Индивидуальные рабочие программы по математике, по русскому языку, труду для обучающихся 1 класса с ОВЗ
рабочая программа (1 класс)

Кунцман Лариса Павловна

         

 Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающейся по индивидуальной программе 1 класса (VIII вида) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида; подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой. Программа реализовывается использованием учебного пособия «Математика 1 класс» А.А. Хилько. М.-Просвещение-2007 г.

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающейся  по индивидуальной программе 1 класса (VIII вида) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида; подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой. Программа предусматривает использование учебного пособия «Букварь» В.В. Воронкова.

      Рабочая программа по предмету «Занимательный труд» для обучающейся по индивидуальной программе 1 класса (VIII вида) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида; подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_matem_nadomnik_1kl.docx37.58 КБ
Файл ktp_rus.yaz_._nadomnik_1kl.docx39.99 КБ
Файл ktp_trud_nadomnik_1kl.docx42.44 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 19 VII-VIII видов

«Рассмотрено»

на заседании ШМО   протокол № 1                                                                                                                            

от 29 августа 2012г.    

__________ Е.Г.Дмитриева                                  

                                                                                                                                     

                  «Согласовано»

   зам. директора  по УР          

    __________Р.Р.Агамирзова

«Утверждаю»

Директор  ГБОУ ОС(К)ОШ

№ 19  VII-VIII видов

_____________С.В. Имамеева

Индивидуальная рабочая программа по математике

обучающейся  1 Б класса

 

Гиматовой Зарины

на 2012-2013 год

Учитель: Кунцман Лариса Павловна.

2012 г.

                                                                                         Пояснительная записка

 Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающейся по индивидуальной программе 1 класса (VIII вида) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида; подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой. Программа реализовывается использованием учебного пособия «Математика 1 класс» А.А. Хилько. М.-Просвещение-2007 г.

Согласно учебного плана ГБОУ ОС(К)ОШ № 19 VII-VIII видов учебный курс по предмету «Математика» по индивидуальной программе рассчитан на 64ч. в год (2ч. в неделю).

     Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

   Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

       Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

       Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у обучающихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

       Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

       Практические действия с предметами, их заменителями обучающиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

       В младших классах необходимо пробудить у обучающихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

       Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

       Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи обучающихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для обучающихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

Содержание программы

Пропедевтический период 

СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

 Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.

 СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

  • Сравнение двух предметов, серии предметов.
  • Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине, равной, одинаковой, такой же величины.
  • Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).
  • Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
  • Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса).

 ·         Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.

 СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ СОВОКУПНОСТЕЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ ПРЕДМЕТОВ, ИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ

  • Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
  • Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.
  • Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия их элементов: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.

СРАВНЕНИЕ ОБЪЕМОВ ЖИДКОСТЕЙ, СЫПУЧИХ ВЕЩЕСТВ

 ·         Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.

 ·         Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.

 ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ, НА ПЛОСКОСТИ

  • Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
  • Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
  • Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.

 СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ СОВОКУПНОСТЕЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ ПРЕДМЕТОВ, ИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ

  • Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
  • Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.
  • Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия их элементов: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.

 СРАВНЕНИЕ ОБЪЕМОВ ЖИДКОСТЕЙ, СЫПУЧИХ ВЕЩЕСТВ

 ·         Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.

 ·         Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.

 ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ, НА ПЛОСКОСТИ

  • Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
  • Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
  • Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.

 ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

  • Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
  • Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

 Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.

ЧИСЛА. ВЕЛИЧИНЫ

Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0—9). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно.

Число 10. Число и цифра. Десять единиц — 1 десяток.

Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, ее использование при выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).

Название, обозначение, десятичный состав чисел 11—20 2. Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 1—10 с рядом чисел 11—20. Числовой ряд 1—20, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания.

Единицы (меры) стоимости — копейка, рубль. Обозначение: 1 к., 1р. Монеты: 1 к., 5 к., 10 к, 1р., 2р., 5р. Размен и замена.

Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.

Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1—2 точки.

Единицы (меры) длины — сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины.

Единицы (меры) массы, емкости — килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1л.

Единица времени — сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя — семь суток, порядок дней недели.

Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • количественные, порядковые числительные в пределах 20;
  • состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;
  • десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе;
  • линии — прямую, кривую, отрезок;
  • единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1р., 1 см, 1 кг, 1л;
  • название, порядок дней недели, количество суток в неделе.

Обучающиеся должны уметь:

  • читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5;
  • выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5 + 3, 3 + 5, 10 + 4, 4 + 10;
  • решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;
  • узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
  • чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
  • чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.

Примечания.

       1. Присчитывание и отсчитывание в пределах 20 только по 1—2 единице.

       2. Сумма и остаток вычисляются с помощью предметов приемом пересчитывания или присчитывания, отсчитывания.

       3. Замена одних монет другими производится в пределах 10 к., 5р.

       4. Черчение и измерение отрезков выполняются с помощью учителя.

       5. Прямоугольник, квадрат, треугольник вычерчиваются по точкам, изображенным учителем.

Календарно-тематическое планирование

по математике на 2012-2013 учебный год

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Словарная работа

Дата

Примечание

План.

Факт.

1.

1 четверть 16 часов.

Вводное занятие.

Понятие о величине: большой-маленький, длинный – короткий.

1

большой, маленький

больше, меньше, равные; длинный – короткий; длиннее – короче, самый длинный, самый короткий

                                           

2.                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 Сравнение предметов по размеру: широкий – узкий, высокий – низкий

1

широкий – узкий; высокий – низкий; выше – ниже, одинаковые по высоте

3.

 Геометрический материал: круг

1

круг

4.

Сравнение предметов по размеру: толстый – тонкий; толще – тоньше, одинаковой (равной) толщины

1

толстый – тонкий; толще – тоньше

5.

Сравнение предметов по размеру: глубокий – мелкий, тяжелый – легкий, одинаковые (равные).

1

Глубокий – мелкий, тяжелый-легкий;

6.

Геометрический материал: треугольник.

1

треугольник

   7.

Сравнение двух-трех предметных совокупностей:  много – мало, столько же.

1

много – мало; больше - меньше, столько же.

 8.

Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося: впереди – следом – сзади.

1

впереди – следом – сзади

 9.

Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося: слева – справа, выше – ниже.

1

 слева – справа, выше – ниже.

10.

Геометрический материал:  квадрат

1

квадрат

11.

Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь.

1

Сутки, утро, день, вечер, ночь.

12.

Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

сегодня, завтра, вчера, на следующий день

13.

Геометрический материал:  прямоугольник.

1

прямоугольник.

14.

Число и цифра 1. Соотношение количество предметов с соответствующим числительным, цифрой.

1

один

15.

Число и цифра 2.

1

Два, точка, линия.

16.

Число и цифра 2. Сравнение чисел. Установление равенства. Письмо цифры 2.

1

Больше-меньше, столько же, равно

II четверть 16 часов.

1.

Число и цифра 2. 1<2.

1

Плюс, сложить, прибавить, увеличить; минус, вычесть, уменьшить

2.

 Число и цифра 3. Состав числа 3.

1

Три, задача.

3.

Число и цифра 3. Сравнение чисел. Установление равенства.

1

Больше-меньше, столько же

4.

Число и цифра 3. Сложение чисел в пределах 3.

1

5.

Число и цифра 3. Вычитание чисел в пределах 3.

1

Плюс, сложить, прибавить, увеличить; минус, вычесть, уменьшить

6.

Геометрический материал: прямые и кривые линии.

1

прямые и кривые линии.

7

Число и цифра 0. Составление и решение примеров  с ответом 0.

1

Нуль.

8

Число и цифра 0. Составление и решение задач с ответом 0 на основе практических действий.

1

9

Число и цифра 4. Состав числа 4.

1

Четыре.

10

Число и цифра 4. Сравнение чисел. Установление равенства.

1

11

Число и цифра 4. Решение примеров и задач на сложение.

1

12

 Число и цифра 4. Решение примеров и задач на вычитание.

1

13

Число и цифра 4. Нахождение неизвестного.

1

14

Число и цифра 5.

1

Пять.

15

Число и цифра 5. Сравнение чисел. Установление равенства.

1

16

Повторение и закрепление пройденного во второй четверти.

1

III четверть 16 часов.

1

Число и цифра 5. Состав числа 5.

1

2

Число и цифра 5. Решение примеров и задач на сложение. Переместительное свойство сложения.

1

3

Число и цифра 5. Решение примеров и задач на вычитание.

1

4

Число и цифра 5. Таблица сложения и вычитания.

1

5

Число и цифра 6. Сравнение чисел. Установление равенства.

1

шесть

6

Число и цифра 6. Состав числа 6.

1

Больше-меньше, столько же

7

Число и цифра 6. Решение примеров и задач на сложение.

1

8

Число и цифра 6. Решение примеров и задач на сложение. Рациональные способы сложения.

1

9

Число и цифра 6. Решение примеров и задач на вычитание.

1

10

Закрепление пройденного по теме: «Число и цифра 6».

1

11

Число и цифра 7.

1

Семь.

12

Число и цифра 7. Сравнение чисел. Установление равенства.

1

Больше-меньше, столько же

13

Число и цифра 7. Состав числа 7.

1

14

Число и цифра 7. Решение примеров и задач на сложение.

1

15

Геометрический материал. Построение прямой линии, проходящей через одну точку.

1

Точка.

16

Повторение и закрепление пройденного в третьей четверти.

1

IV четверть 16 часов.

1

Число и цифра 8.

1

Восемь.

2

Число и цифра 8. Сравнение чисел. Установление равенства.

1

Больше-меньше, столько же

3

Число и цифра 8. Состав числа 8.

1

4

Число и цифра 8. Решение примеров и задач на сложение и вычитание.

1

5

Число и цифра 9.

1

Девять.

6

Число и цифра 9. Сравнение чисел. Установление равенства.

1

Больше-меньше, столько же

7

Число и цифра 9. Состав числа 9.

1

8

Число и цифра 9. Решение примеров и задач на сложение.

1

9

Число и цифра 9. Решение примеров и задач на вычитание.

1

10

Число и цифра 10. Десяток.

1

Десять. Десяток.

11

Число и цифра 10. Сравнение чисел. Установление равенства.

1

12

Число и цифра 10. Состав числа 10.

1

13

Число и цифра 10. Решение примеров и задач на сложение и вычитание.

1

14

Повторение пройденного. Таблица сложения и вычитания.

1

15

Итоговая контрольная работа

1

16

Работа над ошибками.

1

Список основной литературы.

  1. Хилько А.А. Математика. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М.: «Просвещение» - 2010. – 190с.
  2. Хилько А.А. Дидактический материал по математике для учащихся 1 класса вспомогательной школы. М.: «Просвещение» - 1993. – 80с.: с ил.



Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 19 VII-VIII видов

«Рассмотрено»

на заседании ШМО   протокол № 1                                                                                                                            

от 29 августа  2012г.    

__________ Е.Г.Дмитриева

                                                                                                                                     

                  «Согласовано»

   зам. директора  по УР          

    _________Р.Р.Агамирзова

«Утверждаю»

Директор  ГБОУ ОС(К)ОШ

№ 19  VII-VIII видов

_____________С.В. Имамеева

Индивидуальная рабочая программа по русскому языку

обучающейся  1 Б класса

 

Гиматовой Зарины

на 2012-2013 год

Учитель: Кунцман Лариса Павловна.

2012 г.

                                                                              Пояснительная записка

         Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающейся  по индивидуальной программе 1 класса (VIII вида) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида; подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой. Программа предусматривает использование учебного пособия «Букварь» В.В. Воронкова.

          Согласно учебного плана ГБОУ ОС(К)ОШ № 19 VII-VIII видов учебный курс по предмету «Русский язык» по индивидуальной программе  рассчитан на 64ч. в год (2ч. в неделю).

        Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.

         Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти, срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе).

Основные задачи добукварного периода: подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

        На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.

Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.

         Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т.д. Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Обучающиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.

          Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.

           Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.

              На уроках русского языка проводится работа по подготовке обучающихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.  

         К концу добукварного периода обучающиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.

        В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития обучающихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.

       Букварный период. В этот период у обучающихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.

          Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

          Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.

           Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.

При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки.  

Содержание программы

 ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

      1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».

       2. Привитие обучающимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

       3. Изучение уровня общего развития и подготовленности обучающихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.

       4. Развитие устной речи обучающихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.

       Специальная работа с обучающимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.

       5. Уточнение и развитие слухового восприятия обучающихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

       Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.

       Выработка у обучающихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).

       Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).

       6. Уточнение и развитие зрительного восприятия обучающихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).

       Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).

       Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).

       Выработка у обучающихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).

       7. Специальная подготовка к обучению письму.

       Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.

       Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.

       Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).

       Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

      Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

       1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

       Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).

       Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.

       Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.

       Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

       2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.

       Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

       Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.

       Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).

       Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).

       Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.

       Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

       Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

       3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.

       Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).

       Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).

       Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).

       Чтение предложений из двух-трех слов.

       Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.

       Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.

       Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

       Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.

       Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

       Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

       4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

       Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.

       Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).

       Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

       Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.

       Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).

       Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.

       Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

       Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

УСТНАЯ РЕЧЬ

      Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).

       Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.

       Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).

       Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

 

Обучающиеся должны уметь:

       различать звуки на слух и в произношении;

       анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

       плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

       отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

       слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

       отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

       писать строчные и прописные буквы;

       списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

       

Календарно-тематическое планирование

по русскому языку на 2012-2013 учебный год

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Словарная работа

Дата

Примечание

План.

Факт.

1.

I четверть 16 часов

Выявление знаний и умений обучающихся Знакомство с наиболее распространенными цветами (черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый, коричневый).

1

Черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый, коричневый

2.

Воспроизведение различных сочетаний из цветных полосок.

1

3.

Различение по цвету двух комбинаций цветных полосок.

1

4.

Разложение целого на составные части. Составление целого из отдельных частей.

1

5.

Геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг)

1

квадрат, треугольник, круг

6.

Различение геометрических фигур.

1

7.

Различение геометрических фигур и цветных полосок. Письмо палочек.

1

8.

Различение геометрических фигур и полосок по цвету, размеру, взаимному расположению. Письмо палочек.

1

9.

Различение геометрических фигур и цветных полосок. Письмо палочек с закруглением внизу.

1

Палочка с закруглением внизу

10.

Разложение предмета на составные части и составление его из отдельных частей. Письмо палочек с закруглением вверху.

1

Палочка с закруглением вверху

11.

Разложение предмета на составные части и составление его из составных частей. Закрепление написания палочек с закруглением вверху и внизу.

1

12.

Письмо элементов букв р, д, у- длинная палочка с петлей внизу.

1

Палочка с петлей внизу

13.

Письмо первого элемента прописных букв Л, М, А.

1

14.

Письмо полуовала- элемента буквы с.

1

15.

Письмо овала.

1

16.

Письмо полуовала – элемента буквы э.

1

II четверть 16 часов.

1.

Буква а. Знакомство с написанием строчной буквы а и упражнения в ее написании.

1

2.

Буква у. Знакомство с написанием строчной буквы у и упражнения в ее написании.

1

3.

Знакомство с написанием прописной буквы А. Слова ау и уа. Звуко-буквенный анализ слов. Правила соединения букв.

1

4.

Буква о. Знакомство с написанием строчной буквы о и упражнения в ее написании.

1

5

Знакомство с написанием прописной буквы о и упражнения в ее написании.

1

6

Буква м. Знакомство с написанием строчной буквы м и упражнения в ее написании.

1

7

Звуко-буквенный анализ обратных слогов ам,  ум,  ом. Письмо данных слогов. Прописная буква М.

1

8

Буква с. Знакомство с написанием строчной буквы с и упражнения в ее написании.

1

9

Звуко-буквенный анализ обратных слогов ас,  ус,  ос. Письмо данных слогов. Прописная буква С.

1

10

Буква х. Знакомство с написанием строчной буквы х и упражнения в ее написании.

1

11

Звуко-буквенный анализ обратных слогов ах,  ух,  ох. Письмо данных слогов. Прописная буква Х.

1

12

Буква ш. Знакомство с написанием строчной буквы ш и упражнения в ее написании.

1

13

Звуко-буквенный анализ обратных слогов аш,  уш,  ош. Письмо данных слогов. Прописная буква Ш.

1

14

Буква л. Знакомство с написанием строчной буквы л и упражнения в ее написании.

1

15

Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов ал-ла, ул-лу, ол-ло и их написание. Прописная буква Л. Письмо слов и предложений.

1

16

Закрепление пройденного. Повторение написания пройденных букв. Списывание слогов, слов.

1

III  четверть 16 часов.

1

Повторение пройденного во второй четверти.

1

2

Буква ы. Знакомство с написанием строчной буквы ы и упражнения в ее написании.

1

3

Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов  с буквой ы и их написание.    

1

4

Буква н. Знакомство с написанием строчной буквы н и упражнения в ее написании.

1

5

 Прописная буква Н. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и их написание. Письмо слов.

1

6

Буква р. Знакомство с написанием строчной буквы р и упражнения в ее написании.

1

7

 Прописная буква Р. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и их написание. Письмо слов.

1

8

Буква к. Знакомство с написанием строчной буквы к и упражнения в ее написании.

1

9

Прописная буква К. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и их написание. Письмо слов.

1

10

Буква п. Знакомство с написанием строчной буквы п и упражнения в ее написании.

1

11

 Прописная буква П. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и их написание. Письмо слов.

1

12

Буква т. Знакомство с написанием строчной буквы т и упражнения в ее написании.

1

13

 Прописная буква Т. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и их написание. Письмо слов.

1

14

Буква и. Прописная буква И. Составление и письмо слов с буквой и в начале слова.

1

15

Буква и как отдельное слово. Письмо предложений.

1

16

Закрепление пройденного. Повторение написания пройденных букв. Списывание слогов, слов.

1

IV четверть 16 часов.

1

Повторение пройденного  в третьей  четверти.

1

2

Буква з. Знакомство с написанием строчной буквы з и упражнения в ее написании.

1

3

 Прописная буква З. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и их написание. Письмо слов.

1

4

Буква в. Знакомство с написанием строчной буквы в и упражнения в ее написании.

1

5

 Прописная буква В. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и их написание. Письмо слов.

1

6

Буква ж. Знакомство с написанием строчной буквы ж и упражнения в ее написании. Прописная буква Ж.

1

7

Буква б. Знакомство с написанием строчной буквы б и упражнения в ее написании. Прописная буква Б.

1

8

Различение слогов и слов с б-п. Сравнительный звуко-буквенный анализ их и написание.

1

9

Буква г. Знакомство с написанием строчной буквы з и упражнения в ее написании. Прописная буква Г.

1

10

Буква д. Слоги и слова с буквой д в твердом и мягких вариантах. Прописная буква Д.

1

11

Буква й. Слоги и слова с буквой й. Составление и написание предложений.

1

12

Буква ь. Сравнительный звуко-буквенный анализ  и письмо слов с ь на конце.

1

13

Составление и письмо слов с ь в середине слова. Письмо предложений

1

14

Буква е. Составление и написание слов с буквой е в начале слова. Прописная буква Е.

1

15

Буква е. Звуко-буквенный анализ и написание слов с буквой е – показателем мягкости предшествующей согласной.

1

16

Закрепление пройденного. Повторение написания пройденных букв. Списывание слогов, слов.

1

Список основной литературы

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов
  2. Букварик. Подготовительный класс специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/ Т.Л. Лещинская.  
  3. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение,1988;
  4. Воронкова В.В.  Букварь. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида.



Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 19 VII-VIII видов

«Рассмотрено»

на заседании ШМО   протокол № 1                                                                                                                            

от 29 августа  2012г.    

__________Е.Г.Дмитриева                                  

                                                                                                                                     

                  «Согласовано»

   зам. директора  по УР          

   __________Р.Р.Агамирзова

«Утверждаю»

Директор  ГБОУ ОС(К)ОШ

№ 19  VII-VIII видов

_____________С.В. Имамеева

Индивидуальная рабочая программа по занимательному труду

обучающейся  1 Б класса

 

Гиматовой Зарины

на 2012-2013 год

Учитель: Кунцман Лариса Павловна.

2012 г.                                                                  

Пояснительная записка

      Рабочая программа по предмету «Занимательный труд» для обучающейся по индивидуальной программе 1 класса (VIII вида) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида; подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой.

Согласно учебного плана ГБОУ ОС(К)ОШ № 19 VII-VIII видов учебный курс по предмету «Занимательный труд» по индивидуальной программе рассчитан на 64ч. в год (2ч. в неделю).

 Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

  • воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
  • уважение к людям труда;
  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
  • формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

       Предусмотрены следующие виды труда:

       работа с глиной и пластилином;

       работа с природными материалами;

       работа с бумагой и картоном;

       работа с текстильными материалами;

       работа с проволокой и металлоконструктором;

       работа с древесиной.

   В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.

   При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

  В целях ознакомления обучающихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

   

       Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

       значение производства товаров для жизни людей;

       сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;

       демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

       соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;

       знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

       Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.

Содержание программы

Первая четверть

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Беседа о труде и профессиях. Ознакомление обучающихся с особенностями урока труда. Требования к поведению обучающихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений обучающихся.

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ

Упражнения в подготовке материала к лепке

Изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолета из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины:

Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки из двух шаров различной величины.

Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т. п.).

Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца, картофеля; составление композиции (овощи на тарелке).

Технические сведения. Пластические свойства глины и пластилина: сухая глина — твердая, размоченная — мягкая; холодный пластилин — твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий. Цвета глины: серый, красный, желтый. Цвета пластилина: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый. Организация рабочего места при выполнении лепных работ.

Приемы работы. Раскатывание пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец).

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

Экскурсия на природу с целью сбора природного материала (листьев, цветов, семян-крылаток ясеня и клена, сучков и т. д.).

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький).

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги.

Для слабых обучающихся можно ограничиться наклеиванием цветков.

Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Отлет птиц», «Букет».

Технические сведения.

Элементарные понятия о природных материалах. Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Сбор, хранение природных материалов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Приемы работы.

Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов.

РАБОТА С БУМАГОЙ

Практические работы

Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки.

Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы с разрезной азбукой и цифрами.

Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея.

Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги. Обертывание учебников покупными суперобложками, бумагой.

Изготовление по образцу стаканчика для семян.

Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного, синего цветов (изготовление дидактического материала по математике).

Вырезывание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону (изготовление заготовок для упражнений в резании по кривым линиям).

Скругление углов прямоугольников и квадратов на глаз (изготовление дидактического материала по математике).

Технические сведения.

Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

Приемы работы.

Складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки.

Вторая четверть

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ

Практические работы

Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов.

Лепка по образцу букв и цифр на подложке.

Технические сведения.

Применение глины при изготовлении игрушек, посуды. Способы подготовки пластического материала к работе: замачивание и замешивание глины, определение ее готовности к работе, подогрев и разминание пластилина. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.

Приемы работы.

Лепка грибов двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание пирамидки. Вытягивание одного конца столбика при изготовлении моркови и боковины шара при изготовлении груши. Соединение плоских деталей с объемными при изготовлении рыбки. Соединение деталей примазыванием при изготовлении утенка. Выполнение заготовок для букв и цифр.

Работа с природными материалами (несложные объемные изделия).

Практические работы

Изготовление по образцу ежа из пластилина (иглы из обломанных крылаток ясеня или сосновых игл, веточек, шелухи подсолнуха).

Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев, соломы, цветоножка из проволоки.

Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клена или мелких листьев.

Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина).

Изготовление по образцу мышки из желудя или нераскрывшейся сосновой шишки (хвост из мочала или проволоки), утенка из желудей, гриба из плодов каштана и пластилина.

Технические сведения.

Свойства природных материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твердость или мягкость, особенности поверхности.

Подготовка материала к работе. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Приемы работы.

Рациональное использование пластилина и природного материала. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин.

РАБОТА С БУМАГОЙ (С ПРИМЕНЕНИЕМ КЛЕЯ)

Практические работы

Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка, гармошка). Работа проводится группой по два человека.

Изготовление гирлянд змейка. Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца.

Изготовление деталей аппликаций на флажки. Упражнения в резании по размеченным кривым линиям.

Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов (сливы, яблока, огурца, помидора).

Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги.

Технические сведения.

Основные и дополнительные цвета бумаги. Клеящие составы: клейстер, казеиновый клей. Кисточка.

Правила безопасности с режущими инструментами и клеем. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. Понятие об аппликации.

Приемы работы.

Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы).

Симметричное вырезывание. Намазывание деталей аппликации клеем и наклеивание.

 Третья четверть

Работа с глиной и пластилином с применением инструментов.

Практические работы

Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона.

Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.

Технические сведения.

Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (стека). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Расположение материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.

Приемы работы.

Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)

Практические работы

Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны, платана, кедра), пластилина и веточек. Слабоуспевающие учащиеся делают птичку без ножек.

Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры: с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева.

Изготовление по образцу совы из шишки ели или кедра, бумажных, поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей (глаза).

Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зерен (глаза).

Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток клена и пластилина.

Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.

Технические сведения.

Свойства материалов, используемые для работы. Инструмент (ножницы). Применение и назначение бумаги, пластилина, материалоотходов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инструментами.

Приемы работы.

Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.

Рациональное использование пластилина и материалоотходов. Расположение деталей на подставке. Применение дополнительных материалов для оформления макета.

РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИИ)

Практические работы

Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).

Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету.

Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

Технические сведения. 

Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Организация рабочего места.

Приемы работы. 

Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.

РАБОТА С НИТКАМИ

Практические работы

Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. Составление коллекции ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги.

Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.

Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке.

Технические сведения.

Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.

Приемы работы.

Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Изготовление кисточки.

 

 

Четвертая четверть

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ (МАКЕТЫ)

Практические работы

Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов и сборка макетов на подставках из плотного картона или тонкой фанеры с помощью учителя (макеты: «Репка», «За грибами», «Снегурочка в лесу»,  «Колобок», «Весна»). Работа выполняется группами по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета (скамейку, колобок, репку, грибы и т. д.).

Технические сведения.

Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Использование материалоотходов при оформлении макетов. Инструменты, организация рабочего места.

Приемы работы.

Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон).

РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИЯ)

Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе.

Технические сведения.

Понятие о геометрическом и растительном орнаментах.

Правила составления растительного орнамента.

Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами.

Приемы работы.

Размещение на листе бумаги элементов аппликации, их наклеивание.

РАБОТА С НИТКАМИ (ШИТЬЕ ПО ПРОКОЛУ)

Практические работы

Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг).

Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура.

Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием.

Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием. Слабые учащиеся вышивают по готовым проколам.

Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием. Вышивание в два приема (прошить способом «игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета). Слабые учащиеся вышивают без вторичного прошивания.

Технические сведения.

Свойства ниток: толщина, цвет, легко режутся. Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл). Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе.

Приемы работы.

Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

       

Обучающиеся должны уметь:

Первая четверть

       Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия, через несколько занятий участвовать в коллективном анализе образца изделия по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления. Ответы на вопросы учителя полными предложениями, что и из чего сделано. Оценка своего изделия (аккуратное, красивое, похоже на образец и т. д.). Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя: умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги; разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям. Правильное расположение листа бумаги, подставки, материалов для работы на рабочей плоскости. Анализ формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством учителя: узнавание, показ и называние основных геометрических форм (треугольник, квадрат, круг), узнавание и называние форм объемных предметов, изготовленных в первой четверти. Представление о величине предметов.

Вторая четверть

       Ориентировка в задании по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом: чучелом, муляжом — по отдельным вопросам учителя. Выполнение первого изделия каждого вида по показу учителя, чередующемуся с инструкцией, остальных изделий — с планированием учеником ближайшей операции. Контроль с помощью учителя правильности расположения деталей, соблюдения пропорций, размеров. Ответы на вопросы учителя: что и из чего сделано? Оценка своего изделия с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.

       Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ с помощью учителя: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Показ и называние с помощью учителя верха, правой, левой стороны листа бумаги и объемного изделия, длинных и коротких, маленьких и больших деталей. Узнавание и называние основных геометрических и пластических форм. Умение с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.

Третья четверть     

Ориентировка в задании частично с помощью учителя. Сравнение образца деталей с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Выполнение работ с планированием учащимися ближайшей операции (в сложных изделиях операция указывается учителем).

       Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Отчет по вопросам учителя о последовательности изготовления несложного изделия. Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей с соблюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Показ и называние сторон листа бумаги, углов; с помощью учителя показ и называние положений впереди, сзади, прямо. Дифференцирование понятий большой — маленький, широкий — узкий, длинный — короткий. Частично с помощью учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений.

Четвертая четверть

       Ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом, чучелом, муляжом с частичной помощью учителя. Изготовление изделий с планированием учеником ближайшей операции по предметной карте и без нее. Умение по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий. Контроль правильности выполнения изделий с помощью учителя. Самостоятельная краткая оценка своего изделия. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров, рациональное расположение материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Более точная ориентировка с помощью учителя на плоскости листа бумаги, подставки: верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы; соответственно этому определять стороны, указывать с частичной помощью учителя положения: сзади, между, сверху, снизу, рядом, справа, слева. Употребление в речи слов, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними, операций, материалов, инструментов, приспособлений.

Межпредметные связи

       Математика. Счет в пределах 10. Представление о треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге.

       Изобразительное искусство. Основные и дополнительные цвета. Аппликация на белом и цветном фоне, геометрический и растительный орнамент.

       Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Называние предметов, их характеристик, правильное построение простых нераспространенных предложений при ответах на вопросы.

       Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя, участвовать в планировании ближайшей операции и с помощью учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ, правую, левую сторону листа бумаги и объемного изделия, длинные и короткие, маленькие и большие детали, узнавать и называть основные геометрические формы.

   

Календарно-тематическое планирование

по предмету Занимательный труд на 2012-2013 учебный год

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Словарная работа

Дата

Примечание

План.

Факт.

I четверть- 18ч.

1.

Вводный урок. Беседа о труде и профессиях.

1ч.

Названия профессий

2.

Упражнения в подготовке материала к лепке. Изготовление забора.

1ч.

Забор, пластилин, стека

3.

Лепка по образцу предметов шаровидной формы. Кукла-неваляшка.

1ч.

пластилин, стека, кукла-неваляшка

4.

Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблоко, помидора. Составление композиции.

1ч.

яблоко, помидор

5.

Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца; составление композиции.

1ч.

слива, огурец

6.

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

1ч.

Природный материал

7.

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький)

1ч.

Природный материал

8.

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков, вазы из бумаги.

1ч.

Природный материал

9.

Составление по образцу композиции из засушенных листьев «Осенний букет»

1ч.

Природный материал

10.

Составление по образцу композиции из засушенных листьев «Отлет птиц»

1ч.

11.

Работа с бумагой. Складывание из бумаги по прямым линиям.

1ч.

12.

Изготовление наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги.

1ч.

13.

Изготовление по образцу летающих игрушек: стрелы, змея

1ч.

14.

Изготовление по образцу стаканчика для семян.

15.

Учимся работать ножницами. Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Резание полосы бумаги на квадраты, образованные путем складывания.

1ч.

16.

Вырезание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону.

1ч.

Квадрат, прямоугольник

17.

Скругление углов прямоугольников и квадратов на глаз.

1ч.

18.

Аппликация из листьев «В лес за грибами»

1ч.

Лес, грибы

II четверть- 16ч.

1.

Работа с бумагой. Складывание из бумаги. Открытка с цветком.

1ч.

2.

Работа с бумагой. Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Осеннее дерево»

1ч.

3.

Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Сбор урожая» - работа по шаблону.

1ч.

4.

Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Сбор урожая» - составление композиции.

1ч.

5.

Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов.

1ч.

морковь, перец, груша, грибы.

6.

Лепка по образцу букв и цифр на подложке.

1ч.

7.

Изготовление по образцу ежа из пластилина и природного материала.

1ч.

еж

8.

Изготовление по образцу цветка из пластилина и природного материала.

1ч.

9.

Изготовление по образцу бабочки из пластилина и природного материала.

1ч.

бабочка

10.

Изготовление по образцу рыбки из пластилина и природного материала.

1ч.

рыбка

11.

Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги: цепочка.

1ч.

Елочная гирлянда

12.

Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги: гармошка.

1ч.

Елочная гирлянда

13.

Изготовление аппликаций на флажки. Упражнения в резании по различным кривым линиям.

1ч.

14.

Симметричное вырезывание изображений сливы, яблока.

1ч.

сливы, яблока

15.

Симметричное вырезывание изображений огурца, помидора.

1ч.

Огурец, помидор

16.

Изготовление флажков из цветной бумаги.

1ч.

III четверть- 16ч.

1.

Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подложке.

1ч.

2.

Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.

1ч.

3.

Изготовление по образцу птички из пластилина и природного материала.

1ч.

4.

Изготовление по образцу кораблика из пластилина и природного материала.

1ч.

5.

Изготовление по образцу

1ч.

6.

Составление по образцу композиции из геометрических фигур: снеговик.

1ч.

снеговик.

7.

Составление по образцу композиции из геометрических фигур: домик.

1ч.

домик

8.

Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (треугольников, квадратов), чередующихся по форме и цвету.

1ч.

9.

Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, кругов), чередующихся по форме и цвету.

1ч.

10.

Самостоятельное изготовление по образцу орнамента в квадрате.

1ч.

11.

Составление по образцу композиций: лодочка.

1ч.

лодочка

12.

Составление по образцу композиций: пирамидка.

1ч.

пирамидка

13.

Свойства ниток: упражнения  в разрывании и резании ниток разной длины.

1ч.

нитки

14.

Свойства ниток: связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку.

1ч.

15.

Витье шнура из толстых цветных ниток.

1ч.

шнур

16.

Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток шапочке.

1ч.

кисточка

IV четверть – 14ч

1.

Лепка по образцу и представлению деталей для темы сказок «Колобок».

1ч.

Персонажи сказки «Колобок».

2.

Лепка по образцу и представлению деталей для темы сказок «Репка».

1ч.

Персонажи сказки «Репка».

3.

Изготовление по образцу растительного орнамента по образцу.

1ч.

4.

Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки.

1ч.

Нитки, иголка

5.

Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона.

1ч.

6.

Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга.

1ч.

7.

Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: квадрата.

1ч.

8.

Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: треугольника.

1ч.

9.

Вышивание по готовым проколам овощей.

1ч.

10.

Вышивание по готовым проколам  фруктов.

1ч.

11.

Аппликация «Аквариум»

1ч.

Аквариум

12.

Аппликация «Самолёт»

1ч.

Самолёт

13.

Аппликация «Цыплёнок»

1ч.

Цыплёнок

14.

Изготовление композиции на весеннюю тему «На лугу».

1ч.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса и литература

 

  • Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика

  • Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда.- М.: Просвещение, 1992;

  • Петрова В.Г. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы.- М.: Просвещение, 1976 г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы и КТП по русскому языку и чтению 1 класс Перспектива

Рабочие программы по русскому языку и литературному чтению 1 класс по программе Перспектива...

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 1 - 4 классов. (Программа "Школа России")

Рабочая программа составлена в соответствии с приказом МО и Н РФ от 31.12.2015 №1576...

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 1-4 классов по программе "Школа России"

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 1-4 классов...

Рабочая программа по математике , по русскому языку, по окружающему языку 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по математике 1 класс УМК " Перспектива" по русскому языку,по окружающему миру...

Индивидуальные рабочие программы по математике, по русскому языку, труду для обучающихся с ОВЗ

        Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающейся по индивидуальной программе 1 класса (VIII вида) составлена на основе Программы специальн...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для слабовидящих обучающихся 2 класса.

Адаптированная рабрчая программа по учебному предметк "Русский язык" для слабовидящих обучающихся 2 класса....