Куликовская битва
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Галочкина Лариса Александровна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_kulikovskaya_bitva.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Цели урока:

  • знать ход и значение Куликовской битвы; качества великого князя Дмитрия Донского;
  • уметь анализировать , делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают;
  • развивать речь, умение размышлять и рассуждать, работать с историческими картами;
  • воспитывать личность со свободным и независимым мышлением.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, экран,  карточки ,учебник.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

       ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

 осознание учащимися практической значимости  результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

      умение принимать и сохранять цель урока;

умение планировать, контролировать и оценивать свои действия,

умение высказывать свою точку зрения, правильно говорить,

умение провести рефлексию своих действий.

Предметные:

        умение применять знания на практике.

          Познавательные:

        развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

        Коммуникативные:

 Развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение

Ход урока

Этапы учебного занятия

Содержание учебного

 материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства обучения

Ориентировочная дозировка времени

УУД

1.Организацион-

ный момент

Цель: мотивиро

вать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

 Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты,  и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный  и честный ответ на вопрос» Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?» Каждое поколение , как и каждый человек , учиться на своём собственном опыте, на своих ошибках. И все же история былых времен должна учить всех нас. Ведь в этом заключается  её главное предназначение. А сейчас обратимся к прошлому и вспомним , главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на занятие.

Приветствуют учителя

Компьютерная презентация (слайд 1)

1 мин.

Личностные: самооценка готовности к уроку

Метапредметные: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места

Актуализа-

ция знаний учащихся

Цель Актуализировать учебные знания и умения необходимые для восприятия нового материала

Постановка проблемы урока

Цель: Организовывать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока .

Целеполога-

ние Цель: Согласовать цель и тему урока


Подготовительный этап. Вводное слово учителя. Цель: Расширить знания учащихся

Изучение новой темы.

Цель: Расширить знания учащихся

Физкультми

нутка

Применение знаний и умений в новой ситуации. Цель зафиксиро-

вать новое содержание урока.

Подведение итогов урока. Рефлексия

.Цель:

Оценить результаты учебной деятельности

Согласовать домашнее задание.

Поверка домашнего задания.

Индивидуальные задания в каждой группе.

Соотнеси даты и события.

1223г.          Нашествие монголо-татар.

1237г. Битва на реке Калке

5 июля 1240г.Ледовое побоище

5 апреля 1242г. Невская битва

1380г.

 - С каким событием можно соотнести эту дату?

- В этот год произошло очень важное событие. Это Куликовская битва.

- На какие вопросы истории нам предстоит ответить?

_На уроке мы ответим на следующие вопросы:

С кем была эта битва?

Почему она произошла?

Где она была?

Как происходил ход битвы?

Кто победил в этой войне?

В 1380 году в Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович Донской. Со времен похода хана Батыя  на Русь зависимость её от Золотой орды Ослабла. Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите предложение во втором.

Князья к хану ездили редко, дань платили нерегулярно. Дмитрий Иванович, московский князь, не обращал внимания на требования хана , не хотел ему платить той дани , которую платили прежде московские князья. Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве…. На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой орде, А ваш князь стал неуважительно относится  к завоевателям монголо- татарам.

Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя?

Мамай пришел в ярость . И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противится ханской воле. Он понял ,что иначе владычеству татар придет конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

Московский князь Дмитрий Иванович Хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо  - татарами все русские княжества должны объединить свои силы .Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собирались на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов, Главные дружинники явились во всеоружии.

Патриотическое настроение народа поддержал авторитетный церковный деятель Сергий Радонежский

Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому. Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним  беседовал.. На прощанье, в присутствии всех, перекрестил его и сказал: « Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!»Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь»Он дал Дмитрию двух богатырей, монахов своего монастыря - Пересвета и Ослябю.

Сражение на Куликовском поле.

- И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того врага.

-Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения.

-Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон.

- После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты.

Как вы думаете, с какой целью это было сделано?

- Открываем глаза Настало утро 8 сентября 1380 года. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские войска. Дмитрий Иванович решил принять участие в сражении, и переодевшись в одежду простого воина встал во главе войска.

Поединок.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов- богатырей. Что такое поединок ,найдите в толковом словаре объяснения этого слова.

 Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем на перевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

 И страшно было видеть , как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющие во мраке,

Мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи»

Итоги Куликовской битвы.

-Дорогой  ценой досталась победа в Куликовской битве. Но к чувству торжества и ликования примешалась горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на поле Куликовым. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля.

 В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович  с войском торжественно , под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали широко и долго. А погибших хоронили восемь дней. С победой русского народа появилась крепкая надежда избавиться от власти Орды. Эту надежду люди связали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.

Но лишь спустя 100лет побоища русские земли обрели полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовском поле, враг был ещё силен и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани Золотой Орде.

Но враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражениях.

-А теперь давайте проверим, как вы запомнили рассмотренное нами сегодня событие

Что послужило причиной похода Мамая на Русь?

-Кто из русских князей бросил вызов Золотой Орде?

-Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?

- Где произошла битва?

-Какое значение имела Куликовская битва?

Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами летчика А.А. Чумакова.

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе- сила!

Никто не справится с тобой!

А теперь пожалуйста,  приготовьте оценочный лист и отметьте. Как вы усвоили новый материал, оцените свою работу и работу класса.

Домашнее задание.

Подготовить мини сообщение о Дмитрии Донском.

На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.

Организует проверку домашнего задания и  проводит параллель с ранее изученным материалом

Напоминает учащимся, как надо работать в группе. Организует проверку домашнего задания

Выдвигает проблему. Организует  формирование темы урока учащимися.Организует постановку учебной задачи .Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

Организует беседу, помогает сделать выводы.

Задает вопрос учащимся.

На интерактивной доске учитель показывает изображения воинов в старинных доспехах.

На интерактивной доске учитель показывает изображения Сергия Радонежского.

Учитель показывает отрывок из мультфильма

Задает вопрос.

Учитель дает задание

Объяснение учителя.

Учитель организует беседу, помогает сделать вывод.

Объяснение учителя.

Показ учителем на интерактивной доске портрет князя

Учитель предлагает разгадать кроссворд.

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. Организует фиксирование содержания.

Акцентирует внимание н а конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Организует рефлексию.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Организует самооценку учебной деятельности. Дает комментарий к домашнему заданию.

Вспоминают правила работы в группе

Анализируют, формируют выводы. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения.

Уточняют и расширяют свои знания.

Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения.

Сообщение ученика

Слушают учителя

Работа с картой

Мнения детей.

1.Чтобы никто и не думал о возможности отступления

2.Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.

Работа со словарем.

Поединок- не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времен- в поединке решалась судьба, а судьба- не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чей стороне Бог.

Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения.

Слушают учителя

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Делают самооценку своей деятельности.

Отмечают основные позиции нового материала и как они их усвоили( что получилось, что не получилось и почему). Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

Компьютерная презентация

(слайд 2)

Компьютерная презентация

(слайд3 )

презентация (слайд 4-5)

Компьютерная презентация (слайд 6)

Компьютерная презентация (слайд 7-8)

Компьютерная презентация (слайд 9)

Компьютерная презентация (слайд 10)

Компьютерная презентация (слайд 11)

Компьютерная презентация (слайд 12)

Компьютерная презентация (слайд 13-14)

Компьютерная презентация (слайд 16)

Компьютерная презентация (слайд 17-22)

5 мин.

1 мин.

1 мин.

4 мин.

15мин.

1 мин.

2 мин

10мин

.

Личностные:

умение видеть и признавать свою ошибку

Метапредметные: умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения

Личностные:

умение видеть, формулировать цель и тему урока

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям

Коммуникативные: умение оформлять мысли в устной форме

Познавательные: классифицировать объекты

Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое

Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения.

Регулятивные: Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией

Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке

 Коммуникативные: проявлять активность , строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, вести диалог, признавать возможность существования разных точек зрения, установление причинно- следственных связей.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные: Оценивать результаты своих действий

Познавательные: Добывать новые знания, находить ответы на вопросы

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности

Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценить уровень владения тем ил иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действия после завершения на основе оценки и учета характера сделанных выводов. Коммуникативные:

Осуществлять контроль, планировать способы взаимодействия.

Предметные: приобретение алгоритма  действий при разгадывании кроссворда.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Выражать патриотические чувства.Осознание практической и личностной значимости результатов каждого урока

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты

Деятельности, оценивать уровень владения учебным материалом, формировать адекватную самооценку. Предметные: Самооценка.Применение новых знаний на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Куликовская битва" 4 класс

Урок по окружающему миру в 4 классе...

Куликовская битва.

Московское княжество перед Куликовской битвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской и церковь, набег Тохтамыша....

Страницы истории.4 класс. Куликовская битва.

Тема: "Куликовская битва"Задачи:формировать  представление    учащихся о Куликовской битве, о подвигах защитников Руси;развивать  кругозор  обучающихся,  устную...

конспект урока "Куликовская битва" по курсу "Окружающий мир" 4 класс

конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России",автор Плешаков А.А....

Презентация к уроку окружающего мира: Куликовская битва"

Презентация к уроку окружающего мира создана к учебнику Дмитриевой, Казакова "Окружающий мир" (система Занкова)...

Презентация к уроку окружающего мира: Куликовская битва"

Презентация к уроку окружающего мира создана к учебнику Дмитриевой, Казакова "Окружающий мир" (система Занкова)...

Кроссворд на тему "Куликовская битва"

Кроссворд для 4 класса по теме "Куликовская битва". Учебник "Окружающий мир" А.А.Плешаков...