Главные вкладки

    Презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) на тему:
    Тема: «Дидактическая игра на уроках окружающего мира как условие успешной адаптации первоклассников»

    Фентисова   Лилия Анатольевна

    Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Цель моего выступления:

    Рассмотреть основные виды и структуру дидактических игр на уроках окружающего  мира в период адаптации первоклассников, показать роль игры в воспитании личности, какие  возможности имеются у  дидактической игры в воспитании основных качеств личности ребенка

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 18 г. Белгорода

    Тема: 

    «Дидактическая игра на уроках окружающего мира как  условие успешной адаптации первоклассников»

    Разработан

    учителем начальных классов

    высшей категории

    Фентисовой Лилией Анатольевной

    2016г.

    Тема: Дидактическая игра на уроках окружающего мира как  условие успешной адаптации первоклассников» 

    Главной  целью нового ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время.

    Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

    перегрузка однообразным учебным материалом;

    несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;

    ограниченные возможности для творческого самоуправления.

    Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

    Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

    помогает снять чувство усталости;

    раскрывает способности детей, их индивидуальность;

    усиливает непроизвольное запоминание.

     «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский).

    Цель моего выступления:

    Рассмотреть основные виды и структуру дидактических игр;

    на уроках окружающего  мира в период адаптации первоклассников, показать роль игры в воспитании личности, какие  возможности имеются у  дидактической игры в воспитании основных качеств личности ребенка

    Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т. к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.

    Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка.

    Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

    Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.

    Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

    Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

    Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей.

    Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям: 

    дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 

    учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; 

    в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

    Данная тема является достаточно разработанной в теории педагогики. Дидактическая игра является способом развивающего обучения. Многие исследователи-методисты посвящают ей свои работы: А.П. Усова, Ф.Н. Блехер, З.М. Богуславская, Е.Ф. Иваницкая, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Все исследователи также отмечают безусловно высокую роль дидактической игры в обучении.

    Чем искуснее составлена дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями

    В обучении и игре присутствует исследовательский, ориентировочный рефлекс. Игра, как и обучение, процесс творческий. Многие дидактические игры построены именно на необходимости обнаружить ту или иную закономерность, на способности выдвигать гипотезы, на соревновании в знаниях. Выигрывает чаще всего тот, кто владеет наибольшей информацией. Познавательная активность стимулируется конкурсностью, соревновательным характером игры.

    В методику проведения игры входят:

    - объявление названия игры;

    - сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения) и порядке использования игрового материала;

    - объявление хода игры (игровых заданий);

    - показ учителем выполнение отдельных действий;

    - подведение итогов игры и объявление победителя.

    Существует три типа дидактических игр, используемых педагогами в процессе обучения в начальной школе:

    Игры - задания (социоигровое приобщение к делу);

    Игры - разминки (ситуация успеха);

    Игры - упражнения (художественно-исполнительский результат).

     Представляем описание некоторых дидактических игр с учетом их типологии, используемых при обучении младших школьников. Данные игры универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и во время занятий группы продленного дня, динамических часов. Через них происходит познание окружающего мира.

    Это:

    игры с картинками живой и неживой природы,

     которые дети распределяют на маршрутном листе в группах.

    Живое - неживое 

    Учитель называет предметы, если предмет относится к живой природе, учащиеся хлопают в ладоши, неживая природа – топают ногами.

    Или:

     на партах у каждого ученика лежит рисунок «жучок» и «чистая карточка». Поднимаем жучка, если произносим тело живой природы, чистую карточку-тело неживой природы.

    Обычные загадки

    • Что видно только ночью.(Луна, звезды.)
    • Летом греет, зимой холодит.(Солнце)
    • В лесу на одной ножке выросла лепешка.(Гриб )
    • Под мостиком виляет хвостиком.(Рыба.)
    • Не птичка, а с пестрыми крыльями.(Бабочка.)
    • Что летом и зимой в рубашке одной.(Ель)

     или

    придумывание загадок на определенную тему, по определенному типу, алгоритму

    На что похожа ромашка, ее отдельные элементы?
    - С чем можно сравнить? ( Серединка похожа на солнышко, лепестки – на лучики, а стебелек похож на тоненькую ножку)
    - Ваши варианты  загадок. ( На тоненькой ножке сияет золотое солнышко с белыми лучами)

     «Творческие задачи» (по теме урока дается задача, выходящая за рамки учебного материала, решается группой.)

      Составьте рекламу:

    • «О пользе «живых витаминов»
    • «Береги лес!»
    • «Всем нам нужна чистая вода!»

    Вопросы для всезнаек.

    • Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются?

    Мозговой штурм

    • К живой природе относится:
    • а) небо;
    • б) солнце;
    • в) цветок.
    • К неживой природе относится:
    • а) корова;
    • б) вода;
    • в) человек.

    Игра с мячом

    • Назови слова на тему «Живая (неживая) природа

    Драматизация

    • Расскажи о животном из собственного опыта
    • Опишите, стоящее перед вами животное
    • В каких сказках они вам встречались
    • Сочините сказку
    •  «Сценки с пропусками» (Сценка на листе. Учитель читает, а дети воспроизводят действия, которые пропущены или должны соответствовать теме урока - пропущены глаголы или существительные или числа и т.п. Одни дети называют их, а другие - записывают).
    •  «Замри, запомни, повтори» (запоминается ряд слов, понятий, отличий, особенностей, воспроизводится через некоторое время с записью или без записи).
    •  «Повтори, дополни, отличись»
    •  (Один говорит, другой дополняет, добавляет нечто интересное, чего не знает никто).
    • «Так и не так»
    •  (Ученики анализируют два продукта противоположных по изображению, объяснению, написанию и определяют «так или не так». Или сами создают два продукта, которые противоположны и можно сказать «так или не так»).
    •  Таким образом, дидактические игры очень важны для обучения детей. В этих играх у них развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление,смекалка и сообразительность, а также формируется привычка к умственному труду.

    Тренажёр по теме
    «Живая и неживая природа»

     Что относится к неживой природе?

    Что относится к живой природе?

    Выбери объект живой природы

    Что не относится к неживой природе?

    Что не относится к живой природе?

    Часто урок можно закончить рефлексией учащихся, например, еще один игровой воспитательный момент:

    «Собери сердечки»

    Пусть всегда будет солнце!

    Пусть всегда будет небо!

    Пусть всегда будет мама!

    Пусть всегда буду я!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры на уроках окружающего мира

    Это поможет заинтересовать ребят....

    Дидактические игры на уроках окружающего мира.

    Представляю Вашему вниманию серию дидактических игр на уроках окружающего мира по разным темам ( цель, задачи, ход игры)...

    Развивающие игры на уроках окружающего мира

    Учебный курс «Окружающий мир» позволяет формировать мировоззрение школьников на первой ступени обучения благодаря интеграции содержания естественных и гуманитарных наук. Весь учебный курс являет...

    Использование дидактической игры на уроках окружающего мира

    Среди педагогических средств активизации учебного процесса особое место принадлежит дидактической игре. Дидактическую ценность для изучения природы на уроках естествознания имеют лишь те игры, в котор...

    Дидактичаские игры на уроках окружающего мира для 1 класса

    Дидактичаские игры на уроках окружающего мира для 1 класса...

    Использование дидактических игр на уроках окружающего мира.

    Дидактические  игры  активизируют интерес и внимание детей, развивают познавательные способности, воображение, формируют учебные умения,  навыки самоконтроля и самооценки, самостоятельн...