«Лес – природное сообщество».2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Знакомство с понятием"Природное сообщество", "ярусность леса", знакомство с разнообразием лесных обитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Открытый урок 2кл. Маслецова О.В.              2016г.

Тема. «Лес – природное сообщество».

Цели:

Познакомить с понятием “природное сообщество”», «ярусность леса»; показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса; формировать бережное отношение к природе.

Обучающие задачи:

  • сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;
  • познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес и активность у учащихся, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • формировать убеждение у учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, чувство уважения к окружающему миру.

                                                       ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Сели рядом, повернулись.

Улыбнулись и в работу окунулись.

  1. Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, о чем говорили на предыдущем уроке?

 А поможет вам «Картинная галерея». Отгадайте, кто изображен на фото и определите среду его обитания.( Слайд 0)
-Как вы определяли среду жизни животных?
-Подумайте, какая среда жизни самая многочисленная?
-Молодцы!

  1. Вводная беседа

Учитель.  Ребята , что вы видите на магнитном плакате? (лес)

Дружат ли между собой  растения или нет?

 Можно назвать дружбу  всех растений сообществом?

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт. 
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.

Какова тема нашего урока, как вы думаете?      (Слайд 1)

Лес – природное сообщество.

 Сегодня будем изучать лес более детально, как бы рассматривая его под микроскопом.

 А что же такое лес?

 Лес – целый мир. Лес — это наряд нашей земли.
– В нем обитают множество растений , жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.
( слайд 2)
IV. “Открытие” учащимися нового знания.

 Лес – дом для растений , как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, – тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем.

Растительный мир леса.

Ярус (по Ожегову )- ряд горизонтально расположенных предметов.

Самый нижний ярус – мхи и лишайники (сфагнум, кукушкин лен).

 На земле, на корнях деревьев.(слайд 3.)

– Поднимаемся  на один ярус выше. Что находится выше мхов  и лишайников?

 Грибы.

– Оказывается, грибы в лесу – это не только лакомство, но и очень важный компонент лесного сообщества. Но грибы таят в себе и опасность. Какую? Мы уже не раз говорили о правилах, которые необходимо соблюдать при сборе грибов. Давайте еще раз вспомним их.( слайд 4)

Поднимаемся  еще на один ярус выше. Что находится выше грибов ? .( слайд 5)

 Травы и ягоды.

– Какой ярус следует за травами и ягодами? .( слайд 6)

Кустарники.

 Какой ярус самый высокий? .( слайд 6)

 Деревья.

Вот и получается, что лес- многоярусный (многоэтажный) зелёный дом. ( слайд7)

Итак, сколько ярусов выделяют в лесу?

      Любой дом имеет фундамент. А есть ли в лесном доме такой фундамент? Да. Это почва. А в почве подземные коммуникации – корни деревьев и трав, которые тоже образуют ярусы.

Работа в тетради

с.18.№1.Подпиши ярусы леса.            ( А Диана работает на магнитной доске.)

Работа в парах.№2. Разгадай кроссворд.

V.  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 Как живешь? - Вот так !

Как идешь! - Вот так !

 Как бежишь? - Вот так !

 Как шалишь? - Вот так !

Как даёшь? - Вот так !

А берёшь? - Вот так !

  Как грозишь? - Вот так !

    Как ты спишь? - Вот так !

                                        А сидишь?  - Вот так !             (Сели за парты)

VI. Знакомство с новым материалом (продолжение)

– Мы подробно поговорили о растительном мире леса. О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе как о природном сообществе? Может ли лес жить без животных?

Животный мир леса.   (слайд9)

Весь лес – от верхушки деревьев до земли, включая почву, заселён животными. Животные леса, как и растения, обитают каждый в своём  ярусе. Давайте попробуем с вами определить какие животные, в каком ярусе обитают. 


Работа в группах: (заселяем этажи леса) (слайд10-11)( на доске крепить ярусы)

1 группа – составляют список животных обитающих в верхнем ярусе;


2 группа- ведут наземный образ жизни;


3 группа – обитают под землёй.

Лес – это дом для зверей и птиц. . (слайд12)

 Растения являются средой обитания, жилищем для животных.
– Животные питаются растениями и живут на своём этаже..

Хочу задать вопрос: Много  зверей и птиц в лесу зимой?(да )

М.М. Пришвин говорит….( слайд13)

                Мы уже сказали, что в природе в целом и в природном сообществе леса в частности все взаимосвязано. Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.  (слайд14)

 Давайте попробуем показать эту взаимосвязь на примере каких-либо цепей питания. Составьте    примеры цепей питания в природном сообществе леса.  (слайд15)

Работа в  парах.

- Составьте цепи питания с этими обитателями леса: мышь, лиса, , волк, кабан, заяц.

 ( слайд16)

Закрепление изученного.

-А  сейчас  я  предлагаю  вам  сыграть в игру «Да- Нет»

На столе у вас карточка с вопросами, дайте ответим.     (Карточки у детей)

                                         Тест 

 1.Растения  в  лесу  растут  ярусами? (ДА)

 2.Животные  делят  ярусы  между  собой? (ДА)

 3.На деревьях  обитают  кроты ? (Нет)

 4.Грибы  помогают  расти  деревьям? (ДА)

 5.Лось – хищник? (Нет)

6.Муравьи- друзья леса? (ДА)

7.Все ли птицы улетают осенью? (Нет)

8.Могут дети помочь лесу? (ДА) (слайд 17-18)

VII. Итог урока

Рефлексия

Вы сегодня очень хорошо работали. Выполнили много разнообразных заданий.

 Теперь подведем итоги нашей с вами работы. 

Недавно я рассказывала сказку. Как художник рисовал лес.

 Ребята, посмотрите, художник нарисовал еще одну картину. Что на ней изображено?(Дерево). Но художник опять сделал что-то не правильно и дерево погибает. Что нужно для того, чтобы ожило наше дерево? 

 Если вам понравился урок, все было понятно и легко – наклейте зелёный листик..

 Если понравился урок, но не все было понятно  – наклейте оранжевый листик.

Если на уроке испытывал трудности – жёлтый листик.

Вот и ожило, зазеленело наше деревце, а мы ему в этом помогли. Давайте пообещаем, что будем так же бережно и заботливо относиться ко всему, что нас окружает.

 Будем любить и уважать матушку-природу, и тогда она тоже будет любить нас. (слайд 19)

Природа – наш огромный дом,

И всем найдется место в нём:

Букашке, зверю и побегу,

И дереву, и человеку.

Хоть дом большой, но хрупок он-

Ему всё хуже с каждым днём.

Не враг вредит из века в век,

Природу портит человек.

Но, может, скоро мы поймём,

Что мы неправильно живём,

Что дом наш охранять должны

От грязи, злобы и войны.

Чтоб в доме нашем навсегда

Царили мир и чистота.  (слайд 20)

 Сегодня все хорошо работали!  СПАСИБО ЗА УРОК.

Домашнее задание:  Подумать над вопросами  «Почему лес называют сообществом?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Луг- природное сообщество" 4 класс

Урок с использованием мультимедийных технологий по теме "Луг- природное сообщество" 4 класс  + презентация...

Урок окружающего мира "Лес- природное сообщество" 4 класс

Урок окружающего мира в 4 классе по программе  А.А. Плешакова на тему «Лес – природное сообщество» направлен на экологическое воспитание младших школьников.  По типу  - урок систематиза...

Конспект урока-путешествия по окружающему миру "Природные сообщества" 3 класс

Урок по окружающему миру для 3 класс, обучающегося по программе "Перспективная начальная школа". Конспект составлен с учетом современных требований к органиации и проведению урока.Урок закрепления по ...

Контрольная работа по теме "Лес - природное сообщество". 2 класс

Контрольная работа по теме "Лес - природное сообщество". 2 класс. Автор учебника Н.Ф.Виноградова. Программа  "Начальная школа 21 века"...

Урок по окружающему миру на тему "Лес - природное сообщество" 4 класс.

Цели:1.      продолжить воспитание бережного отношения и любви к  природе;2.      развитие познавательного интереса, самостоятельности в пр...

Тест "Природные сообщества"(3 класс)

Тест по теме "Природные сообщества", 3 класс. Тест состоит из 29 вопросов с выбором ответа....