Конспект урока "Великий путь" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Шаимова Полина Марселевна

 

Тема урока: «Великий путь»

Тип урока: комбинированный;

Цели урока: Формировать представления о развитии промышленности и сети железных дорог в 19 веке, значении достижений России в мировом сообществе.

Планируемые результаты:

         Предметные: представлять в общих чертах направление развития промышленности и торговли России в 19 веке.

         Личностные: осознавать значение личного вклада каждого гражданина и каждой российской семьи в промышленное развитие страны и упрочение её благосостояния.

Понятия: Транссибирская магистраль.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь «Окружающий мир», 4 класс, 2 часть, А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, кроссворд, анкета.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i4_klass_istoriya_velikiy_put.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Великий путь»

Тип урока: комбинированный;

Цели урока: Формировать представления о развитии промышленности и сети железных дорог в 19 веке, значении достижений России в мировом сообществе.

Планируемые результаты:

        Предметные: представлять в общих чертах направление развития промышленности и торговли России в 19 веке.

        Личностные: осознавать значение личного вклада каждого гражданина и каждой российской семьи в промышленное развитие страны и упрочение её благосостояния.

Понятия: Транссибирская магистраль.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь «Окружающий мир», 4 класс, 2 часть, А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, кроссворд, анкета.


Этапы урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организация начала занятия

0,5 мин

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Словесный, беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Проверять готовность к уроку

Самоопределение (Л);

2. Проверка уже изученного материала

7 мин

Для того, чтобы проверить ваши знания по прошлой темы, предлагаю вам решить тест. Обратите внимание, что в вопросе С1 несколько вариантов ответа.

А1. Когда французская армия вторглась в Россию?

В 1480г. 2) в 1612г. 3) в 1812г. 4) в 1704г.

А2. Кто был назначен главнокомандующим русских войск?

А.В. Суворов 2) Ф.Ф. Ушаков 3) М.И. Кутузов 4) М.И.Платов

А3. Где произошло решающее сражение с армией Наполеона?

1) у села Бородино 2) у реки Непрядвы 3) у Полтавы 4) на Куликовом поле

В1. Какой памятник был отлит из награбленного Наполеоном серебра?

1)памятник Минину и Пожарскому 3) паникадило «Урожай»

2)памятник М.И. Кутузову 4) Успенский собор

В2. Почему М.И. Кутузов принял решение отступить и отдать Москву Наполеону?

1) у него не было сил сражаться 2) он хотел сохранить армию

3) он был тяжело ранен 4) Наполеон был сильнее

С1. Какие действия М.И. Кутузова позволили ему победить армию Наполеона?

1)он сдал Москву, но сохранил войско

2) он заставил французского императора отступить через разорённые земли, французская армия голодала

3) он действовал хитростью, не вступал напрасно в бой, не жертвуя жизнью солдат

4)он воодушевлял солдат на кровопролитные бои

Ответы:

А1 - 3

А2 – 3

А3 – 1

В1 – 3

В2 – 2

С1 – 1,2,3

Посмотрите на правильные ответы на слайде и проверьте себя.

Ознакомьтесь с критериями оценивания:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3 ошибки

«2» - 4 и больше ошибок

Словесный, объяснение

Практический, упражнение

Наглядный, демонстрация

Решать тест

Проверять правильность выполнения

Контроль (Р);

Коррекция(Р);

3.Подготовка к основному этапу занятия

2 мин

Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент, чтобы определить тему нашего урока.

О чем был этот фрагмент?

О чем будет наш урок? (О железной дороге, Транссибирской магистрали)

Тема нашего урока – «Великий путь»

Давайте поставим цели на урок:

- узнать больше о транссибирской магистрали;

- узнать, для чего она строилась;

- узнать, почему она называется великим путем

Наглядный, демонстрация

Словесный, беседа

Смотреть видеофрагмент

Определять тему урока

Ставить цели на урок

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

4.Усвоение новых знаний и способов действий

7 мин

В 19 веке российская промышленность и торговля быстро развивалась, из-за чего Россия все сильнее нуждалась в дорогах.

Через двадцать пять лет после войны с Наполеоном была построена первая в России железнодорожная линия между Санкт – Петербургом и городами Павловск и Царское Село. Через четырнадцать лет железная дорога соединила Санкт – Петербург и Москву, а затем и другие города в центре Москвы. А уже в 1891 году приступили к строительству Великого сибирского пути. Так назвали Транссибирскую магистраль (Транссиб), которая прошла по всей России через Урал до города Владивостока. Это крупнейшая в мире железная дорога, длиной более 9 тысяч километров. И сейчас она связывает европейскую и азиатскую части нашей страны.

Официальной датой начала строительства Транссиба считается 31 мая (19 мая по старому стилю) 1891 года, когда наследник российского престола и будущий император Николай II заложил недалеко от Владивостока первый камень Уссурийской железной дороги до Хабаровска на Амуре.

Сооружение Транссибирской магистрали осуществлялось в суровых природно-климатических условиях. Почти на всем протяжении трасса прокладывалась по малозаселенной или безлюдной местности, в непроходимой тайге. Она пересекала могучие сибирские реки, многочисленные озера, районы повышенной заболоченности и вечной мерзлоты.

Строительство Транссибирской магистрали потребовало огромных средств. Чтобы ускорить и удешевить строительство, за основу взяли упрощенные технические условия – уменьшили ширину земляного полотна укладывали облегченные рельсы и укороченные шпалы, сократили количество шпал на один километр пути и др.

Многие работы производились вручную, орудия труда были самые примитивные – топор, пила, лопата, кайло и тачка. Несмотря на это, ежегодно прокладывалось около 500‑600 километров железнодорожного пути.

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Кто-нибудь из вас знает, что на нем изображено? Это Каслинский завод.

В 1900 году Россия среди других стран мира показывала свои достижения на Всемирной выставке в Париже. Свои экспозиции в 18 тематических отделах представили 35 стран. Выставка подводила итоги развитию науки и техники в мире накануне нового, 20 века. Продолжалась с 15 апреля по 12 ноября 1900 года. Её посетило свыше 50 миллионов человек (мировой рекорд того времени). В выставке приняло участие свыше 76 тысяч участников, площадь выставки составила 1,12 км². В отделе горного дела и металлургии России всех поразил дивной красоты ажурный павильон. Детали были отлиты из чугуна мастерами Каслинского завода на Урале. Второе российское чудо – мозаичная карта Франции, созданная уральскими камнерезами и гранильщиками из различных драгоценных камней и металлов. Искусство уральских камнерезов тоже было отмечено высшей наградой. А в центре Каслинского павильона русский ученый мирового уровня В.В Докучаев представил третье чудо – коллекцию российских почв, в том числе и куб прославленного воронежского чернозема. Коллекция была удостоена золотой медали, а черноземная почва признана эталоном плодородия – черным алмазом, Царем почв. Европа восхищалась успехами российской промышленности и науки.

Откройте ваши учебники на странице 58. Прочитайте вслух текст. О чем говорится в этом тексте? (о том, что в семье автора учебника были люди, которые участвовали в строительстве железной дороги)

Верно, перед тем, как появилась Транссибирская магистраль, была проделана огромная работа, участие в которой принимало большое количество людей. Наверняка среди вас найдутся те, чьи родственники тоже принимали участие в этой работе.

Словесный, рассказ

Наглядный, демонстрация

Словесный, беседа

Словесный, рассказ

Словесный, беседа

Практический, работа с книгой

Слушать рассказ

Работа по карте

Высказывать свое мнение,

Слушать рассказ

Высказывать свое мнение,

Извлечение из рассказа необходимой информации (П);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Физминутка

1 мин

Физминутка: сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, аккуратно «поболтать ножками».

5.Первичная проверка понимания

2 мин

Какие города России были связаны первой железной дорогой? (Санкт – Петербург, Павловск, Царское Село)

Как называется магистраль, которая соединяет европейскую и азиатскую части России? (Транссибирская магистраль)

В каком году проводилась Всемирная выставка в Париже? (в 1900 году)

Для чего проводила эта выставка? (Выставка подводила итоги развитию науки и техники в мире накануне нового, 20 века)

Какие чудеса прославили Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 году? (Павильон, детали которого были отлиты мастерами Каслинского завода, мозаичная карта Франции, коллекция российских почв)

Словесный, беседа

Отвечать на вопросы, высказывать свое мнение

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

6.Закрепление знаний и способов действий

7 мин

Откройте ваши рабочие тетради на странице 30 и найдите номер 2. Прочитайте задание про себя. Что необходимо сделать? (указать век, в котором проводилась выставка в Париже и нарисовать собственный вариант ажурного литья) Как определить, в каком веке проводилась выставка? (Необходимо закрыть две последние цифры в дате проведения выставки – это число полных веков. Затем посмотреть на две последние цифры, если это не два нуля, то добавить к полным векам еще один век, если два нуля, то не добавлять). В каком веке состоялась выставка? (в 19). А теперь попробуйте создать собственный вариант ажурного литья.

Практический, упражнение

Выполнять упражнение в рабочей тетради

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Осознанное построение речевого высказывания (П);

7.Обобщение и систематизация знаний

2 мин

Давайте подумаем, связаны ли между собой развитие промышленности, торговли и сети путей сообщения? (да, если развиваются пути сообщения, то появляется больше возможности для торговли)

Почему на выставке в Париже представляли коллекцию российских почв? (территория нашей страны очень большая, поэтому на ней встречается достаточно большое количество различных почв)

Почему воронежская черноземная почва была названа черным алмазом? (почва признана эталоном плодородия)

Словесный, беседа.

Обобщать полученные знания.

Структурирование знаний (П);

8.Контроль и самопроверка знаний

7 мин

Сейчас для закрепления изученного вам будет необходимо решить кроссворд. Работать будете в группах.

По горизонтали:

1. Один из городов, который был соединен первой железной дорогой.(Павловск)

2. Третье чудо, представленное на выставке в Париже – коллекция российских…(почв)

4. … - это то, в чем нуждалась Россия из-за быстрого развития торговли и промышленности в 19 веке.(дороги)

6. Как сокращенно называется Транссибирская магистраль?(Транссиб)

8. Мозаичная карты этой страны была представлена Россией на выставке.(Франция)

По вертикали:

3. Через четырнадцать лет железная дорогая соединила Санкт-Петербург и …, а затем и другие города. (Москву)

4. Приблизительная протяженность Транссибирской магистрали – … тысяч километров. (девять)

5. В каком городе проходила выставка в 1900 году?(Париж)

7. Завод, на котором отливались детали из чугуна для ажурного павильона. (Каслинский)

Теперь, когда вы уже заполнили кроссворд, посмотрите на слайд. Здесь кроссворд еще не заполнен. Сейчас по очереди из каждой группы выходит человек и записывает одно из слов. Так мы проверим, правильно ли вы ответили на вопросы.

Практический, упражнение

Организует коллективную проверку упражнения

Выполнять кроссворд

Коллективно проверять кроссворд.

Контроль (Р);

Коррекция(Р);

9.Подведение итогов занятия

1 мин

Что же такое Великий путь? (Транссибирская магистраль, которая была построена благодаря достижениям промышленности)

Почему потребовалось строительство железной дороги? (необходимы были дороги, чтобы продолжать развитие торговли и промышленности)

Были ли оценены по достоинству труды России на выставке в Париже? (да, Европа восхищалась успехами российской промышленности и науки)

Словесный, беседа

Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения.

Отвечать на вопросы. Высказывать свое мнение

Структурирование знаний (П);

Построение логической цепи рассуждений, доказательств (П);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

10.Рефлексия

3

мин

Сейчас каждый из вас получит анкету, которая поможет вам определить, как вы работали сегодня на уроке.

На этом наш урок окончен, всем спасибо.

Проводит рефлексию

Формулировать конечный результат своей работы на уроке

Самооценка (Л);

Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности (Л).

11.Информация о домашнем задании

0,5 мин

Ваше домашнее задание:

р.т. с. 31 №3

уч. с. 56-59

Комментирует домашнее задание

Получать домашнее задание

Запоминание и усвоение полученной информации (П.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ."Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века""

Урок-повторение в форме деловой игры с использованием здоровьесберегающих технологий....

Конспект и презентация к уроку по математике.Тема «Площадь прямоугольника» 2 класс (УМК «Начальная школа 21 века»)

Конспект урока математики по теме "Площадь прямоугольника" 2 класс (УМК "Начальная школа 21 века")...

План-конспект урока по математике (Перспективная начальная школа) в 1, 4 классах малокомплектной школы по теме "Число и цифра 2", "Деление с остатком и вычитание".

Всю жизнь проработала в малокомплектной школе. Предлагаю вам план-конспект урока по математике в 1, 4 классах (УМК "Перспективная начальная школа)....

Конспект урока 1 класс (Перспективная начальная школа) "Слова-помощники"

Конспект урока разработан по развивающей личностно-ориентированной системе обучения "Перспективная начальная школа".В конспекте урока подробно описана цель деятельности педагога на уроке, а так же пла...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Общение – путь к познанию», 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века».

Нестандартный урок, позволяющий научить детей думать, анализирова, формулировать собственную точку зрения. ...

Конспект урока. 1 класс УМК Начальная школа 21 век. Математика. Знакомимся с таблицей.

Конспект урока разработан с применением карточек с платформы Учи.ру.1 классУМК Начальная школа 21 век.Математика.Тема : "Знакомимся с таблицей."...