Русский язык 2 класс Перспективная начальная школа «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кармазина Александра Владимировна

Технологическая карта урока – монопроекта по русскому языку

по теме: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»

Класс: 2

УМК: «Перспективная начальная школа»

Дата проведения урока:29.11.2013 г.

Подготовила и провела учитель высшей категории: Кармазина А.В.

Предмет: русский язык

Учебник:  «Русский язык» I часть, учебник «Русский язык» 2 часть, автор Н.А Чуракова

Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Однокоренные слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 29.11.2013._russkiy.tekhnologich_karta_otkrytogo_uroka.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока – монопроекта по русскому языку

по теме: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода     с основой на шипящий звук»

Класс: 2

УМК: «Перспективная начальная школа»

Дата проведения урока:29.11.2013 г.

Подготовила и провела учитель высшей категории: Кармазина А.В.

Предмет: русский язык

Учебник:  «Русский язык» I часть, учебник «Русский язык» 2 часть, автор Н.А Чуракова

Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Однокоренные слова»

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

      - воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

- формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;

- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитиеречи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Оборудование: Учебник «Русский язык» I часть, учебник «Русский язык» 2 часть,     обратный словарь, предметные картинки, таблички со словами, опорные таблицы. Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;

Этап

урока

Время, мин

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

 1
 

 Проверка

готовности обучающихся, их настроя на работу
 

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать!

 –
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Минутка чистописания.

5

Выход на тему урока

Жж жи  чиж сторож камыш жить

  Назовите лишнее слово.

Что общего в словах?

Определите род. Как определит

ь род слов-предметов? Выделите

 основу. В каких словах основа

 заканчивается на шипящий

звук?

- Назовите эти звуки.

- Обозначим их на письме.

([ж], [ш], [ч'],  [щ'])

- На какие две группы делятся

звуки?

([ж], [ш] – всегда твердые,

          [ч'],  [щ'] – всегда мягкие)

Наблюдение

Указывает объект наблюдения

Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Словарно-орфографическая работа.
 

 7
 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
 

 - Задание на внимание:

Будьте внимательны. Игра.

( мышка, луч, камыш, гуашь,

дочь,  чудо,  морж, жук, борщ,

ложь, речь, щука, шашки,

финиш.)

Какую работу выполняет мягкий

 знак в слове жить? Какую ещё

работу может выполнять ь?

приведите пример.

На доске написаны слова:

П…льто, в…р…бьи, к…ньки, пом…щь

- Прочитайте слова.
- Назовите орфограммы в словах. (безударные гласные, ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный). Объясните написание орфограмм. Что общего во всех словах?
- Выпишите слова в два столбика.
-
- Какие гласные вставили? Назовите их.
- Как вы распределили слова по двум столбикам?

- О чем задумались во время работы?
- На какой звук оканчивается слово?
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили?
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]? (нет).
- Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о которой мы узнаем на этом уроке.

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
 

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "значение мягкого знака на письме", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
 

вам

нужно услышать шипящий звук на конце слова и хлопнуть.

Выписывают слова в два столбика. Объясняют по каким признакам  распределили слова в два столбика (в один столбик выпишу слова, где мягкий знак выступает, как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком).

(куда выписать слово «помощь»).
(мягкий, шипящий).

(слово произносится так же, как и с мягким знаком).

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.


 

 
 

 

 .
 

 

;

 Работа над темой.
 

 11
 

 Подведение детей к самостоятельному выводу 
 

 Сегодня, ребята, мы будем продолжать учиться открывать для себя новые знания. Откройте учебник стр. 152. Сформулируйте, о чём мы будем говорить на уроке, тему урока

-  Рассмотрите картинку в

учебнике на с. 152.


- Заметили ли вы, что картинка

 поделена на две части?

- Какие предметы художник

изображает в левой части

картинки? (Шалаш, ёж, камыш,

ландыш)

- Какие предметы и художник

изображает в правой части

картинки? (Мышь, ночь, печь)

- Что интересного вы заметили?


- Какой вывод вы можете сделать

 о работе Ь: (стр. 152)

 

 Наблюдение, работа с текстом (сравнение) 

 Организует подводящий диалог, уточняет правило
 

(Слева изображаются такие предметы, как «ёж», «шалаш», «камыш» и «ландыш». Все слова - мужского рода пишутся без Ь на конце слов. Справа - такие предметы и явления, как «мышь», «печь», «ночь». Все слова женского рода написаны с Ь на конце слов)

А) Ь обозначает

мягкость

конечного

согласного;

Б) Ь показывает,

что все слова –

названия

предметов

женского рода?

- Какой вывод вы

сделаете о

написании слов мужского и женского рода, основа которых

оканчивается на шипящий?  

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Проверка понимания способа действия.
 

 Коллективное выполнение упражнения.
Открой Обратный словарь на букву ч.и  чь

Обозначим, что в первом столбике будут слова-предметы мужского рода (м.р.)

Выпишите по 5 слов.

 Доказатель-ство
 

 Дает образец короткого доказательства
 

 Работают с обратным словарём, обсуждают в паре, делают вывод, сравнивают и добавляют свои слова

Объясняют написания слов, делают выводы.
 

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

 Первичное закрепление нового материала
 

 7
 

 Развитие умения находить и исправлять ошибки (применять изученное правило). 

 Сказка о мягком знаке.

    Игра  «Помоги Незнайке». Слайд19-20)

 выполнить задание верно: глупыш, врачь, брошь, мелоч, печь, силач, калач, реч. Почему Незнайка ошибся?

Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль, работа на нетбуке
 

 Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
 

По очереди исправляют ошибки, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимо-проверку, рефлексию

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Деление на группы слова-предметы
 

Пла[ч’], пе[ч’], труба[ч’], мело[ч’], [реч’], мя[ч’], москви[ч’], [ноч’]

 Работа с учебником (№118, стр 153)
 

 Помещает слова 
на доску
 

 Читают хором с учебника, дополнительно – с листов групповой работы

Регулятивные:

 - умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;

Коммуникативные:

- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

- владение монологической и диалогической формами речи родного языка.

Психофизическая тренировка

1

Релаксация

Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.

Работа в парах

Организация психофизической тренировки

Выполняют упражнение для релаксации

Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Гимнастика для глаз.

1

Снятие усталости с глаз

Мульдимедийная презентация

Просмотр презентации

Организует выполнение гимнастики для глаз

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

 Самопроверка
 

 3
 

 Игра «Редактор».

На какие две группы можно поделить слова – названия предметов? (М. рода и ж. рода)

 Игра «Редактор»,  Диктовка, самопровер-

ка, самооценка
 

 Называет  слова
 

 Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями 
на доске, ставят констатирующую оценку

Коммуникативные:

 - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

 Подведение итогов
 

 2
 

 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

 - Какую новую тайну узнали сегодня о мягком знаке?

      - Как пишутся слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук?  

Рефлексия. За что вы хотели бы похвалить себя на уроке? А своих товарищей?


 

 Рефлексия, контроль,
 

 Задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки
 

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
 

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Этап разъяснения домашнего задания

1

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

- Спишите, разделяя слова на две группы.

Работа с тетрадбю на печатной основе

 с. 49

№ 60

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценночная деятельность)

1

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Работа по самооценки,

Смайлики.

Рефлексия, КОД

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 2 класс. "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук". УМК "Перспективная начальная школа"

Представлена презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук". Это первый урок из двух, предусмотренных про...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"....

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов  мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...