- производить проверку простейшей гипотезы (спланировать эксперимент);

- представлять результаты собственного эксперимента разными, наблюдения или опыта простейшими способами (график, диаграмма, таблица, схема и т.д.);

- объяснять полученные  результаты эксперимента с точки зрения подтверждения или опровержения гипотез;

Описание процессов и их условий

- определять временную последовательность событий (вычленение самого изменения, начало – изменения - конец) с помощью схемы процесса;

- сравнивать временные промежутки по длительности, измерение продолжительности процесса с помощью мер времени;

- соотносить два процесса  (установление их взаимной связности как с точки зрения временной, так и с точки зрения причинности) с помощью импликация (ЕСЛИ, то);

- давать характеристику состояния объекта в данный момент времени;

- проводить реконструкцию прошлого состояния объекта;

- осуществлять предсказание изменений состояния объекта через определенное время.

Перспективное планирование курса «Окружающий мир»                                                                                                                в образовательной системе Эльконина – Давыдова

Параметры

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Основная задача курса: формирование основ научного мышления в области природы и социума

Цель

Ведение в способы познания окружающего мира; знакомство с методом наблюдения

Открытие и освоение  способа планирования экспериментирования;

Открытие и освоение способа измерения величин.

Открытие и освоение наиболее распространенных способов предъявления результатов в их простейшем виде

Освоение моделирования как средства построения объяснительных гипотез

Задачи

- выделять объект наблюдения;

- планировать наблюдение;

- вычленять и описывать отдельные свойства объекта;

- сформировать понятие процесс;

- фиксировать процесс как смену состояний объекта.

- производить элементарные измерения и экспериментирования в природе;

- проводить простейшие наблюдения за погодой;

- сконструировать простейшие измерительные приборы.

- представлять результаты наблюдений, опытов и измерений в виде шкал, диаграмм, графиков, таблиц и т.д.;

- фиксировать маршрут своего движения с помощью простой символической записи;

- читать и анализировать простейшие способы фиксации.

- научиться планировать и строить сложные гипотезы;

- освоить способы проверки объяснительных гипотез с помощью простых модельных средств;

Детские действия

- построение «карты знаний» по предмету и работа с ней;

- построение ряда объектов по заданному свойству;

- построение простейших классификаций;

- планирование и проведение целенаправленных наблюдений за живыми существами и процессами, происходящими с ними;

- работа с текстами;

- работа с заданиями для самоконтроля и заданиями, на расширение и углублений знаний по теме;

- фиксация открытий на уроке в специальной тетради;

- презентации самостоятельной работы

- построение «карты знаний» по предмету и работа с ней;

- планирование и постановка ряда экспериментов;

- измерение характеристик погоды;

- конструирование измерительных приборов;

- работа с текстами;

- исследование свойств воды и воздуха;

-  работа с заданиями для самоконтроля и заданиями, на расширение и углублений знаний по теме;

- фиксация открытий на уроке в специальной тетради.

- презентации самостоятельной работы

- построение «карты знаний» по предмету и работа с ней;

- определение направлений и измерение расстояний на картосхеме и местности;

- конструирование макета территории;

- представление результатов наблюдений и измерений в виде графиков, таблиц, диаграмм и т.д.;

- построение плана местности на основе реальных измерений;

- работа с заданиями для самоконтроля и заданиями, на расширение и углублений знаний по теме;

- фиксация открытий на уроке в специальной тетради;

- презентации самостоятельной работы

- построение «карты знаний» по предмету и работа с ней;

- работа с модельными средствами (конструктор, «живые» модели, графические, словесные) с целью проверки объяснительных гипотез;

- создание справочника небесных тел;

- простейшие наблюдения за небесными телами и явлениями;

- работа с заданиями для самоконтроля и заданиями, на расширение и углублений знаний по теме;

- фиксация открытий на уроке в специальной тетради.

- презентации самостоятельной работы

Педагогические действия

- контрольно-оценочные действия, направленные на поддержание успешности учащегося;

- подготовка конкретно-практических задач на проведение исследований, измерений, наблюдений и т.д.;

- организация групповых, парных, индивидуальных форм взаимодействия учащихся;

- подбор научных текстов, материалов, видеоряда;

- продумывание форм проведения урока;

- организация исследований в природе;

- размещение материалов на школьном сайте;

- подготовка дидактического материала к уроку;

- разработка системы заданий для самоконтроля и углубления знаний по теме.

Формы работы

- коллективная форма организации урока;

- организация мастерских и консультаций для индивидуальной работы учащихся;

- групповая и индивидуальная форма;

- исследование в природе;

- работа со «столом заданий» и «столом помощников»;

- презентация учебных материалов;

- коллективные (общеклассные проекты);

- организация письменной дискуссии;

Результат

Проведение наблюдения за объектами природы

Проведение эксперимента и измерение его результатов

Планирование и проведение эксперимента и фиксация результатов «удобными» способами

Планирование и проведение целостного исследования в природе и публичная презентация его результатов

Календарно-тематический план

№ урока

Дата проведе-ния

Тема урока

Содержание

Форма

Результат

Тема №1 Определение задач учебного года

Цель: определить возможные «дефициты» учащихся в знаниях и умениях и пути их ликвидации с постановкой новых задач текущего учебного года

1

2.09

Стартовая работа

Набор заданий на актуальные и перспективные знаний и умения учащихся

Индивидуальная работа учащихся

Оценка успешности выполнения работы

2

7.09

Определение «дефицитов» в знаниях и умениях учащихся

Сопоставление оценки учителя и учащегося по итогам стартовой работы

Индивидуальная

работа учащихся

Перечень трудностей и ошибок учащегося

3

9.09

Организация работы по  составлению плана ликвидации трудностей и ошибок учащихся

Определение возможных причин возникновения ошибок и поиск средств для их ликвидации

Работа малых групп учащихся

Способ работы учащихся в домашних условиях над своими проблемами

Домашняя самостоятельная  работа по  проблемным «точкам» программы третьего класса (фиксация результатов исследований и наблюдений, планирование простейших опытов и экспериментов).

4

14.09

Определение задач учебного года через анализ задач стартовой работы на «разрыв»

Работа с заданиями на «разрыв», рефлексивная оценка действий учащихся по выполнению этих заданий

Коллективная работа класса

Определение  возможных причин

трудностей и проблем в отдельных заданиях стартовой работы

5

16.09

Составление «карты» основных задач года и плана работы над ликвидацией проблемных «зон» учащихся .

Перенос проблем класса на бумагу в форме «карты», заполнение «заготовки» плана работы над ошибками, трудностей

Коллективная и индивидуальная

Работа класса

Абрис «карты» основных задач года,

тактика (план) работы ученика над своими проблемами в обучении

6

21.09

Презентация  результатов самостоятельной работы учащихся по ликвидации их проблем

Возврат к проблемам ученика, фиксация пути решения проблемы, оценка выполнения «плана», демонстрация своих достижений

Индивидуальная

работа учащихся

Выполнение заданий учителя на демонстрацию  успешности учащихся в их самостоятельной работе

Тема № 2. «Наблюдение небесных явлений»

Цель:  получить знания о природе механизмов небесных явлений, путем пространственного воображения

7

23.09

Построение разнообразных объяснительных гипотез о небесных явлениях.

Организовать анализ учащимися собственных ощущений от Солнца и планет (Луны и Земли).

Коллективная работа  в классе

Различение звезд и планет.

Домашняя  самостоятельная работа учащихся:

  1. проведение  наблюдений за небесными телами, за явлениями смены дня и ночи;
  2. работа с текстами (о смене дня и ночи, планетах Солнечной системы, Солнце; о Луне и т.д.)
  3. серия карточек по моделированию фаз Луны, солнечных и лунных затмений);
  4. составление   текста-рассуждения по механизму смены дня и ночи, различению звезд и планет.

8

28.09

Происхождение дня и ночи

Организовать работу с текстами, сочинение собственного текста (сказки), планирования наблюдения движения Солнца и Луны.

Коллективная работа в классе

Сказка

«Как произошли день и ночь»

9

30.09

Объяснение явления смены дня и ночи на Земле.

Организовать выдвижение объяснительных гипотез о происхождении дня и ночи и поиск модельных средств для представления объяснительных гипотез.

Работа в малых группах

Объяснительные гипотезы смены дня и ночи;

10

5.10

Солнце – наша звезда

Организовать письменную дискуссию как средством работы со своей и чужой точками зрения.

Коллективная и парная работа в классе.

Одна из форм письменной дискуссии.

11

7.10

Конструирование фаз  Луны.

Организовать обсуждение результатов наблюдений, проведение проб на свечение и освещенность.

Работа в малых группах

Схема фаз Луны, схема взаимного расположения Земли и Луны

12

12.10

14.10

Фазы Луны.

Отработка умения изображать фазы Луны по взаимному расположению Земли, Луны и Солнца.

Учебное занятие

(практикум)

Решение частных задач

13-14

19.10

21.10

Явление солнечных и лунных затмений.

Организовать исследование явления затмения Солнца и Луны, поставить простейшие опыты с тенями.

Коллективная работа в классе

Представление о солнечных и лунных затмениях.

15

26.10

Объяснение явлений затмений

Организовать моделирование учащимися ситуаций затмения звезды и планеты, работу по уяснению этих механизмов.

Работа в малых группах

Схема механизмов затмения планеты и светила

16

28.10

Предъявление  результатов домашней самостоятельной работы и их обсуждение

Работа по оценке результатов детских работ, работа с «картой задач года»

Урок-презентация

(публичное представление самостоятельной работы отдельных учащихся)

Фиксация на доске достижений лучших результатов класса,

Фиксация достижений и трудностей на «карте задач»

17

2.11

Предъявление результатов  и оценка освоения темы «Наблюдение небесных явлений»

Определение готовности учащихся демонстрировать свои знания и умения, выполнение  работы, определение стоимости заданий и всей работы, самооценка учащихся

Проверочная  

работа  № 1

Соотнесение оценок учащихся и учителя

Тема №3. «Моделирование формы Земли. Устройство Солнечной системы»

Цель: научиться оценивать объяснительные гипотезы и проводить развернутое моделирование.

18

11.11

Постановка задачи на определение формы Земли.

Организовать работу учащихся по выдвижению гипотез о форме Земли

Работа в малых группах

Гипотезы о форме Земли.

Домашняя самостоятельная работа  учащихся:

1) набор заданий отработку способов представления результатов исследований;

2) набор текстов о планетах Солнечной системы, смене представлений формы планеты, о великих путешественниках.

19

16.11

Проблема определения формы планеты.

Организовать выдвижение гипотез и модельную их проверку.

Работа в малых группах

Представление о форме Земли

20

18.11

Кругосветные путешествия.

Организовать прослушивание сообщений, анализ картосхем.

Мини-конференция

Таблица «Кругосветные путешествия»

21

23.11

Взаимодействие между телами.

Организовать практические пробы учащихся в области электромагнитного и гравитационного взаимодействия тел.

Работа в малых группах

22

25.11

Всемирное тяготение

Планирование опыта по взаимному притяжению тел.

Работа в малых группах

Представление о законе всемирного тяготения

23

30.11

Системы Птолемея и Коперника

Организовать оценку и выбор моделей объяснения небесных явлений

Работа в малых группах

Системы устройства мира по Птолемею и Копернику

24

2.12

Солнечная система

Организовать макетирование планет по работе с литературными источниками.

Общеклассный проект

Модель планет и модель  расположения планет Солнечной системы.

25

7.12

Приливы и отливы Мирового океана.

Организовать выдвижение гипотез и сконструировать механизм приливов и отливов на Земле.

Работа в малых группах.

Схема приливов и отливов Мирового океана.

26

9.12

Современные представления о движении Земли.

Организовать подведение итогов – связанные с изучением небесных явлений с современными объяснениями суток.

Работа в малых группах.

Варианты наблюдаемых детьми суток.

27

14.12

Предъявление  результатов домашней самостоятельной работы и их обсуждение

Работа по оценке результатов детских работ, работа с «картой задач года»

Урок-презентация

(публичное представление самостоятельной работы отдельных учащихся)

Фиксация на доске достижений лучших результатов класса,

Фиксация достижений и трудностей на «карте задач»

28

16.12

Предъявление результатов  и оценка освоения темы «Моделирование формы Земли. Устройство Солнечной системы»

Определение готовности учащихся демонстрировать свои знания и умения, выполнение  работы, определение стоимости заданий и всей работы, самооценка учащихся

Проверочная  

работа  № 2

Соотнесение оценок учащихся и учителя

Тема № 4. «Что определяет наклон земной оси?»

Цель: научиться выводить практические следствия из модели

29

21.12

Исследование наклона земной оси

Организовать выдвижение учащимися  гипотез о том, какие явления это порождает на Земле

Работа в малых группах

Следствия из модели

Домашняя  самостоятельная  работа двух видов:

1 вид коррекционная: работа по карточкам для ликвидации собственных проблем учащихся

2 вид для расширения своих познавательных возможностей:  работа с текстами, проведение опытов, наблюдений и экспериментов

30

23.12

Климат и природные зоны.

Организовать проектирование природных зон (работа с картой, глобусом, графиком).

Работа в малых группах.

Представление о природном сообществе.

31-32

28.12

13.01

Полярные области и тундра

Организовать выдвижение учащимися работу с текстами, выдвижение гипотез о приспособлениях животных и растений,

Работа в малых группах

Составление схем

33-34

18.01

20.01

Лесная зона

Организовать работу с текстами, составление пищевых сетей.

Работа в малых группах

Пищевые цепи природного сообщества

35-36

25.01

27.01

Зона степей

Организовать работу с текстами, составление пищевых сетей.

Работа в малых группах

Пищевые цепи природного сообщества

37-38

1.02

3.02

Зона полупустынь

Организовать работу с текстами, составление пищевых сетей.

Работа в малых группах

Пищевые цепи природного сообщества

39

8.02

Времена года как следствие наклона земной оси

Организовать планирование и проведение наблюдений, чтение и анализ текстов.

Работа в малых группах

Схема вращения планеты вокруг Солнца.

40

10.02

Предъявление  результатов домашней самостоятельной работы и их обсуждение

Работа по оценке результатов детских работ, работа с «картой задач года»

Урок-презентация

(публичное представление самостоятельной работы отдельных учащихся)

Фиксация на доске достижений лучших результатов класса,

Фиксация достижений и трудностей на «карте задач»

41

15.02

Предъявление результатов  и оценка освоения темы «Что определяет наклон земной оси?»

Определение готовности учащихся демонстрировать свои знания и умения, выполнение  работы, определение стоимости заданий и всей работы, самооценка учащихся

Проверочная  

работа  № 3

Соотнесение оценок учащихся и учителя

42

17.02

Индивидуальная консультация

Тема № 5 «Способы изучения прошлого»

Цель: Научиться различать естественно-научный и исторический подходы к находкам «древностей».

43

22.02

Год у славян и римлян, китайцев.

Организовать составление годового круга, чтение и анализ текстов.

Работа в малых группах

Заполненная лента времени.

Домашняя самостоятельная работа двух видов:

1 вид коррекционная: работа по карточкам для ликвидации собственных проблем учащихся

2 вид для расширения своих познавательных возможностей:  работа с текстами, проведение опытов, наблюдений и экспериментов

44

24.02

Эра календаря

Организовать изучение разных способов отсчета времени

Работа в малых группах

Составление таблицы отсчета времени

45

24.02

Праздники

Организовать работу с текстами по проведению праздничных ритуалов, приготовлению блюд.

Коллективная работа

Таблица.

46

1.03

Способы получения знаний о прошлом

Организовать знакомство со способами восстановления прошлого.

Поход в археологический музей

Фиксация способов изучения и восстановления прошлого.

47

3.03

Древние и современные люди. Права и обязанности человека в обществе.

Организовать знакомство с некоторыми находками, которые имели место при раскопках культурного слоя.

Коллективная работа.

Выводы о существовании записанных законов общества и неписаных правил.

48

10.03

Древняя Русь. Курганы.

Организовать работу с текстами по анализу находок и формулировке предположений, откуда они могли взяться.

Работа в малых группах.

Предположения о находках. Обозначение цветными карандашами разных подходов.

49

15.03

Древнерусские города. Монголо-татарское иго.

Организовать работу с текстами по анализу находок и формулировке предположений, откуда они могли взяться

Работа в малых группах.

Фиксация древнерусских городов.

50

17.03

Князь Андрей Боголюбский. Реконструкция Герасимова.

Организовать работу по различении естественно-научного и исторического взглядов на вещи.

Коллективная работа.

Выводы о различении подходов

в изучении прошлого. 

51

31.03

Шлем Ярослава. Древняя Русь

Организовать знакомство в предположениями о том, откуда могла взяться находка.

Работа в малых группах.

Уяснение связи года и века (римских и арабских цифр на оси времени).

52

5.04

Поход Ермака. Освоение Сибири.

Организовать работу с разными временными шкалами.

Работа в малых группах.

Заполненная временная шкала.

53

7.04

Петр Великий и его преобразования.

Организовать работу с разными временными шкалами

Заполненная временная шкала.

54

12.04

Оборона Севастополя. Достижение русской медицины. Пирогов.

Организовать работу по различении естественно-научного и исторического взглядов на вещи.

Общеклассный проект

55

14.04

Блокада Ленинграда. Коллекция Вавилова, освоение целины, полет человека в космос.

Организовать работу с текстами по ознакомлению с некоторыми событиями истории.

Работа в малых группах.

56

19.04

Презентация детской книги о войне.

Чтение и анализ текстов, выполнение заданий.

Урок-презентация

57

21.04

История открытий и изобретений

Наблюдение, анализ диаграмм и графиков.

Плакат-график

58

26.04

Предъявление  результатов домашней самостоятельной работы и их обсуждение

Работа по оценке результатов детских работ, работа с «картой задач года»

Урок-презентация

(публичное пред-ставление самос-тоятельной рабо-ты отдельных уч.)

Фиксация на доске дости-жений лучших результа-тов класса.Фиксация достижений и трудностей на «карте задач»

59

28.04

Предъявление результатов  и оценка освоения темы «Способы изучения прошлого»

Определение готовности учащихся демонстрировать свои знания и умения, выполнение  работы, определение стоимости заданий и всей работы, самооценка учащихся

Проверочная  

работа  № 4

Соотнесение оценок учащихся и учителя

Тема № 6. Рефлексия  и презентация  итогов года  

Цель:  подвести итоги года и публично представить результаты и достижения учащихся класса

60-61

3.05

5.05

Предъявление результатов и оценка освоения курса ОМ за четвертый класс.

Определение готовности учащихся демонстрировать свои знания и умения, выполнение работы, определение стоимости заданий и всей работы, самооценки учащихся.

Итоговая индивидуальная проверочная  работа

Объективная  оценка успешности каждого  учащегося

62

10.05

Разбор заданий итоговой проверочной работы.

Определение достижений и проблемных точек каждым учащимся.

Учебное занятие

(индив. работа)

Фиксация в виде схемы: «Что получилось, что не получилось, причины»

63

12.05

Восстановление общего пути движения по «карте задач» года и определение места каждого учащегося на данной карте.

Работа с материалами года и «картой задач».

Работа в малой группе, индивидуальная работа

Законченная  «карта

задач» года

64

17.05

Работа с план-схемой движения в материале, полученной на конец учебного года.

Пересмотр полученной карты движения с целью прокладывания иного маршрута движения, индивидуальная траектория движения по содержательным линиями.

Коллективная работа (разновозрастной урок)

Малыши увидели перспективу в изучении ОМ, а старшие – цельную картину построения содержательной линии, начиная с 1-го класса.

65

19.05

Отбор  материала для «портфолио»  учащихся

Сборка достижений учащихся за год.

Учебное занятие

(индивидуальная работа)

Папка достижений.

66

24.05

Подготовка  к общеклассной презентации

Работа над сценарием, оформлением и представлением результатов  работы года, оформление выставки работ

Работа в малых

группах

Папка достижений, рефлексивное сочинение.

67-68

26.05

30.05

Подведение итогов за год.

Презентация достижений учащихся.

Коллективная работа.

Фиксация на доске достижений лучших результатов за год.

К концу четвертого класса обучающиеся должны уметь:

В области естествознания                                                                                                                                      приводить примеры:

—        небесных тел (звезды, планеты, спутники планет);

различать на уровне представлений:

—        звезды и планеты;

кратко характеризовать:

  • роль Солнца для жизни на Земле;
  • смену представлений о форме Земли;
  • сезонные изменения на Земле;
  • луг, лес и водоем родного края как природные сообщества;

В области обществознания                                                                                                                                  называть:

—        государственные, традиционные и семейные праздники;

приводить примеры:

  • влияния деятельности человека на окружающую среду;
  • важнейших событий в истории страны;
  • крупных деятелей Отечества;
  • использования космического пространства для нужд человечества;

кратко характеризовать:

  • экологические и демографические проблемы человечества;
  • государственные символы России (флаг, герб);

решать практические задачи:

  • определять последовательность исторических событий (раньше — позже);
  • соотносить год с веком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна

Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....