Конспект урока окружающего мира в четвертом классе по программе "Начальная школа ХХI века"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Нестерова Валентина Анатольевна

Тема урока "Организм человека" - обобщающий урок. Задания в группах охватывают все темы раздела "Мы и наше здоровье" и дают возможность ярко, интересно и познавтельно повторить пройденный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

а

                Конспект урока окружающего мира в  четвертом  классе

                           по программе «Начальная школа ХХI века»

                                                                                                           Подготовила

                                                                 учитель начальных классов высшей категории

                                                                                                                         Нестерова В. А.

                                      МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов» г Подольска.

 Тема урока: «Организм человека».

Педагогическая цель: познакомить учащихся с основными системами организма человека (опорно – двигательной, дыхательной, кровеносной, пищеварительной, нервной), их строением, функциями. Гигиена человека.

Планируемые результаты ( предметные): узнают организм человека, научатся соблюдать гигиену человека.

Личностные результаты: иметь интерес к предметно – практической деятельности

 Универсальные учебные действия (метапредметные).

Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.), расширение и обобщение словаря читателя.

Регулятивные: умения самостоятельно ставить цели, планировать, контролировать, оценивать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, учиться слушать и понимать речь других, признавать возможность существования различных точек зрения, организовывать и осуществлять сотрудничество, договариваться о процедуре работы в группе.

Оборудование: учебник  «Окружающий мир 4 класс», рабочая тетрадь, плакаты.

Педагогические технологии:

- Педагогика сотрудничества

- Личностно – ориентированное развивающее обучение

- Проблемное обучение

- Игровые

- Здоровьесберегающие технологии

                                                     Ход урока.

  1. Организационный момент.

 – Сегодня на уроке мы с вами постараемся обобщить наши знания об организме человека, вы прочитаете свои интересные доклады по теме, выполним тест, отгадаем кроссворд.

  1. Работа по теме.

– В течение многих веков человечество искало ответ на вопрос, что такое жизнь. Пожалуй, и сегодня этот вопрос остается одним из самых важных, потому что ответ на него отнюдь не всегда однозначен. Человек – часть природы, ее живого мира. Как и другие живые существа, он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети.

     Живем и мы с вами, не задумываясь особенно над  тем, как мы устроены.

     Ты человек. Мальчик или девочка. У тебя есть тело – голова и живот, спина, грудь, ноги и руки, глаза и уши.

      Твое тело тебя слушается. Захочешь – сядешь, захочешь – встанешь. Захочешь – ляжешь или побежишь.

      Как будто все очень просто. Но вы уже знаете, какая сложная работа происходит в это время в вашем организме. Если посмотреть в зеркало, то увидим себя только снаружи. Все наше тело покрыто кожей. Она не прозрачна и не дает разглядеть, что же спрятано под ней. А мы с вами это сделаем. (На доске – модель человека).

- Назовите  части тела человека? (голова, туловище, руки и ноги (конечности)

- Для чего служит скелет человека? (рисунок скелета учитель накладывает на модель человека, прикрепленную на доске). (Скелет человека служит внутренней опорой тела человека и защищает внутренние органы от повреждений).

- Какое значение имеет скелет для человека? (Скелет обеспечивает определенное положение тела человека в пространстве – осанку и его подвижность).

-Отчего портится осанка? (если постоянно ученик, сидя за партой, сильно нагибается вперед, если ученик опирается на край стола грудью, искривившись в одну какую – нибудь сторону, если постоянно носит тяжести, взяв их в одну руку).

- Какие правила надо соблюдать, чтобы осанка была хорошей? (сидеть прямо, слегка наклонив голову вперед, не упираться грудью в край стола, обе ноги ставить на пол подошвой, почувствовав усталость, отдохнуть).

- какие органы предохраняет грудная клетка? (Она защищает легкие и сердце).

- всю свою жизнь человек дышит – вдыхает и выдыхает воздух. Назовите органы дыхания и расскажите о путешествии воздуха. (Учитель накладывает на модель человека органы дыхания).

      (Воздухоносный путь начинается носовой полостью. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, а затем в гортань. Потом из гортани вдыхаемый воздух проходит в трахею, имеющую вид трубки, а потом по двум бронхам, которые входят в правое и левое легкие.

      Легкие состоят из множества маленьких пузырьков. В стенках этих пузырьков постоянно движется кровь. Когда свежий воздух заполняет пузырьки, кровь берет из воздуха частицы кислорода, а отдает частицы углекислого газа. Затем кровь несет кислород к каждому органу. А оставшийся в легких воздух, в котором стало мало кислорода и много углекислого газа мы выдыхаем.)

- Спасибо за хороший ответ. Давайте послушаем доклад о бронхах. (Ученик рассказывает).

- Молодец! Огромную роль в организме человека  играет кровь! Она приносит по всем органам питательные вещества и кислород, а уносит от них углекислый газ. Назовите органы кровообращения. (Учитель накладывает органы кровообращения). (органы кровообращения – это сердце и кровеносные сосуды).

- Что приводит в движение кровь? (Сердце)

- Как работает сердце? ( Сердце имеет тонкие мышечные стенки. Его можно сравнить с насосом. Оно с силой выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Обежав все тело, кровь возвращается в сердце. Оно посылает ее в легкие, а затем вновь заставляет путешествовать по всему телу. Сердце работает непрерывно всю жизнь человека.)

- Сейчас мы послушаем доклад об артерии. (доклад)

-Когда сердце отдыхает? (Оно отдыхает во время сна, когда организм находится в состоянии покоя).

- В теле человека все время расходуются питательные вещества. Питательные вещества нужны мозгу, чтобы он хорошо работал и не уставал, мышцам, чтобы они становились крепкими и сильными, всем органам тела. Особенно важно питание. Перечислите органы пищеварения. (По ходу  рассказа учитель прикрепляет органы пищеварения на модель.) (Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий толстый кишечники, прямая кишка, печень).

- Для чего человеку зубы? (Зубы служат для измельчения пищи)

- Для чего служит желудок? (В желудке пища распадается на отдельные части – питательные вещества)

- Для чего служит кишечник? (Для всасывания питательных веществ).

- Зачем нужно выполнять правила ухода за зубами? (После еды в зубах остаются кусочки пищи, если их не удалять, они начнут гнить, что приведет к разрушению зубов).

- Предлагаю послушать доклад о гигиене питания.

- Спасибо! У человека имеются головной и спиной мозг. Они необходимы для жизни. Где находится головной мозг? ( В черепе).

- с его деятельностью связаны мысли, чувства, поступки человека, а также правильная работа всех внутренних органов – сердца, легких органов пищеварения. Где проходит спиной мозг? (Спиной мозг проходит в виде шнура в позвоночном столбе. Он - проводник сигналов от головного мозга к другим органам и от органов к головному мозгу. От головного мозга и спинного мозга по всем органам тела отходят нервы)

- Для чего служат нервы в организме человека? (Нервы служат для передачи команд от мозга ко всем органам человека.) (Учитель накладывает рисунок нервной системы на модель человека).

- Спасибо! Какие вы знаете органы выделения? (Почки – небольшие парные органы. От них отходят мочеточники. Мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.)

- Какова роль органов выделения? (В наш организм поступает много различных веществ из пищи, воды, ненужные организму, выбрасываются из организма при помощи органов выделения). (Учитель накладывает рисунок органов выделения на модель человека)

- спасибо! На каждого человека постоянно действует непрерывный поток внешних раздражителей и разнообразная информация о процессах внутри и вне организма. Принять эту информацию и правильно отреагировать на  большое число происходящих вокруг событий позволяют человеку органы чувств.

- Перечислите органы чувств и их функции. (Орган зрения – глаза. С помощью глаз мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет. Глаза позволяют нам читать, воспринимать большую часть окружающего мира.

    Орган слуха – уши. С помощью ушей мы различаем человеческую речь, голоса животных, музыку, звуки, шумы и шорохи.

    Орган обоняния – нос. При помощи обоняния мы узнаем предметы и запахи.

     Орган вкуса – язык. Языком мы ощущаем вкус пищи, качество пищи.

     Орган осязания – кожа. При помощи кожи мы ощущаем прикосновения предметов, тепло, холод, боль.)

- Послушайте небольшой доклад о  том, какие изменения произойдут в восприятии окружающего мира человека при отсутствии одного из органов чувств и как их нужно беречь. (Учитель во время чтения доклада « Это большая беда» прикрепляет органы слуха, зрения, обоняния на модель).

- Мы уже знаем, что кости скелета обеспечивают движение нашего тела. Но сами кости двигаться не могут: их двигают мышцы. Чем прикрепляются мышцы к костям? ( Сухожилиями) (Учитель прикрепляет рисунок мышц человека на модель).

- Что нужно делать для того, чтобы мышцы не уставали? (Мышцы надо укреплять с помощью специальных физических упражнений).

- Давайте и мы с вами  отдохнем. Кто из вас хочет показать свой комплекс упражнений, прошу к доске.  (Физ. минутка)

- Осталось нам защитить тело от различных повреждений, и поможет нам в этом кожа. (Учитель накладывает последний элемент модели человека – кожу).

- Послушайте выступление о коже человека, ухода за кожей и несколько слов о волосах и ногтях. (Доклад «Кожа, волосы и ногти»)

- Спасибо, много полезной и нужной информации мы услышали о гигиене кожи.

III. Кроссворд «Организм человека».

Вопросы: по горизонтали:

5. Часть скелета.

6. Брат с братом через дорогу живут, один другого не видят.

7. Орган пищеварения.

10. Каждому человеку нужно следить за своей ….

11. Всегда он в работе, когда мы говорим, а отдыхает, когда молчим.

По вертикали:

  1. На одной горе много травы, да скот эту траву не ест.
  2. Мы на них стоим и пляшем, ну, а если им прикажем, нас они бегом несут, подскажи, как их зовут?
  3. День и ночь стучит  оно, словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг, прекратится этот стук.
  4. Череп охраняет самый чувствительный и самый нежный орган - …

8. Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит.

9. У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем.

в

н

о

о

л

с

м

г

к

о

н

е

ч

н

о

с

т

и

с

р

з

ы

д

г

л

а

з

а

ц

к

и

ш

е

ч

н

и

к

о

п

о

с

а

н

к

а

л

ь

ц

я

з

ы

к

  1. Тест по теме «Организм человека».
  1. Напиши названия внутренних органов человека.
  2. В чем значение кожи для жизни человека?
  3. Для чего служит скелет человека?
  4. Каково назначение мышц человека?
  5. Для чего служит кровь?
  6. Для чего служит сердце?
  7. Что произойдет с человеком в случае остановки сердца?
  8. Каково назначение носа в организме человека?
  9. Каково назначение легких в организме человека?
  10. В чем значение органов пищеварения для человека?
  11. Для чего нужны зубы?
  12. Что произойдет в организме человека при повреждении какого – либо нерва?
  13. Какую роль выполняет мозг в организме человека?
  14. Для чего нужны органы чувств?
  15. Зачем нужно охранять свое здоровье?

V. Домашнее задание. Повторить правила сохранения здоровья, которые вы узнали, изучая организм человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») учитель начальных классов: Чальцева Марина Анатольевна Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?

Тема урока: Почему все в природе взаимосвязано?Тип урока: Урок - дискуссия.Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир. Задачи:Углубление предс...

Конспект урока окружающего мира "Обитатели пресных вод" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Обитатели пресных вод»Цели деятельности учителя: формирование представлений об обитателях пресных водоемов; знакомство с представителями пресных водоемов, их особенностями.Планируем...

Конспект урока окружающего мира "Птицы - жители водоема" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Птицы – жители водоема»Цели деятельности учителя: формирование представлений о птицах, которые живут на водоемах; знакомство с птицами – жителями водоема.Планируемые рез...

Конспект урока окружающего мира "Обитатели соленых водоемов" (УМК Начальная школ XXI века, 2 класс)

Тема: «Обитатели соленых водоемов»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об особенностях соленых водоемов; развитие знаний о животных, обитающих в соленых водоемах.Планиру...

Конспект урока окружающего мира «Пресмыкающиеся - обитатели леса» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Пресмыкающиеся - обитатели леса» Цели деятельности учителя: формирование представлений о пресмыкающихся, их признаках. Планируемые результатыПредметные:- знать определение понятия ...