Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру "Земля и люди Московского государства" 3 класс
    методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

    Гусева Галина Александровна

    Урок составлен в соответствии с методическими рекомендациями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moy_urok-1.doc107 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: Окружающий мир
    Класс: 3
    Программа « Школа 2100»
    Тема: Земля и люди Московского государства.                                                                                                    Тип урока: Открытие новых знаний.
    Цели и задачи урока:
    Предметные:
    1. Познакомить учеников с жизнью и бытом Московского государства.
    2. Познакомить учеников с жизнью земли Коми в 16 - 17 веке.
    3. Отработать навыки работы с текстом, умение находить главное, существенное.
    Метапредметные:
    Познавательные УУД;
    - ставить и формулировать проблему;
    - анализировать информацию учебника;
    - делать выводы, обобщать знания, выделять главное, анализировать и синтезировать материал;
    - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
    -запись, фиксация информации об окружающем мире,
    - установление причинно-следственных связей;
    Регулятивные УУД:
    - умение учиться и способность к организации своей деятельности;
    - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
    - концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
    - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
    Коммуникативные УУД:
    - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
    - предлагать помощь и сотрудничество;
    - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
    - договариваться о распределении функций и ролей в групповой деятельности;
    - формулировать собственное мнение и позицию;
    - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
    Личностные УУД:
    - сформированность познавательных мотивов - интерес к новому;
    - стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений;
    - чувство патриотизма и гордости за свою страну.                                                      
    Технология: проблемно- диалогическая.                                                                                Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
    Оборудование:
    Учебник: А.А. Вахрушев, Д. Д. Данилов «Мое Отечество» 3 класс часть 2
    Карточки-задания для групповой работы.
    Презентация.
    Выставка детских работ о Москве (рисунки, рефераты).


    Характеристика этапов урока

    Этапы урока

    Содержание учебного материала

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Планируемые результаты

    Актуализация знаний

    Постановка проблемы

    СЛАЙД 1.

     Сегодня мы  снова возвращаемся в далекое прошлое.
    К XVI веку Русь смогла стать свободной и независимой.
    А давайте вспомним, что этому предшествовало.                                                                      Мы с вами вспомним, как все начиналось. Проверьте свои знания. Игра «Найди правильный ответ»

    - Как стал именовать себя правитель Московского государства? (Великий государь)

     - Как был прозван князь Дмитрий Иванович после победы на Куликовом поле? (Донской)

     - Как звали ордынского воина и русского богатыря, которые сразились в поединке перед Куликовской битвой? (Пересвет и Челубей)

     - Как выглядел герб России? (Двуглавый орел)

     - Кто был основателем Троицкого монастыря? (Сергий Радонежский)

     - Какой известный иконописец написал икону «Троица»? (Андрей Рублев)

     - Какие начались времена с объединения русских земель под властью Москвы? (Времена Московского государства)

    - Молодцы!

    - Так было завершено великое дело объединения Руси. Сбылось то, о чем мечтали Сергий Радонежский и Андрей Рублев, ради чего русские люди вышли на Куликово поле под знаменем Дмитрия Донского. Так возникло новое Московское государство.

    Возьмите свой рабочий лист. Найдите задание №1.

    Соедините дату и событие, сделайте вывод.

    IX–XI века                            

    Русь сплотилась вокруг Москвы.

    середина XII века

    Иван III  объединил русские земли. Возникло Московское государство.

    середина XIII века

    Государство было единым, столица – город Киев.

    XIV век

    Русь попала под власть Золотой Орды.

    XV век

    Наступил период раздробленности.

    Слайд 2. Проверка по слайду. Кто правильно соединил дату и событие поставьте себе +. Кто ошибся + с-.

     Какой вывод мы можем сделать? Итак. С середины 15 века начинает развиваться Московское государство.

     - Как стал именовать себя правитель Московского государства? (Великий государь).

    -Как звали первого правителя Московского государства( Иван 3)

    Каким он был человеком? ( дальновидным, осторожным, расчетливым)

    О чём заботился Иван 3,? ( Об избавлении от зависимости от Орды, об укреплении Москвы)

     - Как выглядел герб России? (Двуглавый орел)

    -  - Какие начались времена с объединения русских земель под властью Москвы? (Времена Московского государства)

    А сейчас на минутку вернемся в наше время.

    СЛАЙД 3
    Учитель:  Современных людей окружает множество разнообразных  и полезных вещей, облегчающих жизнь. Скажите, какая техника и приспособления облегчают нам жизнь?

    – Откуда всё это взялось? (Придумали и сделали люди.)

    В старину, во времена Московского государства, всё это было? (Не было.) Почему? (Возможно, люди были менее образованны, менее догадливы и т.п., чем современные.)

    На доске появляется запись:

    Люди Московского государства не похожи на нас.

    – Посмотрите на с. 57 учебника. Вам знакомы эти пословицы и поговорки? Объясните, о чём они. (Ученики объясняют.) Такие пословицы и поговорки применяются сегодня? (Да.) Оказывается, все эти мудрые мысли дошли до нас со времён Московской Руси. Их оставили нам в наследство наши очень далёкие предки, но они сохранили свою ценность и в современном обществе. Что теперь мы можем сказать о людях того времени? (Что они были мудрые, трудолюбивые, ценили ум и знания и т.д.)

    На доске появляется запись:

    Люди Московского государства похожи на нас.

    – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос?

    Запись на слайде 5:  Люди Московского государства похожи на нас)

    Какое противоречие заметили ?  Какой возникает вопрос?

    (На слайде 6: «Похожи или  нет люди Московского государства на нас, современных людей России?»                                

    Попробуйте сформулировать  тему нашего урока  

    На слайде 7 «Земля и люди Московского государства»

    Какие цели мы поставим перед собой. Сформулируйте по опорным словам 

     На слайде 8: узнать, сравнить, применить, повторить, воспитать, понять

    Организует повторение изученного материала. Учит детей самоконтролю, самопроверке. Самооценке.

    Организует постановку проблемы урока учащимися

    Дети заполняют таблицу индивидуально.

    Вывод:

    В 1480 году правнук Дмитрия Донского – Иван III создал Московское государство и стал первым великим государем всей Руси.

    Дети слушают диалог., отвечают на вопросы. Формулируют проблему, тему. Цели урока.

    Познавательные:

    строят логическую цепочку рассуждений;

    формулируют цели урока

    Коммуникативные:

    формулируют и аргументируют собственное мнение

    выслушивают мнения других

    Поиск решения проблемы

    (открытие нового

    знания)

    Посмотрите в ваши рабочие листы.  В задании 2 дана таблица для сравнения. Но она не закончена. Давайте вместе выделим, по каким признакам будем сравнивать современное и древнее государства.

    Мы говорим о государстве. А что такое государство? ( Механизм управления обществом в какой- либо стране)

    Что должно быть у каждой страны? ( Территория с границами)

    Сравнение Московского государства с современным начнём с территории. Запишите в таблицу первый признак.

    На слайде 9:Таблица для сравнения. Территория.

    Но в любом государстве должен кто – то жить. Как вы думаете, какой будет второй признак? Да, нам надо сравнить, какие народы жили в 16-17 веках и кто живёт сейчас.( Народы) Запишите в таблицу второе основание для сравнения.

    На слайде 10 Территория, народы

    Скажите, что необходимо людям для жизни в старину и сейчас? (дома, одежда, орудия труда). Значит нам надо сравнить быт людей Московского государства и  современной России. Запишите в таблицу слова  « быт людей».

    На слайде 11 :Таблица для сравнения. Территория, народы быт людей.

    Откуда люди берут то, что им необходимо для жизни? ( делают сами. Покупают) Запишем в таблицу 4 и 5 признаки: занятия и профессии людей, достижения

    На слайде 12 :Таблица для сравнения. Территория, народы, быт людей, занятия и профессии людей, достижения.

    Работать будем по группам. Вспомните правила работы в группе

    На слайде 13 Правила работы в группе.

    Работа в группе (работа по учебнику и дополнительным материалам)

    1 группа.
    Рассмотрите карту России на стр. 53 учебника. Выполните задания:

    1) Сравните карту России XVI – XVII веков с картой «Русь и соседи в  IX – XII веках» на стр.30.  Что изменилось? Что осталось без изменений? К каким морям Россия имела выходы?

     Запишите свои наблюдения в таблицу в графе «Россия в XVI – XVII веках и её жители.

    2)Сравните карту России XVI – XVII веков с картой современной России на стр. 111. Что изменилось? Что осталось без изменений?
    Запишите свои наблюдения в таблицу в графе Россия XXI века и её жители.

    Приготовьтесь рассказать о своих наблюдениях.

    2 группа.

    1) Рассмотрите карту России XVI – XVII веков на стр. 53 учебника. Какие народы жили на территории России того времени?  Запишите.

    2)Рассмотрите карту современной России на стр. 111.  Какие народы живут на территории России сейчас. Запишите.

    Сделайте вывод. На территории России всегда……………………………

    3 группа.

    Рассмотрите рисунки в учебнике на стр. 54.  Обратите внимание на то, как выглядели дома, одежда, средства передвижения людей того времени. Чьими руками всё было сделано?

    Сравните дома, одежду и предметы быта людей XVI – XVII веков с теми, что окружают современного человека. Подумайте, где сейчас производится большая часть вещей, которыми мы пользуемся?

    Сделайте выводы, кратко запишите или зарисуйте их таблицу в строку «Быт людей».

    4-я группа (к заданию следует приложить: 1. Лист с незаполненной схемой в виде треугольника, разделённого по высоте на две части. Верхняя часть подписана «Знатные», нижняя – «Незнатные». 2. Рисунки на карточках: великий государь, боярин, дворянин, стрелец, крестьянин, ремесленник, купец).

    – Прочитайте текст на с. 52–56 от слов «В Московском государстве большинство людей жило в деревнях и селах» до слов «был на Красной площади и книжный ряд». С помощью текста и иллюстраций к нему подберите названия к рисункам на карточках.

    Поместите рисунки в схему-треугольник, распределяя на «знатных» и «незнатных».

    Сравните занятия и профессии людей Московского государства с занятиями и профессиями людей современной России:

    –        Все ли занятия и профессии сохранились до наших времен?

    –        Перечислите несколько современных занятий и профессий, которых не могло быть в Московской Руси.

    – Сделайте выводы, кратко запишите или зарисуйте их таблицу в строку «Занятия и профессии людей».

    5-я группа.

    – Прочитайте текст на с. 55–56 учебника – от слов «Самым большим городом…» до слов «…географические карты». Внимательно рассмотрите рисунки к тексту. Выполните задания:

    –        О каких достижениях и изобретениях людей периода Московского государства можно рассказать, пользуясь текстом и рисунками?

    –        Предположите, какими техническими приспособлениями воспользовались бы современные люди для выполнения той же работы, что делали люди Московского государства?

    Сделайте выводы о достижениях и возможностях людей Московского государства и людей современной России. Кратко запишите или зарисуйте их таблицу в строку «Достижения».

    Выступления групп:

    Мы считаем…
    Мы узнали…
    Мы выяснили…

    1 группа:
    Дети: Мы считаем, что ….
    Учитель: Открываем стр. 53 учебника и смотрим карту.
    СЛАЙД 14.
    Дети делают вывод, что изменилось в Российском государстве.


    2 группа:
    Дети: Мы выяснили, что в XVI веке на территории России жили….
    СЛАЙД 15.                                                                                                Сегодня….. Россия - …….

    3 группа:
    Дети: Мы узнали, что в XVI – XVII веках крестьяне жили в простых избах.

     СЛАЙД 16. 

      Учитель: Чем они занимались? Как одевались

     4 группа:

     Слайд 17.
    Дети: Мы узнали, что …    

    5 группа    Дети: Мы узнали, что …

    Группы, оцените свою работу по следующим критериям

    Слайд 18

        - Как вы думаете, кому приходилось больше работать? Почему? Какие еще есть отличия, кто заметил? (Иллюстрация на с.54)

     - Какой можно сделать вывод? (Тяжелее всех жилось крестьянам, они кроме подати (налога) государю, отдавали часть урожая своим господам. Бояре, дворяне, стрельцы, ремесленники жили в городах.) 

    Работа с учебником  иллюстрация с. 55-56.

    О каких достижениях  и изобретениях людей периода Московского государства можно рассказать.

    Ремесленники-купцы продавали свой товар.

    А много тогда продавали книг?

    Чтобы сделать их дешёвыми и доступными каждому человеку , московский мастер Иван Фёдоров начал их печатать.

    Это были учебники, наставления  в добрых делах, описания путешествий и даже географические карты.

                                                                                     

    Учит осознанному чтению с целью получения необходимой информации

    Развивает умение слушать и понимать устную речь других, формулировать и аргументировать собственное мнение

    Развивает умение строить монологическое высказывание с опорой на ключевые слова,

    умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе

    Дети отвечают на вопросы. Выделяют с помощью учителя  линии сравнения, проводят сравнение, делают выводы.

    Предметные:

    получение новых знаний по теме урока

    • Познавательные:

    систематизируют и анализируют информацию;

    строят монологическое высказывание с опорой на ключевые слова

    • Регулятивные:

    выполняют учебное задание в соответствии с целью

    Коммуникативные:

    вступают в учебное взаимодействие с учителем и участниками группы

    Выражение решения проблемы.

    Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что хотели выяснить?
    Скажите, похожи ли люди Московского государства на нас, современных людей? Докажите.
    Какой вывод мы можем сделать?

     Во времена Московского государства уровень науки и техники был ниже современного, но достижения были. Люди Московского государства славились трудолюбием, мастерством и мудростью. Современное общество во многом отличается от прежнего, но в людях по-прежнему ценятся мудрость, трудолюбие, преданность и другие достоинства.

    Учитель организует обсуждение, подводит уч-ся к нужному выводу.

    Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики делают нужные выводы.

    Регулятивные УУД

    1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

    2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    3. Прогнозировать

    предстоящую работу (составлять план).

    4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

    Применение нового знания

    Проверим наши знания. Откройте рабочую тетрадь на стр 21 найдите и выполните задание 1, 2.Проверьте по слайду. Поставьте знак «+» те ребята. Которые выполнили задания верно.

    А сейчас оцените работу своей группы. У вас лежат листы самооценки. Прочитайте критерии оценки, обсудите работу вашей группы и поставьте знак «+» в той графе, которая наиболее соответствует работе вашей группы

    Организует  детей, помогает правильно оценить работу.

    Дети выполняют самооценку

    Регулятивные УУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

    Домашнее задание.

    Учебник стр 52- 57 читать, Р.Т. стр 22 № 3, 4

    Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

    Рефлексия

    Расскажите о своих впечатлениях об уроке, продолжив предложения

    Сегодня я узнал….

    Было интересно….

    Было трудно…

    Я выполнял задания…

    Я понял, что…

    Теперь я могу…

    Я почувствовал, что…

    Я приобрел…

    Я научился…

    У меня получилось …

    Я смог…

    Я попробую…

    Меня удивило…

    Урок дал мне для жизни…

    Мне захотелось…



    Признаки.

    Россия XVI–XVII веков и её жители

    Россия начала XXI века и её жители

    Размер территории

    По сравнению с Древней Русью территория увеличилась в несколько раз.

    Размер территории почти не изменился. Отделилась небольшая территория на юго- западе, добавилась на Дальнем Востоке, есть выходы к Чёрному и Балтийскому морям.

    Народы

    Россию населяло множество народов.

    Множество народов продолжает жить на территории России.

    Дома, одежда, транспорт

    Предметы быта изготавливались вручную – самими крестьянами, ремесленниками. Дома и одежда знатных и незнатных людей сильно отличались.

    Сейчас многое изготавливается на фабриках и заводах. Дома и одежда изменились. Деления на знатных и незнатных сейчас нет, все люди могут купить или построить то, что им подходит.

    Занятия и профессии людей

    Великий государь. Бояре, дворяне, стрельцы, крестьяне. Ремесленники.Знатные и незнатные.

    Многие профессии и занятия исчезли, но появилось и много новых. Деления на знатных и незнатных сейчас не существует.

    Достижения

    Можно отметить сложные постройки, изготовление пушек, книгопечатание, умение составлять карты. Возможностей было немного (низкий уровень науки и техники), а достижения значительные.

    Современные люди совершают множество открытий, добиваются значительных успехов, но и возможностей сегодня гораздо больше (компьютеры, космические технологии и т.д.).

    Лист самооценки группы.  

    Поставьте   «+»  в графе, которая наиболее соответствует работе вашей группы

    Показатели

    Всегда

    Обычно

    Иногда

    Никогда

    1.Мы проверяли, все ли участники группы понимают, что нужно сделать

    2.Мы ответили на все вопросы

    3.Мы выясняли то, что нам было непонятно

    4.Мы помогали друг другу, чтобы все могли понять материал и применить его на практике

    5.Мы работали дружно. Никто не бездельничал и не отвлекался


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс

    Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цел...

    Конспект урока по окружающему миру "Природа - мой дом" 3 класс.

    "Природа — наш дом родной"расширить знания о природе;раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значениеприроды в жизни людей и желание беречь иохранять природу;формировать у...

    План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).

    Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...

    Конспект урока по окружающему миру: "Труд людей"

    Цели деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о профессиях, жизненно важных для каждого человека, и действиях, которые свойственны их представителям; способствовать развит...

    Конспект урока по окружающему миру на тему:«Природа в классе» 1 класс

    Цель урока: 1. Учащиеся имеют расширенное представление о комнатных цветах.2. Умеют различать комнатные растения...