конспект урока "Куликовская битва" по курсу "Окружающий мир" 4 класс
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России",автор Плешаков А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.okruzhayushchiy_mir_4_klass_kulikovskaya_bitva.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

Образовательные

1.Познакомить с личностью Дмитрия Донского, с историческим событием -Куликовской битвой, рассматривая причины, ход битвы.

2.Продолжить знакомство с возникновением Москвы.

3.Учить детей обращению к историческим источникам.

 Развивающие

4.Развивать логическое мышление, память, внимание.

Воспитывающие

5.Воспитывать любовь к истории.

Тип  урока

Изучение нового материала

Оборудование

 Кроссворд,слайды: схема построения, схема битвы, картина «Куликовская битва», портрет «Дмитрий Донской»,раб.тет.4кл.,лента времени на доске.

        

Ход урока

  1. Организационный момент.

             Каждый день - всегда, везде,

             На занятиях, в игре

             Смело, четко говорим

                   И тихонечко сидим.

     II. Проверка домашнего задания.

       На прошлом уроке мы с вами говорили о Москве времен Ивана Калиты.

     - Кто такой Иван Калита?

     -Почему его прозвали «Калитой»?

     - Что происходило с Москвой при его правлении?

     - В чем заслуги этого князя?

 

  1. Сообщение темы урока.

 Путешествуя по древней Руси, мы узнаем имена и прозвища людей, которые вошли в историю Древнерусской земли.

Сейчас мы их вспомним, отгадывая кроссворд, а в закрашенном столбце кроссворда, вы прочитаете прозвище князя, с которым мы будем путешествовать в год 1380.

-Это какой век?

-Отметьте на ленте времени.

  Кроссворд на доске

1   Д

о

л

г

о

р

у

к

и

й

2  О

л

е

г

3   Н

е

в

с

к

и

й

4   я

р

о

С

л

а

в

5   К

 

а

л

и

т

а

6   К

о

л

О

в

р

а

т

7

В

л

а

д

И

м

и

р

1.Какой князь основал Москву?

2.Его прозвище «Вещий» имя его…?

3.Ему дали прозвище за победу на реке Неве.

4.Его прозвище «Мудрый» имя его…?

5.Ему дали прозвище за ношение сумки «калиты»

6.Этот вельможа хотел отомстить за Рязанцев Евпатий…

7. При этом князе было принято христианство

Итак, получилось какое прозвище? (Донской)

-Какая тема нашего урока?

Запишите тему нашего урока.

Спишите с доски план, по которому вы дома будете пересказывать. ( план на доске слайд)

Сегодня мы узнаем, как впервые спустя 140 лет, Русь нанесла монголо-татарам сокрушительный удар. Это произошло при Дмитрии Донском и за что, Дмитрий получил такое прозвище-Донской.

  1. Знакомство с новым материалом.

1.Рассказ учителя.

В Москве княжил внук Ивана Калиты-Дмитрий Иванович. Он родился и рос в то время, когда Русь была унижена и растоптана игом. С юных лет он мечтал избавить родную землю от жестокого и тягостного гнёта. О том, как выглядел Дмитрий мы узнаем из древнего рассказа «Слово о Дмитрии».

(Учитель зачитывает отрывок из книги.)

«Был же сам крепок зело и мужественен, и телом велик, и широк, и плечист, брадою же и власы черн, взором же дивен зело»

-Так как же выглядел князь?

Рассмотрите его портрет( слайд)

Вел себя спокойно, осмотрительно, осторожно, с чувством гордости и достоинства.

При нем Московское княжество укрепилось и возвысилось над другими княжествами. Пытались было соперничать с Дмитрием Ивановичем князья Суздальский и Тверской, но в конце концов признали верх и силу московского князя и стали действовать с ним заодно. При Дмитрии Ивановиче в Москве вместо дубового был возведен надежный кремль из белого камня. С тех пор прозвали Москву - белокаменной. (Слайд Москвы во времена Д. Донского).

  Со времен похода хана Батыя на Русь. Зависимость её от Золотой Орды ослабла. Видя её слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и меньше дани. В это время властью владел Мамай.

 Сердился он на Дмитрия Ивановича за то, что тот не обращал внимания на его требования, не хотел ему платить дань, какую платили московские князья ханам.

 И задумал он нагнать на русских такого, страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русскую землю.

 Князь Дмитрий Иванович зорко следил за всем, что происходило в Орде. От своих разведчиков он узнал, что хан Мамай собирает полчище, чтобы потребовать с Руси большую дань. Дмитрий понимал, прежде чем ввязаться в борьбу с монголо-татарами, нужно собрать силу со всей русской земли. Он послал своих верных бояр по всем землям русским –собирать войско.

-Какая была подготовка к встрече с монголо-татарами, давайте прочитаем в учебнике.

(Дети читают)

- Так какая была подготовка?

Дружины прибывали из Костромы, Переяславля, Можайска и Звенигорода, Серпуха и Углича. Победа нужна была всем и дружиннику и кузнецу и пахарю.

 Перед началом похода Дмитрий Иванович поехал в монастырь к Сергию Радонежскому.

- А кто такой С. Радонежский? (ответы детей)

Почему и зачем князь поехал к С. Радонежскому? Нам об этом расскажет…

Доклад ученика.

Итак, зачем ездил Дмитрий к старцу?

-Кого ещё благословил Сергия? (Пересвета, Ослябя)

   

Местом сбора войск была Коломна, расположенная близ Москвы. Там князь Дмитрий произвел смотр всему войску и разбил его на полки. Как правило, войско делилось на 5 полков. Передовой, сторожевой, поделенный на пехоту и конницу, большой полк, полки правой и левой руки. (Слайд схема построения войск)

Вооружено войско было надежным и удобным оружием. Давайте прочитаем об этом в учебнике.

Схема.

 Не желая подпускать ордынцев к стенам Москвы, Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику к реке Дон. Полки Дмитрия выстроились: в центре большой полк, по сторонам полки «правой руки», «левой руки». Впереди прикрывали подход к главным силам передовой и сторожевой полки. А за полком «левой руки» в лесу стоял ещё один – засадный полк во главе с братом Дмитрия Владимиром Андреевичем.

- Что значит засадный полк?

Медленно поднимался туман над Куликовым полем 8 сентября 1380 г. Когда он рассеялся, русские воины увидели перед собой громадное ордынское войско. Вдали на холме поблескивал золотым шитьем шатер Мамая.

Как сообщает легенда, бой начался поединком богатырей.

Об этом расскажет..

Доклад ученика. Слайд поединка.

Кто сражался? Кто победил?

Итак, 8 сентября 1380 г. Около реки Дон. Взревели боевые трубы. Поднялись в руках у русских воинов красные щиты. Бой начала конница Мамая. Рати сошлись. Боевые крики воинов, пронзительное  ржанье коней, звон щитов, треск ломающихся копий, поливающий дождь из стрел -все смешалось. Орда атакавала русский передовой полк. В жестокой схватке полк погиб. Сменив, княжеские доспехи, на одежду рядового воина, бился с врагами и князь Дмитрий.

 

-Почему на одежду рядового воина?

 В решающий момент сражения в бой вступил засадный полк во главе с Владимиром Андреевичем, оставленный князем Дмитрием в лесу как буря налетели русские дружины и ударили в спину врагу. Стремительный удар ошеломил вражескую конницу. Ряды ее дрогнули, смешались одновременно перешел в наступление и полк «левой руки».

Монголо-татарское войско охватила паника, и оно обратилось в бегство. Почти тридцать верст, преследовали бегущих победители.

О том как происходила битва мы можем узнать из разных литературных источников – давайте прочитаем в учебнике.

-Что было после битвы, мы можем увидеть на данной иллюстрации. Что вы видите?

На поле,  заваленном трупами, с трудом отыскали воины своего князя. Он без чувств лежал под березой.8 дней хоронили убитых, все поле обильно пропиталось кровью, а вода 3 дня была красна. Летописец по случаю победы писал: «Была на Руси радость великая, но была и печаль великая по убитым от Мамая на Дону.

IY. Закрепление пройденного.

- За что Дмитрий Иванович получил прозвище- Донской? (в битве ,в которой он выиграл, произошла на реке Дон)

-Что вы можете сказать о Дмитрии Донском,  какой он был? (сильный, смелый, мудрый)

В чем проявилась его мудрость?

-Почему битву с Мамаем назвали Куликовской? В каком году была битва?

-Что послужило причиной похода Мамая на Русь?

-Что предпринял князь Дмитрий, когда узнал о походе Мамая на Русь?

-К кому ездил князь Д. Доской перед походом?

- Как вы считаете, какой момент стал решающим и позволил русским одержать победу?

Откройте рабочие тетради, выполните тест, отметив правильные ответы знаком»+».

Проверка.

Y. Релаксация.

Нелегкой ценой досталось Руси победа. Но впервые монголо-татарам был нанесен

удар, возросла вера у русских людей в то, что скоро будет сброшено монголо-татарское иго.

О том, как  это произойдет мы с вами узнаем на следующем уроке.

YI.Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект Родительского собрания в четвёртом классе начальной школы по теме «Трудности обучения письму и чтению у школьников 4-го класса».

Всем известно, что обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено ...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...