Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Домашние опасности" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Хурамжина Екатерина Сергеевна

Тема урока: «Домашние опасности»

Цели деятельности учителя:

  1. дать ученикам общее представление об опасных ситуациях дома;
  2. развитие мышления, логики, умения сравнивать и делать выводы; развитие речи;
  3. развитие умений распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
  4. развитие умений правильно действовать в таких ситуациях и как их избежать;
  5. формировать мотивы к безопасному поведению в доме.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приёмами творческого самовыражения;
  • делать выводы из изученного материала; работать в группе.

Предметные:

  • Узнать правила безопасного поведения в быту;
  • Определить опасные ситуации и не допускать их дома.

 Метопредметные:

  • научатся распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
  • научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов;  

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков; рабочая тетрадь А.А. Плешаков; презентация; карточки с заданиями; материалы для деления учащихся на группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: № 4                                                                                                                     Учитель: Егорова С. В.  _____________

Класс: 2 «а»

Кабинет: 314

Дата: 18. 01. 16                                                                                                                  Методист: Горечёва С. Л. ____________

                                                                                                                                            Студент: Хурамжина Е. С.

        

Тема урока: «Домашние опасности»

Цели деятельности учителя:

  1. дать ученикам общее представление об опасных ситуациях дома;
  2. развитие мышления, логики, умения сравнивать и делать выводы; развитие речи;
  3. развитие умений распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
  4. развитие умений правильно действовать в таких ситуациях и как их избежать;
  5. формировать мотивы к безопасному поведению в доме.

Планируемые результаты:

Личностные: 

  • стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приёмами творческого самовыражения;
  • делать выводы из изученного материала; работать в группе. 

Предметные: 

  • Узнать правила безопасного поведения в быту;
  • Определить опасные ситуации и не допускать их дома.

 Метопредметные: 

  • научатся распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
  • научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов;  

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков; рабочая тетрадь А.А. Плешаков; презентация; карточки с заданиями; материалы для деления учащихся на группы.

Этап урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент

1 мин.

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я.

- Можете садиться. Давайте для начала послушаем стихотворение.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку

слушают стихотворение, выдвигают свои предположения

Умение слушать

  1. Подготовка к основному этапу занятий:

  1. Мотивационный этап;
  2. Постановка целей

2 мин.

1 мин.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

- Ребята, посмотрите на слайд и отгадайте загадки.

 «Свинка спряталась за стенкой

Лишь снаружи пятачок.

Сунешь штепсельную вилку,

И зажжется ночничок.

Ответ: Розетка; (Слайд: 1)

Раскалён. Паром пыхтит.
На работе он сердит.
Разгладил ровно стрелки брюк.
Помощника зовут...

Ответ: Утюг (Слайд: 2)

Приготовлю на обед:
Суп гороховый, омлет
И картошечку сварю -
Всю семью я накормлю.
Только газ зажги во мне,
Всё сготовлю на огне!

Ответ: Плита (Слайд: 3);

-Безопасны эти предметы в использовании? (Нет)

- Как необходимо себя вести с этими предметами дома, что бы не пришла беда? ((Слайд: 4) вентиль газа  не оставлять открытым после использования плиты, отключать утюг из розетки после использования, а также все остальные электроприборы перед уходом)

- Молодцы!

- Ребята, послушайте ситуацию и подскажите герою, как поступить.

(Слайд: 5) Маша помогала маме готовить вкусный суп. Мама ненадолго вышла из кухни и оставила Машу одну. Суп приготовился и Маше нужно было его убрать с плиты. Как Маше нужно поступить, чтобы не обжечься?

- (Слайд: 6) Оля пришла со школы и решила приготовить яичницу, никого не было дома. Она налила много подсолнечного масла бросила яйца в сковородку и ушла смотреть мультфильмы, а потом и вовсе забыла, что готовит. Вдруг Оля почувствовала запах гари и увидела густой дым. Прибежала на кухню, а там разгорелся сильный пожар. Как Оле нужно поступить, чтобы избежать этого происшествия? И как ей поступить в данной ситуации? 

- Ребята, теперь, подумайте хорошенько, какая тема сегодняшнего урока? (Домашние опасности.) (Слайд 7)

- Какие цели мы можем поставить на урок? (Слайд 8)

  1. иметь представление об опасных ситуациях дома и знать основные правила безопасного поведения в быту;
  2. развивать умения предвидеть и распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
  3. научиться  правильно, действовать в таких ситуациях и знать, как их избежать.

В конце урока, мы вернемся к целям,  и вы сами дадите себе оценку.

 - Откройте учебники на стр. 18. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Рассмотреть фотографии и рисунок. Посмотреть и объяснить, чем могут быть опасны изображенные предметы? Как нужно с ними обращаться?)

- Что изображено на первой фотографии? (Плита на которой стоят кастрюля и сковородка) Чем могут быть опасны эти предметы? (Если убирать с плиты эти предметы голыми руками можно обжечься. Или случайно задеть, опрокинуть и вылить все содержимое на себя.) Как нужно обращаться с этими предметами? (Убирать их с плиты беря в руки кухонное полотенце или специальную рукавичку)

- Что изображено на втором рисунке? (Балкон с открытым окном) Чем опасно открытое окно и  балкон? (Если высовываться из окна или сидеть окне или на  балконе высунув ноги, можно упасть и сломать руки, ноги, шею) Как нужно вести себя около открытого окна? (Не высовываться из окна, не зализать на подоконник и не в коем случае не свешивать ноги из окна!) 

- Что изображено на третьей фотографии? ( Соковыжималка) А чем она может быть опасна? (Нельзя засовывать пальцы в соковыжималку. Могут пострадать пальцы рук)

- Что изображено на четвертой фотографии? (Бутылка с уксусом) Чем опасен этот предмет? (Уксусом можно отравиться и частично или полностью потерять голос и затруднить дыхание в  придачу) Как нужно пользоваться уксусом? (Не в коем случае не трогать уксус! Его могут использовать только родители) 

- Теперь перечислите оставшиеся картинки по цепочке. Чем эти предметы опасны и как ими нужно правильно пользоваться? За правильные ответы, я буду выдавать жетончики. (Ответы: ножницы и иглы:  можно пораниться; утюг: ожог; розетка: удар током; гвозди: пораниться; лекарства: отравления; нож – порезаться)

- Сейчас вы будите работать в группах.

Прочитайте текст на странице 19 и сформулируйте правила, которые нужно соблюдать дома. Придумайте условные знаки наподобие дорожных к этим правилам и нарисуйте их на листочке, который я выдам каждой группе. На работу в группах я даю вам 5 минут.  

- Теперь по очереди, каждая группа выберет одного выступающего. Выйдите к доске покажите знаки, которые вы нарисовали и расскажите, что они обозначают. За эту работу, я поставлю отметки в дневники.

- Ребята, посмотрите внимательно, все ли знаки были указаны в этой работе?

Озвучивает тему урока Уточняет понимание учащимися поставленных задач;

формулирует задачи урока;

объявляет: цели урока, выдвигает проблему, формулирует задания, контролирует выполнение работы;

Уточняет понимание учащимися поставленных задач;

Озвучивает тему урока

Спрашивать значение слов

Ставит учебную задачу;

Слушают учителя, отвечают на вопросы, предполагают цели, ставят проблем урока; работают с учебником

Слушают учителя, отвечают на вопросы, предполагают цели, ставят проблем урока;

Принимает задачи урока, анализируют, отвечают на вопросы учителя

Думать над значением слов;

 

Принимают учебную задачу

Проверка знаний учащихся.

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Осладение базовыми  предметными, межпрдметными понятиями, отражающими существенные связи  и отношение между обектами и процессами

строят рассуждения

Слушают, вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении;

Формулировать собственную позицию

  1. Физкульт минутка

1 мин.

-  Я вижу, что вы немного устали. Вставайте со своих мест и давайте делать упражнения. Наберемся сил и энергии и будем продолжать!

Повторяйте движения за персонажем.

  1.  Изучение нового материала

5 мин.

7 мин.

10 мин.

5 мин.

-Откройте страницу 20 и прочитайте задание. Что нужно сделать? (Рассмотреть знаки, которые предложили герои, определить, к каким правилам они относятся. Сравнить их с теми знаками, которые вы нарисовали в группах) С данным заданием поработайте в парах. Те ребята, кто первый справиться с заданием и правильно ответят получат жетончики.

- На странице 21 прочитайте текст громко, четко. Кто хочет прочитать текст выделенный жирным шрифтом?

- Теперь ответьте на вопросы из учебника. За правильные ответы, я поставлю отметки.

- Кто хочет прочитать и ответить на первый вопрос? Поднимите руку. (1. Какую опасность представляют окно и балкон?) (Ответ: Не высовываться из окна, не зализать на подоконник и не в коем случае не свешивать ноги из окна!)

(2. Как обращаться с электроприборами? Ответ: не прикасаться к оголенным проводам;

  1. Нельзя  играть у розеток, втыкать в них шпильки, булавки, дергать провода, так как это может привести к поражению током.
  2. Нельзя вешать одежду и другие вещи на выключатели, ролики и провода, так как провода могут оборваться. Коснувшись один другого, они вызовут пожар.
  3. Категорически запрещается пользоваться бытовыми электроприборами, по корпусу которых проходит ток (прибор «кусается»). Штепсельную вилку при включении и выключении приборов нужно брать за пластмассовую колодку, а не за провод.
  4. Приборы, в которых кипятят воду, готовят пищу (электрочайники, кастрюли), нельзя включать в сеть пустыми. Их нужно наполнить водой не меньше чем наодну треть. Когда наливают воду в чайник или кастрюлю, они должны быть обязательно выключены.
  5. Нужно следить также и за тем, чтобы шнуры, снятые с приборов, не оставались присоединенными к штепсельной розетке, потому что при случайном прикосновении к ним возможно поражение током.
  6. Включать и выключать любой электробытовой прибор нужно одной рукой, желательно правой, не касаясь при этом водопроводных, газовых и отопительных труб.
  7. Чтобы избежать пожара, бытовые электроприборы нужно устанавливать на специальных подставках (керамических, металлических или из асбеста) и на безопасном расстоянии от легко загорающихся предметов (занавесей, портьер, скатертей).
  8. Нельзя оставлять включенные электроприборы без надзора взрослых. Это может привести к пожару.

- 3. Как избежать ожогов? (Ответ: не играйте на кухне, когда там готовят; не прикасаться к горячим, раскаленным предметам; Закончив гладить утюгом, никогда не оставляйте горячий утюг на гладильной доске, если у вас есть дети. Уберите его в безопасное место, подальше от тканей. Сверните провод, чтобы он не свисал вниз, потому что маленькие дети могут за него потянуть.

- Сейчас я вам расскажу про домашнюю аптечку.

Домашняя аптечка будет полезна лишь в том случае, если, помимо перевязочных материалов, в ней будут лекарственные препараты, применяемые в экстренных случаях. Аптечку следует хранить в прохладном, недоступном для детей месте. Важно также, чтобы на каждой коробочке была этикетка с названием и сроком годности содержимого.

Рекомендуется покупать лишь необходимое количество лекарственных препаратов, не делая запасов, так как длительное хранение приводит к различным химическим изменениям в них.

Содержание домашней аптечки во многом зависит от того, какого возраста люди ею пользуются, какими хроническими заболеваниями они страдают и т.д. Дома очень удобно иметь готовый набор по оказанию первой помощи. Не следует полагать, что нижеуказанные рекомендации являются единственно правильными. Посоветуйтесь с семейным врачом. 

Уточняет понимание учащимися поставленных;

формулирует задачи урока;

Принимает задачи урока, анализируют, отвечают на вопросы учителя

Определение основной информации;

Формулировать собственную позицию

Каждый человек стремится обустроить свой дом как можно уютнее и     удобнее. И в этом ему помогает то, о чём говорится в следующей загадке.

             ( Показ загадки на слайде 9):

                Кто меня не бережётся,

               Тот так скоро обожжётся.)

 Но огонь бывает разный. Он может быть добрым, а может быть и злым.

- Огонь может быть и врагом человека. Когда же мы говорим, что огонь – враг человека? ( Ответы детей.) ( Пожар(Слайд: 10 )

- А что такое пожар? (предположения детей)

(Электронное приложение с определением пожара)

- Где же может произойти пожар? (Ответы детей)

Откройте учебник на странице 22 и прослушайте историю. Читать историю на стр 22.

Показ слайдов 11; 12: огонь-враг (в доме, в лесу))

- Послушайте стихотворение и определите, где происходит этот пожар?

- Послушайте стихотворение.

Пожар отклокотал и умер.

И  умер лес, отзеленел…

Медведь ушёл, удрали зайцы,

Хватили горя комары.

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары.

Стоял, как братская могила,

Безрукий, безволосый лес!

Что ни пихта - иссякла сила,

И что ни лиственница-крест!

Я уходил из этой жути

С большой тревогой за людей…

Не люди лес сожгли, не люди!

Не человек…Злодей, злодей.

     Беседа по содержанию стихотворения:

1.Чем вас впечатлило это стихотворение?

2. Какое влияние оказывает пожар на жителей леса?

 3. Предложите основные мероприятия по охране леса от  пожара.

- Откройте учебники на странице 22. Кто хочет громко, красиво прочесть текст стр. 22 -23. Я выберу 3 человек.
- Откройте рабочие тетради на странице 15 и выполните в парах №1. Я проверю знакомы ли вы с правилами безопасности.

(Внимательно прочитайте памятку, которую пожарный раздал ребятам и заполните пропуски.) После, мы с вами проверим. Кто затрудняется, можете пользоваться учебником.

- Кто не понял, что нужно сделать?

- На это задание я вам даю 2 минуты.

- Я спрошу ту пару, которая первая правильно выполнит задание. За правильный ответ, получите жетончики.

- Ребята, теперь откройте учебники на странице 23 и самостоятельно снова прочитайте памятку. Постарайтесь запомнить.

- Ребята давайте поработаем над еще одним интересным заданием. Посмотрите на экран. Поднимите руку те, кто из вас знает, по какому номеру нужно звонить, чтобы вызвать пожарных?

            (Работа с электронным приложенеим: звонить 01)

- Ребята открйте уебники на странице 25 и прочитайте задание № 1.

- Кто расскажет мне, для чего нужны эти предметы  Ребята эти два примера называются приметами. Люди, еще с древности определили связь живой и неживой природы. Все живые существа чувствуют влияние неживой природы. Смена дня и ночи влияет на жизнь животных. Рано утром начинают петь птицы, а ночью все птицы и насекомые, кроме совы ложатся спать. Зато, только ночью появляются светлячки.

- Кто хочет прочесть текст выделенный жирным шрифтом на странице 25?

- Ответьте на вопросы на отметку на странице 25. Кто хочет ответить на первый вопрос?

Формирует задание

Уточняет понимание учащимися поставленных;

формулирует задание;

формулирует задания, контролирует выполнение работы;

Принимает задачи урока, анализируют, отвечают на вопросы учителя

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Осладение базовыми  предметными, межпрдметными понятиями, отражающими существенные связи  и отношение между обектами и процессами

Слушают, вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении;

  1. Домашняя работа

1 мин.

-(Слайд:) Ребята, запишите домашнее задание в дневники. Р. Т. Стр. 12 № 1 № 2; стр. 16 № 4.

Даёт домашнее задание

Записывают домашнее задание

  1. Итог урока, Рефлексия

5 мин.

- Какие чувства и ощущения возникали у вас во время урока, что вы поняли?

- Какие трудности встретились во время выполнения задания, и как вы их преодолевали (пытались преодолеть)?

- Какие вопросы, возникли в связи с выполняемым заданием?

- Кто может ещё раз сформулировать цели нашего урока?

- Что нового узнали об опасностях, подстерегающих вас дома

- Ребята, мне было интересно работать с вами. Вы замечательные и умные дети. 

Подводит учащихся к выводам о проделанной работе

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Оценивать результаты работы

Осуществлять личностную и познавательную рефлексию


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Домашние опасности

Слайд 3

Цели: иметь представление об опасных ситуациях дома и знать основные правила безопасного поведения в быту; развивать умения предвидеть и распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; научиться правильно, действовать в таких ситуациях и знать, как их избежать;

Слайд 4

Кто меня не бережётся, Тот так скоро обожжётся.

Слайд 8

Домашнее задание Р / т стр. 12 № 1; № 2; стр. 16 № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока окружающего мира "Строение тела человека" и мультимедийная презентация) 2 класс

Тема урока: «Строение тела человека»Цели урока: познакомить с внешним и внутренним строением тела че¬ловека, основными внутренними органами и их функциями; нау¬чить определять местонахождение основных...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Вычитание вида 52-23" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: математика Класс: 2 «а» Тема урока: «Вычитание вида 52-24» Цели деятельности учителя: познакомить с приёмом вычитания вида «52-24»; совершенствовать навыки устного счёта и умения решать соста...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Конкретный смысл действия умножения" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Конкретный смысл действия умножения»Цели деятельности учителя: раскрыть конкретный смысл действия умножения, как сложение одинаковых слагаемых, развивать ло...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ЛЧ В.Осеева «Волшебное слово» и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: В.Осеева «Волшебное слово»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой; учить делить текст на части, составлять план, перес...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ЛЧ "Я и мои друзья" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Я и мои друзья»Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о друж­бе; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, по­л...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Закрепление изученного. Решение задач" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: МатематикаКласс: 2Тема урока: «Закрепление изученного. Решение задач»Цели урока: закрепить знания компонентов и результата умножения, умение решать задачи на нахождение произведения; совершен...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Умножение единицы и нуля" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Умножение единицы и нуля»Цели деятельности учителя: познакомить с приёмами умножения на нуль и единицу; развивать внимание, логическое мышление; прививать т...