Главные вкладки

    Конспект и презентация по русскому языку 2 класс на тему "«Написание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу». Конспект по обучению грамоте 1 класс "Буква Я обозначает один звук"
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    Гайнитдинова Лия Раилевна

    Конспекты.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_ya.doc78 КБ
    Файл russkiy_yazyk.docx24.08 КБ
    Файл russkiy_yazyk.pptx754.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Этап урока

    Метод и приемы

    Хро-нометраж

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность ученика

    УУД

    1

    Мотивационный

    Словесный метод: слово учителя.

    8:00- 8:02

    -Здравствуйте, ребята! Меня зовут  Лия Раилевна, сегодня я проведу у вас урок обучение грамоте.

    Слушать учителя.

    Р: принимают и сохраняют уч. задачу.

    2

    Постановка учебной задачи и ее решение

    Словесн: слово учителя, ответы на вопросы

    Практич.: сообщение темы урока

    8:02-8:05

     -Ребята, откройте учебник на стр.37.

    -Посмотрите на схему в левом верхнем углу.

    -Что вы уже узнали на прошлом уроке?

    Узнали, что буква я обозначает 2 звука [й’][а].

    (-Мы узнали, какую работу выполняет буква я;

    -Буква я в начале слова и после гласных обозначает два звука: [й’][а];

    -Когда мы называем букву я, то произносим сразу два звука [й’] [а];)

    -Ребята, а вы знаете, когда буква я обозначает один звук? (Нет).

    -Значит, сегодня это будет темой нашего урока.

    -Какие цели мы поставим себе на уроке?

    (-Мы вчера по моделям увидели, что буква я выполняет две работы. Вчера одну работу этой буквы мы узнали, начали читать слова с этой буквой. Сегодня мы узнаём, в каких случаях она выполняет вторую работу.)

    -Ребята, а ещё какой-то секрет мы узнаем о букве я сегодня на уроке.

    Слушать, отвечать на вопросы поставленные учителем.

    Определять тему и цели урока.

    Р.: Принимают и сохраняют учебную задачу.

    Р: отличают новое знание от уже известного с помощью учителя, формулируют проблему и цель.

    3

    Решение частных задач.

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

    Практический

    Работа в парах.

    Словесный.

    Конструирование.

    Практический.

    Взаимопроверка.

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

    Словесный метод:

    Подведение итога.

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

    Практич.: работа с учебником

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

    Словесный метод:

    Подведение итога.

    Физминутка

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

    Практич.: работа с учебником

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

    Физ.минутка

    Решение частных задач.

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

    Практич.: работа с учебником

    Словесный метод: слово учителя.

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

    Практич.: работа с учебником

    Словесный метод: слово учителя.

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

    Практич.: работа с учебником

    Практический.

    Словесный метод: слово учителя.

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

    Практич.: работа с учебником

    Словесный метод: слово учителя.

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

    Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

    Практич.: работа с учебником

    Словесный метод: слово учителя.

    8:05-8:20

    8:20-8:23

    8:23-8:40

    -Ребята, читаем первый слог:

    -Ма.

    -Теперь произнесите согласный звук. (М)

    -М, какой это звук? (Твёрдый).

    -На.

    -Теперь произнесите согласный звук. (Н)

    -Н, какой это звук? (Твёрдый).

    -Ла.

    -Тепереь произнесите согласный звук. (Л)

    -Л, какой это звук? (Твёрдый).

    -Ра.

    -Теперь произнесите согласный звук. (Р)

    -[Р], какой это звук? (Твёрдый).

    -Мя.

    -[М’] мягкий звук, а слышится а.

    -Ня.

    -[Н’] мягкий звук, а слышится а.

    -Ля.

    -[Л’] мягкий звук, а слышится а.

    -Ря.

    -[Р’] мягкий звук, а слышится а.

    -Ребята, ничего не пойму, в первом случае слышится а, и в другом случае а.

    -Почему так?

    (Потому что звуки мы слышим, а буквы пишем и видим).

    -Ребята, вот и наш секрет:

    «Оказывается, если слышу звук [а] и согласный перед ним твёрдый, то пишется буква а.

    А если я слышу звук а, а согласный перед ним мягкий, то тогда я пишу букву я».

    -Какая же у буквы я интересная работа? (Я обозначает звук [а] после согласного, и показывает мягкость).

    -Ребята, возникла проблемная ситуация.

    -Я правильно поняла, и буква я есть? (Да).

    -А звук я есть? (Нету)

    -А какие гласные звуки бывают?

    [а], [о], [у], [э], [ы], [и].

    -Их сколько их? (6).

    -А какие гласные буквы есть? (а, о, у, э, ы, и, я).

    -Сколько их? (7).

    -А ещё будут гласные, которые выполняют такую интересную работу.

    Работа со схемами.

    -Закройте схему рукой.

    -Давайте послушаем слово Нана.

    Это имя девочки.

    -Какие вы слушаете звуки?

    -[Н]ана. (Н).  Нана.

    -Н[а]на. (а).

    -На[н]а. (н).

    -Нан[а]. (а).

    -Посмотрите, правильно мы выделили звуки?

    [Н][а][н][а].

    -А теперь закройте второй столбик звуков.

    -У девочки Наны есть няня.

    -[Н]            Няня.

    -Н[а]на

    -На[н]а

    -Нан[а].

    -Ребята, мы опять слышали звуки а.

    -Будет ли отличаться вторая схема от первой?

    (Да, во второй [Н’]мягкий звук, а в первой [Н] твёрдый звук).

    -А теперь открывайте, все буквы будут такие же?

    -Ребята, звук был [а], и буква а.

    -Почему а?

    (Потому что [н’]мягкий.

    -А сейчас самостоятельно почитайте слова на первых двух строчках на стр.38.

    -Вы знакомы с алгоритмом? (Да, сначала, читаем слог, слова по слогам, слово с ударением).

    -Когда читаете, следите пальцем по строчке.

    - мал – мял – мя-ли – мяли

    - мал – ма-ла – ма-ляр – маляр.

    -Ребята, скажите, где здесь слово действие? (Мяли).

    -А где слово-предмет? (Маляр).

    -Мала. Какая она? (Маленькая).

    -Ребята, скажите пожалуйста, а кто такой маляр?

    (Маляр - это человек , который красит потолки стены).

    - ня – А-ня –Аня         - на – Ли-на – Лина

    - ля – О-ля – Оля        - ла – Ми-ла – Мила

    - ла – Ла-на – Лана     - ля – Ля-ля – Ляля

    - ла – Ла-ра – Лара     - ня – ня-ня – няня

    - ля – Ли-ля – Лиля    - У-ля – Уля.

    -Следующее задание, также читаем по алгоритму.

    -Первый ряд, первую строчку первого столбика.

    -Второй ряд, вторую строчку первого столбика.

    -Третий ряд, третью строчку первого столбика.

    -И так, по очереди.

    -Ребята, посмотрите пожалуйста, что у вас записано внизу? Это просто слова, или предложения. Только не читайте их.

    (Предложения).

    -А как вы угадали? (Начинается с большой буквы, в конце предложения стоит точка).

    -Вы эти предложения почитаете дома.

    -А если вы хорошо поработаете, то почитаем их в классе.

    -Ребята, я приготовила для вас очень интересную игру.

    -Вам нужно составить слова.

    -Прочитайте слоги с буквой.

    (ля, тя, ря, дя, мя).

    -А теперь в парах, подумайте, в каких словах эти слоги пропущены?

    (Котята, пятки, дядя, коляска, пламя).

    -Скажите, пожалуйста, в первое слово, какой поставили слог? (Котята, слог тя).

    -Во второе слово, какой слог? (Пятки, слог пя).

    -В третье слово, какой слог? (Коляска, слог ля).

    -В четвёртое слово, какой слог? (Дядя, слог дя)

    -В пятое слово, какой слог? (Пламя, слог мя).

    !Произнести слово, чётко выделяя а, и спросить, почему пишу я?

    (Потому что [т’] мягкий звук.

    -Ребята, итак, ещё раз сделаем вывод.

    -Какую вторую работу выполняет я?

    (Я обозначает звук [а] после согласного, и показывает мягкость.)

    -Следующее задание.

    Ян ля ря яз ям тя яр зя ят мя ял ня.

    -Ребята, вам нужно распределить эти слоги по двум столбикам.

    -Первый столбик: с мягким согласным звуком.

    -Второй столбик: с твёрдым согласным звуком.

    1-ый столбик:

    !(произношу слог вслух, выделяю согласный звук, и сажаю в нужное место).

    -ян - твёрдый.

    - ля – мягкий.

    - ря – мягкий.

    - яз – твёрдый.

    - ям – твёрдый.

    - тя – мягкий.

    - яр – твёрдый.

    - зя – мягкий.

    - ят – твёрдый.

    - мя – мягкий.

    - ял – твёрдый.

    - ня – мягкий.

    -Ребята, какой можно сделать вывод?

    (Мы обозначаем мягкость только тогда, когда буква я стоит после согласного звука).

    Отвечает на вопросы поставленные учителем.

    Анализируют

    Отвечать на вопросы поставленные учителем.

    Конструировать буквы Я, я. Взаимопроверка.

    Следовать указаниям учителя.

    Сравнивать буквы.

    Слушают учителя.

    Отвечать на вопросы, поставленные учителем.

    Слушают учителя; выполняют задание.

    Слушают учителя.

    Отвечать на вопросы поставленные учителем.

    Формулировать выводы.

    Слушать учителя; выполнять задание.

    Отвечать на вопросы; слушать учителя

    Слушать учителя; выполнять задание.

    Отвечать на вопросы; слушать учителя

    Слушать учителя; выполнять задание.

    Отвечать на вопросы; слушать учителя

    Слушать учителя; выполнять задание.

    Отвечать на вопросы; слушать учителя

    Слушать учителя; выполнять задание.

    Отвечать на вопросы; слушать учителя

    Слушать. Отвечать на вопросы учителя.

    К: умеют слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

    П: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации

    К: слушают, и вступаю в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

    П: узнают новую информацию о букве.

    П: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации.

    К: умеют обмениваться мнением, слушать другого  ученика и учителя.

    Р.: контроль и самоконтроль учебных действий.

    П: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации.

    К.: Развивают умение слушать;

    К: умеют слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

    К: умеют слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

    К: умеют обмениваться мнением, слушать другого ученика и учителя

    П: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации.

    К: умеют обмениваться мнением, слушать другого  ученика и учителя.

    Р.: контроль и самоконтроль учебных действий.

    П: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации.

    К.: Развивают умение слушать;

    К: умеют слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

    К: умеют слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

    К: умеют обмениваться мнением, слушать другого ученика и учителя

    К: умеют слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

    К: умеют слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

    К: умеют обмениваться мнением, слушать другого ученика и учителя

    4

    Итог урока. Рефлексия

    Слов. Метод:

    Вопросы самоанализ

    8:40-8:45

    -Ребята, как называлась тема сегодняшнего урока?

    -Вспомните  цель урока.

    - Что нового узнали про букву  Я?

    -Какую вторую работу выполняет буква я?

    - У кого были затруднения на уроке, поднимите руку.

    - Что понравилось на уроке в своей работе?

    - Урок окончен.

    - До свидания!

    Отвечать на вопросы;

    Оценивать свои достижения.

    К.: строят речевое выс;

    П.: осуществляют синтез;

    П.: строят рассуждения;

    Р.: осуществлять итоговый контроль.



    Предварительный просмотр:

    Раз№

    Этап урока

    Метод и приемы

    Хро-нометраж

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность ученика

    УУД

    1.

    Мотивационный

    Практич.:

    рефлексия

    08.00-08.03

    -Прозвенел и смолк звонок,

    -Начинается урок.

    -Тихо девочки за парту сели.

    -Тихо мальчики за парту сели.

    -На меня все посмотрели.

    -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лия Раилевна, и сегодня я проведу  у вас урок русского языка.

     - Давайте определим своё настроение, настрой на работу. Поднимите цветной карандаш.

    Зелёный - отличный настрой.
    Синий - хороший настрой.
    Красный - не совсем готовы.

    Слушать.

    Р: принимают и сохраняют уч задачу.

    2.

    Постановка учебной задачи и ее решение

    Практич.: слов. упр.

    Физминутка

    08.03-08.18

    08.18

    -

    08.20

    08.20

    -

    08.35

    -Ребята, послушайте  загадки. Отгадками будут словарные слова. Запишите их в строчку через запятую, подчеркните орфограммы.

    В них нарядим наши ножки.
    Это ножкина одёжка.
    С ними можно в снег и стужу,
    А с резиновыми в лужу.
    Чтобы бегать по дорожке
    Мы обуемся в ..... (
    Сапожки)

    Хоть неплохо я одета,
    Бьет озноб меня всегда.
    И весной, и жарким летам
    Вся дрожу, как в холода.
    (Осина)

    Грядка наш родимый дом.
    Мы на кустике растём.
    Как в музее экспонаты,
    На кусте красны (томаты)

    Закопали в землю в мае
    И сто дней не вынимали,
    А копать под осень стали —
    Не одну, а десять!
    Как ее названье, дети? (Картофель).

    -Ребята, посмотрите пожалуйста на слайд. На слайде даны слова.

    Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звёздочка, помощник.

    Запишите в тетради только опасные буквосочетания в словах.

    Ответ: ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,ЧН,ЩН,ЧК,ЩН.

    -Ребята, на какие группы можно разделить эти согласные звуки: [Ж][Ч‘][Ш][Щ‘]’? (Звонкие и глухие, мягкие и твёрдые.)

    -Назовите всегда мягкие звуки?( [Ч‘],[Щ‘])

    -Назовите всегда твердые звуки? ([Ж],[Ш])

    -Послушайте грамматическую сказку:

    -

    Жили - были шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили они очень дружно. Вот однажды решили они в прятки поиграть. Выпало водить шипящим. Попрятались остальные буквы. Шипящие во все щели заглянули, уже нашли многих, вот только не могут найти три гласные – Ы, Ю, Я. Искали до вечера, устали и пошли домой. Проходят шипящие мимо домика гласных и в окошко видят, что Ы, Ю, Я дома сидят, чай пьют и телевизор смотрят! Обиделись шипящие на Ы, Ю, Я и с тех пор у них и дружба врозь.

    С тех пор и пишем всегда ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

    -Посмотрите на доску. Ваша задача соединить эти буквы в «пары дружбы».

    Ж                          Ы

    Ш                          И

    Ч                           У

    Щ                          Ю

                           Я

                           А

    -Ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока? Догадались? Откройте учебник на странице 10, и прочитайте тему. («Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ).

    -А какие цели мы поставим на уроке?

    Танец «Что манит птицу»

    -Ребята, посмотрите на упражнение №11. Прочитайте задание.

    Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

    1.Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

    -Ребята, как вы понимаете эту пословицу?

    2.Ищи товарища лучше, и не хуже себя.

    3.Делу время, а потехе час.

    -Спишите. Подчеркните буквы, обозначающие непарные шипящие согласные звуки. Произнесите каждый шипящий звук.

    -Посмотрите на условный значок на полях.

    Какое новое словарное слово встретилось в тексте? (Товарищ).

    -Назовите безударную гласную в этом слове. (О)

    -Следующее упражнение №12.

    Прочитайте задание.

    -Произнесите звуки. В какие группы их можно объединить? [Ж][Ч‘][Щ‘][Ш].

    (Звонкие и глухие, мягкие и твёрдые)

    -Ребята, расскажите, что вы знаете о каждом шипящем согласном звуке. Приведите примеры слов, где есть шипящий звук.

    -Упражнение №13.

    -Прочитайте задание.

    -Давайте все хором начнём читать с первой строчки . (бы, сы, ты, ры, жи, ши, мы).

    -Следующие слоги. (ня, ча, ря, тя, бя, ща, дя).

    -И последний столбик. (ню, чу, зю, рю, лю, щу, дю).

    - Какой гласный звук произносится в словах каждой группы?

    - А какими буквами он обозначен?

    -В каких слогах написание букв и, а, у надо запомнить? Почему?

    -Ребята, кто больше слов подберёт в которых встречаются слоги или буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу?

    -Посмотрите на правило в жёлтой рамочке.

    Выполняют словарные упражнения.

    Отвечать на вопросы.

    Слушать.

    Читать.

    Отвечать на вопросы.

    Выполнять движения.

    П : дополняют и расширяют знания.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

    П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

    4.

    Итог урока. Рефлексия

    (предметная).

    Словес.:

    ответы на вопросы, самоанализ.

     

    08.35

    -

    08.40

    -Ребята, какая тема урока у нас сегодня была?

    -Что нового узнали для себя?

    -Что было трудным для вас?

    -А что оказалось лёгким?

    -Какие ошибки были при работе?

    -Теперь определим своё настроение в конце урока.

    Зелёный - отличный настрой.
    Синий - хороший настрой.
    Красный - не совсем готовы.

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Познавательные: рефлексия;

    Личностные: смыслообразование

     Школа №4                                                                                                             Студентка:Гайнитдинова Л. 45гр                                                                                                                                   Класс:2-А                                                                                                         Учитель:  Сайфуллина Р.З            

                                         Тема: «Написание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу».

    Цель: создать условия для закрепления и проверки умения писать  слова с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу – щу.

    Планируемые результаты:

    Предметные 

    • научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;
    • получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.

    Метапредметные:

    • познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
    • коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
    • регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
    • Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    Оборудование: Канакина В. П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с.: ил. – (Школа Росси). – ISBN 978-5-09-026603-1.; презентация.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 6

    Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звёздочка, помощник.

    Слайд 7

    ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,ЧН,ЩН,ЧК,ЩН.

    Слайд 8

    Соединить эти буквы в «пары дружбы». Ж Ы Ш И Ч У Щ Ю Я А

    Слайд 9

    «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».

    Слайд 10

    Цели -закрепить умения писать буквосочетания жи-ши , ча-ща , чу-щу .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока обучения грамоте в 1 классе .Тема: "Звук[ж], буква ж".

    Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Звук[ж], буква ж".Планируемые результаты:предметные:-уметь дифференцировать и распознавать изученный звук,писать строчную букву ж,...

    УМК ПНШ русский язык 2 класс тема "Написание слов - названий предметов разного рода"

    УМК "Перспективная начальная школа" русский язык 2 класс,  тема :"Написание слов - названий предметов разного рода"...

    Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме"

    Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающим с УМК "школа 2100"...

    Урок русского языка 2 а класс «Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

    Урок русского языка2 а класс«Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»...

    Открытый урок русского языка 1 класс тема: "Написание слов и соединений со строчной буквой ф"

    Урок русского языка  "Написание слов и соединений со строчной буквой ф"...

    Урок русского языка во 2 классе. Написание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    На уроке отрабатывается умение писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу....