Главные вкладки

    Учебно-методический комплекс к уроку окружающего мира, 4 класс. Тема: "Начало Московского государства"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Воронова Мария Владимировна

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цели:

    1. Познакомить детей с историей создания Московского царства, дать характеристику личности Ивана III, Ивана IV.
    2. Ввести понятия "судебник", "Земский собор";
    3. Развивать внимание, память, мыслительные операции, речь, интерес к истории.

                Планируемые результаты:

                предметные:

                формирование новых знаний о начале Московского царства, закрепление нового знания, отработка предметного смысла различения понятий и умений ориентироваться по реке времени.

     

                метапредметные:

                развитие умений договариваться о совместной деятельности, сообща решать учебные задачи, представлять результаты работы классу, делать выводы и обобщения, давать самооценку; Развитие навыка работы с учебником, развитие мыслительных операций, формирование деятельностного подхода у учащихся на основе использования образовательной среды, уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании исторической терминологии.

                личностные:

                любовь  к истории, интерес к  саморазвитию.

     

                Основные понятия: Московское царство, государство, Мечеть, день освобождения, Орда, ханство.

                Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект42.14 КБ
    Файл Презентация2.68 МБ

    Предварительный просмотр:

    Этап урока

    Время

    Содержание урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.

    Организация начала занятия

    1 мин

    Доброе утро, класс. Все подровнялись, проверили свою готовность к уроку.

    Меня зовут Мария Владимировна и  я проведу у вас урок истории сегодня. Тихонечко  садитесь.

    Приветствует учащихся.

    Словесный: слово учителя.

    Приветствуют учителя.

    Настраиваются на урок.

    Л: самоопределение;

    смыслообразова-ние.

    2.

    Подготов-ка к основ-ному этапу занятия

    5 мин

    - Прочитайте высказывание: «История — сокровищница  наших деяний, свидетельница  прошлого, пример  и  поучение  для  настоящего, предостережение  для  будущего».

    Как вы понимаете данную фразу? Важно изучать историю? Как вы думаете, а может это высказывание стать девизом нашего урока? Почему?

     Давайте освежим ваши знания с предыдущих уроков, ответив на несколько вопросов.

    1. Как называлось государство монголо-татар? (Золотая Орда, стр.28)

    2. Когда состоялась Куликовская битва? (в 1380г., стр.30)

    3. Какое прозвище получил князь Дмитрий после Куликовской битвы? (Донской, стр. 31)

    4. Какое значение имела победа на Куликовом поле для русских людей? (вырос авторитет Московского княжества в глазах русских людей;

    (люди поверили, что Русское государство может стать независимым, стр. 31)

    Откройте учебники на странице 32. Посмотрите на название параграфа. Как он называется? Как вы думаете, что важно сделать перед началом любого дела? А что может случиться, если начать дело, не имея плана, не думая о последствиях?

    Посмотрите еще раз на название параграфа. «Начало Московского царства».

    Легко ли построить  царство?

    Для чего нам нужно изучать эту тему? Где нам могут пригодиться знания по этой теме? А как я смогу понять, что вы поняли тему?

    Составим план нашего урока.

    План урока.

    1. Узнать об истории создания Московского царства.

    2. Познакомиться с культурой того времени.

    3. История правления Ивана III и Ивана IV.

    Проводит анализ высказывания.

    Фронтальный опрос по темам предыдущих уроков.

    Словесный: учебный диалог.

    Практический: работа с учебником.

    Проводит работу с учебником, темой урока.

    Словесный: беседа.

    Работают с высказывани-ем, формулируют свои предположе-ния.

    Отвечают на вопросы.

    В случае затруднения ищут ответы на страницах учебника.

    Работают по учебнику.

    Знакомятся с планом урока.

    П: проводить анализ, синтез сравнение;

    извлечение необходимой информации;

    владеть общими приемами решения задач;

    строить логическую цепь рассуждений.

    Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

    Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

    3.

    Усвоение новых знаний и способов действий

    Физминутка.

    21 мин

    1 мин

    Русь шаг за шагом преодолевала междоусобицы и раздробленность. Московские князья уже не ездили в Орду за ярлыком. 

    Междоусобица – внутренний раздор, война между людьми, живущими на одной территории.

    Ярлык - письменное повеление хана, разрешение на княжество.

    И великокняжеский престол передавался уже от отца к сыну. А в Орде не было мира. Она распалась на несколько частей - на Ногайскую Орду, Сибирское, Крымское, Казанское и Астраханское ханства. Ханы жестоко воевали друг с другом. От этой борьбы русский народ бежал в необжитые районы - степи, речные острова Дона, на волжские горы Жигули. Эти вольные люди назывались казаками. Они впоследствии верно служили Отечеству, охраняя его границы.

    Казаки - вольные поселенцы, несущие военную службу.

    В русском обществе, в быту разных регионов слово продолжало использоваться и в других его значениях, в частности — «свободный человек», «вольнонаёмный работник», «свободный воин», «бандит», «представитель казачьего народа» и др. Точное происхождение казаков является предметом обсуждений. К концу XIV века образовалось несколько крупных сообществ, проживавших в центральной Евразии, возле крупных торговых путей того времени, в частности рек. Существует мнение, что казаки стали отдельным этническим народом, наравне с русскими, украинцами и др., но к единому мнению ученые-историки пока что не пришли.

    Татарский царевич Касым перешел на службу к московскому князю и получил земли близ Москвы. На них выросло Касимовское царство в помощь Руси. Через сто лет после Куликовской битвы, при князе Иване III, правнуке Дмитрий Донского кончилось ордынское владычество над Русью.

    Каким же человеком был Иван III?

    Иван III Васильевич (известен также как Иван Великий; 22 января 1440 — 27 октября 1505) — великий князь московский с 1462 по 1505 год, сын московского великого князя Василия II Тёмного.

    Давайте определим, в каком веке правил Иван III?

    Как мы можем определить век по году?

    Вот как его характеризует известный русский историк Костомаров Н. И.: "Иван был человек крутого нрава, холодный, рассудительный, с черствым сердцем, властолюбивый, непреклонный в преследовании избранной цели, скрытный, чрезвычайно осторожный; во всех его действиях видна постепенность, даже медлительность; он не отличался ни отвагою, ни храбростью, зато умел превосходно пользоваться обстоятельствами: поступал решительно, когда видел, что дело созрело до того, что успех несомненен..."

    Он вел дела свои так, что нужные ему нововведения и реформы предлагались не им самим, а другими. Решительный и смелый, он был до крайности осторожен там, где возможно было возникнуть какое-нибудь противодействие его предприятиям. К войнам он относился без любви и даже, как ещё будет сказано ниже, военную работу он предпочитал передавать воеводам, где и проявилось его исключительное умение окружать себя талантливыми исполнителями - и военными и государственными деятелями.

    Иван Васильевич был женат два раза. Первая жена его была сестра его соседа, великого князя Тверского, Марья Борисовна. После её смерти в 1467 году Иван стал искать другую жену, подальше и более именитую. Тогда в Риме проживала давно осиротевшая племянница последнего византийского императора Софья Фоминична Палеолог. Эта царевна привезла в Москву очень тонкий ум и получила здесь большое влияние. Ее влиянию приписывали даже решимость Ивана III сбросить с себя татарское иго.

    После женитьбы Иван III взял себе титул как у византийского императора - автократор (по-русски "самодержец")

    Всё это очевидно производило огромное психологическое воздействие на личность великого князя. Почувствовав себя в новом положении и еще рядом с такой знатной женой, наследницей византийских императоров, Иван несомненно был не доволен тесной и некрасивой прежней кремлевской обстановкой. Вслед за царевной из Италии выписаны были мастера, которые построили Ивану новые соборы - Успенский (шедевр итальянского зодчего Фиорованти), Благовещенский (стал усыпальницей московских государей), Архангельский. 

    Посмотрите на фотографию Успенского собора в Москве. Что в его облике позволяет сказать, что храм построен по образу и подобию Успенского собора во Владимире?

    Работа в рабочей тетради стр. №3 стр. 19

    К этому времени старый московский Кремль, воздвигнутый при Дмитрии Донском из "белого камня" (известняка), давно обветшал. Иван III нуждался в новой резиденции, отвечавшей мощи и великолепию его власти. Для перестройки Кремля он пригласил заграничных инженеров. Кремль стал одной из лучших крепостей Европы. Начиная с 1485 года на протяжении целого десятилетия под руководством итальянских зодчих белокаменные стены и башни разбирались, а на их месте возводились новые из обожженного кирпича. Площадь крепости была увеличена, а Кремль получил современные очертания неправильного треугольника. Форма башен и завершения стены в виде зубцов напоминают замок. В 1508 году вдоль стен был вырыт ров. Кремль окончательно превратился в неприступную, окружённой водой со всех сторон крепость, обособленную от разросшегося к тому времени города.

    А знаете ли вы, что именно во времена правления Ивана III был принят герб России? На печати Ивана III Великого, доставшейся от Василия II Васильевича Темного, изначально был изображен Лев, терзающий змею (Лев — символ Владимирского княжества). Однако в конце XV века был избран новый символ государства — ездец, употреблявшийся ещё в Киевской Руси. Вторым символом был избран двуглавый орёл, близкий к символу Византийского государства.

    Посмотрите на современный герб РФ, чем он похож на своего предшественника? Чем отличается?

    Взойдя на трон, Иван III все силы употребил на то, чтобы расширить свои владения и подчинить себе все русские земли. В первый период его правления главной целью великого князя было присоединение Новгорода (Сражение на реке Шелоне в июле 1471 г.). Также Иван III присоединил к себе Тверское, Рязанское, Ярославское княжества.

    Росли сила и достоинство Москвы. Стали и немецкие князья искать с ней союза, чтобы помогала московская сила противостоять турецкой угрозе. Царевичи из Орды и выходцы из Литвы, из семей великих литовских князей, приезжали в Москву, получали земли и становились боярами великого князя.

    В ходе правления Ивана Васильевича произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр общерусского государства. Было достигнуто окончательное освобождение страны из-под власти ордынских ханов.

    Посмотрите на слайд, перед вами даты присоединения земель к Московскому царству.

    Посмотрите на карту, я покажу вам границы Московского царства.

    В 16 лет внук Ивана III Иван IV первым на Руси венчался не на княжество, а на царство в Успенском соборе Московского Кремля.

    Поговорим о личности Ивана IV.

    Детство: Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. Склонность мучить живые существа проявлялась у Ивана уже в детстве, и приближенные одобряли ее.

    Особенности внешнего вида царя: Лицо - узкое, волевое лицо; крупный нос с горбинкой; небольшой рот; высокий лоб; большие глаза; выдающаяся вперёд нижняя часть лица; Фигура – Иван Грозный был высокий; полноватый; крупный; сильный; крепкий. Широкие плечи; хорошо развитая мускулатура.

    А почему Иван Грозный? В памяти современников кровавое правление первого московского царя оставило глубокий след. Народ наградил Ивана Васильевича прозвищем Грозный. Но жестокость царя нельзя объяснить только патологическими причинами. Духом насилия, суеверий и пренебрежения к жизни человеческой проникнута вся атмосфера средневековья.

    «Периоды покаяния и молитвы сменялись страшными приступами ярости. Во время одного из таких приступов 9 ноября 1582 года в Александровской слободе, загородной резиденции, царь случайно убил своего сына Ивана Ивановича, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть наследника повергла царя в отчаяние, поскольку другой его сын, Федор Иванович, был неспособен управлять страной. Иван Грозный отправил в монастырь большой вклад на помин души сына, даже сам подумывал уйти в монастырь». Иван Грозный и его сын Иван. Художник И.Репин. В ярости царь наносит посохом смертельный удар в весок своему сыну.

    Отличительные черты характера: «+» « Иван IV, несомненно, обладал достоинствами выдающегося государственного деятеля». Он был хорошо образован для своего времени, имел от природы острый ум и одарен талантом публициста, умело руководил военными действиями и так далее. «-» Мстительность, жестокость, « тиран», болезненная подозрительность, суеверность и так далее.

    Перед молодым царем стояли важные задачи. Чтобы управлять огромной территорией, нужны были законы: судить и решать дела по праву, а не по своеволию. Первыми помощниками царю должны были стать Земский собор и Судебник.

    Земский собор - собрание верных и разумных людей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения вопросов царства.

    Судебник - книга законов, общих для всех на Руси.

    Надо было выйти на балтийские берега, прочно там утвердиться, чтобы вольно торговать со странами Европы, держать крепкую связь с соседями и учиться у них лучшему. Требовался для торговли и безопасный путь по Волге на восток. И до недавних пор в Нижегородском крае, где прошло царское войско на Казань, пели о том, как Иван IV строил городки-крепости Свияжск, Михайлов и Шатск.

    В московских войсках были войны со всей Руси, было касимовское татарское воинство, мордовские отряды и казачья вольная рать. После взятия Казани была взята и Астрахань. Вскоре к Московскому царству было присоединено Сибирское ханство. Часть казанских знатных людей переселилась в Москву. Стали они служить Московскому царству. Одни сохраняли веру предков - ислам, другие крестились и приняли христианскую веру.

    Как вы думаете, к чему привело вхождение в состав России народов бывшей Орды - татаров, башкиров, мордвы, чувашей и других? Как это отразилось на Российском государстве?

    Это заложило основы многонационального Российского государства. Традиции добрососедского сожительства разных народов в нашем Отечестве сохраняются до сих пор.

    Об этом союзе говорят и многие русские фамилии: Кузнецов, Муромов и другие. Попробуйте объяснить происхождение фамилий: Тимирязев, Аксаков…

    Прочитайте на страницах «Умного совенка» стр.128 текст.

    А может кто-то из вас знает, что обозначают ваши фамилии?

    Рассказывает новый материал.

    Словесный: слово учителя.

    Дает характеристику личности.

    Словесный: слово учителя.

    Наглядный: рассматривание картин.

    Представляет две картины соборов для сравнения.

    Словесный: беседа.

    Наглядный: рассматривание картин.

    Наглядный: рассматривание картин.

    Словесный: слово учителя.

    Наглядный: работа с картой.

    Дает характеристику личности.

    Словесный: слово учителя.

    Наглядный: рассматривание картин.

    Работа с понятием.

    Работа с понятием.

    Наглядный: рассматривание иллюстраций.

    Словесный: беседа.

    Практический: работа с учебником.

    Слушают рассказ учителя.

    Знакомятся с характеристи-кой личности, рассматривают картины.

    Рассматривают картины, сравнивают соборы, высказывают свою точку зрения.

    Регулятивные: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

    Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения.

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

    4.

    Первичная проверка понимания

    5 мин

    Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

    • Почему орда потеряла свое былое могущество?
    • Кто в это время правил на Руси?
    • Каким он был человеком?
    • Как изменилась жизнь на Руси?
    • Кто такие казаки?
    • Почему татарский царевич перешел к московскому князю?
    • Какой князь положил конец ордынскому владычеству?
    • Как изменились границы Руси при Иване III?
    • Можно ли считать Ивана III Великим? Почему?
    • Кто был последователем Ивана 3?
    • Какие задачи стояли перед молодым царем?
    • Что такое Земский собор?
    • Что такое Судебник?
    • Какие народы вошли в состав Русского государства?

    5.

    Закрепление знаний и способ действий

    3 мин

    Рабочая тетрадь, стр. 18, №1.

    Дает комментарии по выполнению заданий.

    Самостоятель-но выполняют упражнения

    Р: самоконтроль;

    устранение затруднений;

    Оценка.

    6.

    Подведе-ние итогов урока

    2 мин

    Для чего необходимо знать историю своего края? Какие уроки дает нам история? Как человечество сохраняет память об исторических событиях и деятелях?   Какие задачи ставили на урок? Удалось решить поставленные задачи? Что нового узнали? Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

    Где можно припомнить новые знания?  

    Посчитайте количество монет, которые вы получили.

    5 монет - это оценка "5".

    4 монеты - оценка "4".

    Кто набрал меньше 4 монет, не расстраивайтесь, ваши успехи еще впереди.

    Р: сопоставление цели и результата деятельности, самооценка деятельности, планирование переноса полученных сведений в использование в реальной жизни.

    Л: самоанализ проделанной работы на уроке.

    7.

    Рефлексия

    2 мин

    Поднимите руку те, кто считает, что понял весь материал урока, кому было легко.

    Теперь поднимите руку те, кто еще не до конца смог разобраться в теме и обязательно над ней поработает дома.

    8.

    Информа-ция о домашнем задании

    Откройте дневники, запишите домашнее задание.

    Уч. с. 32 - 35 чит.

    Р.т. с. 18, № 2

    Наш урок подошел к концу. Мне было приятно с вами работать. Хорошего вам окончания дня. До свидания.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    « История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего»

    Слайд 3

    Как называлось государство монголо-татар? Золотая Орда

    Слайд 4

    В каком году состоялась Куликовская битва? В 1380 г.

    Слайд 5

    Какое прозвище получил князь Дмитрий после Куликовской битвы? Донской

    Слайд 6

    Какое значение имела победа в Куликовской битве для русского народа? Вырос авторитет Московского княжества, люди поверили, что княжество может стать независимым.

    Слайд 7

    План урока 1. История создания Московского царства. 2. Культура того времени. 3. История правления Ивана III и Ивана IV .

    Слайд 8

    Междоусобица - внутренний раздор, война между людьми, живущими на одной территории. Ярлык - письменное повеление хана, разрешение на княжество.

    Слайд 9

    Казаки - вольные поселенцы, несущие военную службу.

    Слайд 10

    Татарский царевич Касым перешел на службу к московскому князю и получил земли близ Москвы.

    Слайд 11

    Иван III Васильевич (1440 — 1505 гг.) Годы правления: 1462 – 1505 Отец – Василий II Темный. Мать – Мария Ярославна

    Слайд 13

    Успенский собор

    Слайд 14

    Благовещенский собор

    Слайд 15

    Архангельский собор

    Слайд 16

    г. Москва г. Владимир

    Слайд 19

    История герба Во время правления Ивана III гербом Московского царства становится двуглавый орел

    Слайд 20

    Картина Н. С. Шустова «Иван III свергает татарское иго, разорвав изображение хана и приказав умертвить послов» (1862)

    Слайд 21

    Присоединение земель во время правления Ивана III 1474 г. – Ростовское княжество; 1478 г. - Великий Новгород; Двинская земля; 1485 г. – Тверское княжество; 1487 г. – Казань; 1489 г. – Вятская земля, Псков, Рязань. В конце XV в. границы территории единого Русского государства на севере доходили до Белого моря, на юге — до Оки, на западе — до Верхнего Днепра, на востоке — до отрогов Северного Урала.

    Слайд 23

    Иван IV Васильевич Грозный (1530 — 1584 гг.) Годы правления: 1547-1574, 1576-1584 Отец – Василий III Мать – Елена Глинская

    Слайд 24

    Илья Репин « Иван Грозный и сын его Иван» 16 ноября 1581 года .

    Слайд 25

    Венчание Ивана IV на царство

    Слайд 26

    Земский собор - это собрание верных и разумных людей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения вопросов царства.

    Слайд 27

    Судебник - это книга законов, общих для всех на Руси.

    Слайд 28

    Присоединение земель во время правления Ивана IV В 1552г. была покорена Казань; В 1556 г. Астраханское ханство было подчинено Московской Руси; В середине XVI в. в состав России вошли Башкирия, Чувашия, Кабарда ; 1598 г. - Западная Сибирь была присоединена к Российскому государству.

    Слайд 31

    Домашнее задание Уч. с. 32 - 35 чит. Р.т. с. 18, № 1, 2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру "Земля и люди Московского государства" 3 класс

    Урок составлен в соответствии с методическими рекомендациями....

    Учебно - методический комплект (технологическая карта урока окружающего мира "Строение тела человека" и мультимедийная презентация) 2 класс

    Тема урока: «Строение тела человека»Цели урока: познакомить с внешним и внутренним строением тела че¬ловека, основными внутренними органами и их функциями; нау¬чить определять местонахождение основных...

    Учебно-методический комплекс к уроку окружающего мира, 2 класс. Тема: "Чистота - залог здоровья"

    Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с новым разделом учебника; дать определение понятиям "чистота" и "гигиена", познакомить с правилами гигиены; дать первоначальные представления о микроба...

    Проверочная работа по окружающему миру на тему «Начало Московского царства», 4 класс, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

    Данная  работа проводится во время изучения раздела "По родным просторам". В конце проверочной работы имеются ответы. Оценивать можно следующим образом:5 - выполнено правильно от 90% - ...