Использование дидактических игр на уроках окружающего мира.
статья на тему

Подгайная Елена Вячеславовна

Дидактические  игры  активизируют интерес и внимание детей, развивают познавательные способности, воображение, формируют учебные умения,  навыки самоконтроля и самооценки, самостоятельную  учебную  работу, формируют  адекватные взаимоотношения и освоение социальных ролей, закрепляют знания, умения и навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование дидактических игр на уроках окружающего мира»

                                                             

                                                                                        Подготовила

учитель начальных классов филиала МОУ

«СОШ п. Горный» в с. Большая Сама

Подгайная Е.В.

    Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо его сделать уроком занимательным, творческим.

Игра – это наиболее быстрый и эффективный способ приобретения учащимися знаний об окружающем мире. Используя игру, мы ускоряем, усиливаем процесс развития ребенка, его приобщения к социальным ценностям

  Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности . 

  Цель дидактических игр – формировать у учеников умение объединять теоретические знания с практической деятельностью. Овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками,  ученик может тогда, когда он будет часто проявлять к ним интерес, и когда учитель сумел заинтересовать  учеников.      Правильный отбор игр позволяет использовать их на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний.

      Дидактические игры  при реализации технологий обеспечения безопасности можно применять на различных этапах урока: от этапа организации начала учебного занятия, проверки усвоенных знаний до этапа  рефлексии.

   Проведение дидактических игр имеет некоторые особенности. Прежде всего это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей. Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей детям мяча, может проходить в нужном темпе. За время передачи мяча от учителя к ребенку должен быть готов ответ на поставленную задачу. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре.

   Напряженная умственная деятельность, произвольность внимания быстро утомляют детей. Поэтому длительность словесных дидактических игр должна быть не более 8—10 минут. Но и в это время необходимы паузы, которые снимают у детей умственное напряжение.

   Многие игры по мере увеличения знаний об объектах природы следует проводить повторно, продумывая усложнения. Некоторые игры можно провести в начале наблюдения за каким-либо объектом, чтобы вызвать интерес к нему, а в дальнейшем наблюдать, рассматривать его

    На уроках окружающего мира в начальных классах наиболее распространены такие виды дидактических игр, как:

 1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом).

В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

“От какого дерева лист?”

Ребятки, сейчас я покажу вам листья деревьев. А вам нужно будет сказать, от какого дерева лист.(1- тополь, 2-клен, 3- дуб, 4 - ясень ).

2 – словесные игры (кроссворды, викторины, загадки, ребусы).

Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Ее еще называют игрой победителей. В ней соревнуются, чтоб быстрее и полнее ответить на поставленные вопросы. Значит, викторина – это конкурс, во время которого ученики самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.

Вопросы для всезнаек.

1) Что такое степь? (Бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.)

 2) Растут ли в степи деревья? (Редко, по берегам рек.)

 3) Когда степь особенно красива? (Весной степь оживает, зацветает и покрывается нежной зеленью.)

 4) Назовите раннецветущие растения. В чем их особенность? (Тюльпан,     тонколистый  пион, ветреница, гусиный лук, мак. За короткий весенний период они успевают пройти весь жизненный путь: вырасти, зацвести, созреть и оставить семена.)

 5) Где хранятся питательные вещества у раннецветущих растений? ( В луковицах и корневищах.)

Загадка – это  изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Наиболее распространенный жанр детского  фольклора, метод народной педагогики. Загадка развивает мышление и речь ребенка, ее наблюдательность. Каждая загадка содержит нестандартные задания, которые вызывают живой интерес

   При  использовании дидактических игр можно использовать как работу в парах, так и работу в группах (командах). Можно работать фронтально со всем классом.

Работа в парах:        игра «Собери пословицы», «Собери пазл»

Работа в группах: игра «Музыкальный предмет»

Фронтальная работа со всем классом:        игра «Можно-нельзя», «1,2 или 3», «Отгадай-ка»

   Дидактические  игры  активизируют интерес и внимание детей, развивают познавательные способности, воображение, формируют учебные умения,  навыки самоконтроля и самооценки, самостоятельную  учебную  работу, формируют  адекватные взаимоотношения и освоение социальных ролей, закрепляют знания, умения и навыки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Конспект лекций Ростов н/Д: «Феникс», 2004.-         288 с.

        2.   Радугина А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов.-

               М.:Центр, 2003.-256 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках окружающего мира.

Представляю Вашему вниманию серию дидактических игр на уроках окружающего мира по разным темам ( цель, задачи, ход игры)...

Дидактические материалы к урокам окружающего мира (система Л.В. Занкова)

Дидактические материалы используются на этапе актуализации знаний, помогают привести в систему изученный ранее материал, уточнить пробелы в знаниях детей...

Дидактические игры для уроков окружающего мира

Примерные варианты игр для уроков окружающего мира...

Дидактический материал к уроку окружающего мира "Органы дыхания" 3 класс УМК "Школа России"

Дидактический материал содержит учебную сказку "Путешествие воздушного пузырька", которую можно использовать на уроке окружающего мира по теме "Органы дыхания" в 3 классе с целью активизации внимания ...

Использование дидактической игры на уроках окружающего мира

Среди педагогических средств активизации учебного процесса особое место принадлежит дидактической игре. Дидактическую ценность для изучения природы на уроках естествознания имеют лишь те игры, в котор...

Использование дидактических игр на уроках «Окружающий природный мир». «Игротерапия и коррекционная работа с детьми-аутистами»

Сообщение по теме самообразования: «Использование дидактических игр на уроках «Окружающий природный мир». «Игротерапия и коррекционная работа с детьми-аутистами»...