Главные вкладки

    урок русскоко языка 2 класс по теме"Написание слов-названий предметов мужского и женского рода на шипящий звук "
    методическая разработка по русскому языку (2 класс)

    Технологическая карта урока по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода на шипящий звук "

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл karta_uroka_tehnologicheskaya.docx112.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Шапкина Лариса Ивановна,

    учитель начальных классов

    МБОУ “СОШ №1г.Юрги”

    Класс:2 “а”

    Предмет:русский язык

    Тема:Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук        

    Цель:

    Знакомство учащихся с новой орфограммой; показ связи конечной буквы основы слова на шипящий с родом этого слова;

    формирование образовательных компетенций учащихся(информационных,коммуникативных,рефлексивных,креативных).        

    Предметные результаты: уметь работать  с Обратным словарем;уметь дифференцировать слова с основой на шипящий по родам

    Тип урока: Изучение нового материала

    Основные понятия: шипящие звуки, слова с  -ж,-ш, -ч,-щ на конце слов – муж.р.,слова с  -жь, -шь, -чь,-щь на конце слов – жен.р.

    Организация пространства:работа фронтальная, индивидуальная, в парах  

    Материал:1. Чуракова, Н. А. Русский язык 2 кл., в 3 ч. / Н. А. Чуракова. — М.: Академкнига  Учебник, 2012, 1 часть,  с.152-153

    2. Карточки с заданиями для дифференцированной работы

    3.Раздаточный материал (корзинки, картинки)

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

            УУД

            

    ЛУУД – личностные универсальные учебные действия

    РУУД - регулятивные универсальные учебные действия

    ПУУД - познавательные универсальные учебные действия

    КУУД - коммуникативные универсальные учебные действия

    1. Мотивация

    (самоопределение)

    к учебной деятельности

    Задача:создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие.

          Итак, друзья,

         На вас надеюсь, как всегда.

         Вы хороший  дружный класс.

         Все получится у вас!

    Личностные:

    формирование положительного  отношения  к процессу познания

    Регулятивные:

    нацеливание на успешную деятельность.

    II. Актуализация.

    Задачи:активизировать опорные знания и умения по теме, обеспечить мотивации и принятия учащихся цели учебно-познавательной деятельности

    1. Чистописание

    Жжшшччшш

    1. Словарная работа

    -Какие звуки обозначают эти буквы?

    - На какие две группы делятся звуки?

    - Как думаете , нужен ли этим звукам мягкий знак?

    Вывод:

    - Вспомните, для чего нужен мягкий знак?

    Ь

    1. тень
    1. листья
    1. ?

    Слайд2

    - Можем ли делать третий вывод?

    - Шипящие звуки: [ж], [ш], [ч’],[щ’].

    - [ж], [ш] – всегда твердые, [ч’],[щ’] – всегда мягкие

    - Для смягчения согласного звука.

    - Для разделения согласного и гласного звуков.

    - Нет

    Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

    III. Постановка учебной задачи

    Задача:формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения в совместной деятельности

    - Сегодня мы еще одну тайну русского языка узнаем?

    - Давайте проверим наше предположение.

    - Задание на внимание: вам нужно услышать шипящий звук на конце слова и хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны, если хлопаем правильно .то появляется этот предмет. И показываем род этих слов-предметов. Сразу себя проверяем.

    Мышка, луч(слайд3)рубашка, гуашь(слайд4),камыш(слайд5), шишка, дочь(слайд6), чудо,печь(слайд7), морж(слайд8), жук, ночь(слайд9)борщ(слайд10), щука, шашки, финиш (слайд11)

    - Сформулируйте тему и цели  урока.Стр.152

    Посмотрите на картинку ,что мы видим.

    - Правописание слов-названий предметов  с шипящими на конце слова.

    Род слов-названий предметов с основой на шипящий звук.(слайд12)

    Она разделена на  части. Почему? Кто догадался?

    С одной стороны слова-предметы м. р., с другой- ж. р.

    Познавательные:

    формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

    Коммуникативные:

    формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции

    Регулятивные:

     формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

    IV. «Открытие» новых знаний

    Задача: научиться определить род слов-названий предметов  с основой на шипящий звук

    Работа по учебнику. Упражнение 117, с.152

     - Откройте Обратный словарь на букву Ч?

    - Слова какого рода мы видим?

    Напишем слова в столбик(5 любых слов)

    - Откройте Обратный словарь на букву ь. Прочитайте слова на -чь.        

    -Обратите внимание, что в словаре представлены не только слова-названия предметов, но и слова-названий действий: лечь, печь, течь, стричь, помочь.

    - Кто догадался, почему в словаре два раза написаны эти слова печь и течь?

    -Почему другие слова написаны всего по одному разу?

    -Выпишите пять любых слов-названий предметов на –чь.

    -Какого рода все эти слова?

    - Какой вывод вы можете сделать о работе мягкого знака?

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    В мяч играют медвежата,

    Мяч летает полосатый.

    Можно мне ?-спросила мышка .

    Что ты ?-Ты ещё малышка!

    - Мужского рода

    Слова-предметы и слова-действия

    - Эти слова имеют разные значения.

    Печь.ночь.речь,дочь.мелочь.

    - Женского рода

    - Слова с основой на -чь женского рода.

    Регулятивные:планирование,

    прогнозирование;

    познавательные:

    логические:  решение проблемы, построение  логической цепи

    рассуждений;

    коммуникативные:

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    V. Первичное закрепление

            

    Задача: распознавать род слов-названий предметов с основой на шипящий звук

    Работа по учебнику

    Упражнение 119 (ч. 1, с. 153)

    Предположите, какого рода будут все эти слова.

    Оправдались ли все  ваши ожидания?

    Выпишите пять слов

    - Какой вывод можно сделать о написании слов мужского и женского  рода, основа которых оканчивается на шипящие звуки?

    Послушайте сказку про ь(слайд13,14,15)

    Так ка вы думаете, почему мужской род не принял помощь от ь знака?

    Работают с Обратным словарем. Находят слова-названия предметов, основа которых оканчивается  на –ш и  -шь; -ж и –жь.

    - Слова с основой на шипящие -ж,-ш, -ч,-щ –   мужского рода, а с основой на шипящие -жь,-шь, -чь,-щь женского рода.

    Мужчины сильные. им не нужна помощь ,они и так справятся. А женщины- слабый пол и поэтому они приняли помощь от ь знака.

    Личностные:

    умение выражать мысли.

    Познавательные:

    ориентироваться в своей системе знаний

    Регулятивные:

    принимать и сохранять учебную цель и задачу

    устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

    Коммуникативные:

    проявлять внимание к суждениям товарищей.

    VI Релаксация

    Ребята,повернитесь лицом кдруг другу.Один из вас раскрывает ладошки,а другой накрывает их своими ладонями.Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.

    VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Задача: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий

    Игра «Положи в корзинку»

    Сейчас мы поработаем в парах

    Перед вами картинки и корзинки.

    Мальчики будут собирать в корзинку слова м.р.

    Девочки –ж.р.

    Проверяют сами дети удруг друга.

    Дифференцированная работа

    Карточка 1.(слабые дети)

    Запиши правильно слова.

    Детены[ш], но[ч’], бро[ш], помо[щ’], мело[ч’], пла[ч’], клю[ч’], до[ч’], ве[щ’], бор[щ’].(

    .

    Остальные упр.118 с.153

    C:\Users\Милеуша\Documents\4.jpeg

    Камыш,кирпич,ландыш,мяч.финиш.

    Мышь.ночь,печь.дочь,гуашь.

    Познавательные:

    перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

    Личностные:

    применять правила  делового сотрудничества.

    VIII.  Рефлексия учебной деятельности

    Задача:организовать оценивание уч-ся собственной деятельности на уроке; умение соотносить цели урока и результаты собственной деятельности

    -Какую новую тайну узнали сегодня о мягком знаке? Как пишутся слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук?

    Слайд 16

    -Что было легко?

    - Что было трудно?

    - Что понравилось?

    - Кто доволен своей работой на уроке?

    Урок наш окончен

    И выполнен план

    Спасибо, ребята

    Огромное  Вам!

    За то.что упорно, усердно трудились!

    И знания ваши

    Нам всем пригодились!

    -Слова-названия предметов женского рода , оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся с мягким ( ь) знаком. Слова-названия предметов мужского рода , оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся без мягкого знака.

    Смайлик(оценивают свою работу на уроке)

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Личностные:

    оценивать собственную и коллективную деятельность.

    Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

    IX. Домашнее задание

    Задача: организовать обсуждение и запись домашнего задания.

    Учебник 1 часть, №120, с.154

            Литература: 1.Чуракова, Н. А. Русский язык 2 кл., в 3 ч. / Н. А. Чуракова. — М. : Академкнига  Учебник, 2012, 1-2 части.

            2.Чуракова, Н. А. Русский язык : 2 кл. : методическое пособие для учителя / Н. А. Чуракова,
    М. Л. Каленчук, Т. А. Байкова, О. В. Малаховская. -М. : Академкнига/Учебник, 2012

            3.Коржукова А.А. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 416 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий"

    Конспект урока по русскому языку с использованием технологии проблемного обучения и групповой формы работы....

    Урок русского языка в 4 классе по теме"Закрепление знаний о правописании имён существительных женского рода с шипящими на конце"

    Урок является одним из уроков закрепления по данной теме. Позволяет обобщить полученный навык правописания....

    Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".

    Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"....

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов  мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...