Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Казакова (Желнова) Валерия Сергеевна

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов  мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Написание слов-названий предметов

мужского и женского рода с основой на шипящий звук».

Тип урока: урок отработки умений .

Цели: закрепить у учащихся  правило правописания мягкого знака на конце имен существительных м. и ж.р. (в начальной форме) после букв шипящих.

Планируемые результаты

личностные:  -понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку; - разрешать проблемные ситуации;- реально оценивать свои успехи в освоении языка; -стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

Предметные: закрепят умение определять наличие орфограммы и применять новое орфографическое правило: правописание ь после шипящих в именах существительных (в начальной форме);

-закрепят умение  самостоятельно находить информацию в словаре и учебнике, анализировать ее содержание.

Оборудование: учебник русского языка  2кл. 1 часть Н. А. Чуракова (ПНШ) , презентация        

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1

Орг.Момент

Словесный: беседа

Словесный,

Слово учителя

2 мин.

Здравствуйте ,ребята! Меня зовут Валерия Сергеевна, сегодня я у вас проведу урок русского языка.

Посмотрите , все ли у вас готово к уроку? Присаживайтесь.

 Я знаю, каждый из вас гений , и от вас сегодня требуется внимание, старание, догадка, наблюдательность.

Слушать учителя.

Выполнять указания.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

2

Мотивационный

Словесный,

Фронтальный опрос.

Языковой анализ: частичный морфологический разбор

Практический: алгоритм определения рода

Практический:

распределительный диктант

5 мин.

Словарная работа «Найди ошибки». (листочки  на парте)
Берёза (ж. р.) зовод (м.р.)
белет (ср.р.) рабочий (ж.р.)
газета (м.р.) сарока (ж.р.)
ворона (ж. р.) девочка (ср.р.)

Прочитайте слова, записанные на карточке. 
 Здесь ошибки отыщите, в чём причина их скажите. На эту работу вам дается 2 минуты.
Поменяйтесь листочками с соседом по парте.
 Посмотрите на экран и оцените эту работу, правильные ответы оцениваем +, а неправильные -. И поставьте оценку.

Берёза (ж. р.) завод (м.р.)-на слайде
билет (м.р.) рабочий (м.р.)
газета (ж. р.) сорока (ж.р.)
ворона (ж. р.) девочка (ж.р.)

0 ош. - 5

1-2 ош.-4

3 ош.-3

Более 3 ош.-2

-Какие знания нам пригодились для правильного выполнения этого задания? (Знание словарных слов и умение определять род слов-названий предметов).
-Как определить род слов-названий предметов?( Нужно слово-предмет заменить словом ОН или ОНА, или ОНО).Это умение нам пригодится на уроке.

Теперь откройте тетрадь и запишите число.

 Запишите слова в 2 столбика по родам, я буду диктовать:
                         М.Р.                                        Ж. Р.

(Мяч, ночь, луч, ключ, речь, тишь). Работаем самостоятельно.
ночь мяч
речь луч
тишь ключ

Проверьте правильность со слайда и оцените свою работу.

Разделять на группы.

Оценивать свою работу. Определять грамматические признаки части речи.

Сравнивать высказывание с правилом в учебнике.

Л:широкая мотивационная основа учебной деятельности;

К:участвовать  в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

3

Постановка учебной задачи и ее решение

Практический: фронтальный опрос

Частично-поисковый: анализ языкового материала, формулировка вывода, сверка со словарем, подбор примеров

6

мин.

Итак, ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?( Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук). Скажите, почему смогли правильно выполнили предыдущее задание ? (Знаем, что слова ж.р. рода пишутся с мягким знаком на конце, а слова м.р. пишутся без ь на конце ,умеем определять род слов-названий). Тогда какая цель из этого следуют? (закрепить изученный материал , а именно: правило правописания мягкого знака на конце имен существительных м. и ж.р. (в начальной форме) после букв шипящих).Теперь откройте учебник на странице 154, после упражнения найдите текст , выделенный жирным шрифтом, прочитайте (один ученик читает). Что нужно сделать?(-нужно сделать вывод о написании слов, основа которых оканчивается на -ж и –жь, -щ и –щь, не открывая обратного словаря, - ответить на вопросы, как пишутся слова мужского рода? Как пишутся слова женского рода; - проверить правильность своих выводов по обратному словарю; - записать по два примера на каждый случай).-Давайте проверим. Ответы детей:(слова м.р., основа  которых оканчивается на шипящие, пишутся без мягкого знака ,слова ж.р., основа которых оканчивается на шипящий , пишутся с мягким знаком. После задания прочитайте табличку, она поможет вам в быстрой проверке правильности своих выводов. Ребята, чтобы лучше запомнить это правило я вам приготовила такие схемы-опоры. Посмотрите на первую опору, объясните, на вторую, объясните. Подберите примеры.

Выявлять тему и цели урока.

Выполнять упражнение.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы. строят речевые высказывания.

4

Физ.минутка

1 мин.

Давайте теперь встанем  и немного разомнемся.

Если я называю слова женского рода, вы делаете хлопок  в ладоши, если я называю слово мужского рода, вы приседаете.

(рожь, мышь, этаж, меч, речь, пляж, ложь, шалаш, дочь, луч, ёж,плащ)

-Как пишем слова-названия предметов ж.р.? м.р.?

Внимательно слушать.

Выполнять действия.

Л: установка на ЗОЖ.

5

6

Первичное закрепление

Практический: письменное упражнение, орфографическое сложение с комментированием

Словесный: слово учителя.

Словесный:

ответы на вопросы

Метод: создание проблемной ситуации

Приём закрепления и сравнения

Практич.:

письм. упр.

Решение частных задач.Закрепление.

Практич.: выполнение самостоятельной работы в тетради

25 мин.


4 мин.

В учебнике на странице 154 найдите упражнение 121. 

Кто-то один читает задание вслух. Давайте еще раз проговорим, что нужно сделать в этом упражнении. Открываем тетрадь , по цепочке читаем по слову ,объясняем и записываем. Скажите ,что обозначает слово мощь?(необыкновенная сила).(вещь, клещ, овощ, борщ, помощь, мощь, лещ, товарищ). Прочитайте ,что написано жирным шрифтом. Прочитайте слова и ответьте на вопрос от каких слов они произошли? ( шип, солнце, дорога). Являются ли эти слова родственными своим словам- предкам? (эти слова и сейчас являются родственными тем словам, от которых произошли). Слово подорожник со словом дорога являются однокоренными. (по-приставка, дорож-корень, ник-суффикс). Слово подсолнух однокоренной со словом солнце, или растет под солнцем( корень-солн, приставка-под, суффикс-ух). Слово шиповник однокоренной со словом шип(корень-шип, суффикс- овник). Какой вывод можно сделать по этому упражнению, с какой целью мы его выполняли?(различение написания слов м. и ж. р. С основой на шипящий).

Переходим к упражнению 122 на странице 155.

 Один читает вслух. Прочитайте то, что написано в рамке и объясни, о чем предупреждает мышь? Сколько правил мы должны применить? (2).(проблема парного звука глухого согласного на конце слова и проблема принадлежности к м. и ж.р. -основа слова оканчивается на парный звонкий -глухой звук).

Скажите какие слова вам не понятны?(дрожь-состояние человека ,когда он мелко подергивается, дрожит, например, от холода. Упряжь- приспособление, позволяющее запрячь лошадь. Страж- посмотрите это слово в толковом  словаре, ложь- неправда, вранье). Теперь вам все понятно, читаем по слову, кого я называю и объясняем,   записываем .(1- с ь или без ь писать, какую букву ставить перед ь или просто на конце слова).(слово молодежь- ж.р., с ь знаком на конце, а теперь проверяю, какую букву писать –ш или ж; молодежи, значит ж).(этажи,дрожать,упряжечка,стражник,лживый,чертежи,багажный,багажа).Какая цель выполнения упражнения? ( узнать, как в написании слов с основой на шипящий совмещаются две трудности: проблема парного звука глухого  согл. на конце слова и проблема принадлежности к м. или ж. роду).

Следующее упражнение 123,  на этой же странице.

Один ученик читает задание. Что нужно сделать. (Записать слова на желтом фоне в два столбика, смотря подсказку мыши на странице 156 и 155). Прочитайте эти подсказки. Что непонятно? Сейчас вы будете работать в парах, а затем проверим это упражнение вместе . На эту работу вам дается 5 мин. Можете приступать.

Проверка на слайде:   1 столбик: меч, шалаш, луч, ерш, еж, плащ, ландыш, товарищ, пейзаж, ключ, пляж.

2 столбик: рожь, дочь, мышь, вещь, помощь, речь,  ложь.

Поднимите, у кого нет ошибок? Поднимите руку, кто совершил ошибки ?В каких словах? (разбираем).

И последнее упражнение 124 на странице 156.

Один ученик читает задание.  Кто прочитает стихотворение?  После того как ребенок прочитал стихотворение: скажите, как правильно будут звучать предложения ? Как правильно пишутся слова  колбаса и картошка? Чтобы это выяснить, посмотрите в словаре «Пиши правильно».  Сейчас вы будете работать по вариантам. Первый вариант поднимите руку, вы в тетрадь записываете 1 и 4 предложения. Второй вариант поднимите руку, вы в тетрадь записываете правильно 2 и 3 предложения. После сверяете написание. Согласные вы проверяете самостоятельно. Написание гласных уточняете в словаре «Пиши правильно».

Кто прочитает стихотворение полностью,  как оно должно правильно писаться (орфографическое чтение)?

Закончим мы с вами словарным диктантом.

Я буду диктовать слова, а вы на листочках , которые у вас лежат на партах, записываете их правильно, подчеркивая орфограммы. Листочек не забудьте подписать. (плач, печь, трубач, мелочь, вещь,  клещ, овощ, помощь, шалаш, мышь, ландыш, рожь, ёж, пейзаж, этаж, ложь).

На доске вы видите правильное написание слов, сравните со своей работой и поставьте оценку.

0 ош.-5 /1-2 ош-4/ 3 ош-3/ более 3 ош-2

После звонка свои листочки кладете на край стола учителя.

Выполнять упражнения

Отвечать на вопросы

Решать проблемные ситуации

Работать в парах и самостоятельно

Анализировать свои знания

П: извлечение из текста необходимой информации.

Осознанное построение речевого высказывания.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

К: понимать точку зрения другого

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.

Л: самооценка на основе критерия успешности.

Л: самооценка на основе критерия успешности

7

Итог урока.Рефлексия.

Словес.: ответы на вопросы

2 мин.

- О чем мы сегодня разговаривали на уроке?( о написании слов-названий предметов м. и ж.р. с основой на шипящий звук).

Ребята у вас на столах лежат два квадратика голубой и фиолетовый. Если вам понравился урок в баночку вы кладете голубой квадратик , а если вы чего-то не поняли на уроке и он вам не понравился, то кладете фиолетовый.

Подводить итоги.

Отвечать на вопросы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.

8

Домашнее задание

1 мин.

Дома вам нужно будет выполнить задание в тетради для самостоятельной работы. Открываем дневники и записываем. Стр 52, задание 65. Прочитайте задание. Что от вас требуется ? (вставить пропущенные буквы в скобках, и записать проверочные слова).Урок окончен.

Записывать домашнее задание.

К: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события ,поступки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Берёза (ж. р.) завод (м.р.) билет (м.р.) рабочий (м.р.) газета (ж. р.) сорока (ж.р.) ворона (ж. р.) девочка (ж.р.)

Слайд 2

0 ош. – «5» 1-2 ош .-«4» 3 ош .- «3» Более 3 ош .- «2»

Слайд 3

М.Р. Ж.Р. Мяч Луч ключ Ночь Речь тишь

Слайд 4

0 ош. – «5» 1-2 ош .- «4» 3 ош.- «3» Более 3 ош .- «2»

Слайд 5

Тема: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук».

Слайд 6

Цель: Закрепить правило правописания мягкого знака на конце имен существительных м. и ж.р. после шипящих букв.

Слайд 7

Упряжь

Слайд 8

Страж

Слайд 9

М.Р. Ж.Р. Меч Шалаш Луч Ёрш Ёж Плащ Ландыш Товарищ Пейзаж Ключ Пляж Рожь Дочь Мышь Вещь Помощь Речь Ложь

Слайд 10

1)У Саши большой бутерброд с колбасой. 2) У Шуры большой бутерброд с колбасой. 3)У Саши салат из картошки. 4)У Шуры салат из картошки.

Слайд 11

плач, печь, трубач, мелочь, вещь, клещ, овощ, помощь, шалаш, мышь, ландыш, рожь, ёж, пейзаж, этаж, ложь

Слайд 12

0 ош. – «5» 1-2 ош .- «4» 3 ош.- «3» Более 3 ош .- «2»

Слайд 13

Домашнее задание Тетрадь для самостоятельной работы №1: Стр.52, задание № 65


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка во 2 классе ПНШ по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе ПНШ по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящие" . Урок построен в соответствии с ФГОС (урок открытия нового...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий"

Конспект урока по русскому языку с использованием технологии проблемного обучения и групповой формы работы....

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"....

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Написание тся и ться в глаголах" 4 класс (конспект + презентация)

Конспект урока и презентация по русскому языку на тему: "Написание тся и ться в глаголах" 4 класс. ПНШ...