Урок русского языка 2 а класс «Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Терещенко  Елена Николаевна

Урок русского языка

2 а класс

«Правописание слов с буквосочетаниями

 жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2a_russk.yaz_._urok_tereshchenko_na_sayt.docx37.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение    

 средняя  общеобразовательная школа № 3

муниципального образования Каневской район

 

  

 

Урок русского языка

2 а класс

«Правописание слов с буквосочетаниями

 жи-ши, ча-ща, чу-щу»

        

                                                                     Разработку урока выполнила

        Терещенко Елена Николаевна

        учитель начальных классов

        МБОУ СОШ № 3

        

Ст. Каневская

2016 год


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА русского языка во 2  классе   (УМК «Школа России»)

Тема

Правописание слов с ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ .

Педагогическая цель

Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся научатся характеризовать непарные твердые и мягкие согласные звуки русского языка; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой.

Личностные результаты

осознание значимости  знаний о правописании гласных после  шипящих; актуализация мыслительной и творческой  деятельности, формировать мотивацию к обучению.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные:   развивать умения  высказывать своё предположение; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, умение определять и формулировать цель на уроке.

Коммуникативные:  умение точно и полно выражать свои мысли; оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя словарь, информацию, полученную на уроке.

Основные понятия и термины

Твердый и мягкий согласный звук, гласный, звук, буква, буквосочетание, корень слова, словарные слова.

Методы, формы работы

Словесный, практический, наглядный; групповая, индивидуальная, фронтальная, в парах.

Образовательные ресурсы

М\м презентация, учебник  (В.П.Канакина. Русский язык 2 кл, Ч 2),

Этапы урока

Методы, методические приёмы,формы.

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организация начала урока.

1.Организация рабочего места

2.Подготовка к учебной деятельности.

- Я тетрадь свою открою 
И как надо положу
Я, друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь 
За работу я примусь.

-Откройте тетради и запишите число, «Классная работа».

Приветствует учащихся, организует начало работы

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, эмоционально настраиваются на урок.

  1. Актуализация знаний.

1.Минутка чистописания

  Будь внимателен, дружок,

  Начинаем наш урок.

  Особого внимания

  Заслуживает чистописание.

 Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? (буквы)

Ж Ш Ц Ч Щ

- Какие это буквы? Какие звуки они обозначают? Как их назвать одним словом? (шипящие согласные) 
- Мы будем изучать шипящие согласные. Одна из них лишняя. Какая? (Ц)

Ж А И Ш У Ы Я Ч Щ Ю
- С какими буквами они встретились. (с гласными)

- Используя эти буквы? (составить слоги)
-
-Запишите эти буквосочетания, обратите внимание на соединения букв (верхнее, нижнее)
жи- ши   ча-ща  чу-щу
- Что заметили?
- Какие гласные оказались лишними? Почему?

-Всегда ли произношение совпадает с написанием? Какие же сочетания букв вызывают затруднения?

-Какие буквы всегда обозначают твердый согласный звук (Буква ЖЕ обозначает звук /ж/; буква ША обозначает звук /ш/)

- Какие буквы всегда обозначают мягкий согласный звук (Буква ЧА обозначает звук /ч/; буква ЩА обозначает звук /щ/)

-Обратите внимание на гласные буквы в записанных сочетаниях. Почему мы так написали? (Карточка на доске. Читаем хором)

В сочетаниях ЖИ-ШИ

Только И всегда пиши!

В сочетаниях ЧА-ЩА

Пишем только букву А.

В сочетаниях ЧУ-ЩУ

Пишем только букву У.

Организует повторение изученного ранее материала, подчеркивает его актуальность для работы на уроке.

Систематизируют знания о звонких и глухих согласных звуках, воспринимают с опорой на наглядности понятие «парные звуки»

2.Словарная работа

 «Замени одним словом»

Сл.1

-На следующей строчке запишите «Словарь:»

 (Слова записываются, подчеркивается буквосочетание)

Жвачное животное с очень длинной шеей (Жираф)

Что у человека дороже всего? (Жизнь)

Какие животные носят еду на спине? (Ежи)

Из чего делают твердые сковородки? (Чугун)

Зимний вид спорта и любимое развлечение детей (Лыжи)

Шестьдесят минут (Час)

Густой частый лес (Чаща)

Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды (Чайник)

Инструмент для прокалывания отверстия (Шило)

Дикая роза с ярко-красными ягодами (Шиповник)

Съедобное растение с кислыми листьями (Щавель)

ЩАВЕЛЬ –новое словарное слово . Обратите внимание на ударение.

- Зачем нужен щавель? (Он используется в пищи)

-Придумайте (устно) предложение с этим словом (На огороде вырос щавель).

-Запишите новое словарное слово, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

Читает загадки, объясняет порядок выполнения и оформления работы в тетради, следит за посадкой, напоминает правила письма.

Слушают, отгадывают загадки, записывают отгадки в соответствии с правилами письма (безотрывно, безнажимно, с наклоном), определяют тематическую группу слов, выделяют общность орфограммы, формулируют правило правописания.

III.Целеполагание

2.Определение темы и задач урока.

-     Догадайтесь-ка, ребята,

Отчего ежи, ерши,

Щуки, чайки и волчата

Рассмеялись от души?

Ежы, ершы, щюки, чяйки, волчята

-Запишите эти слова правильно.

-Ребята, скажите, что общего в словах, которые вы написали?

-А кто же сможет сформулировать тему урока ? Кто догадался?

(Правописание слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)

-Какая главная задача стоит перед нами?

(Научиться без ошибок писать слова с этими буквосочетаниями)

-Каким правилом мы будем пользоваться при выполнении упражнений? (Скажем хором, смотрим на таблицу)

В сочетаниях ЖИ-ШИ

Только И всегда пиши!

В сочетаниях ЧА-ЩА

Пишем только букву А.

В сочетаниях ЧУ-ЩУ

Пишем только букву У.

Подводит к пониманию темы, организует наблюдение и создает речевую ситуацию

формулируют задачи урока и собственной деятельности., исправляют деформированный текст.

 IV.Изучение нового материала

1.Упр.14 (с.11)

(списывание по группам)

-Откройте учебники на стр. 11, упр.14

-В какие группы можно объединить слова?

-Сколько групп получится? (на доске обозначения)

ЖИ-ШИ                       ЧА-ЩА                            ЧУ-ЩУ

лыжи                             роща                               чудо

жизнь                            чай                                  чулок

шить                             задача                              щука

-Прочитайте записанные вами слова  (по группам).

-А теперь поставьте в этих словах ударение.

-Подумайте и скажите, в каких словах буквосочетания являются слогом, а в каких – частью слога?

-В каких словах эти буквосочетания являются безударными?

Организует наблюдение, подводит к выводам, исправляет ошибки, контролирует работу в тетрадях.

Анализируют, ищут доказательства, осуществляют выборочное чтение, определяют орфограмму и ее место в словах,  формулируют вывод.

2.Отгадывание загадок (распределительный диктант)

Сл.5

-А теперь я прочитаю загадки, а вы напишите отгадки, продолжив распределять слова по столбикам (по группам):

(Записываем отгадки и комментируем)

Мы, проворные сестрицы-

быстро бегать мастерицы.

В дождь -лежим,

в снег - бежим:

уж такой у нас режим. (Лыжи)

Идут, бегут. С места не сойдут. (Часы)

Белая звёздочка с неба упала.

Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)

Кот живёт у нас на крыше,

а в чулане живут… (Мыши)

Закипит - исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит.

- Эй, сними меня! - кричит. (Чайник)

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (Жираф)

Создает речевую ситуацию, организует мыслительную и речевую деятельность учащихся

Отгадывают загадки, записывают слова по группам орфограмм, комментируют написание.

Физминутка

Хлопаем в ладоши, если в слове есть изучаемая нами сегодня орфограмма:

если нет топаем ногами три раза)

парта, снежинка, свеча, лес, стул, роща, площадка, шкаф, дети,

щука, лев, шиповник, чудо, утюги

Организует выполнение упр. На снятие физической усталости.

Выполняют игровые упр. вместе с учителем

VI. Закрепление изученного

1.Упр.15

(письмо под диктовку)

-Найдите упр.15.  Прочитайте текст вслух (читает ученик).

-Как вы думаете, иллюстрация  подходит к этому тексту? Докажите.

(В тексте говорится о пушистом снеге, падающем на землю. И художник изобразил зимний день: в доме топится печь, а за окном снег кружится и падает на землю).

-Какие слова в тексте помогают представить картину падающего снега? (Пушистый, кружится, падает, ложится)

Почему эти слова «написаны с буквой И? (ЖИ-ШИ всегда пишем с буквой И).

-Обратите внимание , как написано слово «ложится». Почему без Ь? (отвечает на вопрос «что делает?»)

-Объясните написание слова «снег» (глухой согласный на конце можно проверить – снега)

-Посмотрите внимательно, какие знаки препинания есть в тексте, где они стоят?

-А теперь запишем этот текст под диктовку. Я буду читать по строчкам. Как вы будете писать начало каждой строчки? (С большой буквы)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Акцентирует внимание на словах с изучаемой орфограммой

На слух определяют слова с нужными орфограммами, подбирают проверочное слово с опорой на правило.

2.Работа в паре

Сл.7

Найдите в тексте ошибки и исправьте их.

 Открываем конверт с заданием. Возьмите простой карандаш.

- На это задание вам 2 минуты.

Зима. В лесу лежыт пушыстый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чящу. По ночам хищные зверьки ищют пищю. Вот лесная речка. Мой товарищ поймал большую щюку и крупного лещя.

(Дети исправляют ошибки. Затем следует проверка.)

- Сколько ошибок вы нашли?(7)

- Давайте проверим.

Объясняет порядок выполнения задания, организует работу в парах.

Читают, воспринимают задание в карточке, распределяют по общему признаку пары слов, выделяют орфограмму, подбирают проверочные слова, работают в парах (обсуждают варианты ответа).

3.Деление текста на предложения (устно)

Сл.8

-Запись текста

-Вспомним, что такое предложение? Как обозначается предложение на письме?

-Прочитайте текст про себя. А теперь прочитаем по предложениям (цепочкой).

Летом Миша поехал на дачу у Миши были удочки он поймал леща и щуку мама сварила уху Миша пригласил друзей малыши угостили собаку Бульку.

-В каких словах встретились буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ?

Формулирует задачу, акцентирует внимание на орфограмме

Читают, определяют границы предложения, обозначают знаками препинания, находят слова с орфограммой, объясняют написание.

4.Работа с электр.приложением к учебнику

-А теперь выполним упражнения из электронного учебника.

1) Вставьте нужное сочетание;

2) Спуск на лыжах

Контролирует выполнение, оценивает работу у доски

Выполняют упр. На электр. носителе, аргументируют решение учебной задачи

VII. Итог урока

Обобщающая беседа

-Ребята, наш урок подошел к концу. Скажите, с какими буквами не дружат буквосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ ?

(Они никогда не дружат с Я, Ю, Ы)

Вспомним правило

Побуждает учащихся к выводам о проделанной работе.

Формулируют выводы по изученной теме

2. Рефлексия

Сл.9

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Было интересно…

Было трудно …

Я хочу ещё узнать …

Спасибо за урок!

Оценивают свою работу на уроке

Домашнее задание

Упр. 17 (Стр.12) Выполняйте в соответствии с заданием, по образцу.

Объясняет порядок выполнения и оформления дом.работы

Воспринимают задачу, определяют алгоритм выполнения задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Правописание слов с сочетаниями жи ши"

Картинный диктант по теме  "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"...

Урок русского языка 2 класс "Правописание слов с парными согласными на конце слова"

Развивать умение распознавать слова, которые нужно проверять, подбирать проверочные, сравнивать согласные буквы в проверяемом и проверочном словах....

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Правописание слов с разделительными Ъ и Ь".

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Правописание слов с разделительными Ъ и Ь". "Школа 2100"...

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

конспект урока русского языка 3 класс "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне"

разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова". Учебние В П Канакина...

Урок русского языка. 1 класс. "Правописание слов чу-щу"

Урок по программе УМК Школа России...