Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа". Тема:"НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 2-м классе
«Перспективная начальная школа»
Подготовила учитель начальных классов Крупкина О.А.
Краснодарский край
ст. Михайловская
Тема: НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК
Цели: учить связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова; формировать умение выполнять работу с Обратным словарём, выписывать слова, основы которых оканчиваются на -Ж и –ЖЬ; умение анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;
развивать внимание, зрительную память учащихся; воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.
ТСО: проектор, экран, компьютер.
Оборудование: карточки со словами, презентация (среда POWER POINT)
Ход урока
1.Организация класса
2. Проверка рабочего места
3. Минутка чистописания
КТО ЧТО ОН ОНА
- Что помогают определить эти слова? (Род слов-названий предметов.)
(На вопросы Кто? Что? Отвечают слова-названия предметов.
Он, она - определяем род слов-названий предметов
4. Проверка домашнего задания
5. Словарная работа: Слайды. Ребусы.
1)коньки
- КАК НАЗЫВАЮТ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ЗАНИМАЕТСЯ КАТАНИЕМ НА КОНЬКАХ? (конькобежец)
2)мороз
-Подберите однокоренные слова к этому слову.(Морозец, морозище, морозный, морозно, заморозки, морозить. )
- Мороз – холод, стужа. Как называются слова, сходные по смыслу, но различные по написанию? (Синонимы)
3) деревня
Учащиеся записывают слова.
-Какой темой объединены все эти слова? (Зима)
-Составьте небольшой текст на тему «Зима», используя опорные слова:
Зима, мороз, Алёша, коньки, научился кататься, ледовая дорожка, весело бежит.
-Запишите предложение и выполните разбор предложения .
Ребята катаются на коньках.
6. Работа над темой урока
1) работа по учебнику
-рассмотрите картинку в учебнике на с. 152.
- Заметили ли вы, что картинка поделена на две части? Какие предметы ху дожник изображает в левой части картинки? Что интересного в названии этих предметов? А в написании слов, обозначающих эти предметы? (Аналогично организовано рассматривание пра вой части картинки.)
Слева изображаются такие предметы, как «ёж», «шалаш», «камыш» и «ландыш». Все слова - мужского рода пишутся без Ь на конце слов. Справа - такие предметы и явления, как «мышь», «печь», «ночь».
-Можете, не открывая Обратного словаря, сделать вывод о написании слов, основа, которых оканчивается на -Ж и -ЖЬ, -Щ и –ЩЬ?
-Как пишутся слова мужского и женского рода? Проверьте правильность своих выводов по Обратному словарю.
-Сделайте вывод. Сформулируй правило.
-Запишите по два примера на каждый случай.
м. р. ж. р.
плащ вещь
лещ мощь
багаж молодежь
пейзаж ложь
Физкультминутка.
8.Закрепление полученных знаний.
-Сказка о мягком знаке
Я хочу рассказать вам сказку.
Жила-была в Алфавитном саду очень странная буква. Буква, которая
когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву Мягкий Знак. Со словами-названиями действий с шипящим звуком на конце Мягкий Знак очень дружил. И поэтому он решил, что может занять место после шипящих и в словах-названиях предметов. Подошел Мягкий Знак к словам-названиям предметов женского рода и вежливо так сказал: Вы такие красивые, мягкие. Давайте с вами дружить!
Растрогались слова-названия предметов ЖЕНСКОГО рода с окончанием в корне на Ч, Щ , Ш, Ж и согласились дружить с Мягким Знаком.
Обрадовался Мягкий Знак, побежал к словам-названиям предметов мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие и закричал: Вы сильные. Давайте с вами дружить!
Но сильные слова-названия предметов мужского рода не захотели терять свою твердость. Они строго сказали Мягкому Знаку: «Пожалуйста, никогда не приставай к нам».
Вот так, с тех самых давних времен в словах-названиях предметов мужского рода Мягкий Знак никогда не ставится. А в словах-названиях предметов женского рода Мягкий Знак пишется всегда.
-работа по учебнику
-запишите правильно слова в упражнении 121: вещь, клещ, овощ, борщ, помощь, мощь, лещ, товарищ.
Почему так называют растения: шиповник, подсолнух, подорожник? От каких слов произошли эти слова? (Шиповник --шип, подсолнух — солнце, подорожник — дорога.)
Являются ли эти слова родственными своим словам-признакам? (Да.)
-Прочитайте слова в упражнении 122. Объясните их значения.
Дрожь - такое состояние человека (или животного), когда он мелко подергивается, дрожит (например, от холода). Уп ряжь - приспособление, позволяющее запрячь лошадь. Страж -сторож, охранник. Ложь - неправда, вранье.
4
-Что будем запоминать в первую очередь, а что во вторую?
1)с ь или без ь знака писать;
2)какую букву ставить перед Ь или просто на конце слова.
Проговаривайте, комментируя написа ние каждого слова. (Слово «молодёжь»-
женского рода, буду писать с мягким знаком на конце. А теперь проверю, какую бук ву писать - Ш или Ж: молодеЖи, значит, Ж».)
-самостоятельная работа
Каждый учащийся получает карточку со словом- названием предмета мужского и женского рода с основой на шипящий звук. Объясняет и доказывает соседу по парте как он его напишет, то же самое делает другой учащийся.
9.Обобщение знаний по теме.
-Над какой темой мы сегодня работаем? Какой вывод по этой теме можем сделать?
10.Домашнее задание: упр.123,правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа". Тема: "НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК".
Презентация урока русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа"....
Урок по русскому языку "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"
Учить детей правописанию мягкого знака после шипящих....
Русский язык 2 класс Перспективная начальная школа «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»
Технологическая карта урока – монопроекта по русскому языкупо теме: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»Класс: 2УМК: «Перспективная начальная школа»Да...
Русский язык 2 класс. "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук". УМК "Перспективная начальная школа"
Представлена презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук". Это первый урок из двух, предусмотренных про...
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"....
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс.Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук
Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук...