Окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Прокопенко Любовь Ивановна

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК ПНШ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_okruzhayushchemu_miru.docx45.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная Рабочая программа по окружающему миру для  4 класса первой ступени образования.

            Рабочая программа  по окружающему миру разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г., Примерной программой начального общего образования    и в соответствии с  авторской программой О.Н. Федотовой, Г.В.Трафимовой («Реализация образовательного стандарта второго поколения.  УМК ПНШ, Программы по учебным предметам. Москва, Академкнига/Учебник, 2012).

Правовая основа разработки и утверждения рабочих программ

  1. Государственный образовательный стандарт начального общего образования (федеральный компонент)
  2. Закон РФ «Об образовании»
  3. Типовые положения об образовательных учреждениях
  4. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру
  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных  к использованию в образовательном процессе
  6. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством  О.Н. Федотовой,  Г. В. Трафимовой,  

О. В. Трафимова.

  1. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта
  2. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН.
  3. Учебный план МОУ СОШ № 49       

Место учебного предмета в учебном плане

     В учебном плане на изучение данного предмета в 4 классе отводится 2 часа в неделю. Общее количество часов в год – 68.

Общая характеристика

учебного предмета «Окружающий мир»

        Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

        Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

        С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.

   

       Содержание курса направлено на достижение следующих

целей:

  1.  воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества;

       2.      воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование  потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;

       3.      обобщение, систематизация и расширение  представления о многообразии природы, взаимодействии природы  и человека, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

        4.     формирование у детей  убеждения  в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на  всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Задачи:

- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

-  развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

-  создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества;

-  развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

-  формирование уважительного отношения к семье, к своему городу, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-  осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

-  формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Формы организации обучения:

- фронтальная

- в парах

- в группах

- индивидуальная

- игровая технология

Виды уроков:

-урок открытия нового знания

- урок отработки умений и рефлексии

- урок творчества (урок – исследование)

-урок проверки, оценки и контроля знаний

- комбинированный урок

Виды контроля обучения:

      - фронтальный опрос

      - практическая работа

      - самостоятельная работа

      - контрольная работа

      - работа в парах

      - взаимоконтроль

      - работа в группах

       - тестовые работы

   Результаты изучения курса «Окружающий мир»

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных,  метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Предмет  «Окружающий мир» способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:

  •  мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
  •  ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
  •  базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
  • любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
  • базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
  • учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

Обеспечение  обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу,  алгоритму,  с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научиться или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.  

Познавательные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться:

* Различать  (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов  природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;

* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные    объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные  существенные признаки, выделять новое;

* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее   лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать  инструкциям и правилам при проведении экспериментов,  делать выводы  на  основании полученных результатов;  

* Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе  изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада,  презентации;  

* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника  или план, иллюстрирующий последовательность,  сменяющих друг друга  событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;

* Использовать  готовые модели  (условные знаки, глобус, план,  план-карту,  карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;

* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,    использовать их для объяснения бережного отношения к природе  (осознать  ценность природы и необходимость нести ответственность за её  сохранение);

* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека  (соблюдать правила экологического поведения в  быту);

* Использовать знания о строении и функционировании организма человека  для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

* Работать с картой;

* Различать государственную символику РФ, символику городов России,  описывать достопримечательности городов и своего края;

* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить  изученные    исторические  события с датами, конкретную дату с веком; находить место  изученных событий на ленте времени;

* Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах  (школьный коллектив, семья, общество);

* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;

* Воспитывать пиетет к  культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;

* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно  установленные договорённости и правила;

Коммуникативные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать)  с соседом по парте, в группе;  обеспечивать  социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

Предметными результатами  изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:

* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов,  процессов и явлений, характерных для  природной и социальной   действительности (доступных для осознания младшими школьниками);

* сформированность  умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных   объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества,  религии;

* сформированность умения работать с информацией,  представленной в  разных формах  (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема,   интернет);

* сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях,   справочниках,  картах,  определителях (в том числе на электронных  носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;

* способность использовать готовые модели  (глобус, карта, план, план-карта,    схемы маршрутов)  и их условные обозначения для поиска необходимой  информации и объяснения социальных и природных явлений;

* способность использовать готовые модели и другие источники информации   (расписания поездов,  самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой  информации в быту. 

* умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;

* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность  существования у партнера другой точки зрения, в том числе не  совпадающей с его собственной точкой зрения;

* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего   (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).

Планируемые результаты освоения учебной программы  по предмету

«Окружающий мир» к концу 4-го года обучения:

В результате изучения раздела «Человек и природа»

Обучающиеся научатся:

* находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город  своего региона;

* читать условные обозначения карт;

* использовать готовые модели и иллюстрации учебника для объяснения причины смены дня и ночи, смены времен года;

* находить общие и отличительные признаки природных зон  России (климат, растительность, животный мир);

* понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе;

* понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;

* характеризовать основные функции систем органов человека;

* измерять температуру, вес, рост человека;

* понимать необходимость использования знаний о строении и  функционировании организма человека для сохранения и укрепления  своего здоровья;

*извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций  

Обучающиеся получат возможность научиться:

* осознавать ценность  природы родного края и необходимость нести  ответственность за ее сохранение;

* использовать знаний о строении и функционировании организма человека  для  сохранения и укрепления своего здоровья;

*выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности.

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Обучающиеся научатся:

* рассказывать с использованием информации из Интернета о  государственной символике России;

* самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем в условиях   коллективной работы;

* обмениваться сведениями о событиях в стране;

* готовить необходимые сообщения по Конституции нашей страны;

* находить на  политико – административной карте России местоположение   своего края;

*работать с глобусом и картой;

* пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях связанных с историей Отечества;

* определять последовательность событий на ленте времени;

* рассказывать с использованием подобранных иллюстраций о памятниках  истории страны;

*рассказывать об особенностях труда людей родного края.

Обучающиеся получат возможность научиться:

* научатся определять часовой пояс своего края;

* находить дополнительную информацию о государственной символике  России, о прошлом страны и края в Интернете;

*составлять представление о единстве духовно – нравственного смысла всех   традиционных религий в обрядовой практике.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»

Обучающиеся научатся:

* понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу,  у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные  пространства;

* понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;

*понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья(вред курения, наркотиков, громкой музыки)

Обучающиеся получат возможность научиться:

* соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;

* соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи;

* заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранения  своего физического и нравственного здоровья.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования, так как  реализуя принцип деятельностного подхода, учебно-методический комплект по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.

        Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:

  • демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
  • выходом за пределы учебника в зону словарей и Интернет;
  • системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
  • специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;
  • иллюстрированным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи).

Система разнообразных форм учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действия, направленных на  личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.

Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребёнка, предлагает ему:

  • на выбор источники дополнительной информации;
  • участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет;
  • социальные игры на уроках.

Учебные тексты учебников комплекта построены с учётом возможности оценки наличных учебных достижений (как учеником, так и учителем).  Это прежде всего:

  • задания на самопроверку и взаимопроверку;
  • задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные и контрольные задания для членов клуба;
  • завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.

Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

                                                       4 класс

                                                     (68 часов)

Человек и природа (40ч)

        Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.

        Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

        Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).

        Родной край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.

        Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов  чувств  в  жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

Человек и общество (24ч)

        Наша родина - Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, город федерального значения - Москва, Санкт- Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.

        Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык - государственный язык Российской Федерации. Родной край - часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико - административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.

        Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией.  Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).

        Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.

        Терроризм - международная опасность

(США,  г. Нью-Йорк, 11 сентября 2001г.; Россия,  г. Беслан, 3 сентября 2004 г.).

        История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь  из «варяг в греки» (IX-XI вв.). Крещение Руси (988г). первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI- XII вв.),основание города Ярославля (988-1010 гг.). объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович- Красное Солнышко (960-1015 гг.), Ярослав Владимирович- Ярослав Мудрый (около 980-1054 гг.), Владимир Мономах (1053-1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221-1263 гг.). московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е -11257 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325-1340 гг.), Дмитрий Донской (1359-1389 гг.).

        Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена-времена многобожия (вера а силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане  (Аллах- духовная власть и сила), буддисты (Будда- духовная связь всех проявлений жизни).

        Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября - День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в  начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей -  панорама «Бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая - День Победы - память страны о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.); памятник Юрию Гагарину- первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса»,  аллея Героев –космонавтов (12 апреля- День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).

Правила безопасного поведения (4ч)

        Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).

        Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.

        Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.

        Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).

Материально-техническое обеспечение:

Литература для учителя:

1. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. Окружающий мир: 4 класс: Учебник. В 2 ч.. – М.: Академкнига/Учебник, 2014.

2. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. Г. Кудрова. Окружающий мир: 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2  – М.: Академкнига/Учебник, 2014.

3. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, Л. Г. Кудрова.  Окружающий мир: 4 класс: Метод. Пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2014

Литература для учащихся:.

1. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. Окружающий мир: 4 класс: Учебник. В 2 ч.. – М.: Академкнига/Учебник, 2014.

2. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. Г. Кудрова. Окружающий мир: 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2  – М.: Академкнига/Учебник, 2014.

Электронные образовательные ресурсы:

http://viki.rdf.ru

http://pedsovet.su/

http://www.uchportal.ru/load./47-5-2

http://www.uchportal.ru/

http://www.zanimatika.narod.ru/RF3_2.htm

http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&enter=1

http://po4emu4ki.ucoz.ru/load/8

http://4curious-eyes.ru/obuchenie-detej/kak-my-gotovim-doklady#more-4548

http://4curious-eyes.ru/category/eksperimenty-opyty-dlya-detej

http://obuchonok.ru/doshkolniki

Электронное интерактивное приложение  «Уроки окружающего мира с применением информационных технологий» (3 – 4 классы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...