Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Среда обитания – что это такое?
методическая разработка по технологии (2 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr.mir_.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 52 Приморского района г. Санкт-Петербурга


Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе

 УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: Среда обитания – что это такое?

Работу выполнила

Ильенко Анна Владимировна,

 учитель начальных классов

2016г.

Тема: Среда обитания – что это такое?

Тип: изучение нового материала.

Задачи: создать условия для формирования понятия «природное сообщество», в котором живая и неживая природа взаимосвязаны, и понятия «цепь питания».

Планируемые результаты

Предметные: содействовать формированию представлений учащихся о признаках природных сообществ и их разнообразии; приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества, моделировать «цепь питания», характерную для данного сообщества, анализировать экологические ситуации и оценивать их последствия.

Метапредметные: 

- регулятивные: определять тему урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение;

- коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других приходить к общему решению при работе в группе и парах;

Личностные: содействовать формированию положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Ресурсы урока: «Окружающий мир 2класс» (2 часть) Н.Ф. Виноградова. УМК «Начальная школа XXI века» с.37-39; компьютер, интерактивная доска; презентация, задания для работы в группах, индивидуальные карточки.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Актуализация необходимых знаний.

-Что мы называем природой?

-На какие две группы делятся объекты природы?

-Назовите признаки живых существ.

- Назовите царства живой природы.

- Как связаны между собой живая и неживая природа?

-Отвечают на вопросы учителя, направленные на повторение изученного материала.

  1. Мотивация познавательной деятельности.

1. Самооценка учащимися своих достижений.

 -Оцените уровень своих знаний о живой и неживой природе. СЛАЙД 1.

2. Знакомство с новым разделом учебника.

- Мы продолжаем изучение мира природы. Сегодня мы начинаем изучение нового раздела учебника. Откройте учебники на странице 37. Прочитайте название раздела. Прочитайте, что мы узнаем о природе из этого раздела, на какие вопросы ответим.

- Переверните страницу. Прочитаем задание в учебнике.

- Согласны ли вы с высказыванием, приведенным в учебнике?

- Почему живые существа могут обитать только в определенных местах обитания?

- Прочитайте текст под рисунком в учебнике. На какие вопросы обращают наше внимание авторы учебника?

 - Постарайтесь определить тему и задачи нашего урока.

 -Осуществляют прогностическую самооценку своих достижений (таблица в «Доп.материалах»)

-Высказывают предположения.

-Читают задание: «Рассмотрим рисунок и обсудим, какое условие жизни объединяет животных. Правильно ли высказывание: «Каждое живое существо на Земле привыкает к определенному месту обитания»?

-Рассматривают рисунок в учебнике. -Высказывают предположения.

Формулируют тему и задачи урока.

  1. Организация познавательной деятельности.
  1. Организация работы в группах.

- Мы пришли к выводу, что каждое живое существо привыкает к определенному месту обитания. Теперь нам нужно понять, какие объекты к какому месту обитания относятся, и правда ли, что они могут жить только там.

- В начале урока на рисунке мы рассматривали животных, которые обитают в воде. А где еще могут обитать живые организмы?

- Итак, вы назвали много мест обитания. Животных много. Как же нам успеть поработать со всеми? Какая форма работы нам в этом помогает?

- Поработаем в группах. Вам предстоит обсудить информацию и рассказать другим группам, какие объекты живой природы к каким условиям обитания относятся, и почему они могут обитать только в этих условиях. Давайте вспомним правила работы в группе.

2.Выступление групп. Заполнение индивидуальных карточек по итогам выступлений.

- После выступления каждой группы мы будем заполнять карточки по каждому месту обитания.

3.Физкультминутка:

Мы шагаем друг за другом,

Лесом и весенним лугом,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Покружились, полетели,

На цветы тихонько сели.

3.  Создать условия для формулирования понятия «природное сообщество».

- Чем является местообитание для каждого живого существа?

-Прочитаем, что говорится о местообитании в учебнике.

- Итак, с какими необходимыми условиями жизни связано местообитание каждого существа?

-Что называют природным сообществом?

- Прочитайте задание и подсказку в учебнике. (Как ты понимаешь слово «сообщество»?)

4 Введение понятия «цепь питания». Организация работы в парах.

- Прочитайте задание в учебнике. Обсудите и попробуйте сформулировать, что такое пищевая цепь.

5.Применение нового знания. Организация работы в парах и индивидуальной работы.

-Составьте пищевые цепи и определите, к какому сообществу они относятся.

- Некоторые ребята выполнят индивидуальное задание на карточках.

-Сделаем вывод по итогам этого этапа работы.

-Предлагают провести работу в группах, чтобы успеть за короткий промежуток времени обработать всю информацию.

Формулируют правила работы в группе.

1.Работаем тихо, дружно.

2.Говорим по очереди, не перебивая друг друга.

3.Чётко высказываем своё мнение, уважаем мнение собеседника.

- Работают в группах, используя карточки с информацией и с вопросами.

Выступают представители групп.

Слушают выступления, заполняют карточки.

Отвечают на вопросы. Читают текст учебника.

Формулируют вывод.

Обсуждают в паре смысл понятия «цепь питания», формулируют вывод: пищевая цепь – связь между организмами, при которой одни из них являются пищей для других.

1.В паре составляют цепи питания.

2.Трое ребят индивидуально читают текст сказки «Старик и сова» и составляют по тексту цепь питания.

По итогам работы групп и индивидуальной работы делают вывод: в природе все взаимосвязано.

4.Подведение итогов, рефлексия деятельности.

1. - Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

- Что такое среда обитания живого существа?

- Какие особенности неживой природы важны для живых существ?

- Что такое «природное сообщество»?

- Какие природные сообщества вы запомнили?

- Приведите примеры цепей питания.

-Домашнее задание: составьте цепи питания тех природных сообществ, которые анализировала ваша группа.

2.Самооценка учащимися своих достижений (таблица).

3. Рефлексия: «Закончи предложения»

Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.

Оценивают свои достижения по результатам изучения материала урока.

Читают начало предложения и заканчивают его.

  • На уроке мне было интересно…
  • На уроке я узнал…
  • Мне понравилось…
  • Я благодарю одноклассников за…

Дополнительный материал к уроку:

1.Таблица для самооценки знаний учащимися.

Знаешь ли ты …?

«Самооценка» знаний

учащимися

Условные обозначения

Начало урока

Конец урока

1.

Знаю различия между живой и неживой природой.

Я знаю « + »

Я не знаю

 « – »

Хотелось бы узнать больше

 « V »

Сомневаюсь в своих знаниях  

« ? »

2.

Знаю царства живой природы.

3.

Знаю, что такое среда обитания.

4.

Знаю, какие необходимые условия жизни дает живым существам среда обитания.

5.

Знаю, что такое «природное сообщество».

6.

Понимаю, что такое «цепь питания»

7.

Умею составлять цепи питания.

8.

Понимаю, что в природе все взаимосвязано.

9.

Умею работать индивидуально, в паре и в группе.

10.

Умею оценивать свою деятельность

2.Карточки для работы в группе.

Группа 1: Место обитания – лес.

Подготовьте ответы на вопросы:

- Выберите те объекты живой природы, которые можно встретить в лесу.

  • Растения: береза, ель, пшеница, папоротник, ландыш
  • Грибы: подберезовик, сыроежка
  • Животные: лось, белка, цапля, дятел, сова.

- Как вы думаете, почему именно здесь обитают эти природные объекты?

Группа 2: Место обитания –луг.

Подготовьте ответы на вопросы:

- Выберите те объекты живой природы, которые можно встретить в лесу.

  • Растения: клевер луговой, ель, папоротник, василек, ромашка
  • Животные: бабочка-крапивница, пчелы, кузнечики.

- Как вы думаете, почему именно здесь обитают эти природные объекты?

Группа 3: Место обитания – поле.

Подготовьте ответы на вопросы:

- Выберите те объекты живой природы, которые можно встретить в лесу.

  • Растения: пшеница, рожь, лен, сосна, рис, хлопчатник
  • Животные: мышь-полевка, суслик, заяц, лисица, карась, дятел.

- Как вы думаете, почему именно здесь обитают эти природные объекты?

Группа 4: Место обитания – водоем.

Подготовьте ответы на вопросы:

- Выберите те объекты живой природы, которые можно встретить в лесу.

  • Растения: кувшинка белая, кубышка желтая, ряска, водокрас, ромашка
  • Животные: утка, цапля, стрекоза, лиса, лягушка, сом, карась.

- Как вы думаете, почему именно здесь обитают эти природные объекты?

3.Индивидуальные карточки:

Название среды обитания: _____________________________________________

Живые существа, обитающие в данной среде обитания: ___________________________________________________________________

4.Карточки для создания цепи питания (в парах по рядам):

1 ряд: шишки – белка - ястреб.

 2 ряд: водоросли – улитка – рак.

 3 ряд: трава – кузнечик- ящерица 

5.Текст сказки «Старик и сова» для индивидуальной работы:

- Прочитай сказку и составь цепь питания.

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьет — молоком белит.

Летит сова.

  — Здорово, — говорит, — друг!

 А Старик ей:  

— Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг?

 Рассердилась Сова.

 — Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови.

Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:

 — Не видать Совы, не слыхать Совы. Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят.  

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, пыльцу с цветка на цветок не носят.

По лугу ветер гуляет, пыльцу с клевера наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, — не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

 А Сова из дупла:

 — Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу, что каша без масла.

 Молчит Старик, ничего не говорит.  Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять: пойло лижет, а молоко все жиже да жиже.

 Сова в дубу сидит, мышей не ловит.  Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клевера тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

 Нечем стало Старику чай белить, — пошел Старик Сове кланяться:

 — Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.

 А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.  — То-то, — говорит, — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?  Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить.  Мыши со страху попрятались в норы.

 Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.  Клевер красный стал на лугу наливаться.  Корова пошла на луг клевер жевать.  Молока у Коровы много.

 Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс по программе Школа 21 века

В данной разработке представлена технологическая карта урока окружающего мира с применение ИКТ в 4 классе по теме Дыхательная система человека(программа школа 21 века). Урок соответсвует требованиям Ф...

Технологическая карта урока Окружающий мир. 3 класс. Перспективная начальная школа. Тема урока: "Человек - защитник природы".

Духовно-нравственное воспитание учащихся, как средство формирования мировоззренческой культуры обучающихся в свете требований ФГОС второго поколения.Технологическая карта урока.Класс: 3 "Б".Учитель: К...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс. Тема:« В школе»

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: « В школе»Цели урока: Решить, какие правила поведения следует соблюдать в школе и почему; совместно обсудить, что думают учащиеся о жизни школы, класса о рол...

Технологическая карта урока математики 2 Е класса УМК «Начальная школа 21 века». Тема «Сложение и вычитание двузначных чисел (общий случай)-закрепление».

Цели деятельности учителя Создать условия для закрепления с общими приёмами сложения и вычитания двузначных чисел, совершенствовать навыки решения задач, развивать логическое мышление, нахождение пери...

Урок окружающего мира 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема "Что такое семья?"

Урок с применением технологии проблемного обучения....

Технологическая карта урока по математике 4 класс. Программа "Начальная школа 21 века" Тема «Решение задач по теме «Умножение многозначного числа на однозначное»

Технологическая карта урока по математике. Тема «Решение задач по теме  «Умножение многозначного числа на однозначное»   4 класс . К карте приложены карточки по взаимо...