Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа". Тема:"НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме


 

Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Урок русского языка в 2-м классе

                                    «Перспективная начальная школа»

Подготовила учитель начальных классов Крупкина О.А.

Краснодарский край

ст. Михайловская

Тема: НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК

Цели: учить связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова; формировать умение выполнять работу с Обратным словарём, выписывать слова, основы которых оканчиваются на и –ЖЬ; умение анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;

развивать внимание, зрительную память учащихся; воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

 ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование: карточки со словами, презентация  (среда POWER POINT)

Ход урока

1.Организация класса

2. Проверка рабочего места

3. Минутка чистописания

    КТО  ЧТО  ОН   ОНА  

- Что помогают определить эти слова? (Род слов-названий предметов.)

(На вопросы  Кто? Что? Отвечают слова-названия предметов.

Он, она  - определяем род слов-названий предметов

4. Проверка домашнего задания

5. Словарная работа:  Слайды. Ребусы.

1)коньки

- КАК НАЗЫВАЮТ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ЗАНИМАЕТСЯ КАТАНИЕМ НА КОНЬКАХ? (конькобежец)

       

 2)мороз

-Подберите однокоренные слова к этому слову.(Морозец, морозище, морозный, морозно, заморозки, морозить. )

- Мороз – холод, стужа. Как называются слова, сходные по смыслу, но различные по написанию? (Синонимы)

3) деревня

Учащиеся  записывают слова.

-Какой темой объединены все эти слова? (Зима)

-Составьте небольшой текст на тему «Зима», используя опорные слова:

Зима, мороз, Алёша, коньки, научился кататься, ледовая дорожка, весело бежит.

-Запишите предложение и выполните разбор предложения .

  Ребята катаются на коньках.

6. Работа над темой урока

    1) работа по учебнику

-рассмотрите картинку в учебнике на с. 152.

- Заметили ли вы, что картинка поделена на две части? Какие предметы ху дожник изображает в левой части картинки? Что интересного в названии этих предметов? А в написании слов, обозначающих эти предметы? (Аналогично организовано рассматривание пра вой части картинки.)

 

Слева изображаются такие предметы, как «ёж», «шалаш», «камыш» и «ландыш». Все слова - мужского рода пишутся без Ь на конце слов. Справа - такие предметы и явления, как «мышь», «печь», «ночь».

-Можете, не открывая Обратного словаря, сделать вывод о написании слов, основа, которых оканчивается на и -ЖЬ, -Щ и –ЩЬ?

-Как пишутся слова мужского и женского рода? Проверьте правильность своих выводов по Обратному словарю.

-Сделайте вывод. Сформулируй правило.

-Запишите по два примера на каждый случай.

                            м. р.                           ж. р.

                             плащ                            вещь

                              лещ                       мощь

                            багаж                       молодежь

                           пейзаж                          ложь

Физкультминутка.

8.Закрепление полученных знаний.

         -Сказка о мягком знаке  

          Я хочу рассказать вам сказку.

Жила-была в Алфавитном саду очень странная буква. Буква, которая

когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву Мягкий Знак. Со словами-названиями действий  с шипящим звуком на конце Мягкий Знак очень дружил. И поэтому он решил, что может занять место после шипящих и в словах-названиях предметов. Подошел Мягкий Знак к словам-названиям предметов женского рода и  вежливо так сказал: Вы такие красивые, мягкие. Давайте с вами дружить!

 Растрогались слова-названия предметов  ЖЕНСКОГО рода с окончанием в корне на Ч, Щ , Ш, Ж и согласились дружить с Мягким Знаком.

Обрадовался Мягкий Знак, побежал к словам-названиям предметов мужского      рода, которые тоже оканчиваются на шипящие и закричал: Вы сильные. Давайте с вами дружить!

Но сильные слова-названия предметов мужского рода не захотели терять свою твердость. Они строго сказали Мягкому Знаку: «Пожалуйста, никогда не приставай к нам».

 Вот так, с тех самых давних времен в словах-названиях предметов  мужского  рода Мягкий Знак никогда не ставится. А в словах-названиях предметов женского  рода Мягкий Знак пишется всегда.

-работа по учебнику

-запишите правильно слова  в  упражнении 121: вещь, клещ, овощ, борщ, помощь, мощь, лещ, товарищ.

Почему так называют растения: шиповник, подсолнух, подорожник? От каких слов произошли эти слова? (Шиповник --шип, подсолнух — солнце, подорожник — дорога.)

Являются ли эти слова родственными своим словам-признакам? (Да.)

  -Прочитайте слова в  упражнении 122. Объясните их  значения.

Дрожь - такое состояние человека (или животного), когда  он  мелко подергивается, дрожит (например, от холода). Уп ряжь - приспособление, позволяющее запрячь лошадь. Страж -сторож, охранник. Ложь - неправда, вранье.

4

-Что будем запоминать в первую очередь, а что во вторую?

1)с ь или без ь знака писать;

2)какую букву ставить перед Ь или просто на конце слова.

Проговаривайте, комментируя написа ние каждого слова. (Слово «молодёжь»-

 женского рода, буду писать с мягким знаком на конце. А теперь проверю, какую бук ву писать - Ш или Ж: молодеЖи, значит, Ж».)

-самостоятельная работа

Каждый учащийся получает карточку со словом- названием предмета мужского и женского рода с основой на шипящий звук. Объясняет и доказывает соседу по парте как он его напишет, то же самое делает другой учащийся.

9.Обобщение знаний по теме.

-Над какой темой мы сегодня работаем? Какой вывод по этой теме можем сделать?

 

  10.Домашнее задание: упр.123,правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 2 класс Перспективная начальная школа «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»

Технологическая карта урока – монопроекта по русскому языкупо теме: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»Класс: 2УМК: «Перспективная начальная школа»Да...

Русский язык 2 класс. "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук". УМК "Перспективная начальная школа"

Представлена презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук". Это первый урок из двух, предусмотренных про...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"....

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов  мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...