Индивидуальная рабочая программа по математике для учащихся с диагнозам F 71.
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Программа по математике 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_po_matem_vasyok.docx41.22 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                       

                      ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

           по учебному предмету  «Математика» для учащихся с ОВЗ с

умеренной умственной отсталостью для 2 класса на 2015-2016 учебный год.

Выполнила:

Ибрагимова Зульфия Салиховна

                                                    учитель начальных классов

                                                                   Казенное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Ларьякская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»    

Статус документа

Настоящая индивидуальная рабочая программа по математике для 2 класса    создана на основе федерального компонента базисного учебного плана для специальных коррекционных школ 8 вида, а также на основе  утвержденного Департаментом образования и науки  ХМАО-Югры, учебного плана  КОУ «Ларьякской  школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями  здоровья» на 2015-2016 учебный год.  

При составлении программы были использованы:

- Программы для 0-4 классов «Особый ребенок» специальных  (коррекционных)   образовательных    учреждений    VІІІ  вида    под  редакцией  Худенко Е.Д., Баряевой Л.Б., Шаховской С.Н., Шоркиной Т.Д., Каданцевой Г.А.,  Маруновой Л.А., Никитиной Н.В. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

- Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред. В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.

Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для педагогических работников специальных /коррекционных/ школ VIII вида..

Пояснительная записка

  1. Характеристика возможностей учащейся 2 класса.

     При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные особенности ребенка Василисы К.    

Целью обучения девочки  математике является привитие системы таких знаний, умений и навыков, которые являются действенными, практически ценными и обеспечивали подготовку ребенка с умеренной умственной отсталостью к социально - трудовой деятельности.

У Василисы   очень глубоко, грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении ее математическим представлениям. У девочки наблюдается выраженное  недоразвитие всех сторон речи – фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи. Она  испытывает стойкие затруднения в назывании слов. У нее не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа,  не может овладеть  конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для нее отсутствует. Малоспособна к самостоятельной целенаправленной длительной деятельности, вследствие имеющихся нарушений в познавательных процессах и эмоционально - волевой сфере. Может выполнять простейшие поэтапные действия только со взрослым. Самостоятельные действия отсутствуют. Не удерживает внимание и память при выполнении действий, не может оценить конечный результат. В тоже время радуется похвале (улыбке взрослого, одобрению и др.).

Цель рабочей программы по математике подготовка обучающейся с ОВЗ с диагнозом умеренной умственной отсталостью (F71) к жизни в  обществе и переходу на следующую ступень получения образования.

  1. Задачи программы:
  • развивать речь ребенка, обогащать её математической терминологией;
  • формировать элементарные геометрические представления;
  • познакомить учащихся с числовым рядом от 1 – 5;
  • учить выделять    простейшие свойства предметов;
  • учить ориентироваться в учебнике, в тетради, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
  • научить ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).  
  1. Новизна программы заключается в том, что соответствии особенностями  учащейся Василисы К., она учитывает конкретные возрастные, умственные  и психологические возможности данного ребенка и составлена на основе результатов педагогического обследования.
  2. Содержание программы.

         Данная программа составлена с учетом возможностей данного ребенка.  

Обучение математике организуется для Василисы  на практическо-наглядной основе и  тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, с целью подготовки учащейся  к овладению социально - трудовыми знаниями и навыками

Содержание обучения математике для детей с умеренной  умственной отсталостью (F71) базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.

        С позиции принципа доступности рассматривается предъявляемый ребенку учебный материал каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме.

        Привлечение жизненного опыта, является важнейшим фактором в организации обучения детей с умеренной  умственной отсталостью.

Процесс обучения организуется на практической и наглядной основе. С позиции этих принципов в программу введены разделы «Работа с величинами», «Количественные и пространственные представления», «Понятия о  геометрических фигурах», «Понятия веса и времени» и «Числовой ряд в пределах от 1 до 5».

         В течение всего года, занятия по формированию элементарных математических представлений  состоят из нескольких частей, которые включают формирование различных математических представлений.

        Эти уроки  направлены на уточнение уровня сформированности у учащейся элементарных математических представлений, формирование у ребенка  положительного эмоционального отношения к урокам математики; развитие интереса и положительного отношения к счетному материалу и к математическим действиям; формирование и закрепление у учащейся социально-бытовых навыков.

V.     Пути реализации программы:

1. Программа  реализуется на основе педагогического обследования.

 2. Разработка календарно-тематического планирования, согласно содержанию

     программы и основных требований к ЗУН учащей.

     3. Проведение  занятий согласно планированию.

 4. Проведение практических занятий (лепка, конструирование, рисование).

 5. Проведение игровых занятий.

 6. Работа с электронным дидактическим материалом.

VI.   Формы и методы работы.

Программа по математике включает различные формы,  методы и приемы педагогической работы с использованием коррекционно-развивающего обучения и индивидуального подхода, игровых технологий, а также ИКТ.

 Обучение необходимо проводить с опорой на имеющийся жизненный опыт, с применением наглядного метода обучения. Словесные методы являются основной формой общения учителя с ученицей. К ним относятся, рассказ, объяснение, беседа. Работа с учебником также является  одним  из действенных методов овладения учебным материалом. А метод демонстрации позволяет развивать элементарные представления учащихся, учит детей наблюдать предметы, явления, выделять в них основные черты, сравнивать и пр.

   VII.  Условия реализации программы.

Дисциплина «Математика» входит в образовательную область «Математика» и изучается школьниками на всех годах школьного обучения. В соответствии с адаптированной основной образовательной программой школы, рабочая программа по математике рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю (34 учебные недели).

  VIII. Структура документа.

      Программа  по учебному предмету  «Математика» для учащихся с ОВЗ с умеренной умственной отсталостью для 2 класса на 2015-2016 учебный год представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Краткое описание программы.
  3. Формы работы.
  4. Требования к уровню подготовки учащихся.
  5. Учебный план.
  6. Тематическое содержание программы.
  7. Литература.

   XI. Структура занятия.

1.Орг. момент;

     2.Введение в тему;

     3.Изучение нового;

     4.Обобщение;

     5.Итог урока.

 X. Требования к знаниям, умениям.

Знать

Уметь

Понятие о величине

сравнивать 2-3 предмета по величине, «на глаз», «на руку», методом наложения; уметь выделять  существенные, общие и отличительных свойства предметов и  расположение  предметов в порядке возрастания, убывания.

Понятие о количестве.

оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях «на глаз», объяснять результат  путём установления взаимно- однозначного соответствия; выделять лишние, недостающие предметы; увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объём  жидкости, сыпучего вещества;

Пространственные представления

определять положение предметов в пространстве относительно себя,  друг друга, а также помещать предметы в указанное положение; ориентироваться на листе бумаги (можно с помощью педагога); различать  правую и левую руки;  пространственные направления относительно себя:  справа, слева, сзади, впереди, вверху, внизу;

Понятие веса.

сравнивать  2- 3 предмета  по  массе;

Геометрический материал.

узнавать классифицировать геометрические фигуры с помощью педагога, определять форму знакомых предметов; собирать геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей (по упрощённой схеме); составлять геометрические фигуры из счётных палочек;

Сравнение  предметных совокупностей.

сравнивать 2-4 предмета по величине методом наложения, «на глаз»: больше, меньше, равные, одинаковые; сравнивать  по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов;

Временные  понятия.

Определять понятия утро, день, вечер, ночь, сегодня, завтра.

Число и цифра: 1,

Счет в пределах 1; Образование числа 1; Присчитывание и отсчитывание по 1. Написание цифр1

Число цифра: 2

Счет в пределах 2;образование числа 2; Присчитывание и отсчитывание по 1. Написание цифр 2.

Число и цифра: 3.

Счет в пределах 3;образование числа 3;присчитывание и отсчитывание по 1 до 3;Написание цифр 3. Знаки сложения и вычитания.

Число и цифра: 4

Счет в пределах 4;образование числа 4;присчитывание и отсчитывание по 1до 4;написание цифр 4.

Число и цифра: 5

Написание цифр 5.

                 XI. Перспективы и критерии результативности:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс);
  • обращаться за помощью и принимать помощь,  слушать и  пытаться и совместно выполнять  простейшие инструкции к учебному заданию в разных видах деятельности;
  • входить и выходить из учебного помещения со звонком,  ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) пользоваться учебной мебелью;
  • работать с учебными принадлежностями, инструментами и организовывать рабочее место;
  • выделять    простейшие свойства предметов;
  • ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
  •   использовать в своей деятельности простейшие инструменты: линейку; чертить прямую  (с помощью учителя);
  • чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по шаблону.

XII. Учебно-тематический план

Наименование темы

К–во часов

Дочисловой период.

1

Диагностика

4

2

Понятие о величине

12

3

Понятие о количестве.

4

4

Пространственные представления

8

5

Понятие веса.

8

6

Геометрический материал.

18

7

Сравнение  предметных совокупностей.

12

8

Временные представления.

8

Основной период. Числа1 – 5.

9

Число и цифра: 1,

14

10

Число цифра: 2

10

11

Число и цифра: 3.

16

12

Число и цифра: 4

14

13

Число и цифра: 5

8

Итого.

136

XIII.    Тематическое планирование

Тема

Тематическое содержание

К-во ч.

1

Диагностика.

Выявить знания, умения, навыки уч-ся.  

4

    Понятие о величине                                                                                                    12                      

2

Понятия: большой – маленький, больше -меньше, одинаковые (равные).

Знакомство с понятием «сравнение» предметов по разным признакам. Сравнение предметов по величине. Нахождение в ближайшем окружении одинаковых предметов и одного предмета. Выделение  существенных, общих и отличительных свойства предметов и  расположение  предметов в порядке возрастания, убывания.

Сравнение  предметов по разным признакам, нахождение  признака сходства и различия и выражение их в речи

2

3

Понятия:  длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые (равные).

2

4

Понятия: высокий – низкий, выше – ниже, одинаковые (равные).

2

5

Понятия: широкий - узкий, шире - уже (одинаковые).

2

6

Толстый – тонкий, толще – тоньше, одинаковой (равной) толщины.

2

7

Глубокий – мелкий, глубже – мельче, тяжелее – легче, одинаковые (равные).

2

Понятие о количестве.                                                                                                     4

8

Понятия о количестве: много – мало, больше – меньше, несколько, столько же.

Уточнение понятий «больше – меньше».

Установление равно численности  двух совокупностей с помощью соответствия.

4

Пространственные представления.                                                                                8

9

Пространственные представления: верхний – нижний, вверху – внизу, выше – ниже.

Знакомство с пространственными отношениями. Умение ориентироваться на листке, в классе.

2

10

Пространственные представления: правый – левый, справа – слева.

Знакомство с пространственными отношениями. Умение ориентироваться на листке, в классе

2

11

Пространственные представления: дальше – ближе, рядом, около, между, посередине.

Умение ориентироваться в классе. Знакомство с пространственными отношениями. Умение ориентироваться на листке, в классе

2

12

Пространственные представления: впереди – позади, вперёд – назад.

Различать правую и левую части тела, понимать отношения «далеко», «близко», «вперед», «назад»

2

Понятие веса.                                                                                                         8

13

Понятия веса: тяжёлый – лёгкий, тяжелее – легче.

Учить сравнивать предметы по весу, используя манипуляции с различными предметами

4

14

Повторение и закрепление пройденного.

2

15

Проверочная работа.

Работа над ошибками.

Контроль ЗУН, корректировка знаний, умений.

2

Геометрический материал.                                                                                             18

16

Геометрическая  фигура. Круг.

Знакомство с геометрическими фигурами.  

распознавание : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Изображение геометрических фигур по опорным точкам, обводка по их трафарету, штриховка, раскрашивание. Вырезание по контуру, и выполнение аппликации.   Классифицирование и объединение  в группы  по признакам

2

17

Геометрическая фигура. Квадрат.

2

18

Геометрическая  фигура. Треугольник.

2

19

Геометрическая  фигура. Овал.

2

20

Геометрическая  фигура. Прямоугольник.

2

21

Геометрический материал.

Шар.

Иметь представления  о понятиях «шар», «круг»; различать круг и шар; выделять предметы похожие на шар.

2

22

Геометрический материал

Куб.

Иметь представление о понятиях «куб», «квадрат»; отличать  куб от квадрата;  выделять предметы похожие на куб.

2

23

Соотнесение плоскостных и объемных фигур.

Иметь представление о геометрических фигурах и телах.

2

24

Проверочная работа.

Работа над ошибками.

Контроль ЗУН, корректировка.

2

Сравнение  предметных совокупностей.                                                                  12

25

Свойства предметов, их сравнение.   Соотнесение предметов по количеству путём наложения и приложения.

Называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие ,группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя.

2

Временные представления                                                                                           8

26

Ориентировка во времени. Утро, день, вечер, ночь – сутки.

Знакомство с  названием частей суток, их последовательностью.

2

27

Ориентировка во времени.  Понятия   сегодня, завтра, вчера, следующий день.

  Знакомство с  понятиями  сегодня, завтра, вчера, следующий день и   их последовательностью.

2

28

Ориентировка во времени. Давно, недавно.

Знакомство с  названием частей суток, их последовательностью.

2

29

Контрольная работа.

Работа над ошибками.

 Контроль ЗУН, корректировка знаний, умений.

2

Число и цифра 1.                                                                                                           14

30

Число и цифра 1. Выделение одного предмета из ряда однородных предметов.

Знакомство с числом и цифрой 1, её расположением  в числовом ряду.

2

31

Печатная  и рукописная цифра 1.  Письмо печатной и рукописной цифры 1.

Нахождение цифры 1 на таблице в книги. Формировать умение писать цифру 1 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно.

4

32

Выработка умения принести 1 предмет, найти 1 предмет, указать на 1 предмет.

Выполнять простые арифметические операции.

4

33

Соотнесение цифры 1 с соответствующим количеством  объемных и плоскостных моделей.

Выполнять простые арифметические операции. Формировать умение   соотносить цифру с числом предметов.

4

Число цифра 2.                                                                                                                    10

34

Знакомство с числом и цифрой 2.

Знакомство с числом и цифрой 2, её расположением  в числовом ряду.

2

35

Обучение письму цифры 2 по трафарету, по опорным точкам.

Формировать умение писать цифру 1 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно.

3

36

Числовой ряд:1,2.

Прямой счёт.

Соотносить цифру 2 с соответствующим количеством пальцев и предметов.

3

37

Контрольная работа.

Работа над ошибками.

Контроль ЗУН, корректировка знаний, умений.

2

Число и цифра 3.                                                                                                              16

38

Число и цифра 3. Выделение одного предмета из ряда однородных предметов.

Знакомство с числом и цифрой 3, её расположением  в числовом ряду.

2

39

Знакомство с печатной и рукописной цифрой 3, нахождение цифры 3 на таблице в книги.

  Нахождение цифры 3 на таблице в книги.

Формировать умение писать цифру 3 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно.

3

46

Обучение письму цифры 3 по трафарету, по опорным точкам.

Формировать умение писать цифру 3 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно

3

47

Соотнесение цифры 3 с соответствующим  количеством предметов.

Выполнять простые  операции  по инструкции учителя.

3

48

Прямой счёт от1до 3. С использованием предметов.

Выполнять простые арифметические операции. Формировать умение   соотносить цифру с числом предметов.

3

49

Контрольная работа.

Работа над ошибками.

Контроль ЗУН, корректировка знаний, умений.

 2

Число и цифра  4.                                                                                                              14

50

Знакомство с числом и цифрой 4.

Знакомство с числом и цифрой 4, её расположением  в числовом ряду.

2

51

Обучение письму цифры 4по трафарету, по опорным точкам.

Формировать умение писать цифру 4 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно.

3

52

Соотнесение цифры 4 с соответствующим  количеством предметов.

Выполнять простые арифметические операции. Формировать умение   соотносить цифру с числом предметов.

3

53

Прямой счёт от 1до 4. С использованием счетного материала.

Выполнять простые арифметические операции.

4

54

Контрольная работа .

Работа над ошибками.

Контроль ЗУН, корректировка знаний, умений.

2

 Число и цифра     5.                                                                                                          8

55

Знакомство с числом и цифрой 5.

Знакомство с числом и цифрой 5, её расположением  в числовом ряду.

2

56

Обучение письму цифры 5 по трафарету,  опорным точкам.

Формировать умение писать цифру 5 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно.

3

57

Повторение изученного материала.

 Формировать умение   соотносить цифру с числом предметов.

3

XIV. Учебные пособия для учащейся и учебного процесса:

1.Бокарёва Л.Л. Рогачёва Е.А. Весёлые уроки: учебное пособие для дошкольников. - Таганрог: АЙКЭН, 2012.

2.Хилько А.А. Тетрадь по обучению математике в пропедевтический период для учащихся 1 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида. - М: Просвещение, 1998.

2. Коваленков В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М: Просвещение, 2010.

Учебно-методический комплекс к рабочей программе:

1. В.В.Воронкова. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М: Просвещение, 2011.

2.    Кудрина С.В. Уроки математики. Конспекты занятий и дидактический материал для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для педагога- дефектолога. - М: ВЛАДОС, 2010.

3.  Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебник для студентов  дефектологических факультетов педвузов. — 4-е изд., переработанное  / — М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с.

4. Перова М.П. Дидактические игры и упражнения по математике. -  М: Просвещение, 2007.  

5. Петрова В.Г. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы. - М: Просвещение, 2010.

6.Колесникова,Е.В.«Я считаю до пяти»: Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет / Е.В.Колесникова. – М.: Творческий центр «Сфера»,2004 - 17 с.

7. Хилько, А.А.Математика 1 /А.А.Хилько. - М.: Филиал издательства «Просвещение», 2005.- 111 с.

XV.Мониторинг образовательной области математика 2 класс

Ф.И.

Уч-ка

ЗУН, способности

Баллы

Степень обученности

 № темы, согласно учебному плану

Базовая

Минимально

необходимая

Низкая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Всего

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная рабочая программа обучения математика 1 класс

Индивидуальная рабочая программа обучения  математика 1  класс...

АДАПТИРОВАННАЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ для 4 класса

Данная программа направлена на работу с детьми обучающихся по программе 8 вида....

Индивидуальная рабочая программа по математике 4 класс

Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа по предмету «Математика» составлена для учащегося 4 класса, обучающегося по АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)...

Индивидуальная рабочая программа по математике 5 класс

Данная программа содержит учебный материал по математике для ученика 5 класса и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слабовидящих обучающихся с учетом их возрастны...

Индивидуальная рабочая программа по математике 6 класс

Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа по предмету «Математика» составлена для учащегося 6 класса, обучающегося по АООП ООО для слабовидящих (вариант 4.2)....

Индивидуальные рабочие программы по математике, по русскому языку, труду для обучающихся с ОВЗ

        Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающейся по индивидуальной программе 1 класса (VIII вида) составлена на основе Программы специальн...

Индивидуальные рабочие программы по математике, по русскому языку, труду для обучающихся 1 класса с ОВЗ

        Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающейся по индивидуальной программе 1 класса (VIII вида) составлена на основе Программы специальн...