Конспект урока "Екатерина Великая"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

В конспекте урока  расматривается знакомство учащихся со страницами истории, связанными с жизнью Екатерины Великой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_ekaterina_velikaya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Шабельник Наталия  Анатольевна                                                                                 Екатерина  Великая

Тема  урока   «Екатерина  Великая».

Класс   4

Цели  урока:

-сформировать представления  учащихся  о  жизни  в России  во времена  правления  Екатерины 11;

-развивать устную  речь,  умение  анализировать  и обобщать;

-воспитывать  любовь  к  Родине  и  интерес  к  истории.

Ход  урока.

  1. Оргмомент.
  2. Проверка  домашнего задания.
  3. Заслушивание  подготовленных сообщений.
  4. Самостоятельная  работа -  заполнение  кроссворда.
  5. Знакомство  с новой  темой  с  использованием  презентации.
  6. Физминутка.
  7. Работа с    текстом  учебника.
  8. Анализ  черт  характера  Екатерины.
  9. Просмотр  видеоролика  об Эрмитаже.
  10. Подведение  итогов.
  11. Домашнее  задание.

Ход  урока.

1. Оргмомент.  

Сообщение  темы  и целей  урока.

Вот  книжки  на  столе, а вот - тетрадки,

Не  хочется  играть сегодня  в прятки,

И недосуг  дуть на корабль бумажный –

Сегодня  у ребят  урок  уж  больно важный.

-Мы   продолжаем  знакомиться  с патриотами России, но  сначала  давайте  вспомним  имя   великого  ученого. (Ломоносов)

2. Проверка  домашнего задания.

Заслушивание  рассказа  о Ломоносове и сообщений  информации о  великом  ученом, найденной  детьми в дополнительных источниках.

-Какие   качества характера  позволили  Ломоносову  пройти с честью  все  испытания?

-В  чем  были  трудности   учебы  в то время?

-Каковы  заслуги  Ломоносова  в развитии  науки  и культуры?

-Кто  продолжил  дело Петра 1?  О ком  пойдет  речь  на  этом  уроке? Это нам  сейчас  предстоит  узнать? Перед  вами кроссворд,  который нам  предстоит  заполнить.

Вопросы  к  кроссворду:

1.В  какой город  отправили  учиться  Ломоносова, как одного  из лучших учеников?

2. Кто  был  его первым   учителем?

3.Кем был  его отец?

4.В  какой  академии  наук  началась  его  работа, по возвращению на родину?

5. В  какой стране  за границей  учился Ломоносов?

6. Около какого города  родился  Ломоносов?

7.Ломоносов  был выдающимся …

8.Он  открыл  атмосферу  на  планете …

9.Судно Ломоносова.

( Ответы: 1. Петербург. 2.Дьячок.3.Рыбак.4.Петербургской.5.Германия. 6.Холмогоры.

7.Химик, физик. 8. Венера. 9. Чайка. Ключевое  слово: ЕКАТЕРИНА)

-Какое  слово  получилось в  выделенных  клетках? (Екатерина)

-Молодцы! Сегодня  на  уроке  речь  пойдет  о Екатерине  Великой,  продолжательнице   дел  Петра 1. Почему  ее назвали  Великой,  мы  ответим  в конце  урока.

3. Работа  над  новой темой.(На  основе  презентации)

Бог мне свидетель, что я желаю только блага стране, в которую меня привел Господь.

Екатерина Великая.

                                                                (1729 – 1796)

                                                 1. Юность Екатерины.

Родилась Екатерина (до православия София-Августа-Фридерика Агальд-Цебстская) 21 апреля 1729 года в семье прусского фельдмаршала. Родители не слишком заботились о ее воспитании, ее часто жестоко наказывали за пустячные поступки.

Однако она отличалась необыкновенным умом, сдержанностью, проницательностью и величавой красотой и на всех  производила впечатление развитой и многообещающей девочки. (Слайд 4)

Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм.

Она верила предсказанию странствующего монаха, что «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина». Похоже, что в этом предсказании речь шла о России, где правили Елизавета Петровна. (Слайд 5)

В декабре 1743 года Елизавета Петровна пригласила 14-летнюю немецкую принцессу Фике в Россию в качестве невесты своего наследника, Петра Федоровича.

До бракосочетания невеста изучала русский язык и Закон Божий, историю, обычаи русского народа. Она знала почти все русские мудрые пословицы и в разговоре умело ими пользовалась. От природы она была честолюбива в помыслах и способна на терпение ради достижения цели.  «Я буду царствовать или погибну», писала Екатерина английскому посланнику Ч.Уильямсу. (Слайд 6)

Свое православное имя принцесса Фике получила в честь Святой Великомученицы Екатерины, которая была дочерью правителя Александрии и обладала редким умом и красотой. (Слайд 7)

Бракосочетание в 1745 году не принесло счастья молодым. Любви не было. Счастья не получилось. Как ни старалась Екатерина стать своей при дворе, ее не принимали. Но мучительное и  томительное одиночество имело и большую пользу.

За 18 лет вынужденного одиночества Екатерина прочитала много книг, занимаясь самообразованием. Философские сочинения и книги по управлению государством и праву сделали ее одной из образованнейших женщин того времени.(Слайд 8)

         2. Вступление на престол Екатерины II

В первые месяцы своего правления Екатерина чувствовала шаткость своего положения, ведь она пришла к власти в результате заговора во главе с гвардейцами братьями Орловыми, который закончился 28 июня 1762 г. свержением Петра III и провозглашением Екатерины императрицей.

 (Слайд 9)

Екатерина II была самой умной и самой образованной из всех своих предшественников-правителей. У нее были две страсти: читать и писать. Целых 12 томов составляет ее литературное наследие. Она писала детские сказки, например, «О царевиче Хлоре» драматические пьесы, автобиографические записки, инструкции, памфлеты. Ее занимала русская история. Она даже составила житие преподобного Сергия Радонежского. О ее высокой образованности говорит и тот факт, что она вела переписку с французскими философами и со многими монархами Европы. Немало сделала императрица и для народного просвещения. Она часто говорила, что корень зла и добра – в воспитании. По ее указанию в 1764 г был открыт Смольный институт для благородных девиц,  народные училища. (Слайд 10)

Совершив ряд поездок по стране, чтобы ознакомиться с реальным положением дел в империи, Екатерина решила выработать новый Свод законов, который при сохранении самодержавной власти и крепостного права, дал бы основание говорить о России    как о правовом государстве.

  • В 1767 г. – созвана Комиссия для составления нового Уложения. Как пособие для составления законов Екатерина разработала «Наказ»

В «Наказе» императрицы впервые для русского народа провозглашалось равенство всех перед законом, политическая свобода, недопустимость насилия и пыток.

Депутаты комиссии преподнесли Екатерине титул Великой, Мудрой и Матери отечества. Но из-за начавшейся войны комиссия так и не завершила свою деятельность. (Слайд 11)

  • В 1782-1786 гг. была продолжена и реформа образования: создана сеть городских школьных учреждений, основанных на классно-урочной системе. (Слайд 12)

Именно Екатерина II заложила основу коллекции музея Эрмитаж, который сегодня является подлинной сокровищницей мирового искусства и насчитывает более 2,5 млн. экспонатов.  А должность директора Академии наук в Петербурге и президента Российской Академии наук с 1783 г занимала не менее образованная сподвижница - Екатерина Романовна  Дашкова. (Слайд 13)

3. Внешняя политика Екатерины II

За 34 года правления Россия вела 6 войн в Европе и готовилась к седьмой.

Немалая заслуга в победах русских войск принадлежит самой Екатерине. Она обладала изумительной работоспособностью и полководческим талантом, она работала как настоящий начальник генерального штаба. По ее указанию строились корабли, она входила в подробности военных приготовлений, составляла планы. (Слайд 14)

Екатерина учредила орден Святого Георгия, которым впервые был награжден П.А.Румянцев за победу над турками на реке Ларге в 1770 г. в ходе русско-турецкой войны. (Слайд 15)

Победы на суше и на море прославили русское оружие и воинское искусство. Блестящую победу одержал в 1770г.  русский флот А.Г.Орлова и Г.А.Спиридова  в Чесменской бухте, уничтожив флот Турции. А потом были немеркнущие победы Суворова А.В., Потемкина Г.А., Кутузова М.И., Ушакова Ф.Ф. (Слайд 16)

Россия в правление Екатерины показала высокий уровень военного и военно-   морского искусства. В войнах этой славной эпохи вознеслась слава великих русских полководцев.

В результате русско-турецких войн 1768-1774, 1787-1791гг Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. По Георгиевскому трактату 1783 г. подданство России приняла Грузия.

Начинается освоение новых территорий – Новороссии - под руководством Г. Потемкина-Таврического, которому императрица поручает определить земли образованному в 1788 г. Черноморскому войску. (Слайд 17)

30 июня 1792 г. Екатерина II выдала казакам жалованную грамоту, определявшую земли и главную обязанность черноморских казаков после их переселения на Кубань: «Бдение и пограничная стража от набегов народов закубанских» (Слайд 18)

15 августа 1793 года Черноморское войсковое правительство принимает решение о закладке главного города края в честь государыни Екатерины Алексеевны -  Екатеринодара. Начинается освоение края.

В 1867 г. Екатеринодар получил статус общеимперского города и стал  быстро развиваться. Памятные места в городе, связанные с именем Екатерины, напоминают нам и сегодня о его происхождении. (Слайд 19)

4. Роль Екатерины Великой в истории России и Кубани

 «Я хотела быть русской,   чтобы русские меня любили».

Екатерина II

Екатерину II , как и Петра  I, благодарный народ удостоил официального титула Великой.

Благоговея перед памятью Петра Великого, Екатерина стремилась следовать его замыслам, закончить преобразования им начатые. Говорят, что она носила портрет Петра I при себе, мысленно обращаясь к нему за советом.

«Петру  Первому – Екатерина Вторая» - такие слова выбиты на постаменте знаменитого памятника первому русскому императору России работы Э.Фальконе, сделанного по приказу Екатерины. Она имела право на подобное сравнение.

(Слайд 20)

На Невском проспекте в Санкт-Петербурге воздвигнут прекрасный памятник императрице Екатерине  Великой. Она изображена во весь рост, с лавровым венком в руке, в окружении своих славных сподвижников. (Слайд 21)

В 1896 году Кубанское войско торжественно отметило свое 200-летие.

По этому случаю в Екатеринодаре состоялась закладка памятника Екатерине II по       проекту великого русского архитектора М.О.Микешина.

Открытие памятника состоялось в 1907 году.

В советское время памятник был снесен, но ныне он восстановлен на прежнем месте. (Слайд 22)

   

4. Физминутка.

5.  Продолжение  работы  над  новой темой. Самостоятельная работа.

-Прочитайте  текст  на  стр. 105-108  и  найдите ответы  на  вопросы:

1 вариант – Какие  черты  характера  были  у  Екатерины11.

2  вариант –Какой  след  в истории  оставила  Екатерина, что она  сделала  для  России?

       Заслушивание  ответов  детей.

  1. Закрепление  изученного.

-Сколько  лет  царствовала  Екатерина? (34 года)

-Кто  был  для   нее  образцом  поведения? (Петр 1)

-Как  называли  Екатерину  в народе? (Великая)

- Чем  отличалась   Екатерина? ( Трудолюбием,  сильным характером, острым  умом)

-Какой редкий  дар  был  у Екатерины? (Выбирать себе  помощников и советников)

  1. Домашнее  задание.

стр. 105-110.

Подготовить сообщение  о Суворове, Ушакове  и взятии  крепости Измаил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Великий невидимка-воздух"

Конспект интегрированной ООД совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Великий невидимка - воздух»...

конспект урока "Великая Отечественная Война"

Разработка посвящена изучению темы «Великая Отечественная Война» по окружающему миру в 4 классе. На уроке дети знакомятся с  основными событиями ВОВ.  Урок разбит на 3  этапа, что актуа...

Конспект урока "Великие русские писатели. Вводный урок по содержанию раздела. "

Предмет: Литературное чтениеКласс: 4Тема урока: Великие русские писатели. Вводный урок по содержанию раздела.Цели урока: познакомить обучающихся с новым разделом;Планируемые результаты:• Предмет...

Конспект урока "Великий путь" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тема урока: «Великий путь»Тип урока: комбинированный;Цели урока: Формировать представления о развитии промышленности и сети железных дорог в 19 веке, значении достижений России в мир...

конспект урока Великий круговорот жизни

Предмет: окружающий мир.Тема: «Великий круговорот жизни»Цель: ознакомить с круговоротом жизни на Земле.Задачи: 1. Познакомить с основными звеньями круговорота жизни, его звеньями, составом...

Конспект - Сопереживание - великая тема искусства

Сопереживание - великая тема искусства....

Конспект урока "Великие русские писатели" 3 класс

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские пистаели". Материал обобщает полученные в 3 классе знания о великих русских писателях....