Конспект урока по окружающему миру на тему "Родной дом- уголок Отчизны" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Коновалова Елена Александровна

УМК"Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_dom-_ugolok_otchizny.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                   

                                           

Технологическая карта по окружающему миру

Тема:  «Родной дом- уголок отчизны.».

Цели деятельности учителя: познакомить детей с разными значениями слова «мир», с трёхчастной структурой старинного дома как образа вселенной; с правилами совместной жизни в общем доме.

Планируемые результаты:

предметные: 

  • знать разные значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов своего края; 

личностные:

  • интерес к познанию окружающего мира;
  • уважительное отношение к культурному многообразию человечества;
  • понимание своей успешности при изучении темы.

Оборудование: Окружающий мир 3 кл: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Перспектива», 2ч.;                                                                                                                                  Тип урока: открытие нового знания

Этап урока

Время

Содержание урока

Деятельность учеников

УУД

1.

Мотивационный

≈3

Приветствовать учителя, проговаривать девиз урока.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу.

2.

Актуализация знаний

≈1-2

Но чтобы двигаться дальше и узнать тему нашего сегодняшнего занятия, нам нужно сначала проверить то, что вы уже знаете.

- Что означают греческие слова "экос", "ойкос","ойкумена"?

- Какими знаками и образами в народном творчестве обозначаются огонь, вода, воздух, земля?

- Что вы узнали в 1 классе, о внешнем виде старинного крестьянского дома?

Отвечать на вопросы.

Анализировать.

Л: мотивация к новому

учебному материалу.

3.

Постановка учебной задачи и её решение

≈3

- «Есть такая сказка, в которой молодой парень отправляется в путь по белу свету, чтобы заработать себе на хлеб. Его братья взяли с собой все деньги, какие были в их семье, какие-то важные вещи. А ему остался только гвоздь в стене. Парень не стал расстраиваться. Выдернул из стены гвоздь и вышел в путь с весёлой песенкой. Так получилось, что гвоздь этот оказал ему неоценимую помощь, выручал в самых сложных ситуациях. И вернулся домой парень счастливым, разбогатевшим, научившимся многим ремёслам. Очень удивились его братья и отец. А парень ответил, что ничего удивительного, ведь с ним был гвоздь из РОДНОГО ДОМА. Сказка так и называется — «Гвоздь из родного дома».

- Мне хочется спросить вас, в чём же была сила этого гвоздя.

- Как вам кажется? (Дети отвечают.) Что для каждого из вас значит сочетание «родной дом»?

-Для меня это... (учитель говорит о воспоминаниях из детства, о своих ассоциациях) .Затем высказываются дети.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Тема: Родной дом- уголок отчизны

-Почему мы сегодня вспоминаем об этом?

Отвечать на вопросы.

Формулировать тему урока, определять цели и пути их достижения.

К: формулирование ответов;

П: построение реч. высказываний;

К: целеполагание;

Л: мотивация

4.

Решение частных задач

≈25

-Конечно, мы жители вселенной, жители мира. Но мы не можем одновременно жить и в Африке, и в Антарктиде, и в ... (название населённого пункта), и на севере, и на юге. Каждый раз после уроков, после работы мы возвращаемся в какое-то небольшое, по сравнению с размерами вселенной, место. Именно это место мы и называем своим домом. Волшебный клубочек любви, тепла, уюта неизменно возвращает наши мысли к дому, о нём мы скучаем в путешествиях.

Заголовок в нашем учебнике утверждает, что наш дом подобен вселенной, целому миру. Как вы это понимаете?      

-Можно ли квартиру, комнату, даже дом сравнить со всем мирозданием? Рассмотрите фотографии, может быть, они вам помогут.

Чтение текста на с 4-5

-С чем можно сравнить старинный крестьянский дом?

- Как, по народным преданиям, старинный дом рассказывал о мире?

-Какими знаками и образами в народном творчестве обозначают огонь, воду, воздух, землю?

- Предлагает кому-то из детей составить из названных знаков узор, каким бы ему хотелось украсить свой дом.

-Ребята, в учебнике прозвучало ещё одно определение дома: уголок отчей земли, уголок Отчизны.

-Как вы понимаете, что значит слова Отчизна, отчий? От какого слова они происходят? (Отец.) Почему мы назвали родной дом уголком Отчизны?»

-Выполните первую часть задания 1 на с. 3 рабочей тетради.

-Попробуем сделать вывод из первой части урока. У кого есть предложения? (Дети пробуют сформулировать вывод.)

-Всё правильно. Моё предложение сводится к тому, что главная мысль нашей сегодняшней беседы — каждое наше жилище можно сравнить со вселенной.

-Давайте тогда подумаем, как же сосуществуют наши вселенные на одной улице, в одном городе, посёлке. Рассуждать нам помогут вопросы.

Происходит обсуждение с детьми вопросов:

-Что является центром того города (села), где мы живём?

-Есть ли там, где вы живёте, общие дела для пользы и радости всех?

-Какие общие праздники отмечают жители нашего города (села), улицы, дома, где живёт каждый из вас?

-Почему необходимо соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми?

-Давайте сверим наше понимание с мнением учебника. Слушайте внимательно и постарайтесь отметить, в чём наши высказывания совпали, а в чём отличаются от вывода в учебнике».

- Прочитайте самостоятельно текст учебника на с. 6—7.

-Какие мысли они отметили как новые? Какие дела в старину решали всем миром?»

А теперь  выполните  оставшуюся часть задания 1 в рабочей тетради.

- Я  предлагаю вам рассмотреть рисунки в рабочей тетради на с. 4—5 и составить устный рассказ по ним..

Слушать учителя,

Составлять план.

Рисовать узор на доске, составлять рассказ- объяснение

Отвечать на вопросы

Читать самостоятельно текс в учебнике

Выполнять задание в рабочей тетради

Рассматривать иллюстрации

П: дополняют и расширяют знания;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя;

К: формулирование ответов;

П: построение реч. высказываний.

Л: учебно-познавательный интерес материалу.

П.: поиск и извлечение информации

5.

Закрепление

≈3-4

Найдите рублику "Обсудим"

- Что является центром того города(села), где живёте вы?

- Почему мы назвали родной уголком Отчизны?

Отвечают на вопросы.

К: уметь работать в парах, договариваться друг с другом, формулирование ответов

6.

Итог урока. Рефлексия.

≈5

-Урок, посвящённый самому дорогому, самому уютному и тёплому месту на свете — нашему дому, подходит к концу.

- Что вы нового узнали на уроке?

- После школы всех нас ждёт встреча с родными стенами. Есть даже такая поговорка: «Дома и стены помогают».

- И, как мы сегодня узнали, помогают даже и гвозди из родного дома.

- Давайте унесём сегодня в нашей памяти несложные правила отношения к дому и его окрестностям.

Проводить рефлексию, самооценку, отвечать на вопросы.

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Л:самооценка,адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс

Подробный конспект урока + самоанализ урока....

Конспект урока по окружающему миру "Где на Земле теплее" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Где на Земле теплее" 2 класс ОС "Школа 2100"...

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру во теме "Берегите воду!" (2 класс слабослышащие)Обобщающий урок

Обобщающий урок по окружающему миру. Задачи: урока  воспитание бережного отношения к воде, знаний  правил поведения на водоёмах; развитие произносительных навыков, связной монологическо...

конспект урока по окружающему миру Тема: «Родной дом – уголок Отчизны», 4 класс УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: познакомить детей с разными значениями слова «мир», рассказать, как устроено внутреннее пространство старинного и современного домов, познакомить с новыми с...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 1 урок.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...