Экологическая катастрофа.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Григорьева Маргарита Валерьевна

Эту разработку можно использовать как на уроках окружающего мира, так и на классных часах, посвященных теме "Экология". Урок наполнен интересными заданиями, увлекательной работой по группам. Ребята сообща выполняют работу и каждая группа делает вывод по общей теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе.

Учитель: Григорьева М.В.

Тема: Экологическая катастрофа.

Цель: воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Задачи:

  • создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
  • создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
  • формировать бережное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать экологическую культуру;
  • формировать мотивацию природоохранной деятельности;
  • формировать культуру общения на уроке.

Оборудование: проектор, презентация, шапочки-маски, письмо, задания для каждой команды.

Ход урока.

  1. Оргмомент:

Ребята! Доброе утро!

Давайте настроимся на работу и вместе сделаем зарядку!

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы

По команде «раз».

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде «два».

Соберем в корзинки ягоды,

грибы – дружно наклоняемся

По команде «три»,

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть.

Молодцы! Садитесь за парты и начнем работать!

  1. Создание учебной мотивации.

Ребята, как называется планета, на которой мы живем? (Земля)

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар (По щелчку появляется фотография Земли). Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно прекрасен… И очень важно, чтобы это продолжалось вечно».

 Наша планета восхитительна и богата. Чего только нет на земле – горы, реки, луга, поля, озера, моря, леса и океаны.

Посмотрите! Нам есть, чем гордиться!

Показ слайдов с комментарием:

Слайд 1. Озера — крупнейшие сокровищницы пресной воды.

Слайд 2. Горы – кладовые чистого воздуха, который обладает настоящими целебными свойствами.

Слайд 3. Леса – легкие нашей планеты и дом многих зверей и птиц.

Слайд 4. Поля – кормилицы всего человечества.

Слайд со всеми фото. Ребята, вам нравится наша планета? (да)

                                   

3. Постановка задачи.

Вдруг неожиданно раздаётся музыка. Ребята не понимают, откуда идет звук.

- Ребята, что это за звук. Кто-то из вас принёс с собой телефон? Ой, посмотрите на экран. Кто это?

На экране появляется изображение инопланетянина, который начинает рассказывать историю нашей грязной планеты.

Я пришелец из космоса. Меня зовут ЛАРС. Я живу на далёкой планете Экос. Мы очень любим наблюдать за планетой Земля, потому что она очень красивая..

Но, однажды при ближайшем ее рассмотрении мы заметили, что у Земли много проблем. Мы поняли, что она в опасности. ПОСМОТРИТЕ САМИ! (слайды).

Слайд 1. Кит, выбросился на берег. ПОЧЕМУ?

Это последствия загрязнения моря отходами химического производства.

Слайд 2. Водоемы, покрыты нефтью. ПОЧЕМУ?

Это последствия аварий на нефтепроводе.

Слайд 3. Людям трудно дышать. ПОЧЕМУ?

Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым мы дышим. Ежедневно заводы и фабрики выбрасывают из своих труб тысячи тонн сажи, золы и вредных газов.

Слайд 4. Лесов на планете земля все меньше и меньше. ПОЧЕМУ?

Халатное отношение людей приводит к гибели лесов. Это очень опасно и грозит изменением климата.

Слайд 5, 6. В ваших городах очень, очень много мусора. Почему?

Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым  вы дышите. Слайд 7. На природе очень грязно. Почему?

Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

Ребята посмотрите мультфильм, как может измениться наша планета.

Вам понравилось то, что вы увидели? (нет)

Ребята! Это ужасно! Мы, люди,  губим нашу планету. Звери, птицы, рыбы, насекомые, живут в гармонии с природой.

Только людская суета нарушает ее покой. И время от времени без всяких предупреждений природа бунтует, как будто подает сигнал тревоги.

Извержения вулканов, землетрясения, цунами, ураганы, смерчи, пожары и наводнения. Эти природные вспышки ярости мы называем стихийными бедствиями. Все это ведет к необратимым изменениям природы, к  гибели живых организмов, т.е. к экологической катастрофе.

Запомните это страшное название - экологическая катастрофа и сделайте все, чтобы ее избежать.

 Сохраните вашу природу и все живые организмы Земли!

Ваша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи!

Я привез вам рекомендации ученых с нашей планеты Экос, как помочь вашей планете Земля. Но, прочитать письмо смогут только те земляне, которые искренне любят, понимают Землю и живут в настоящей гармонии с природой.  Прощайте!

Ребята, давайте прочитаем, что нам написали жители дальней планеты.

(показывает на слайде непонятный текст)

- Вы что-нибудь понимаете, вы  можете прочитать письмо? (нет)

Вот и я не могу. Мы с вами люди каменных городов, а чтобы  расшифровать,  послание нам надо  стать индейцами, именно этот  древний народ живет в гармонии с природой.

(подумала)

Ребята, у меня есть идея, идите сюда!

(шепчет задание о переодевании)

                                            музыка индейцев

-  Братья и сестры! Мы сегодня собрались у великого огня, чтобы свершилось предначертанное.  (У_У_У!)

Мы должны расшифровать послание, которое поможет спасти нашу кормилицу Землю. (У_У_У!)

ПЛЕМЯ БЫСТРЫХ, если Вы готовы, потопайте!

ПЛЕМЯ ЛОВКИХ, если вы готовы, поднимите руки и похлопайте!

ПЛЕМЯ СИЛЬНЫХ, если вы готовы, попрыгайте!

ПЛЕМЯ МУДРЫХ, если вы готовы, издайте крик индейцев!  

Если мы все вместе, если мы все за одно великое дело, то давайте потопаем, а теперь поднимем руки и похлопаем, а теперь попрыгаем и издадим великий сигнал индейцев.

Ну, а теперь за работу.

Племя мудрых! Соедините начало и конец, и узнайте  секреты бережного отношения к природе.

- Сортируя мусор,

- Починив подтекающий кран,

-Экономно расходуя бумагу,

- Изучая природу,

- Охраняя растения,  

…бережёшь чистую воду.

…узнаёшь, как ее сберечь.

…даёшь возможность снова сделать полезные вещи.

…бережёшь чистый воздух.

… сохраняешь леса.  

Племя сильных: раскройте тайну, можно ли из чего-то ненужного сделать что-то полезное.

  1. Собрать стеклянные бутылки.
  2. Собрать другие изделия из стекла.
  3. Погрузить собранные стеклянные изделия в машину.
  4. Отвезти груз на завод.
  5. Раздробить на заводе стекло на кусочки.
  6. Смешать стеклянные кусочки с глиной.
  7. Изготовить керамическую плитку из смеси стекла и глины.

Племя ловких, создайте знак, который остановит людей каменных городов и не позволит им уничтожить природу.

Племя быстрых. Узнаете, кто  нуждается в нашей срочной помощи.

Ребята демонстрируют свои работы.

Я думаю, что теперь мы сможем расшифровать письмо. Загляните под свои стулья. Аккуратно оторвите листочки. Ваша задача соединить слова, чтобы получилось связное письмо.

ПИСЬМО.

Земляне, экологические прогнозы печальны. Природа в опасности. Помогите ей, ведь Земля – ваш дом. Каждый может и должен внести свой вклад в спасение Земли.  Соблюдайте чистоту и перерабатывайте мусор, экономьте воду и электроэнергию, берегите животный и растительный мир, не загрязняйте атмосферу.

Ребята, а что такое экологические прогнозы? Какие экологические прогнозы можете составить вы, глядя на то, как человек развивает экономику и  губит природу.

№1.Объясните случай отравления грибами, которые издавна считались съедобными.

№2. Потерпел крушение танкер, который перевозил нефть. Как это может отразиться на водных обитателях?

№3.

- Конечно, мы не можем предотвратить все экологические катастрофы, это не в наших силах. Но как мы можем помочь природе? (Не бросать мусор, не убивать птиц, насекомых, животных, не уничтожать растения.)

Домашнее задание: Каждый из вас получит карточку, с описанием какой – то экологической катастрофы. Ваша задача написать свой экологический прогноз.

Спасибо за урок, вы отлично работали.

 

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей!

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни, истину простую:

Вас много, а она (СЛАЙД с планетой) – одна!

  1. как называется наука(экология)
  2. поработать с экологическими прогнозами.

Сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос: Экологическое равновесие-это очень важно или нет?

На доске: "Экологическое равновесие"

- Давайте сначала выясним, что обозначают слова "экологическое" и "равновесие". От какого слова образовано слово "экологическое" (от слова "экология")

- А что такое экология? (Экология-это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.)

- Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.)

- Что же такое "равновесие" (это значит равное по весу. В словаре Ожегова написано, что это устойчивое соотношение между чем-нибудь)

- Рассмотрим это на примерах. По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было так?

+ Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду.

- Как деревья давали реке воду?

+ Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки.

- То есть происходит обмен: река питала растения, а растения- реку. И вот пришли люди и вырубили деревья. Что произойдет с рекой?

+ Не получая питания, река обмелеет и может совсем высохнуть.

- Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие. Посмотрите, как все просто и как все сложно.

- То же самое происходит и в пищевых связях между животными и растениями, между животными и животными. Давайте вспомним экологическую пирамиду.

- Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке- множество желудей. Сова- это кто? (хищник)

- Значит, хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных. А растениеядных животных - меньше, чем растений, которыми они питаются.

Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки?

+ Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сову, разведется много мышей.

- А что произойдет, если сов будет очень много?

+ Они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста.

Дома подумайте и подготовьте пример нарушения человеком экологического равновесия.



Предварительный просмотр:

Великое Племя Мудрых!

  1. Прочитайте начало и конец предложений.
  2. Соедините части по смыслу.
  3. Расскажите другим племенам о правилах бережного отношения к природе.
  4. Сделайте вывод: к чему ведёт нарушение этих правил?

Великое племя Сильных!

  1. Прочитайте алгоритм изготовления керамической плитки.
  2. Поставьте предложения в правильном порядке.
  3. Прочитайте получившийся алгоритм остальным племенам.
  4. Сделайте вывод о пользе переработки мусора.

Великое Племя Ловких!

  1. Обсудите в группе, какой знак может запрещать людям каменных городов разрушать природу.
  2. Нарисуйте знак или эмблему.
  3.  Напишите призыв к людям.
  4. Продемонстрируйте свою работу.
  5. Сделайте вывод о последствиях варварского отношения человека к природе.

Великое Племя Быстрых.

  1. Разложите пазлы.
  2. Соберите иллюстрацию.
  3. Прочитайте информацию о животном.
  4. Расскажите другим племенам историю этого животного.
  5. Сделайте вывод о действиях людей, которые приводят к исчезновению животных и растений.


Предварительный просмотр:

- Сортируя мусор,

- Починив подтекающий кран,

-Экономно расходуя бумагу,

- Изучая природу,

- Охраняя растения,  

…бережёшь чистую воду.

…узнаёшь, как ее сберечь.

…даёшь возможность снова сделать полезные вещи.

…бережёшь чистый воздух.

… сохраняешь леса.  

  1. Собрать стеклянные бутылки.
  2. Собрать другие изделия из стекла.
  3. Погрузить собранные стеклянные изделия в машину.
  4. Отвезти груз на завод.
  5. Раздробить на заводе стекло на кусочки.
  6. Смешать стеклянные кусочки с глиной.
  7. Изготовить керамическую плитку из смеси стекла и глины.

Земляне, экологические прогнозы печальны. Природа в опасности.

Помогите ей, ведь Земля – ваш дом. Каждый может и должен внести свой вклад в спасение Земли.  

Соблюдайте чистоту и перерабатывайте мусор, экономьте воду и электроэнергию.

 Берегите животный и растительный мир, не загрязняйте атмосферу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические катастрофы.Экономика и экология.

Презентация может быть использована на уроках окружающего мира в начальной школе при изучении тем о влиянии экономики на экологию,внеклассных мероприятий по экологии....

внеклассное мероприятие по экологии "Экологические катастрофы"

Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружа...

Экологические катастрофы

Презентация к уроку Окружающий мир 4 класс "Экологические катастрофы"....

Презентация"Экологические катастрофы" к уроку окружающий мир 3 класс по пограмме Школа России тема урока "Две стороны экономики"

В презентации представлены основные виды экологических катастроф: лесные пожары, загрязнение воздуха, сточные воды, отходы и мусор, разлив нефти. Дан экологический прогноз на будущее....

Экологическая катастрофа

Конспект урока окружающего мира по теме "Экологическая катастрофа". 3 класс...

исследовательская работа "Экологическая катастрофа озера Котокель"

Основная цель экологического образования и воспитания – формирование ответственного отношения человека к природе. Все мы дети Природы. И с малых лет человек должен познать ее и непременно учиться люби...