Главные вкладки

    Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".
    методическая разработка по русскому языку ( класс) по теме

    Шеремет Наталия Валерьевна

    Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku.docx105.34 КБ

    Предварительный просмотр:

                                             Технологическая карта   урока  

                                                                                                                                                                         

    Класс:        2                      

    Предмет: русский язык

    Тема: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук        

    Цель:  

    познакомить учащихся с новой орфограммой; показать связь конечной буквы основы слова на шипящий с родом этого слова;

    научить детей делать правильный вывод о работе мягкого знака;        

    Предметные результаты: уметь работать  с Обратным словарем; уметь дифференцировать слова с основой на шипящий по родам

    Тип урока: Изучение нового материала

    Основные понятия: шипящие звуки, слова с  -ж,-ш, -ч,-щ на конце слов – муж.р., слова с  -жь,-шь, -чь,-щь на конце слов – жен.р.

    Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах  

    Материал:   1. Чуракова, Н. А. Русский язык 2 кл., в 3 ч. / Н. А. Чуракова. — М. : Академкнига  Учебник, 2012,   1 часть,  с.152-153

    2. Карточки с заданиями для дифференцированной работы

    Этап урока

    Деятельность учителя

            

    Деятельность учащихся

            УУД  

    ЛУУД – личностные универсальные учебные действия

    РУУД - регулятивные универсальные учебные действия

    ПУУД - познавательные универсальные учебные действия

    КУУД - коммуникативные универсальные учебные действия

    1. Мотивация

    (самоопределение)

    к учебной деятельности

    Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие.

        Прозвенел уже звонок ,

        Начинается урок.

        Слушаем, запоминаем,

        Ничего не упускаем!

     

    Личностные:

    формирование положительного  отношения  к процессу познания

    Регулятивные:

    нацеливание на успешную деятельность.

    II. Актуализация.

     

    Цель: активизация опорных знаний и умений по теме, обеспечение мотивации и принятия учащихся цели учебно-познавательной деятельности

    1. Чистописание

    Жж шш чч шш

    1. Словарная работа

    -Какие звуки обозначают эти буквы?

    - На какие две группы делятся звуки?

    - Как думаете , нужен ли этим звукам мягкий знак?

    Вывод:

    - Вспомните, для чего нужен мягкий знак?

    - Можем ли делать третий вывод?

    - Шипящие звуки: [ж], [ш], [ч’],[щ’].

    - [ж], [ш] – всегда твердые, [ч’],[щ’] – всегда мягкие

    - Для смягчения согласного звука.

    - Для разделения согласного и гласного звуков.

    - Нет

    Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

    III. Постановка учебной задачи

    Цель:формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения в совместной деятельности

    - Сегодня мы еще одну тайну русского языка узнаем?

    - Давайте проверим наше предположение.

    - Задание на внимание: вам нужно услышать шипящий звук на конце слова и хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны.

    Мышка, луч, камыш, гуашь, дочь, чудо, морж, жук, борщ, ложь, речь, щука, шашки, финиш

    - Попробуйте определить род этих слов –названий предметов.

    - Сформулируйте тему и цели  урока.

    - Правописание слов-названий предметов  с шипящими на конце слова. Род слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

    Познавательные:

    формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

    Коммуникативные:

    формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции

    Регулятивные:

      формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

    IV. «Открытие» новых знаний

    Цель: научиться определить род слов-названий предметов  с основой на шипящий звук

    Работа по учебнику. Упражнение 117, с.152

     - Откройте Обратный словарь на букву Ч?

    - Есть слова женского и мужского рода?

    В первом столбике будем писать слова-предметы мужского рода

    - Откройте Обратный словарь на букву ь. Прочитайте слова на -чь.        

    - Какого рода все эти слова?

    -Обратите внимание, что в словаре представлены не только слова-названия предметов, но и слова-названий действий: лечь, печь, течь, стричь, помочь.

    - Кто догадался, почему в словаре два раза написаны эти слова печь и течь?

    -Почему другие слова написаны всего по одному разу?

    -Выпишите пять любых слов-названий предметов на –чь.

    - Какого рода все эти слова?

    - Какой вывод вы можете сделать о работе мягкого знака?

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    - Нет, только мужского рода

    - Эти слова имеют разные значения.

    - Женского рода

    - Слова с основой на -чь женского рода.

    Регулятивные: планирование,

    прогнозирование;

    познавательные:

    логические:  решение проблемы, построение  логической цепи

    рассуждений; коммуникативные:

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    V. Первичное закрепление

            

    Цель: распознавать род слов-названий предметов с основой на шипящий звук

    Работа по учебнику

    1. Упражнение 118 (ч.1, с. 153)
    2. Упражнение 119 (ч. 1, с. 153)

    - Какой вывод можно сделать о написании слов мужского и женского  рода, основа которых оканчивается на шипящие звуки?

    Работают с Обратным словарем. Находят слова-названия предметов, основа которых оканчивается  на –ш и  -шь; -ж и –жь.

    - Слова с основой на шипящие -ж,-ш, -ч,-щ –   мужского рода, а с основой на шипящие -жь,-шь, -чь,-щь женского рода.

    Личностные:

    умение выражать мысли.

    Познавательные:

    ориентироваться в своей системе знаний

    Регулятивные:

    принимать и сохранять учебную цель и задачу

    устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

    Коммуникативные:

    проявлять внимание к суждениям товарищей.

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий

    Дифференцированная работа

    Карточка 1.

    Запиши правильно слова.

    Детены[ш], но[ч’], бро[ш], помо[щ’], мело[ч’], пла[ч’], клю[ч’], до[ч’], ве[щ’], бор[щ’].

    Карточка 2.

    Запиши слова-названия предметов правильно.

    C:\Users\Милеуша\Documents\4.jpeg

    Познавательные:

    перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

    Личностные:

    применять правила  делового сотрудничества.

    VIII.  Рефлексия учебной деятельности

    Цель: организовать оценивание уч-ся собственной деятельности на уроке; умение соотносить цели урока и результаты собственной деятельности

    -Какую новую тайну узнали сегодня о мягком знаке? Как пишутся слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук?

    -Что было легко?

    - Что было трудно?

    - Что понравилось?

    - Кто доволен своей работой на уроке?

    -Слова-названия предметов женского рода , оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся с мягким ( ь) знаком. Слова-названия предметов мужского рода , оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся без мягкого знака.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Личностные:

    оценивать собственную и коллективную деятельность.

    Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

    IX. Домашнее задание

    Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания.

    Учебник 1 часть, №120, с.154

            Литература: 1.Чуракова, Н. А. Русский язык 2 кл., в 3 ч. / Н. А. Чуракова. — М. : Академкнига  Учебник, 2012, 1-2 части.

            2. Чуракова, Н. А. Русский язык : 2 кл. : методическое пособие для учителя / Н. А. Чуракова,
    М. Л. Каленчук, Т. А. Байкова, О. В. Малаховская. -М. : Академкнига/Учебник, 2012

            3. Коржукова А.А. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 416 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Русский язык 2 класс Перспективная начальная школа «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»

    Технологическая карта урока – монопроекта по русскому языкупо теме: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»Класс: 2УМК: «Перспективная начальная школа»Да...

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов  мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...