Использование дидактической игры на уроках окружающего мира
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Карпова Мария Александровна

Среди педагогических средств активизации учебного процесса особое место принадлежит дидактической игре. Дидактическую ценность для изучения природы на уроках естествознания имеют лишь те игры, в которых ребенок действительно сталкивается с теми проблемами, которые имеются в реальных природных условиях. Именно они позволяют получить личный опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и принятия решения. Наиболее органичны для детей младшего школьного возраста ролевые игры, т.е. игры с распределением ролей. Приведу примеры некоторых из таких игр, которые можно использовать при изучении тем «Природные экосистемы», «Живые участники круговорота веществ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации г. Екатеринбурга

Муниципальное автономное образовательное учреждение – Гимназия № 45

Использование дидактической игры

на уроках окружающего мира

Методическая тема

                                                                                            Учитель первой

                                                                                            квалификационной

                                                                                            категории

        Карпова М.А.

Екатеринбург,

2012-2013 уч.г.

Игра- это искра, зажигающая огонёк  пытливости и любознательности.

                                                                                                                                             В.А Сухомлинский

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных программ и систем обучения учитель старается работать творчески – уроки проводятся разнообразно и увлекательно. Для формирования положительной мотивации на уроках необходимо учитывать следующие положения: выделение основных понятий и учебной задачи урока; полную умственную нагрузку всех учащихся класса в течение урока; разнообразие структуры и методов обучения; использование на уроках наглядных пособий; разнообразие методов обучения; применение дидактических игр; использование на уроках самостоятельной работы школьников и многое другое.

Среди педагогических средств активизации учебного процесса особое место принадлежит дидактической игре.

«Игра в учебном процессе – это дидактический и социально важный «вид активности» (А.С. Макаренко), воспитывающий «умение коллективно реагировать, коллективно действовать» (Н.К.Крупская).

«Мобилизуя  умственные способности учащихся, их воображение, внимание, память, дидактические игры «обычно связаны с возвышенным чувством удовольствия» (П.Ф.Лесгафт) и, следовательно, с условиями непроизвольного усвоения и запоминания  учебного материала».

Дидактическая игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. С одной стороны, оно  продиктовано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, оно обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования активной личности.

Дидактическая  игра не развлечение, а особый метод стимулирования активности учащихся; игра должна быть не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовать общему развитию ребёнка, служить формированию его способностей; игра должна органически сочетаться с серьёзным, напряженным трудом, т.е. не отвлекать от учёбы, а способствовать интенсификации умственной деятельности.

В начальной школе на уроках окружающего мира учащиеся должны усвоить основы важного пропедевтического предмета, формирующего мировоззрение и экологическую культуру. Экологическое образование детей является неотъемлемой задачей современного процесса обучения и воспитания. Основная экологическая идея выражается формулировкой «все в природе взаимосвязано, природа единое целое». Если взрослыми эта идея обычно воспринимается как аксиома, то для детей она должна быть наполнена конкретным содержанием и доказана.

Если целенаправленно использовать систему дидактических игр на уроках окружающего мира, то такая серьёзная учебная деятельность будет  способствовать более эффективному пониманию и закреплению материала и интенсификации умственной деятельности даже тех детей, которые индифферентно относятся к учению вообще и к окружающему миру в особенности.

Дидактическую ценность для изучения природы на уроках естествознания имеют лишь те игры, в которых ребенок действительно сталкивается с теми проблемами, которые имеются в реальных природных условиях. Именно они позволяют получить личный опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и принятия решения. Наиболее органичны для детей младшего школьного возраста ролевые игры, т.е. игры с распределением ролей. Приведу примеры некоторых из таких игр, которые можно использовать при изучении тем «Природные экосистемы», «Живые участники круговорота веществ».

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Игра 1. «Ну-ка, накорми!»

Дидактическая задача: показать детям причины и смысл биологической конкуренции и специализации.

Подготовка к игре: для проведения игры необходимо заготовить в достаточном количестве условные изображения разных видов пищи (далее будем называть их фишками). Их можно вырезать из цветной бумаги, придав им соответствующую форму. Виды пищи должны отличаться друг от друга физическими свойствами и местоположением в природе. Например: яблоки, орехи, корешки, листья, нектар цветов (вырезать цветки). Детей разбить на группы по 5-6 человек. «Пищевое разнообразие», т.е. количество видов пищи, должно соответствовать числу играющих в каждой группе.

Игровая задача: каждый ребенок должен набрать максимальное количество фишек, обозначающих определенный вид пищи.

Ход игры. Предложите каждому ребенку в группе какую-то роль, например, героя любимой сказки или мультфильма. Посадите каждую группу детей вокруг стола, покажите им коробку с фишками и объясните, что в одном саду выросло вот столько разных яблок, орехов, листьев и других видов пищи. Договоритесь с детьми, какие фишки какой вид пищи изображают. Затем все фишки вперемешку высыпать в центр стола. По сигналу учителя каждый ребенок должен выбрать из смеси те фишки, которые обозначают любимую пищу его персонажа.

Поскольку в игре отрабатываются два понятия, игра состоит из двух раундов, несколько отличающихся условием.

Раунд 1 (условие 1). Все персонажи любят одно и то же, например яблоки, и ничего другого не едят. Чем больше яблок “съест” каждый, тем для него лучше, но не менее любого числа, допустим 5. Если у ребенка оказалось меньше условленного минимума, его персонаж “голодает” или даже “умирает от голода”. Минимальное число зависит от количества заготовленных фишек, но слишком много их делать не следует. Во всяком случае, общее количество фишек, обозначающих один из видов пищи, должно быть меньше произведения числа игроков на установленный минимум (т.е. если на всех разделить поровну, то не всем хватит). Таким образом, задача каждого играющего – набрать из смеси как можно больше изображений одного, общего для всех вида пищи (в данном случае яблок). Разбор фишек может сопровождаться спорами между учениками и попытками отнять фишки друг у друга.

После того, как дети выполнили задание, обсудите с ними ход игры и ее результат, обратите внимание на несколько моментов:

- каждый игрок старался опередить другого, они спорили и пытались отнять фишки друг у друга;

- кому-то не удалось набрать необходимого минимального количества пищи – значит, этот персонаж не сможет нормально «жить»;

- этот сад не сможет прокормить столько едоков, кому-то придется искать себе другое место для жизни;

- оказалось, что остальные виды пищи не использованы, ее много, но она никому не нужна и пропадает зря.

Сделайте вывод: количество подходящего вида пищи ограничено, в то время как число едоков велико, всем не хватит, поэтому между ними возникают ссоры, драки. Это называется конкуренцией.

Определение: конкуренция – отношение соперничества между организмами, возникающее, когда чего-либо необходимого для жизни на всех не хватает. В результате кто-то всегда проигрывает (например, как в нашем случае, остается голодным).

Раунд 2 (условие 2). Каждый из персонажей любит какой-то один вид пищи, но при этом их интересы не пересекаются. В остальном все игровые действия повторяются.

После того как фишки разобраны, обсуждаем с детьми ход игры и приходим к выводам, что:

- никто не спорил и не отнимал фишки друг у друга;

- еды всем хватило с избытком;

- ничто не пропало зря, все съели;

- сад смог прокормить всех играющих, и более того, их число может быть несколько увеличено.

Теперь дети сравнивают оба раунда и делают общий вывод: когда каждый ест какой-то определенный вид пищи, который не едят другие, то в одном и том же саду может жить больше разных организмов, и они не мешают друг другу. Конкуренции за пищу между ними нет. Это, несомненно, выгодно всем. Но разные виды пищи отличаются друг от друга. Например, чтобы питаться орехами, нужно их достать и разгрызть, до корней нужно докопаться, жесткие листья нужно прожевать. А для этого необходимо иметь специальные приспособительные особенности.

Определение: наличие приспособительных особенностей в строении и образе жизни, позволяют уменьшать конкуренцию, называется специализацией.

А так ли бывает в настоящем саду, в лесу, в поле, вообще в природе? Всякий раз, рассматривая с детьми отдельные виды или природные экосистемы, необходимо обратить внимание младших школьников на специализацию организмов.

Игра 2. «Почему мы здесь живем»

Дидактическая задача: дать детям знания о том, что распространение живых организмов на тех или иных территориях не случайно, а обусловлено наличием необходимых и отсутствием неприемлемых для них факторов. Эти знания нужны для формирования одного из сложнейших экологических понятий – «окружающая среда», для понимания учащимися роли природных условий в жизни организмов, причин формирования флоры и фауны, существования ареалов, возможных причин исчезновения организмов из мест их прежнего обитания.

Подготовка к игре. Для игры потребуется игровое поле и игровые карточки. На игровом поле должны быть представлены разные территории (сказочные страны) с характерными для каждой условиями. В простейшем случае полем становится поверхность стола, а для обозначения территорий можно использовать листы бумаги, на которых написано название страны и условия, которые там имеются. Разложите эти листы на столе – и игровое поле готово.

Второй необходимый атрибут – карточки с соответствующим названием вида живого организма и его требований к среде. Для каждого персонажа необходимо сделать несколько одинаковых карточек.

Игровая задача: расселить виды организмов на подходящие для них территории.

Ход игры. Каждому ребенку дают несколько карточек его персонажа, и он должен, учитывая требования своего героя к среде и наличные условия, расселить его по подходящим для него странам, (т.е. разложить карточки по игровому полю), дети объясняют, почему они приняли именно такое решение.

Игровое условие: за каждое правильное выполнение задачи ребенок получает 10 очков, за неправильное – 10 очков отнимается. Победитель определяется по сумме очков.

В качестве требований к среде учитываются только пищевые предпочтения героя. В каких-то странах может быть представлен только один вид пищи, в других – несколько, в третьих – такой, который никто из игровых персонажей не ест. Игру можно усложнить, введя дополнительные условия, например персонаж любит яблоки, но терпеть не может груши, и там где растут груши, не живет даже при наличии яблок.

Игру можно проводить в разных вариантах, отличающихся количеством факторов, которые необходимо учитывать игроку, а значит – степенью сложности для играющего.

Игра 3. «Рыбы»

Игра состоит из 10 картинок (5 пар), на которых изображены различные рыбы.

Цель игры: уточнить представление детей о рыбах. Закрепить у детей названия рыб, их строение. Научать различать рыб по внешнему виду.

  1. “Найди такую же рыбу”.

Один набор картинок раздается играющим, другой остается у ведущего. Он показывает по очереди картинки и, называя изображенную на картинке рыбу, спрашивает: «У кого такая же?». Каждый, получающий картинку, должен назвать нарисованную на ней рыбу. По предложению ведущего, дети рассказывают: кто изображен на картинке, обращая внимание на название рыбы, цвет, форму и части ее тела, где живет та или иная рыба (в реке, озере, море), чем она питается.

2. Используя те же картинки, можно поиграть с загадками. Ведущий рассказывает, кто изображен на картинке, не показывая ее. Играющие должны по описанию угадать, о какой рыбе идет речь, назвать ее и показать картинку. Примерные загадки:

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

(Сом)

А в иголках, словно еж,

Как зовется рыба?

(Ерш)

Опасней всех в реке она.

Хитра, прожорлива, сильна.

Притом, такая злюка!

Конечно, это. . .

(Щука)

В реках, старицах, озерах

Много зарослей, в которых

И в карьерах обитает,

И прудов не избегает

С промерзающей водой,

И серебряный бывает,

И бывает золотой.

(Карась)

Игра 4. «Караси и щуки»

Эту игру можно провести вместо физминутки. Знаете ли вы такую пословицу: “На то и щука в воде, чтобы карась не дремал”? Щука – это не только ценная промысловая рыба, она необходима в больших водоемах. Наряду с крупной добычей щука употребляет в пищу много малоценной и сорной рыбы: ерша, плотву, карася. Если в водоеме нет щуки или ее мало, то резко возрастает численность разной мелочи. В прудовых хозяйствах щук специально разводят, потому что они истребляют больную рыбу, являются подводными санитарами.

Играющие делятся на «карасей» и  «щуку». Караси должны преодолеть щучью засаду. Они свободно плавают в воде, а по сигналу ведущего «Щука» – бегут на противоположную сторону, щука ловит их. Теперь караси должны преодолеть препятствие, пробежать через заводь (под руками). 8-10 пойманных карасей образуют большую заводь в виде круга. Теперь караси должны преодолеть препятствие дважды, пересекая круг под руками. Щука ловит их и в кругу, и вне его.

Игра 5. «Анаграмма»

Из данных наборов букв дети должны составить слово – название рыбы.

1.        знаас (сазан)

2.        укащ (щука)

3.        раська (карась)

4.        милан (налим)

5.        парк (карп)

6.        каула (акула)

7.        баламка (камбала)

8.        дьсель (сельдь)

Игра 6. «Ну-ка прочитай»

Цель игры: расширить представления детей о птицах, закрепить у учащихся названия птиц, их строение.

Ход игры. Участники должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее.

д

и

б

к

е

б

р

и

ш

г

а

ш

л

к

л

ч

о

з

у

д

я

н

б

а

о

л

д

а

и

н

к

у

к

а

г

р

л

к

н

у

р

о

п

о

а

н

ы

ш

с

и

м

о

р

л

у

м

с

р

я

п

у

к

и

а

п

о

в

т

и

о

к

щ

ь

т

к

ь

у

в

х

а

к

щ

б

е

ф

а

г

ш

б

о

ф

а

ш

л

б

к

д

е

з

я

п

и

с

з

я

к

у

с

ш

е

п

а

ю

ч

б

е

н

а

б

г

т

ю

н

л

о

т

к

а

к

л

э

в

а

г

о

а

р

э

ш

в

г

у

л

н

б

и

в

х

е

р

а

в

с

х

а

к

с

у

т

и

Игра 7. «Типография»

В игре участвуют две команды по 12-15 человек. Каждому игроку дается карточка с одной из букв: А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Ч Я. Карточка с буквой прикрепляется на грудь. Ведущий читает загадку, а ребята, отгадав ее, стараются быстро встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне, вскачь,

А зовется птица . . . . (Грач)

Распустила хвост жар-птица,

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес . . . . (Павлин)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаете? Это . . . . (Цапля)

Ночь, как смоль, черным черна.

Серой птице не до сна:

Меж кустов, как тень, скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает . . . . (Сова)

Мы построили вдвоем

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец

Прилетай скорее, . . . . (Скворец)

Игра 8. «Зимующие птицы»

Дидактические задачи: познакомить детей с причиной, не позволяющей плотоядным птицам собираться в большие стаи, объяснить биологический смысл скрытой жизни насекомых, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления природы.

Подготовка к игре. До игры дети должны быть ознакомлены с зимующими насекомоядными и растительноядными птицами. Например, синица и свиристель. Выясняется, что большая синица примерно с воробья величиной, синички часто прилетают к кормушкам, любят несоленое сало и мясо, держатся поодиночке или группами по 2-4 птички. Основная пища синиц – насекомые и их личинки. Недостаток корма, особенно во второй половине зимы приводят многих синиц к голодной смерти. Свиристель немного меньше голубя, общий тон оперения коричнево-серый, на голове хорошо заметный хохолок, на конце хвоста широкая желтая полоска. Они едят семена рябины и собираются в большие стаи, перелетая с одного дерева на другое. Кормясь на дереве, птицы постоянно издают мелодичные трели. Итак, до проведения игры дети должны увидеть этих птиц в природе, убедиться, что первые встречаются часто поодиночке, а вторые большими стаями, и узнать, чем они питаются.

Перед началом игры учитель обсуждает с детьми, как живут и чем питаются зимой синицы и свиристели. Предлагает поиграть в зимующих птиц, а после игры ответить на несколько вопросов: почему синицы не живут большими стаями, как свиристели? Надо ли подкармливать птиц в конце зимы ранней весной или это нужно делать только в самые сильные морозы? Почему насекомые осенью прячутся?

Оборудование: нужны условные изображения гроздьев рябины и зимующих насекомых. Роль первых могут сыграть скомканные листки бумаги, лучше красного цвета, роль вторых – вырезанные из бумаги небольшие фигурки разных цветов: часть – темные, часть – яркие цветные.

Игровая задача: ребенок, исполняющий роль птицы, должен в течение определенного времени найти и собрать необходимое количество пищи.

Игровое условие: синичке, чтобы быть сытой, нужно найти не менее 10 насекомых. Если она найдет от 4 до 9, будет голодать и может заболеть, если 3 и меньше, может умереть от голода. Свиристели нужно не менее 5 гроздей рябины, а угроза ее жизни возникает, если гроздь всего одна (цифры условные, зависящие от конкретных обстоятельств). Примечание: больше того, чтобы насытиться, брать нельзя.

Ход игры. Дети, играющие роль птиц (по два ребенка на каждую роль), удаляются из класса, а остальные прячут фигурки насекомых в укромные места, например в книжки, между книжками, под различные предметы и т.п. «Гроздья рябины» размещают кучками, открыто, на видных местах. После этого «прилетают птицы» и некоторое время (1-2 минуты) ищут корм. Затем все подсчитывают, сколько корма нашли себе синички, сколько – свиристели.

После игры задаем детям вопросы: Кому было легче найти корм – синичкам или свиристелям? Почему синички не собираются в большие стаи? Труднее ли птицам найти себе необходимую пищу, когда день становится короче? Каких насекомых легче найти ярких или темных, тех, кто плохо или хорошо спрятался?


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дидактические игры развивают интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяют приобрести знания, дети любят соперничать не только на волейбольной площадке, но и за столом, за партой. Дидактические игры:

  1. Способны породить непосредственный интерес у детей.
  2. Предоставляют возможность проявить самые разнообразные способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, ораторские и многие другие.
  3. Вовлекают ребёнка в соревнование с другими людьми.
  4. Обеспечивают самостоятельность в поиске знаний, в формировании умений и навыков, где их источниками могут выступать взрослые люди и книги.
  5. Позволяют получить заслуженные поощрения за успехи, причём не столько за сам по себе выигрыш, сколько за демонстрацию в игре новых знаний, умений, навыков.
  6. Способствуют самоутверждению, т.к. развивают настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобится в их будущей жизни.
  7. Развивают у детей зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и т.д.

В основе секрета дидактической игры- секрет, что такое интерес? В энциклопедии читаем: «Интерес - активна познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанное обычно с положительно окрашенным отношением к познанию объекта или овладению той или иной деятельностью».


ЛИТЕРАТУРА

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! – М., 1988., с 202.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва: "Прогресс", 1987 г. - 316с.
  3. Богомолова Н.Н. Ситуационно - ролевая игра, как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва - МГУ, 1977 г.
  4. Интернет-ресурс http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir // Костенко Елена Геннадьевна. Дидактическая игра на уроках окружающего мира.
  5. Интернет-ресурс nsportal.ru/nachalnaya-shkola //  Янькова Оксана Алексеевна. Игра как средство формирования у учащихся положительного отношения к обучения. Из опыта работы.
  6. Учебная деятельность и игра. Психология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках окружающего мира.

Представляю Вашему вниманию серию дидактических игр на уроках окружающего мира по разным темам ( цель, задачи, ход игры)...

Дидактические игры для уроков окружающего мира

Примерные варианты игр для уроков окружающего мира...

Использование дидактических игр на уроках окружающего мира.

Дидактические  игры  активизируют интерес и внимание детей, развивают познавательные способности, воображение, формируют учебные умения,  навыки самоконтроля и самооценки, самостоятельн...

Дидактические игры на уроках окружающего мира.

Дидактические игры по теме "Космос"...

Дидактическая игра к уроку окружающего мира "Что это за листья?"

Дидактическая игра для учащихся 1 класса способствует запонинанию названий растений, определению характерных отличий их кроны и листвы....

Тема: «Дидактическая игра на уроках окружающего мира как условие успешной адаптации первоклассников»

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Цель моего выступления:Рассмотреть основные виды и структуру дидактических игр на уроках окружающ...