Конспект урока по окружающему миру на тему "Родной дом- уголок Отчизны" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по окружающему миру
Тема: «Родной дом- уголок отчизны.».
Цели деятельности учителя: познакомить детей с разными значениями слова «мир», с трёхчастной структурой старинного дома как образа вселенной; с правилами совместной жизни в общем доме.
Планируемые результаты:
предметные:
- знать разные значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов своего края;
личностные:
- интерес к познанию окружающего мира;
- уважительное отношение к культурному многообразию человечества;
- понимание своей успешности при изучении темы.
Оборудование: Окружающий мир 3 кл: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Перспектива», 2ч.; Тип урока: открытие нового знания
№ | Этап урока | Время | Содержание урока | Деятельность учеников | УУД |
1. | Мотивационный | ≈3 | Приветствовать учителя, проговаривать девиз урока. | Р: принимают и сохраняют уч. задачу. | |
2. | Актуализация знаний | ≈1-2 | Но чтобы двигаться дальше и узнать тему нашего сегодняшнего занятия, нам нужно сначала проверить то, что вы уже знаете. - Что означают греческие слова "экос", "ойкос","ойкумена"? - Какими знаками и образами в народном творчестве обозначаются огонь, вода, воздух, земля? - Что вы узнали в 1 классе, о внешнем виде старинного крестьянского дома? | Отвечать на вопросы. Анализировать. | Л: мотивация к новому учебному материалу. |
3. | Постановка учебной задачи и её решение | ≈3 | - «Есть такая сказка, в которой молодой парень отправляется в путь по белу свету, чтобы заработать себе на хлеб. Его братья взяли с собой все деньги, какие были в их семье, какие-то важные вещи. А ему остался только гвоздь в стене. Парень не стал расстраиваться. Выдернул из стены гвоздь и вышел в путь с весёлой песенкой. Так получилось, что гвоздь этот оказал ему неоценимую помощь, выручал в самых сложных ситуациях. И вернулся домой парень счастливым, разбогатевшим, научившимся многим ремёслам. Очень удивились его братья и отец. А парень ответил, что ничего удивительного, ведь с ним был гвоздь из РОДНОГО ДОМА. Сказка так и называется — «Гвоздь из родного дома». - Мне хочется спросить вас, в чём же была сила этого гвоздя. - Как вам кажется? (Дети отвечают.) Что для каждого из вас значит сочетание «родной дом»? -Для меня это... (учитель говорит о воспоминаниях из детства, о своих ассоциациях) .Затем высказываются дети. - Как вы думаете, какая тема нашего урока? Тема: Родной дом- уголок отчизны -Почему мы сегодня вспоминаем об этом? | Отвечать на вопросы. Формулировать тему урока, определять цели и пути их достижения. | К: формулирование ответов; П: построение реч. высказываний; К: целеполагание; Л: мотивация |
4. | Решение частных задач | ≈25 | -Конечно, мы жители вселенной, жители мира. Но мы не можем одновременно жить и в Африке, и в Антарктиде, и в ... (название населённого пункта), и на севере, и на юге. Каждый раз после уроков, после работы мы возвращаемся в какое-то небольшое, по сравнению с размерами вселенной, место. Именно это место мы и называем своим домом. Волшебный клубочек любви, тепла, уюта неизменно возвращает наши мысли к дому, о нём мы скучаем в путешествиях. Заголовок в нашем учебнике утверждает, что наш дом подобен вселенной, целому миру. Как вы это понимаете? -Можно ли квартиру, комнату, даже дом сравнить со всем мирозданием? Рассмотрите фотографии, может быть, они вам помогут. Чтение текста на с 4-5 -С чем можно сравнить старинный крестьянский дом? - Как, по народным преданиям, старинный дом рассказывал о мире? -Какими знаками и образами в народном творчестве обозначают огонь, воду, воздух, землю? - Предлагает кому-то из детей составить из названных знаков узор, каким бы ему хотелось украсить свой дом. -Ребята, в учебнике прозвучало ещё одно определение дома: уголок отчей земли, уголок Отчизны. -Как вы понимаете, что значит слова Отчизна, отчий? От какого слова они происходят? (Отец.) Почему мы назвали родной дом уголком Отчизны?» -Выполните первую часть задания 1 на с. 3 рабочей тетради. -Попробуем сделать вывод из первой части урока. У кого есть предложения? (Дети пробуют сформулировать вывод.) -Всё правильно. Моё предложение сводится к тому, что главная мысль нашей сегодняшней беседы — каждое наше жилище можно сравнить со вселенной. -Давайте тогда подумаем, как же сосуществуют наши вселенные на одной улице, в одном городе, посёлке. Рассуждать нам помогут вопросы. Происходит обсуждение с детьми вопросов: -Что является центром того города (села), где мы живём? -Есть ли там, где вы живёте, общие дела для пользы и радости всех? -Какие общие праздники отмечают жители нашего города (села), улицы, дома, где живёт каждый из вас? -Почему необходимо соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми? -Давайте сверим наше понимание с мнением учебника. Слушайте внимательно и постарайтесь отметить, в чём наши высказывания совпали, а в чём отличаются от вывода в учебнике». - Прочитайте самостоятельно текст учебника на с. 6—7. -Какие мысли они отметили как новые? Какие дела в старину решали всем миром?» А теперь выполните оставшуюся часть задания 1 в рабочей тетради. - Я предлагаю вам рассмотреть рисунки в рабочей тетради на с. 4—5 и составить устный рассказ по ним.. | Слушать учителя, Составлять план. Рисовать узор на доске, составлять рассказ- объяснение Отвечать на вопросы Читать самостоятельно текс в учебнике Выполнять задание в рабочей тетради Рассматривать иллюстрации | П: дополняют и расширяют знания; Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя; К: формулирование ответов; П: построение реч. высказываний. Л: учебно-познавательный интерес материалу. П.: поиск и извлечение информации |
5. | Закрепление | ≈3-4 | Найдите рублику "Обсудим" - Что является центром того города(села), где живёте вы? - Почему мы назвали родной уголком Отчизны? | Отвечают на вопросы. | К: уметь работать в парах, договариваться друг с другом, формулирование ответов |
6. | Итог урока. Рефлексия. | ≈5 | -Урок, посвящённый самому дорогому, самому уютному и тёплому месту на свете — нашему дому, подходит к концу. - Что вы нового узнали на уроке? - После школы всех нас ждёт встреча с родными стенами. Есть даже такая поговорка: «Дома и стены помогают». - И, как мы сегодня узнали, помогают даже и гвозди из родного дома. - Давайте унесём сегодня в нашей памяти несложные правила отношения к дому и его окрестностям. | Проводить рефлексию, самооценку, отвечать на вопросы. | П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л:самооценка,адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности требованиям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс
Подробный конспект урока + самоанализ урока....
Конспект урока по окружающему миру "Где на Земле теплее" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру "Где на Земле теплее" 2 класс ОС "Школа 2100"...
План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация
План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация...
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...
Конспект урока по окружающему миру во теме "Берегите воду!" (2 класс слабослышащие)Обобщающий урок
Обобщающий урок по окружающему миру. Задачи: урока воспитание бережного отношения к воде, знаний правил поведения на водоёмах; развитие произносительных навыков, связной монологическо...
конспект урока по окружающему миру Тема: «Родной дом – уголок Отчизны», 4 класс УМК "ПНШ"
Цели деятельности учителя: познакомить детей с разными значениями слова «мир», рассказать, как устроено внутреннее пространство старинного и современного домов, познакомить с новыми с...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 1 урок.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...