урок русскоко языка 2 класс по теме"Написание слов-названий предметов мужского и женского рода на шипящий звук "
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта урока по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода на шипящий звук "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka_tehnologicheskaya.docx112.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Шапкина Лариса Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ “СОШ №1г.Юрги”

Класс:2 “а”

Предмет:русский язык

Тема:Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук        

Цель:

Знакомство учащихся с новой орфограммой; показ связи конечной буквы основы слова на шипящий с родом этого слова;

формирование образовательных компетенций учащихся(информационных,коммуникативных,рефлексивных,креативных).        

Предметные результаты: уметь работать  с Обратным словарем;уметь дифференцировать слова с основой на шипящий по родам

Тип урока: Изучение нового материала

Основные понятия: шипящие звуки, слова с  -ж,-ш, -ч,-щ на конце слов – муж.р.,слова с  -жь, -шь, -чь,-щь на конце слов – жен.р.

Организация пространства:работа фронтальная, индивидуальная, в парах  

Материал:1. Чуракова, Н. А. Русский язык 2 кл., в 3 ч. / Н. А. Чуракова. — М.: Академкнига  Учебник, 2012, 1 часть,  с.152-153

2. Карточки с заданиями для дифференцированной работы

3.Раздаточный материал (корзинки, картинки)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

        УУД

        

ЛУУД – личностные универсальные учебные действия

РУУД - регулятивные универсальные учебные действия

ПУУД - познавательные универсальные учебные действия

КУУД - коммуникативные универсальные учебные действия

  1. Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельности

Задача:создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие.

      Итак, друзья,

     На вас надеюсь, как всегда.

     Вы хороший  дружный класс.

     Все получится у вас!

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

II. Актуализация.

Задачи:активизировать опорные знания и умения по теме, обеспечить мотивации и принятия учащихся цели учебно-познавательной деятельности

  1. Чистописание

Жжшшччшш

  1. Словарная работа

-Какие звуки обозначают эти буквы?

- На какие две группы делятся звуки?

- Как думаете , нужен ли этим звукам мягкий знак?

Вывод:

- Вспомните, для чего нужен мягкий знак?

Ь

  1. тень
  1. листья
  1. ?

Слайд2

- Можем ли делать третий вывод?

- Шипящие звуки: [ж], [ш], [ч’],[щ’].

- [ж], [ш] – всегда твердые, [ч’],[щ’] – всегда мягкие

- Для смягчения согласного звука.

- Для разделения согласного и гласного звуков.

- Нет

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

III. Постановка учебной задачи

Задача:формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения в совместной деятельности

- Сегодня мы еще одну тайну русского языка узнаем?

- Давайте проверим наше предположение.

- Задание на внимание: вам нужно услышать шипящий звук на конце слова и хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны, если хлопаем правильно .то появляется этот предмет. И показываем род этих слов-предметов. Сразу себя проверяем.

Мышка, луч(слайд3)рубашка, гуашь(слайд4),камыш(слайд5), шишка, дочь(слайд6), чудо,печь(слайд7), морж(слайд8), жук, ночь(слайд9)борщ(слайд10), щука, шашки, финиш (слайд11)

- Сформулируйте тему и цели  урока.Стр.152

Посмотрите на картинку ,что мы видим.

- Правописание слов-названий предметов  с шипящими на конце слова.

Род слов-названий предметов с основой на шипящий звук.(слайд12)

Она разделена на  части. Почему? Кто догадался?

С одной стороны слова-предметы м. р., с другой- ж. р.

Познавательные:

формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции

Регулятивные:

 формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

IV. «Открытие» новых знаний

Задача: научиться определить род слов-названий предметов  с основой на шипящий звук

Работа по учебнику. Упражнение 117, с.152

 - Откройте Обратный словарь на букву Ч?

- Слова какого рода мы видим?

Напишем слова в столбик(5 любых слов)

- Откройте Обратный словарь на букву ь. Прочитайте слова на -чь.        

-Обратите внимание, что в словаре представлены не только слова-названия предметов, но и слова-названий действий: лечь, печь, течь, стричь, помочь.

- Кто догадался, почему в словаре два раза написаны эти слова печь и течь?

-Почему другие слова написаны всего по одному разу?

-Выпишите пять любых слов-названий предметов на –чь.

-Какого рода все эти слова?

- Какой вывод вы можете сделать о работе мягкого знака?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В мяч играют медвежата,

Мяч летает полосатый.

Можно мне ?-спросила мышка .

Что ты ?-Ты ещё малышка!

- Мужского рода

Слова-предметы и слова-действия

- Эти слова имеют разные значения.

Печь.ночь.речь,дочь.мелочь.

- Женского рода

- Слова с основой на -чь женского рода.

Регулятивные:планирование,

прогнозирование;

познавательные:

логические:  решение проблемы, построение  логической цепи

рассуждений;

коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

V. Первичное закрепление

        

Задача: распознавать род слов-названий предметов с основой на шипящий звук

Работа по учебнику

Упражнение 119 (ч. 1, с. 153)

Предположите, какого рода будут все эти слова.

Оправдались ли все  ваши ожидания?

Выпишите пять слов

- Какой вывод можно сделать о написании слов мужского и женского  рода, основа которых оканчивается на шипящие звуки?

Послушайте сказку про ь(слайд13,14,15)

Так ка вы думаете, почему мужской род не принял помощь от ь знака?

Работают с Обратным словарем. Находят слова-названия предметов, основа которых оканчивается  на –ш и  -шь; -ж и –жь.

- Слова с основой на шипящие -ж,-ш, -ч,-щ –   мужского рода, а с основой на шипящие -жь,-шь, -чь,-щь женского рода.

Мужчины сильные. им не нужна помощь ,они и так справятся. А женщины- слабый пол и поэтому они приняли помощь от ь знака.

Личностные:

умение выражать мысли.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

VI Релаксация

Ребята,повернитесь лицом кдруг другу.Один из вас раскрывает ладошки,а другой накрывает их своими ладонями.Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задача: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий

Игра «Положи в корзинку»

Сейчас мы поработаем в парах

Перед вами картинки и корзинки.

Мальчики будут собирать в корзинку слова м.р.

Девочки –ж.р.

Проверяют сами дети удруг друга.

Дифференцированная работа

Карточка 1.(слабые дети)

Запиши правильно слова.

Детены[ш], но[ч’], бро[ш], помо[щ’], мело[ч’], пла[ч’], клю[ч’], до[ч’], ве[щ’], бор[щ’].(

.

Остальные упр.118 с.153

C:\Users\Милеуша\Documents\4.jpeg

Камыш,кирпич,ландыш,мяч.финиш.

Мышь.ночь,печь.дочь,гуашь.

Познавательные:

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

Личностные:

применять правила  делового сотрудничества.

VIII.  Рефлексия учебной деятельности

Задача:организовать оценивание уч-ся собственной деятельности на уроке; умение соотносить цели урока и результаты собственной деятельности

-Какую новую тайну узнали сегодня о мягком знаке? Как пишутся слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук?

Слайд 16

-Что было легко?

- Что было трудно?

- Что понравилось?

- Кто доволен своей работой на уроке?

Урок наш окончен

И выполнен план

Спасибо, ребята

Огромное  Вам!

За то.что упорно, усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

-Слова-названия предметов женского рода , оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся с мягким ( ь) знаком. Слова-названия предметов мужского рода , оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся без мягкого знака.

Смайлик(оценивают свою работу на уроке)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

IX. Домашнее задание

Задача: организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Учебник 1 часть, №120, с.154

        Литература: 1.Чуракова, Н. А. Русский язык 2 кл., в 3 ч. / Н. А. Чуракова. — М. : Академкнига  Учебник, 2012, 1-2 части.

        2.Чуракова, Н. А. Русский язык : 2 кл. : методическое пособие для учителя / Н. А. Чуракова,
М. Л. Каленчук, Т. А. Байкова, О. В. Малаховская. -М. : Академкнига/Учебник, 2012

        3.Коржукова А.А. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий"

Конспект урока по русскому языку с использованием технологии проблемного обучения и групповой формы работы....

Урок русского языка в 4 классе по теме"Закрепление знаний о правописании имён существительных женского рода с шипящими на конце"

Урок является одним из уроков закрепления по данной теме. Позволяет обобщить полученный навык правописания....

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"....

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов  мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...