Урок по русскому языку "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Учить детей правописанию мягкого знака после шипящих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

Нычик Ольга Александровна, учитель начальных классов 


Цель урока: учить связывать предложение о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова;

Формировать умение выполнятьработу с Обратным словарём, выписывать слова, основы которыхоканчиваются на –Ш и ШЬ.

Задачи урока:
-
образовательная:

  1. познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака на конце слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук;

- развивающая:

  1. развитие умения анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;
  2. развитие внимания, зрительной памяти учащихся при работе со словарями;

- воспитывающая: 

  1. воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно; прививать любовь к русскому языку;

Оборудование: проектор, экран, компьютер.

Авторский медиапродукт – презентация 24 слайда (среда POWER POINT)

Оборудование:

  1. карточки с заданиями для исследовательской работы;
  2. презентация 24 слайда ;
  3. учебник русского языка для 2 класса (автор Н.А.Чуракова, , «Академкнига», 2010 год, ПНШ);  
  4. бланки для проверки знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.
Слайд № 1.
- Запишите в тетрадях сегодняшнее число и название работы.

II. Чистописание.
На доске:
ж        ч          ш         щ         ь
- Какие звуки обозначают буквы
ж, ш, ч, щ? 
- Для чего служит мягкий знак? (ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный).
- Пропишите каллиграфически правильно буквы.

III. Постановка проблемы.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи
На слайде №2:
П…льто, в…р…бьи, к…ньки, пом…щь.
- Прочитайте слова.
- Назовите орфограммы в словах. (безударные гласные, ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный). Объясните написание орфограмм.
- Выпишите слова в два столбика.
- По каким признакам вы распределите слова в два столбика? (в
один столбик выпишу слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком).
- Какие гласные вставили? Назовите их.
- Как вы распределили слова по двум столбикам?
Проверка.
(Слайд № 2)
- О чем задумались во время работы? (куда выписать слово «помощь»).

- На какой звук оканчивается слово? (мягкий, шипящий).
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]? (нет).
- Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о которой мы узнаем на этом уроке.

IV. Создание проблемной ситуации.
(Слайд № 3)
Устно:
Замените словосочетания одним словом:
Она бывает устной и письменной – речь
Человек, который играет на трубе – трубач
Место, где купаются и загорают – пляж
Растение, из молотых зёрен которого выпекают ржаной хлеб - рожь
- Что заметили в словах? (почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет).
- Какая проблема встает перед нами? (нам надо узнать, когда на конце слов-предметов после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет).

V. Открытие детьми нового знания.
- Сейчас будем работать парами.
- Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод.
(Слайд № 4)

Исследуем слова

  1. Прочитайте слово.  
  2. Определите род у слов-названий предметов.
  3. Какой звук слышится на конце слова?
  4. Подумайте, на какие группы можно распределить слова.
  5. Запишите слова, распределив их на группы.
  6. Чем отличаются слова из каждой группы?
  7. Сделайте вывод. Попробуйте сформулировать правило.

 (Слайд № 5). На экране слова:(распределите слова в 2 столбика)
Мяч, дочь, ключ, лещ, вещь, молодежь, карандаш, мышь, уж, ночь.
Каждая пара выполняет задание в тетрадях. Сравнивают свои работы. У доски рассказывают о своих исследованиях.
- Давайте проверим, как вы распределили слова в два столбика.
- Какова же работа мягкого знака в этих словах? (грамматическая, . Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)
- Какой вывод можно сделать? (мягкий знак после шипящих на конце  пишется только в словах женского рода в ед. ч., а у слов –названий предметов мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется).
- Схемой это можно записать так:
(Слайд №6)

VI. Работа с учебником (правило).
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом говорит наш учебник?
Чтение правила в учебнике с.152.
- Правы ли были мы с вами?

VII. Физминутка.
(Слайд № 7)
- Я буду называть слова мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову слово женского рода, вы шагаете, если услышите слово мужского рода – подпрыгивайте.
Дичь, чиж, ночь, грач, тишь, дочь, врач, брошь, кулич, мышь, плащ.

VIII. Закрепление полученных знаний.
- У каждого на парте имеется алгоритм работы, пользуясь которым вы не допустите ошибки при написании мягкого знака после шипящих у слов-названий предметов
а) - Пользуясь этим алгоритмом, выполним упражнение 118 на стр. 153
(Комментированное выполнение с подробным объяснением.)
- Какой вывод по этой работе мы можем сделать? Какую работу может ещё выполнять мягкий знак? (указывает на женский род слова)
б) - Отгадайте загадки, подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки (с мягким знаком в женском роде и без него в мужском роде).
(ученик - у доски)
(Слайд № 8)

1) Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою
Я любой замок.
(Ключ)
2) В небе — изба,
На избе — труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет
(Печь)
3) Мама речку в дом пустила.
Речка весело журчала,
Мама в ней бельё стирала.
А потом, а потом
Я купался под дождём.
(Душ)
4) Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она.
(Мышь)

5) Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
А потом вдруг убежала.
(Ёж)
6) Утка в море,
Хвост на заборе.
(Ковш)
7) Стукнешь о стенку —
А я подскачу.
Бросишь на землю —
А я отскачу.
Чтобы было! А что было?
(Мяч) 
8) Ходит вдоль каравая,
Его разрезая.
(Нож)

IX. Практическая работа.

Сейчас каждому предстоит побывать в роли учителей. (Слайд № 9). Один ученик написал текст, и я уже вижу в нём ошибки. Исправьте ошибки. Запишите правильно.

- Сколько ошибок насчитали? Какую оценку надо ставить такому ученику?
Самопроверка.

X. Картинный диктант.Самостоятельная работа.
(Слайды № 10 – 22)
- Запишите в тетради названия растений и животных, а также различных предметов, которые вы видите. (
ёж, ландыш, стриж, камыш, нож, шалаш, гараж, душ, морж, карандаш, мяч, врач ).

XII. Обобщение знаний по теме.

- Наш урок почти подошёл к концу. Давайте вспомним, над какой проблемой мы сегодня работали? Чему научились?

XIII. Итог урока. Рефлексия. 
- Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?
- Что было легко? Что было трудно?
- Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним небольшой тест:
(Слайд № 23)
1. На конце слов-названий предметов  ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
2. На конце слов-названий предмета  м. р. после шипящих:
а) пишется мягкий знак;

б) не пишется мягкий знак.
 

XIV. Домашнее задание.
Правило на странице 152, упражнение 120 на странице 154.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 2 класс Перспективная начальная школа «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»

Технологическая карта урока – монопроекта по русскому языкупо теме: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»Класс: 2УМК: «Перспективная начальная школа»Да...

Русский язык 2 класс. "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук". УМК "Перспективная начальная школа"

Представлена презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук". Это первый урок из двух, предусмотренных про...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"....

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов  мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...