Главные вкладки

    Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа". Тема:"НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК".
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме


     

    Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx21.2 КБ

    Предварительный просмотр:

                                            Урок русского языка в 2-м классе

                                        «Перспективная начальная школа»

    Подготовила учитель начальных классов Крупкина О.А.

    Краснодарский край

    ст. Михайловская

    Тема: НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК

    Цели: учить связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова; формировать умение выполнять работу с Обратным словарём, выписывать слова, основы которых оканчиваются на и –ЖЬ; умение анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;

    развивать внимание, зрительную память учащихся; воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

     ТСО: проектор, экран, компьютер.

    Оборудование: карточки со словами, презентация  (среда POWER POINT)

    Ход урока

    1.Организация класса

    2. Проверка рабочего места

    3. Минутка чистописания

        КТО  ЧТО  ОН   ОНА  

    - Что помогают определить эти слова? (Род слов-названий предметов.)

    (На вопросы  Кто? Что? Отвечают слова-названия предметов.

    Он, она  - определяем род слов-названий предметов

    4. Проверка домашнего задания

    5. Словарная работа:  Слайды. Ребусы.

    1)коньки

    - КАК НАЗЫВАЮТ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ЗАНИМАЕТСЯ КАТАНИЕМ НА КОНЬКАХ? (конькобежец)

           

     2)мороз

    -Подберите однокоренные слова к этому слову.(Морозец, морозище, морозный, морозно, заморозки, морозить. )

    - Мороз – холод, стужа. Как называются слова, сходные по смыслу, но различные по написанию? (Синонимы)

    3) деревня

    Учащиеся  записывают слова.

    -Какой темой объединены все эти слова? (Зима)

    -Составьте небольшой текст на тему «Зима», используя опорные слова:

    Зима, мороз, Алёша, коньки, научился кататься, ледовая дорожка, весело бежит.

    -Запишите предложение и выполните разбор предложения .

      Ребята катаются на коньках.

    6. Работа над темой урока

        1) работа по учебнику

    -рассмотрите картинку в учебнике на с. 152.

    - Заметили ли вы, что картинка поделена на две части? Какие предметы ху дожник изображает в левой части картинки? Что интересного в названии этих предметов? А в написании слов, обозначающих эти предметы? (Аналогично организовано рассматривание пра вой части картинки.)

     

    Слева изображаются такие предметы, как «ёж», «шалаш», «камыш» и «ландыш». Все слова - мужского рода пишутся без Ь на конце слов. Справа - такие предметы и явления, как «мышь», «печь», «ночь».

    -Можете, не открывая Обратного словаря, сделать вывод о написании слов, основа, которых оканчивается на и -ЖЬ, -Щ и –ЩЬ?

    -Как пишутся слова мужского и женского рода? Проверьте правильность своих выводов по Обратному словарю.

    -Сделайте вывод. Сформулируй правило.

    -Запишите по два примера на каждый случай.

                                м. р.                           ж. р.

                                 плащ                            вещь

                                  лещ                       мощь

                                багаж                       молодежь

                               пейзаж                          ложь

    Физкультминутка.

    8.Закрепление полученных знаний.

             -Сказка о мягком знаке  

              Я хочу рассказать вам сказку.

    Жила-была в Алфавитном саду очень странная буква. Буква, которая

    когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву Мягкий Знак. Со словами-названиями действий  с шипящим звуком на конце Мягкий Знак очень дружил. И поэтому он решил, что может занять место после шипящих и в словах-названиях предметов. Подошел Мягкий Знак к словам-названиям предметов женского рода и  вежливо так сказал: Вы такие красивые, мягкие. Давайте с вами дружить!

     Растрогались слова-названия предметов  ЖЕНСКОГО рода с окончанием в корне на Ч, Щ , Ш, Ж и согласились дружить с Мягким Знаком.

    Обрадовался Мягкий Знак, побежал к словам-названиям предметов мужского      рода, которые тоже оканчиваются на шипящие и закричал: Вы сильные. Давайте с вами дружить!

    Но сильные слова-названия предметов мужского рода не захотели терять свою твердость. Они строго сказали Мягкому Знаку: «Пожалуйста, никогда не приставай к нам».

     Вот так, с тех самых давних времен в словах-названиях предметов  мужского  рода Мягкий Знак никогда не ставится. А в словах-названиях предметов женского  рода Мягкий Знак пишется всегда.

    -работа по учебнику

    -запишите правильно слова  в  упражнении 121: вещь, клещ, овощ, борщ, помощь, мощь, лещ, товарищ.

    Почему так называют растения: шиповник, подсолнух, подорожник? От каких слов произошли эти слова? (Шиповник --шип, подсолнух — солнце, подорожник — дорога.)

    Являются ли эти слова родственными своим словам-признакам? (Да.)

      -Прочитайте слова в  упражнении 122. Объясните их  значения.

    Дрожь - такое состояние человека (или животного), когда  он  мелко подергивается, дрожит (например, от холода). Уп ряжь - приспособление, позволяющее запрячь лошадь. Страж -сторож, охранник. Ложь - неправда, вранье.

    4

    -Что будем запоминать в первую очередь, а что во вторую?

    1)с ь или без ь знака писать;

    2)какую букву ставить перед Ь или просто на конце слова.

    Проговаривайте, комментируя написа ние каждого слова. (Слово «молодёжь»-

     женского рода, буду писать с мягким знаком на конце. А теперь проверю, какую бук ву писать - Ш или Ж: молодеЖи, значит, Ж».)

    -самостоятельная работа

    Каждый учащийся получает карточку со словом- названием предмета мужского и женского рода с основой на шипящий звук. Объясняет и доказывает соседу по парте как он его напишет, то же самое делает другой учащийся.

    9.Обобщение знаний по теме.

    -Над какой темой мы сегодня работаем? Какой вывод по этой теме можем сделать?

     

      10.Домашнее задание: упр.123,правило.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Русский язык 2 класс Перспективная начальная школа «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»

    Технологическая карта урока – монопроекта по русскому языкупо теме: «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»Класс: 2УМК: «Перспективная начальная школа»Да...

    Русский язык 2 класс. "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук". УМК "Перспективная начальная школа"

    Представлена презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук". Это первый урок из двух, предусмотренных про...

    Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".

    Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"....

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов  мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...